Интеграция общего и дополнительного образования в МБОУ СОШ п. Таёжный
В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начала строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. В российской школе впервые общее и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного (а не только интеллектуального) развития каждого ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_integratsiya.docx | 24.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Советского района
Интеграция общего и дополнительного образования
в МБОУ СОШ п. Таёжный
Докладчик
Василькова Н.П. ,
заместитель директора
Интеграция общего и дополнительного образования
в МБОУ СОШ п. Таёжный
В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начала строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. В российской школе впервые общее и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного (а не только интеллектуального) развития каждого ребенка, для социализации детей требующих особой заботы, детей с девиантным поведением.
Цель такого взаимодействия – создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме – ближайшей среде жизнедеятельности ребенка. Именно в комплексе общего и дополнительного образования разрабатывается единая диагностическая система, создаётся единый диагностический инструментарий в оценивании личностных, метапредметных результатов обучающихся.
Реализация данных задач требует от педагогов, реализующих программы дополнительного образования, профессиональной мобильности, готовности к непрерывному повышению квалификации, профессиональной переподготовки; от руководителя образовательного учреждения – анализа образовательных потребностей, осуществления непрерывного мониторинга качества образовательных услуг
Социокультурная среда г.п. Таёжный с численностью жителей около 2,5 тыс.чел. не совсем удовлетворяет потребности нравственно-эстетического воспитания и потребности дополнительного образования. Это сказывается на менталитете обучающихся, поскольку отсутствует благоприятное культурное, научное окружение. В связи с этим возникает необходимость создания путём интеграции общего и дополнительного образования системы внеклассных, внешкольных программ, направленных на развитие личности обучающихся, их социальную адаптацию.
У нас в школе реализуется модель «Школа - социокультурный образовательный комплекс», в который входят: учебные предметы + кружки, секции, клубы дополнительного образования на базе школы + детские объединения социальных партнёров (КСК «Содружество», СРЦ «Берегиня», Центр «Созвездие», библиотека, филиал музыкальной школы п. Пионерский и др.+ учреждения и предприятия (Центроспас-Югория», администрация г.п. Таёжный, ВУЗы и ССУЗы и др.)
Для реального осуществления интеграции необходимо принять во внимание следующие принципы: согласованность, комплексность, долгосрочность, разноуровневость, выдерживая при этом направленность интеграции по образовательным областям (группам предметов) Базисного учебного (образовательного) плана для ОУ РФ.
Предметная образовательная область | Направленность интеграции |
Филология | Расширение кругозора, словарного запаса, повышение качества обученности |
Математика и информатика | Развитие логического мышления, пространственного воображения |
Общественно-научные предметы | Расширение кругозора, словарного запаса, повышение качества обученности |
Естественно-научные предметы | |
Искусство | развитие у учащихся способностей творческого мышления, проявления инициативности, ценностное отношение к искусству. Развитие памяти, расширение кругозора, формирование культуры поведения на сцене |
Технология | Использование практических навыков в быту, развитие эстетического вкуса и чувства прекрасного |
Физическая культура | Формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья, воспитание силы воли, дисциплины, толерантности. Подготовка учащихся к судейству |
В связи с этим в МБОУ СОШ п. Таёжный в рамках интеграции общего и дополнительного образования определены следующие направления:
Интеграция | Количество учащихся | Формы взаимодействия | |||
Направления развития личности | Учебные предметы | Внеурочная деятельность ОУ | Социальные партнёры | ||
Спортивно-оздоровительное | Физическая культура | Клуб «Патриот» | 18 | Смотр строя и песни Пост № 1 Соревнования по пейнтболу | |
Корригирующая гимнастика | 21 | Соревнования школьного, районного уровня | |||
