Игры по развитию всех составляющих компонентов речи (старший дошкольный возраст)

Дыхание
 
"На приеме у врача"
ЦЕЛЬ: упражнять детей во всех видах дифференцированного дыхания (вдох ртом - выдох ртом, вдох ртом - выдох носом, вдох носом - выдох ртом, вдох носом - выдох носом.)
ХОД   ИГРЫ: Коллективное выполнение детьми упражнений по инструкции воспитателя. "Я сейчас послушаю вашу грудку. Сделали вдох ртом, а теперь выдохнули тоже ртом" и так далее. "А теперь послушаю спинку". Далее детям предлагается выполнять упражнение парами по инструкции воспитателя.
 
«Цветочный магазин»
(Мы в цветочном магазине. Воздух напоен разными ароматами. Запах какого-то цветка преобладает. Ищите запах, назовите этот цветок!) Медленно, спокойно глубоко вдохнули. Как бесшумно через расширенные ноздри вливается воздух! Грудная клетка- расширена (не поднята!) Плечи-«висят». Вдох. Задержка (ищем, нашли запах). Выдох.
«Чей пароход лучше гудит?»
Каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, посмотрите, как гудит мой пузырек, если я в него подую (пиит). Загудел, как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди вызывает всех детей, а затем предлагает погудеть всем вместе. Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова.
«Соревнование лыжников»
Фигурки лыжников (вырезанные из тонкого картона) стоят на крае стола. Вызываются попарно дети. Каждый ребенок садится напротив лыжника. Педагог предупреждает, что продвигать лыжника можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Поехали» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чей лыжник дальше уедет (проскользит по столу)
 
«Вьюга»
Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: у-у-у... Свистит ветер: с-с-с-с... Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш... Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла.
 
«Приятный запах»
У педагога два-три живых цветка, наиболее знакомых детям, например ландыши, фиалка, сирень. Цветы можно заменить фруктами с определенным запахом (апельсин, лимон, яблоко) или листьями (смородины, тополя, черемухи). Ребенок нюхает цветок и на выдохе произносит фразу «Хорошо пахнет» или «Очень приятный запах» и т.д.
«Медведица и медвежонок». 
Цель: развитие речевого дыхания.
Ход:Логопед вместе с ребенком обыгрывает сказку: «Жили-были медведь и медвежонок. И вот настала зима, улеглись медведи на зимнюю спячку в берлогу и крепко-крепко заснули. Кругом мороз, вьюги, а им все нипочем, спят себе и спят. Медведица дышала глубоко и ровно (логопед вдыхает ртом большой объем воздуха и медленно через рот выдыхает его, затем предлагает то же сделать ребенку), а медвежонок посапывал так (логопед вдыхает через рот, а выдыхает через нос, затем — ребенок). И так они проспали всю зиму. Наступила весна, медведи зевнули (логопед и ребенок имитируют зевок медведей без голосоподачи (руки в стороны)) и проснулись. Видят, берлога их еще не растаяла.
А им погулять хочется, праздник весны вместе с другими зверями встретить. Думали они, что делать, думали и придумали. Стали на лед дышать, дыханием его согревать (логопед и ребенок производят теплую воздушную струю, как при звуке [а], вдох через нос). Лед быстро растаял, вылезли из берлоги медведи и пошли на праздник весны песни петь да хороводы водить».
«Буратино» 
Цель: развитие речевого дыхания
Ход: Сейчас мы с вами перенесемся в замечательную сказку «Буратино» и превратимся в любимых героев
 Вспомните как Буратино попадает на болото к тетушке Тартилле и ее лягушкам. 
И.П.: Сидя по-лягушачьи, подняться - вдох 
исходное положение, на выдохе произнести - «ква» (выполнить несколько раз.)
Добрая тетушка Тартилла подарила Буратино золотой ключик и 5 золотых монет. Вспомните, кто охотился за Буратино, чтобы отобрать у него ключик и деньги? (кот Базилио и лиса Алиса) Помните как сердился кот Базилио?
И.П.: Стоя на четвереньках,выгнуть спину – вдох исходное положение, на выдохе изобразить шипение кота «ф-ф-ф»
А лиса Алиса была очень хитрая и любила подслушивать.
И.П. Сидя на коленях, поднять туловище, поворот головы в лево, затем в право, вдох
И. п. при выдохе произнести звук «ц-ц-ц-ц...» 
Но ни коту Базилио, ни лисе Алисе, ни злому Карабасу Барабасу не удалось отнять у Буратино золотой ключик. И вот он со своими друзьями открыл этим ключиком потайную дверцу. Что же было за этой таинственной дверью? (Театр)Правильно. Там был великолепный театр. Радости друзей не было конца. И.П. Основная стойка, развести руки в стороны – вдох, 
скрестить руки на груди, как бы обнимая себя, при выдохе сказать «Ах!» (несколько раз)
 
