деятельность учителя по формированию УУД на уроках в начальной школе
Выступление на педагогическом совете о формировании универсальных учебных действий из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
выступление на педагогическом совете | 27.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Деятельность учителя по формированию УУД на уроках в начальной школе
Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.
В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком «универсальные учебные действия» (УУД) – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
УУД обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Формирование УУД – это надежный путь кардинального повышения качества образования.
Теоретико-методологическая основой проектирования программы формирования УУД в целом являются системно-деятельностный и культурно-исторический подходы (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов), интегрирующие достижения педагогической науки и практики (компетентностной и зуновской парадигм образования). Знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий: они формируются, применяются, сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Универсальные учебные действия:
- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Какова же роль учителей начальных классов в формировании УУД на уроках в начальной школе
Учитель становится организатором развития ученика, который понимает, как использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных и личностных учебных действий. Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия, то есть умение учиться?
Для развития умения оценивать свою работу вместе с детьми разрабатываем алгоритм оценивания своего задания. Ни в коем случае не сравниваем детей между собой, а показываем достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.
Привлекаем детей к открытию новых знаний. Обучаем детей приемам работы в группах, анализируем учебные конфликты и находим совместно пути их решения.
На уроке уделяем большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку.
Учим детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомим с разными источниками, используемыми для поиска информации.
Используем проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.
Общаемся с учениками с позиции сотрудничества; показываем, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. В совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.
Вместе с учениками решаем возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных. Учим детей планировать свою работу.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
- Личностные универсальные действия При их формировании нужно помнить, что: главным является не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем.
- Регулятивные универсальные действия- нужны для того, чтобы научить ученика контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу, адекватно оценивать выполненную им работу, исправлять ошибки.
- Познавательные универсальные действия -умения работать с информацией . Знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике. Нужно найти способ научить ребенка применять свои знания.
- Коммуникативные универсальные действия- умения общаться, взаимодействовать с людьми. Нужно использовать работу в парах, в группах и коллективную работу для освоения материала.
Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо формировать в начальной школе на всех уроках в учебной деятельности. Для диагностики сформированности УУД мы на методическом объединении составили мониторинг –листы наблюдений за формированием УУД на основе имеющихся пособий по формированию УУД. При этом используются методы диагностики: наблюдение, тестирование, устный опрос, анализ документации.
Для формирования УУД на уроке следует соблюдать требования к подготовке урока, которые учитывают формы работы с учащимися, методы, приемы и средства обучения, действия учителя и учащихся на каждом этапе урока.
Элементы урока | Формируемые УУД | Формы работы с учащимися | Действия учителя и учащихся | Методы, приемы, средства обучения |
Формулировка темы урока | Познавательные коммуникативные | Коллективная | Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) | Проблемный диалог |
Формулировка целей и задач | Регулятивные коммуникативные | Коллективная | Формулируют сами учащиеся, (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) | Проблемный диалог |
Планирование | Регулятивные | Коллективная | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) | Работа с картой урока, с учебником. |
Практическая деятельность учащихся | Познавательные, регулятивные, коммуникативные | Групповая, парная, индивидуальная | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану; (учитель консультирует) | Работа с учебником; применение справочников, ИКТ |
Осуществление контроля | Регулятивные коммуникативные | Групповая, парная, индивидуальная | Учащиеся осуществляют контроль: применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля (учитель консультирует) | Само- и взаимоконтроль ответов по образцу |
Осуществление коррекции | Регулятивные коммуникативные | Индивидуальная | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует) | Использование памяток;организация взаимопомощи |
Оценивание учащихся | Регулятивные коммуникативные | Групповая, парная, индивидуальная | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам: самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей | Само - и взаимооценивание ответов по определенным критериям |
Итог урока | Регулятивные коммуникативные | Коллективная | Проводится рефлексия | Рефлексия: символы – кружки, смайлики. |
Домашнее задание | Познавательные, регулятивные, коммуникативные | Коллективная, индивидуальная | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей | Дифференциация заданий |
Учителя начальных классов осваивают ключевые моменты организации современного урока:
• Признание ученика носителем субъектного опыта, выявление и использование этого опыта в работе.
• Участие учеников в организации и анализе урока, учет их мнений при планировании последующих уроков.
• Урок представляет собой серию учебных ситуаций, развивающихся в соответствии с инициативой учащихся.
• Учитель при планировании времени урока предусматривает возможность гибкого изменения временных рамок для обсуждения, дискуссии и т.д., оговаривая при этом с учащимися план урока.• На уроке учитель отмечает (наблюдает) индивидуальные предпочтения учащихся в работе с учебным материалом (для составления индивидуального учебного профиля школьника).
• Учитель разрабатывает и использует на уроке дидактический материал различного типа, вида и формы, позволяющий реально учитывать психофизиологические особенности учащихся.
• Преобладание метода проблемного обучения, ориентированные на активизацию самостоятельности детей.
• Основной формой взаимодействия на уроке является парная и групповая работа
Учитель и ученики оценивают не только результат деятельности, но и ее процесс (оригинальность, своеобразие); ученик сравнивается сам с собой, а не с другими, преобладает направленность на успех; широко используется самооценка и взаимооценка.
На современном уроке учитель – главный помощник ребенка в овладении знаниями, и он создает условия для развития личности ребенка