Спортивная гимнастика | 15 | Соревнования школьного уровня | |||
Баскетбол | 28 | Соревнования школьного, районного, регионального уровня | |||
Бокс | 35 | Соревнования школьного, районного уровня, регионального уровня | |||
Лыжная секция | Соревнования школьного, районного уровня, регионального уровня | ||||
Футбол | Соревнования школьного, районного уровня | ||||
Хоккей | Соревнования школьного, районного уровня | ||||
Плавание | Соревнования школьного, районного уровня | ||||
Тхэквондо | 1 | Участие в олимпиадах, соревнованиях от школьного до международного уровня | |||
Духовно - нравственное | Музыка, искусство, литература | ВИА | КСК «Содружество» | 10 | Выступления на школьном и районном уровне, в КСК «Содружество», участия в рок-фестивале п. черёмухово (свердловская обл.), г.Урай, г. Нягань |
Вокальная студия «Жаворонок» | Филиал музыкальной школы п. Пионерский | 15 | Районный конкурс «Весеннее настроение» Выступления на концертах в школе, КСК «Содружество» | ||
Вокальная группа «До-ми-солька» | Филиал музыкальной школы | 10 | Фестиваль песни «Две звезды», «Все народы в гости к нам», проведение фестиваля английской песни. | ||
Изостудия «Страна фантазий» | 60 | Участие в районных конкурсах рисунков | |||
Театральное объединение «Праздник каждый день» | 22 | Районный конкурс «Синяя птица» Подготовка и выступления на концертах к праздничным датам Участие в акции «Забота» | |||
Общеинтеллектуальное | Математика, физика, химия, биология | Умники и умницы | подготовка к ГИА, олимпиадам, проектной деятельности | ||
Одарённые дети | 7 | Участие в олимпиадах, соревнованиях от школьного до международного уровня; Защита проектов; Участие в сборах Ассоциации Советского района; Волонтёрство; Участие в районном конкурсе «Лидер» 1 место | |||
Социальное | Обществознание, география, технология | «ДЮП» | «Центроспас –Югория» по Советскому району | 14 | Экскурсии в пожарную часть п. Пионерский, п. Таёжный Районные конкурсы: «Я – спасатель», «Охрана труда глазами юных жителей Земли» |
«ЮИД» | 8 | Конкурс программ «Зелёный огонёк»; Интернет-акция «Безопасность детей на дороге»; «День памятки жертв ДТП»; «Безопасное колесо» | |||
Волшебный сундучок | «Созвездие» | 41 | Участие в международном конкурсе «Талантоха» Участие в очных и дистанционных олимпиадах, конкурсах проектных работ; участие во всероссийских конкурсах «Радуга талантов» | ||
Общекультурное | История | Музей имени Н.Курченко | Проведение экскурсий, уроков в школьном музее Проведение мероприятий Дня открытых дверей |
Таким образом, видно, что происходит наложение, взаимопроникновение и взаимодополнение образовательных программ учреждений дополнительного образования детей и социальных партнёров на типовые программы образовательного учреждения, и соответственно содержание всех программ направлено на получение качественно новых результатов интегрирования.
Всего дополнительным образованием охвачено 143 учащихся (61 %), из них дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации и состоящие на учётах – 100 %.
Интеграция даёт следующие положительные результаты:
1. Наблюдается положительная динамика в изменении качества знаний учащихся.
2. Уменьшается число учащихся, состоящих на внутришкольном учёте и на учёте ОДН и КДН (на начало 2015-2016 уч.г. было 6 чел., на конец – 0 чел.).
3. Увеличивается количество участников, победителей и призёров олимпиад, творческих конкурсов, спортивных состязаний.
4. Снижение количества конфликтных ситуаций среди учащихся (с 4 до 1).
5. Уменьшение количества правонарушений (с 4 случаев до 2)
В школе при детальном рассмотрении этого вопроса объективно существует ряд проблем:
· отсутствует практика обобщения и распространения передового педагогического опыта работы учреждений, педагогов по теме интеграции общего и дополнительного образования;
- Определенные затруднения возникают при определении образовательных результатов и эффектов внеурочной деятельности, нет чётких критериев оценивания;
- Внеурочная деятельность школы организована не в полной мере в зависимости от имеющихся кадровых (нет технических специалистов, педагога по шахматному образованию) и материальных возможностей (недостаточное финансирование из-за подушевого финансирования и малого количества обучающихся в школе);
- не отрегулирована система организации платных услуг по реализации дополнительного образования.