 
Фонематика и фонематический анализ и синтез
«Повтори»
Ребёнку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:
Мак-бак-так
Ток-тук-так                                    
Бык-бак-бок                                    
Дам-дом-дым                                  
Ком-дом-гном                                         
моток-каток-поток
батон-бутон-бетон
будка-дудка-утка
натка-ватка-ветка
клетка-плетка пленка
При восприятии слов необязательно знание понятий. Особенность этого и последующих подборов слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат труднопроизносимых звуков.
«Похоже - не похоже»
  Из каждых четырех названных взрослым слов ребёнок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:
Мак-бак-так-банан
Сом-ком-индюк-дом
Лимон-вагон-кот-бутон
Мак-бак-веник-рак
Совок-гном-венок-каток
Пятка-ватка-лимон-кадка
Ветка-диван-клетка-сетка       Каток-дом-моток-поток составу, не содержат труднопроизносимых звуков.
«Поймай звук»
Выделенные в звуковом потоке гласного звука (А, О, У, И, Ы, Э).
Взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, когда услышит). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд, например:
А – У – М – А – У – М – И – С – Ы – О – Э – Р – Ш – Ф – Л – В – З – Ж – Х – Ы – А
 
«Все предметы, названия которых содержат звук С»
Цель: закрепление умения выделять заданный звук в слове по представлению, развитие зрительного внимания, обучение счету.
Описание игры. Дана сюжетная картинка, на которой много предметных картинок, в том числе и содержащих в названии звук С (таких картинок должно быть двадцать)
 Ход игры. Детям дают рассмотреть картинку и назвать нужные предметы. Выиграет тот, кто назовет больше предметов. Дети накладывают фишки на найденные картинки, а ведущий затем проверяет правильность выполнения задания и определяет победителя.
 
 
«Найди фишке место»
 Цель игры: научить определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец), опираясь на громкое проговаривание.
Описание игры. Для игры понадобятся карточки, на каждой помещена предметная картинка и схема:  прямоугольник, разделённый на три части. В правом верхнем углу дана буква, обозначающая заданный звук. Кроме предметных картинок заготавливают фишки по числу карточек.
Ход игры. Играть может несколько человек, но не больше, чем заготовлено карточек. Все карточки и фишки лежат на столе. Играющие берут себе по одной карточке, рассматривают и называют вслух картинку, букву и определяют позицию заданного звука в слове - названии картинки, выкладывая на соответствующее место по схеме фишку. Затем берут следующую карточку. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не будут проанализированы. Выигрывает тот, кто успел правильно проанализировать большее количество карточек.
Картинки к игре: зебра(б), автобус(с), халат(л), аист(с), цапля(ц), улей(у), индюк(к), лось(о), зубр(р), ручка(ч), газета(т), часы(ы), кошка(ш), финиш(ш), солнце(ц).
Лото «Паронимы»
Цель: развитие умения различать слова – паронимы на слух.
 Описание игры. Игра состоит из больших карт, на которых нарисовано по несколько картинок, названия которых могут составить пары слов – паронимов, но парные картинки не находятся на одной карте. У ведущего – маленькие карточки с написанными словами.
Ход игры. Ведущий называет вслух слово. Тот ребенок, у которого на карте изображен данный предмет, должен поднять руку и произнести название своей картинки. При правильном ответе ведущий разрешает ему закрыть эту картинку фишкой или карточкой – названием данного слова (в таком случае дети будут упражняться в глобальном чтении). Если он ошибся, и на самом деле ведущим было названо парное слово, игрок получает штрафное очко. Выигрывает тот, кто быстрей закроет свои картинки и меньше получит штрафных очков.
Карточки со словами для игры: рак, мак, крыша, крыса, марка, майка, кадушка, катушка, коробок, колобок, душ, тушь, бант, бинт, суп,  зуб, дым, дом, гайка, галка, банка, папка, лещ, лес, башня, пашня, кит, кот, уточка, удочка, мышка, мишка, рожки, ложки, шар, шаль, жесть, шесть, лама, рама, ушки, утки, санки, танки.
«Составь слово»
Цель: учить выделять в словах первый звук и составлять из полученных звуков слова.
Ход игры. У детей по одной карте, у ведущего – буквы. Он называет букву, а дети просят себе нужные буквы и накладывают на нужные картинки. Когда все буквы будут собраны, ребёнок должен прочитать получившееся слово. Если он затрудняется сам прочесть слово, взрослый ему помогает, и таким образом обучает его первоначальному чтению.
«Разгадай ребус»
 Цель: научить выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов.
 Ход игры. Детям дают карточки, на которых изображены по две картинки. На карточке «спряталось» слово. Его надо составить, выделив из каждого слова – названия первые слоги, а затем из них сложить слово, например: ромашка, самолёт – роса. Выигрывает тот, кто составит больше слов.
Карточки с предметными картинками для игры:
Голуби, раки - гора
Бутылка, рябина - бура
Мячи, тазы - мята
Кораблик, жаворонок - кожа
Сухари, шары - суша
Ромашка, тазы - рота
Телефон, малина - тема
Чулок, дома - чудо
Вагон, рябина - Варя
Карандаш, банка - кабан
Банан, бабочка - баба
Колобок, марка - комар
Девочка, лопата - дело
Лисички, самолет - лиса
Шуба, ракета - Шура
«Кого позовут в гости»
Цель: научить определять количество звуков в словах, произносимых вслух самим ребёнком.
Ход игры. Играют четверо, у каждого играющего – какой-нибудь домик. На столе разложены предметные картинки с изображениями различных животных (по числу играющих), а также стопка карточек изображениями вниз. Дети выбирают себе нужные картинки из тех, что лежат изображениями вверх, - «находят хозяина дома». Затем каждый по очереди берет по одной карточке-картинке из стопки, называет вслух слово и определяет, надо «позвать в свой домик в гости эту картинку или нет». Если в слове – названии картинки, открытой ребенком, столько же звуков, сколько в солее – «хозяине, то в гости звать нужно, и тогда играющий получает право на дополнительные ходы до тех пор, пока встретится  неподходящая картинка. Если количество звуков другое, картинка подкладывается в конец стопки. Выигрывает тот, кто раньше созвал своих гостей. В один набор входит по четыре картинки с каждым количеством звуков. Картинный материал для игры: картинки -«хозяева»: кот, волк, кабан, собака; картинки- «гости»: три звука – оса, сом, жук, рак; четыре звука – коза, сова, бобр, крот; пять звуков – галка, жираф, сурок, мишка; шесть звуков – корова, курица, кролик, ворона.
«Разгадай ребус»
Цель: закрепить умение выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов.
Ход игры. Детям дают карточки, на которых изображены по три картинки, На карточке спряталось слово. Его надо составить, выделив из каждого слова- названия первые слоги, а затем из них сложить слово.
Карточки с предметными картинками  для игры:
Ухо, колокольчик, лыжи  - уколы
Ломы, шары, диван  - лошади
Гиря, тапочки, ракета  - гитара
Совы, лопата, машина  - солома
Огурец, пушка, карандаш  - опушка
Дома, ромашка, гиря - дороги
Карандаш, тюлень, шары – катюша
Оса, синица, наперсток  - осина
Орехи, совы, капуста - осока
Ворона, роза, тарелка  - ворота
Оса, куры, нитки  - окуни
Банан, заяц, рыба  - базары
Сова, балалайка, карандаш -  собака
 
«Из слогов  - предложение»
Цель: научить выделять первый слог из слова, составлять по первым слогам слова, а из них - предложения.
 Ход игры. Ребёнку даётся карточка-ребус, на которой зашифровано целое предложение. Каждое слово в данном предложении помещено на отдельной строчке. Ребёнок выделяет первые слоги каждой картинки, относящейся к одному слову, составляет из них слово и запоминает его. Затем на следующей строчке анализирует следующую группу картинок, составляет второе слово из первых слогов и так далее, пока не расшифрует все слова. Потом называет полученные слова по порядку, образуя предложение.
 
"Подбери рифму"
Цель: развивать фонематический слух.
Воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово.
По дороге шёл жучок,
Песню пел в траве ... (сверчок).
Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.
 
 
 
"Найди звук"
ЦЕЛЬ: уметь выделять слова (из пары слов) с заданным гласным звуком.
ХОД  ИГРЫ: Воспитатель говорит детям о том, что он будет называть пары слов, а вы - искать слова с нужным звуком: аист-воробей, сирень-астра, мак-розы, утка-галка, удочка-рыба, нос-уши, ива-дуб, снежинка-иней, изба-дом, озеро-река, лиса-ослик, окна-дверь, мак-розы, сыр-колбаса, удочка-рыба, лыжи-санки, мыло-губка и другие пары слов.
“Услышишь — Стой!”
Цели игры: развитие слухового внимания, фонематического слуха, фонематического
восприятия.
Назначается запретный звук (например, [С]). Дети становятся в линейку лицом к логопеду
на расстоянии 7-9 шагов. Логопед громко называет слова. На каждое слово играющие
должны сделать шаг вперед, за исключением того случая, когда в слове есть звук С в
любой позиции. В этом случае необходимо пропустить шаг.
Проигрывают ученики, первые достигшие логопеда.
 «Любопытный»
Цель: формирование  фонематических представлений
Игровой материал: фишки
Правила игры: На любой вопрос ведущего можно назвать только те слова, которые
начинаются со звука Б.
- Где был?- на балконе
- Кого видел?- бульдога
- Куда собираешься? – в булочную
- Что будешь покупать?- бублики, баранки
- Куда поедешь?- к бабушке в Букино
- Что наденешь?- блузку, брюки и т.д
«Упрямые Звуковички»
Цель: формировать представления о характеристике звуков 
Игровой материал: мяч
Правила игры:
Называем твердый согласный и бросаем мяч ребенку. Поймав мяч, он называет пару
заданного звука (маленького “братца”) и бросает мяч ведущему.
Например, Б-Бь
Л-Ль
К-Кь.
Или наоборот- большого “ братца”:
З-Зь
Ф-Фь
 
 
«Похоже - не похоже»
 Ход: Из каждых четырех названных взрослым слов ребёнок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:
Мак-бак-так-банан
Сом-ком-индюк-дом
Лимон-вагон-кот-бутон
Мак-бак-веник-рак
Совок-гном-венок-каток
Пятка-ватка-лимон-кадка
Ветка-диван-клетка-сетка
Каток-дом-моток-поток
 
 
«Повтори»
 Ход:  Ребёнку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:
Мак-бак-так
Ток-тук-так                                    
Бык-бак-бок                                    
Дам-дом-дым                                  
Ком-дом-гном                                         
моток-каток-поток
батон-бутон-бетон
будка-дудка-утка
натка-ватка-ветка
клетка-плетка пленка
 
«Кто найдёт двадцать предметов, названия которых содержат звук С»
Цель: закрепление умения выделять заданный звук в слове по представлению, развитие зрительного внимания, обучение счету.
Описание игры. Дана сюжетная картинка, на которой много предметных картинок, в том числе и содержащих в названии звук С (таких картинок должно быть двадцать)
 Ход игры. Детям дают рассмотреть картинку и назвать нужные предметы. Выиграет тот, кто назовет больше предметов. Дети накладывают фишки на найденные картинки, а ведущий затем проверяет правильность выполнения задания и определяет победителя.
 
«Замкни цепочку»
  Ход: Правило: к первому слову подбирается слово, начинающееся с того звука, каким заканчивается первое слово, третье слово должно начинаться с последнего звука второго слова и так далее. Игры могут быть устные, с перекладыванием мяча, а можно выполнить настольную игру с картинками и практиковать детей в выкладывании цепочки без предварительного громкого проговаривания, только по представлению.
 Чтобы исключить ошибку и приучить детей действовать по правилу, контролировать самостоятельно ход игры, цепочку следует сделать замкнутой. Если все операции выполняются в нужной последовательности, цепочка замыкается, т.е. начало сходится с концом. Начинать играть нужно с картинки, помеченной специальным значком.
 
 
 
Лексика
 
«Два - один»
Цель: учить образовывать из двух простых слов одно сложное:
- Небо и склон - небосклон,
- лес и полоса - лесополоса,
- птица и ферма -птицеферма,
- лист и падать - листопад,
- хлеб и делать - земледелец,
- лес и рубить - лесоруб,
- снег и падать - снегопад.
 
Какое это блюдо? Посуда?
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?
Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки)
Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины … )?
Какой сок из …(моркови, груши, апельсина)
Какая посуда бывает … (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая)? Привести примеры. Почему она так называется? (Стеклянная – сделана из стекла.)
 
Слова-родственники
 
Цель: упражнять в подборе однокоренных слов.
Медведь – медведица, медвежонок, медвежий,  медведушка …
Волк - волчица, волчонок, волчище, волчий, волчишко…
Лиса –лис, лисичка, лисёнок, лисонька, лисушка….
Близкие слова
Цель: формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.
Материал: Фишки
Осенью дни пасмурные      серые, унылые…    
Осенью часто погода бывает холодной   ветреной, дождливой…
Осенью настроение грустное   печальное, тоскливое…
Осенью дожди частые,…   холодные, проливные…
Небо покрывают серые тучи  тёмные, дождевые…
В начале осени бывают ясные дни,  безоблачные, светлые…
Поздней осенью на улице холодно   пасмурно, ветрено…
 
 
"Назови как можно больше предметов"
ЦЕЛЬ: активизация словаря детей, развитие внимания.
ХОД  ИГРЫ: Дети становятся в ряд и им по очереди предлагается называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто правильно и четко произносит слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех. Игра может носить тематический характер.
 
"Подбор прилагательных"
 Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям — словесный и не менее 2—3 образов.
Ход: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, "собака" — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.
 
"Узнавание"
Цель игры: узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий. Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, "зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная" — береза; "сверкает, землю согревает, тьму разгоняет" — солнце.
Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без особых затруднений "вычерпывал" из памяти необходимое слово, надо разнообразить варианты игр ("Какое бывает?", "Что делает?"). В дальнейшем основным правилом таких игр становится отсутствие повторов.
 
«Цепочка слов» 
Цель: в подборе слов — существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный — ветер, мороженое, вода, батарея; мокрый — одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать — кирпич, земля, шуруп и т. п.). То есть дети составляют своеобразный "поезд" из слов, где слова-вагончики соединены между собой. Например, исходное слово — "кошка".
 Кошка бывает какая?
 Пушистая, ласковая, разноцветная...
 Что еще бывает разноцветным?
 Радуга, платье, телевизор...
 Каким еще может быть платье?
 Шелковым, новым, прямым...
 Что еще может быть прямым?
 Линия, дорога, взгляд... и т. д.
 
 
«Кто кем был?»
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
Ход игры. Логопед, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: цыпленок — яйцом лошадь — жеребенком корова — теленком дуб — желудем рыба — икринкой яблоня — семечком лягушка — головастиком бабочка — гусеницей хлеб — мукой шкаф — доской велосипед — железом рубашка — тканью ботинки — кожей дом — кирпичом сильный — слабым.
 
 
«Кто кем будет?»
Цель: развитие мышления, воображения, быстроты реакции, расширение словаря.
Ход игры. Ведущий, бросая мяч детям, задает вопросы: «Кем (чем) будет — яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый» и т. д. Дети, бросая мяч обратно, могут дать несколько вариантов ответа. Например: «Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница».
«Кто вы мне и кто вам я, Если вы — моя семья?»
Цель: обучать детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников.
Ход игры. Логопед или ведущий, бросая мяч ребенку, задает вопрос, на который ребенок, возвращая мяч, должен ответить. Примерные вопросы: • Кем ты доводишься маме и папе? • Кто ты для бабушки и дедушки? • У тебя сестра или брат? • Назови двоюродных братьев и сестер. • Кем являются для тебя родители твоих двоюродных братьев и сестер? • А ты кто для них?
На этом мы закончим обзор игр с мячами. Еще раз хотим обратить внимание коллег и родителей на то, что игры с мячом универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело, интересно, облекая коррекционную работу в нетрадиционные формы.
«Эстафета»
Цель: активизация глагольного словаря.
 Ход игры. Играющие стоят в кругу. У ведущего палочка-эстафета. Он произносит какое-нибудь слово  и передаёт эстафету рядом стоящему ребёнку. Тот должен подобрать подходящее слово- действие и быстро передать палочку дальше. Когда эстафета вернётся к ведущему, он задаёт новое слово, но палочку передаёт в другом направлении. Если кто-то затрудняется назвать слово или подбирает неподходящее слово, ему дают штрафное очко. После того как игрок набрал три штрафных очка, он выходит из игры. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет меньше штрафных очков.
 Ход игры: собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет;  кошка – мурлыкает, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается.
 
«Я знаю три названия животных (цветов)» 
Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.
Ход игры. Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша, Витя, Коля, Андрей, Володя». Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте.
 
«Подскажи словечко» 
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Ход игры. Логопед, бросая мяч поочередно каждому ребенку, спрашивает: — Ворона каркает, а сорока? Ребенок, возвращая мяч логопеду, должен ответить: — Сорока стрекочет. Примеры вопросов: — Сова летает, а кролик? — Корова ест сено, а лиса? — Крот роет норки, а сорока? — Петух кукарекает, а курица? — Лягушка квакает, а лошадь? — У коровы теленок, а у овцы? — У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
 
«Кто может совершать эти движения?» 
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, называет глагол, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет существительное, подходящее к названному глаголу.
Логопед: Идет - Дети  Человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога; Бежит (Человек, животное, ручей, время); Летит (Птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, время, телеграмма); Плывет (Рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако).
 
«Что бывает круглым?» 
Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости. Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, логопед задает вопрос, на который ребе-нок, поймав пи мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч логопеду. логопед, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.
1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...)
2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур...)
3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф...)
4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...)
5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь...)
6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...)
7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...)
8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка...)
9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока...)
10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок...)
11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).
12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей...)
 
 
 
«Верно ли это?»
Цель: развитие слухового внимания, активизация глагольного словаря.
Ход игры. Детям читают стихотворение, содержащее нелепые ситуации. Дети должны ответить на вопрос: «Верно ли это? – после каждого предложения и доказать, почему они так считают. За правильный ответ получают фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.
  Верно ли это?
 Собирают сыр с кустов.
 С зайцами пасут коров.
 На лугу доят волов.
В пляс пускается медведь.
 Тыквы стали песни петь.
 Косят косари леса.
 На снегу лежит роса.
Верно ли, что как-то раз
От дождя нас зонтик спас?
Что луна нам ночью светит?
Что конфет не любят дети?
"Сравни предметы"
Цель: развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий деталей и частей предметов, их качеств.
В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т.д.
Взрослый сообщает, что в детский сад прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. "Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас - о другой. Рассказывать будем по очереди".
Например: Взрослый: "У меня нарядный фартук".
Ребёнок: "У меня рабочий фартук".
Взрослый: "Он белого цвета в красный горошек".
Ребёнок: "А мой - тёмно-синего цвета".
Взрослый: "Мой украшен кружевными оборками"
Ребёнок: "А мой - красной лентой".
Взрослый: "У этого фартука по бокам два кармана".
Ребёнок: "А у этого - один большой на груди".
Взрослый: "На этих карманах - узор из цветов".
Ребёнок: "А на этом нарисованы инструменты".
Взрослый: "В этом фартуке накрывают на стол".
 
«Дополни предложения»
- Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью..
- Зайчик летом, а зимой...
- Грибы растут..., а огурчики - на...
- Рыба живет в..., а медведь - в...
- Сахар сладкий, а лимон...
- Днем светло, а ночью..
 
 
 
 
Грамматика
«Измени слово»
Цель: упражнять в падежном и предложном согласовании.
Изменить слово «окно» в контексте предложения.
В доме большое … . В доме нет … . Я подошел к … . Я мечтаю о большом … . У меня растут цветы под … .
 
«Закончи предложение»
Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.
Материал: текст стихотворения.
Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.
И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.
Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.
Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.
Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.
И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.
Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!
Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,
Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.
А когда собрал их много, то отправился домой,
И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.
Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,
А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!
«Какая картинка не нужна?»
 Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.
 Ход игры. Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.
«Составь предложение»
Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций.
Ход игры. Логопед бросает мяч кому-нибудь из детей произнося при этом несогласованные слова (например: «Девочка играть»). Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов («Девочка играет») и бросает мяч обратно логопеду.
 
«Правильно или нет?»
 
Цель: учить находить грамматические ошибки.
Ход игры.  «Как вы думаете, можно ли так сказать?»
1. Мама ставит вазу с цветами в стол.
2. Когда хотят что-то купить теряют деньги.
3. Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.
4. В полу лежит красивый ковер.
«Почему предложения неточные? – воспитатель дополнительно спрашивает у детей.
 
"Подумай и измени"
ЦЕЛЬ: учить детей употреблять имена существительные мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа в винительном и творительном падежах.
ХОД  ИГРЫ: Воспитатель предлагает ребенку закончить фразу, изменив единственное число на множественное.
Я купил елку - я купил елки
Я кормлю белочку - я кормлю белочек
Я повесил на елку фонарик - …фонарики
Я иду за клюшкой -…клюшками
Я чищу шапку - …шапки
Я вижу зайца - …зайцев
Я сыплю синичке крошки - Я сыплю синичкам крошки
и так далее.
 
 
"Слова"
ЦЕЛЬ: учить детей согласовывать имена существительные с прилагательными.
ХОД  ИГРЫ: Воспитатель предлагает ребенку отвечать на вопросы, употребляя и правильно изменяя слово "белый" (например).
Куртка какая?  Белая
Сапоги какие? Белые
Поле какое? Белое
Снеговик какой? Белый
Аналогично другое прилагательное:
Снег какой? Серебристый
Дорога какая? Серебристая
Ветки какие? Серебристые
Озеро какое? Серебристое и так далее
 
«Один и много»
 Цель: учить изменять слова по числам.
 Ход игры. «Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а вы назовете слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу «карандаш», а вы должны сказать «карандаши».
Слова для игры:
Книга, ручка, лампа, стол , окно
город, стул , ухо, брат, флаг
ребенок, человек, стекло , трактор, озеро, имя, весна, друг, семя, арбуз
 «А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а вы – один».
 Слова для игры:
когти, облака, волны, листья
цветы, пилы, молодцы, стебли
 
 
«Добавь слова»
Цель: научить составлять распространенные предложения.
 Ход игры. «Сейчас я скажу предложение.  Например,  «Мама шьёт платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно? (шёлковое, летнее, легкое, оранжевое).  Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» Мама шьёт шёлковое платье. Мама шьёт летнее платье. Мама шьёт лёгкое платье. Мама шьёт оранжевое платье.
 Предложения для игры:
Девочка кормит собаку.
Пилот управляет самолётом.
Мальчик пьёт сок.
 
«Найди ошибку»
 Цель: учить находить смысловую ошибку в предложении.
Ход игры. «Послушайте предложения и скажите, все ли в них верно. Как нужно исправить предложение?»
1. Зимой в саду расцвели яблоки.
2. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.
3. В ответ я киваю ему рукой.
4. Самолёт сюда, чтобы помочь людям.
5. Скоро удалось мне на машине.
6. Мальчик стеклом разбил мяч.
7. После грибов будут дожди.
8. Весной луга затопили реку.
9. Снег засыпало пышным лесом
 
«Правильно или нет?»
Цель: учить находить грамматические ошибки.
Ход игры.  «Как вы думаете, можно ли так сказать?»
1. Мама ставит вазу с цветами в стол.
2. Когда хотят что-то купить теряют деньги.
3. Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.
4. В полу лежит красивый ковер.
«Почему предложения неточные? – воспитатель дополнительно спрашивает у детей.
 
 
«Собери пять»
 Цель: научить относить единичные предметы к определенным тематическим группам.
 Ход игры. Для игры надо заготовить набор предметных картинок, состоящий из нескольких тематических групп (одежда, посуда, игрушки, мебель и т.д.) Играет несколько человек, по количеству тематических групп. Картинки лежат на столе изображениями вниз. Каждый берёт по одной картинке, называет её  и родовое понятие, к какому относится данная картинка. Таким образом, устанавливается, какую группу будет собирать каждый участник. Если выбраны одинаковые группы, открывают ещё по одной картинке. Затем ведущий показывает играющим по одной картинке, а они должны просить себе ту или иную картинку: «Мне нужна кукла, потому что я собираю игрушки». Выигрывают тот, кто первый собрал свою группу картинок (количество картинок в каждой группе должно быть одинаковым, например, по шесть картинок).
 
 
 
 
Связная речь
«Объясните, почему…»
Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.
Ход игры: воспитатель объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.
 Незаконченные предложения для игры:
Вова заболел…   (простыл)                       Мама взяла зонт… (идёт дождь)
Дети легли спать… (поздно)                     Очень хочется пить… (жарко)
Лед на реке растаял… (тепло)                   Деревья сильно закачались… (дует ветер)
Стало очень холодно… (пошёл снег)
 
«Верно ли это?»
Цель: развитие слухового внимания, активизация глагольного словаря.
Ход игры. Детям читают стихотворение, содержащее нелепые ситуации. Верно ли это? – после каждого предложения и доказать, почему они так считают. верно ли это?
 Собирают сыр с кустов.
 С зайцами пасут коров.
 На лугу доят волов.
В пляс пускается медведь.
 Тыквы стали песни петь.
 Косят косари леса.
 На снегу лежит роса.
 Верно ли, что как-то раз
От дождя нас зонтик спас?
Что луна нам ночью светит?
Что конфет не любят дети? 
«А я бы…»
 
Цель: развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию.
Ход игры. После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.
 
 
«Исправь ошибку»
 
Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.
 Ход игры. Перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.
 
 
 
«Подними цифру»
Цель: научить определять количество слов в предложении на слух.
Ход игры. Ведущий произносит вслух предложение, а дети подсчитывают количество слов и поднимают соответствующую цифру. Первоначально для анализа используются предложения без предлогов и союзов.
Предложения для игры:
1.     Алеша спит.
2.     Петя кормит кур.
3.     Врач лечит больного ребёнка.
4.     Мама купила Наташе красивую куклу.
5.     Сильный спортсмен легко поднял тяжёлую штангу.
 
 
«Зачем нам эти вещи»
Цель: научить использовать в речи сложноподчинённые предложения цели.
Ход игры.  Перед игроками лежат разные предметы: мяч, карандаши, книга, кукла, грузовичок, скакалка и другие игрушки. Дети должны выбрать себе любой предмет, но объяснить,  для чего он нужен. В предложении должен быть использован союз чтобы: «Я взял карандаш, чтобы рисовать».
 
«Составь два рассказа»
Цель: научить различать сюжеты разных  рассказов.
Ход игры. Перед ребёнком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы по каждой серии.
 
«Кто больше знает»
Дидактическая задача: Развивать память детей; обогащать их знания о предметах, воспитывать такие качества личности, как находчивость, сообразительность.
Игровое правило. Вспомнить и назвать, как один и тот же предмет может быть использован.
 Ход игры. Воспитатель говорит:    - У меня в руках стакан. Кто скажет, как и для чего его можно использовать?
Дети отвечают:
   - Пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши.
  - Правильно, - подтверждает воспитатель и если нужно, дополняет ответы ребят. Теперь давайте поиграем. Я буду называть различные предметы, а вы вспомните и назовите, что с ними можно делать. Постарайтесь сказать как можно больше. 
 
 
 
«Размытое письмо»
 Цель: Упражнять в составлении распространенных упражнений.
  Материал. Игрушечный мишка.
  Организация. Воспитатель:
 - Медвежонок получил письмо от брата. Но дождём размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот это письмо: «Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что … я долго блуждал по лесу и … Выйдя на поляну, я попал …  Я попал в яму, потому что …  Там было так глубоко, что… Пришли охотники и …  Теперь я живу в…  У нас есть площадка для …  На площадке для молодняка есть много … Мы играем с …  За ними ухаживают…  Они нас любят, потому что… Скоро к нам приедет дрессировщик из…  Надеюсь попасть в …  Как здорово уметь… Жди следующего письма из …  До свидания. Топтыгин».
 Читая письмо, воспитатель интонацией побуждает детей дополнять предложения.
 
«Живые слова»
 Цель: Упражнять в составлении предложений по структурной схеме.
Организация. Каждый ребёнок изображает слово. Воспитатель: - Пусть Слава изображает слово «медвежонок»; Аня – слово «любит». Какое третье слово выберем? (Мёд) Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Медвежонок мёд любит). Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (Мёд любит медвежонок). Заменим слово «мёд» другим. Катя будет теперь словом «кувыркаться». Прочитайте предложение (Кувыркаться любит медвежонок). А теперь? (Медвежонок любит кувыркаться).
 Составьте свои предложения со словом «медвежонок». (Медвежонок косолапый, Медвежонок любит малину, Медвежонок спит...)
 
«Придумай предложение»
  Цель: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
  Игровое правило. Передавать камешек другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом.
 Ход игры. Дети и Воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры:
  - Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Даше камешек. Она возьмет камешек и быстро ответит «Я живу близко от детского сада». Затем она назовёт свое слово и передает камешек рядом сидящему. Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий.  Так по очереди по кругу  камешек переходит от одного играющего к другому. 
 
«Распутай слова»
  Цель: учить составлять предложения,  используя данные слова.
  Ход игры. Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?
Предложения для игры:
1. Дымок, идёт, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мёд.
3. Стоят, вазе, цветы, в.
4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.
 
 
 
 
"Закончи предложение"
Цель: употребление сложноподчиненных предложений.
Ход: воспитатель предлагает детям закончить предложение:
Мама положила хлеб… куда? В хлебницу.
Мама насыпала сахар… куда? В сахарницу.
Бабушка сделала вкусный салат и положила его … куда? В салатницу.
Папа принес конфеты и положил их…куда? В конфетницу.
Марина не пошла сегодня в школу… почему? Потому что заболела.
Мы включили обогреватели… почему? Потому что стало холодно.
Я не хочу спать… почему? Потому что еще рано.
Мы поедем завтра в лес.. Если будет хорошая погода.
Мама пошла на рынок… для чего? Чтобы купить продукты.
Кошка забралась на дерево… для чего? Чтобы спастись от собаки.
«Сравни предметы»
 Цель: Активизировать в речи детей прилагательные, упражнять в сравнении 2 предметов. Упражнять в составлении предложений с союзом «а».
Оборудование: Карточки, разделенные на 3 части
(огурец – вишня, картофель – груша, помидор – тыква; яблоня – клен, береза – дуб)
Ход игры: Педагог предлагает детям сравнить два предмета, изображенных на карточке используя короткое слово (союз) – а. Например: яблоко желтого цвета, а морковь – оранжевого цвета и т.д.
«Найди картинке место»
 Цель: научить соблюдать последовательность хода действия.
Ход игры. Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.
 Наборы серийных картинок для выкладывания
 
«Нарисуй сказку»
Цель: научить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании.
Ход игры. Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой.
Конечно, можно ребёнку помочь, показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета.
 
 
«Задай  вопрос»
Цель: Побуждать детей к использованию в речи вопросительных предложений. Учить задавать вопросы по заданной теме, и отвечать полным ответом. Побуждать детей быть доброжелательными и приветливыми.
Ход: Дети садятся в круг. Педагог первым задает вопрос, рядом сидящему ребенку. Ребенок, после того как ответит на вопрос педагога, задает свой вопрос следующему ребенку и т.д. последний ребенок задает вопрос логопеду; после чего выбирается самый интересный вопрос. Педагог отмечает тех детей, которые были приветливы, задавая вопрос товарищу.
 
«Вам посылка»
Цель: учить детей составлять описательный рассказ. Обогащать речь детей прилагательными, обозначающими цвет, размер, и другие признаки предмета.
Оборудование: игрушки, запакованные в пакеты по числу игроков.
Ход игры: Игрушки укладываются в грузовую тележку – это посылки. Почтальон разносит посылки. Первый пакет достается педагогу. Он заглядывает в пакет и рассказывает, что получила: описывает предмет, определяет его цвет, форму; говорит, как с ним действовать. Дети слушают и отгадывают, что за посылка пришла педагогу. Затем дети по примеру педагога  рассказывают о своих посылках. 
 
«Зашифрованный рассказ»
Цель: закреплять умение  детей пересказывать текст с опорой на картинки – символы. Развитие логического мышления, памяти.
Ход игры: Взрослый говорит: «Я начинаю игру. Я кладу картинки по порядку и рассказываю по ним историю». Логопед выкладывает 5-6 картинок и рассказывает по ним историю. После чего картинки убираются. Логопед предлагает заменить картинки символами и рассказать по ним услышанную историю.
 
«Садовник»
Цель: Упражнять в описании цветка. Продолжать учить детей при описании использовать как можно больше слов-определений.
Оборудование: картинки с изображением цветов, овощей, фруктов, лейка.
Ход игры: Дети садятся вокруг стола, на котором лежат картинки рисунком вниз. Один ребенок – садовник. С лейкой в руках он обходит детей и говорит: «У меня большой сад. Подойди ко мне, Анечка, сорви что-нибудь». Ребенок, которого садовник вызывает к столу, выбирает себе картинку, смотрит на неё и описывает так, чтобы дети угадали, что сорвано. Затем вытянувший картинку ребенок становится садовником. Игра продолжается до тех пор, пока не будут разобраны все картинки.
 
 
 
«Придумай умные вопросы»
Цель:  Продолжать учить детей задавать поисковые вопросы.
Оборудование: Картинка или игрушка зайца. Мяч, спички, часы, ключ, карандаш, резинка, нитки.
Ход игры: Логопед: К нам в гости пришел Зайка. Он очень любит отвечать на вопросы «Почему?». Давайте придумаем ему трудные вопросы о предметах, которые лежат на столе (мяч, спички, часы и т.д.). Например: «Почему остановились часы?» (Часы остановились, потому что их забыли завести.)
Усложнение: на вопросы отвечают дети, а не Зайка.
 
«Венок из предложений»
Цель:  Продолжать учить детей придумывать предложения.
Ход: взрослый предлогает первое предложение и объясняет, что последующие предложения, которые будут придумывать дети долны начинаться с последнего слова предыдущего предложения. 
Например: на столе лежит книга. Книга о собаке.
Собака грызла кость. И тд
«Согласие – несогласие»
Цель: формировать у детей умение утверждать или оспаривать тезис, обосновывать свое мнение.
Воспитатель. Сегодня будет дождь.
Дети. Нет, не будет, потому что небо чистое.
Воспитатель. Все птицы улетают в теплые края.
Дети. Нет, некоторые остаются зимовать (воробей, ворона, галка).
Воспитатель. Это - рыба.
Дети. Нет, это не рыба. Это - мышонок. Рыба не умеет бегать, а мышонок умеет.
 
«Распространи предложение»
Цель: развитие у детей умения строить данные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Ход игры: Детям предлагается продолжить и закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, логопед начинает предложение так: «Дети идут.(Куда? Зачем)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы.» Этот вариант помимо обогащения грамматического опыта может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным жизненным ситуациям.