РМО библиотекарей Нижневартовского района
Документы РМО библиотекарей Нижневартовского района
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Адель Фабер, Элейн Мазлиш "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили" «Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили» «Братья и сестры. Как помочь вашим детям жить дружно»
Януш Корчак «Как любить ребенка?» "...материнство ставит огненными буквами вопросы, охватывающие все стороны внешнего и внутреннего мира, но их можно и не заметить, трусливо отодвинуть в далекое будущее или возмущаться, что нельзя купить их решение… Есть мысли, которые надо самому рожать в муках, и они-то — самые ценные".
Анатолий Некрасов «Материнская любовь»
Ирина Млодик «Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на заданную тему»
Дональд Вудс Винникотт «Разговор с родителями»
Жан Ледлофф . «Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности»
Владимир Леви «Как воспитывать родителей или Новый нестандартный ребенок»
Людмила Перельштейн «Осторожно: дети! Или пособие для родителей, способных удивляться»
Елена Николаева "Как и почему лгут дети? Психология детской лжи"
Татьяна Бабушкина «Что хранится в карманах детства»
Карен Прайор «Не рычите на собаку. Книга о дрессировке людей, животных и самого себя»
Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя»
Бретт Дорис «Жила-была девочка, похожая на тебя...»
Даниэль Пеннак «Как роман»
Галина Могилевская «Дети и деньги»
Эда Ле Шан «Когда ваш ребенок сводит вас с ума»
Гордон Ньюфелд и Габор Матэ «Не упускайте своих детей»
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Книги по семейному воспитанию
Обзор литературы по воспитанию для родителей
1.Юлия Гиппенрейтер
Ю́лия Бори́совна Гиппенре́йтер — советский и российский психолог. Профессор МГУ. Автор многочисленных публикаций по психологии.
Книги Юлии Гиппенрейтер учат общаться не только со своим ребенком, но и с другими близкими вам людьми. Даже если ваши дети уже выросли, эти книги поможет выстроить с ними гармоничные отношения.
«Общаться с ребёнком. Как?»
Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен полноценного общения со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни. "Проблемные", "трудные", "непослушные" и "невозможные" дети, так же как дети "с комплексами", "забитые" или "несчастные" - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Книга Юлии Борисовны Гиппенрейтер нацелена на гармонизацию взаимоотношений в семье, ведь стиль общения родителей сказывается на будущем их ребенка!
«Продолжаем общаться с ребенком. Так?»
Настоящая книга расширяет и углубляет темы предыдущей книги автора "Общаться с ребенком. КАК?" В новой книге обсуждаются многочисленные вопросы, которые волнуют родителей: "Как его воспитывать? Как приучать к дисциплине? Как наказывать? Как заставить его хорошо учиться?" Разбираются и объясняются новые важные подробности и приемы искусства эффективного общения.
У нас разные характеры… Как быть?
Шумные и спокойные, подозрительные и простодушные, яркие и скромные - какие они, наши близкие, друзья, коллеги? Книга содержит ответы на жизненные вопросы. Существует ли идеальная совместимость и как подобрать партнера? Как строить отношения и разрешать конфликты? Что такое трудный характер и можно ли его изменить? Что влияет на нас больше: качества врожденные или заложенные воспитанием? Примеры из жизни и практические рекомендации помогут по-новому взглянуть на других и лучше узнать себя.
Как быть ребенком
Эта хрестоматия составлена из воспоминаний многих известных людей о своем детстве. Живо написанные тексты раскрывают внутреннюю жизнь детей разных возрастов, характеров и судеб. На ярких примерах взаимоотношений детей и родителей они помогают увидеть, как творческие силы ребенка раскрываются в ходе воспитания и обучения. В книге можно найти также размышления и опыт талантливых ученых-практиков, сделавших своей профессией понимание детей и помощь им.
Книга вопросов и ответов
В новой книге Юлия Борисовна отвечает на самые острые и актуальные вопросы родителей и на конкретных диалогах показывает, как разговаривать с детьми, чтобы создать с ними доверительные и по-настоящему близкие отношения. Огромный практический опыт автора, реальные случаи из жизни, живые и выразительные иллюстрации делают эту книгу незаменимым помощником для всех мам и пап.
- Чудеса активного слушания
- Поведение ребенка в руках родителей
- Самая важная книга для родителей
- Как учиться с интересом
- Чувства и конфликты
- Эти дети. Кто они?
- Что делать, чтобы дети... Вопросы и ответы
2. Адель Фабер, Элейн Мазлиш. "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили"
Эта книга - разумное, понятное, хорошо и с юмором написанное руководство о том, как правильно общаться с детьми (от дошкольников до подростков).
Порой с детьми бывает очень тяжело, ведь упустив всего один момент, можно потерять связь со своим чадом, и тогда найти общий язык будет крайне сложно. Дети сегодня видят и понимают иногда лучше взрослых, они знают, за какие струны нужно дергать, чтобы получить желаемое.
Очень важно слушать, а главное – слышать ребенка.
Иногда родители считают, что ребенок должен беспрекословно слушать и подчиняться взрослым, делать что-то и говорить только тогда, когда ему позволяют, а в иных случаях на чадо обрушивается шквал замечаний и критики. В такой ситуации виноваты только родители, которые не умеют слушать, вот поэтому малыш и начинает вести себя вызывающе, привлекая внимание окружающих таким образом. Если вы будете слушать то, что говорит ребенок, он не будет перебивать, он будет ждать того момента, когда он сможет вам что-то сказать, ведь он знает, что вы его обязательно выслушаете, а не будете наказывать и ругать.
«Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили»
В этой книге авторы показали, как, используя свою знаменитую методику общения, найти контакт с детьми переходного возраста, построить с ними доверительные отношения, говорить на такие сложные темы, как секс, наркотики и вызывающий внешний вид, помочь им стать независимыми, брать ответственность за свои поступки и принимать взвешенные, разумные решения.
«Братья и сестры. Как помочь вашим детям жить дружно»
Заводя еще одного ребенка, родители мечтают о том, чтобы дети дружили между собой, чтобы старший помогал младшему, давая маме время передохнуть или заняться другими делами. Но в реальности появление еще одного ребенка в семье зачастую сопровождается многочисленными детскими переживаниями, ревностью, обидами, ссорами и даже драками.
«Идеальные родители за 60 минут. Экспресс-курс от мировых экспертов по воспитанию»
Долгожданная новинка от экспертов №1 по общению с детьми Адель Фабер и Элейн Мазлиш! Полностью адаптированное под современные реалии издание 1992 года! В книге вы найдете: выдержки из легендарной методики Фабер и Мазлиш – кратко самое важное; разборы сложных ситуаций в комиксах; тесты на «правильную реакцию»; практические упражнения на закрепление навыков; ответы на актуальные вопросы родителей.
3. Януш Корчак «Как любить ребенка?»
Я́нуш Ко́рчак выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.
Эта книга о принятии своего ребенка таким, какой он есть. О полном принятии своей судьбы. Об искренней материнской любви. О невыносимой хрупкости жизни. В ней мало конкретных советов, но много непростых вопросов, над которыми необходимо задуматься. Честная, выстраданная книга очень хорошего воспитателя, врача, человека.
Цитата из книги: "...материнство ставит огненными буквами вопросы, охватывающие все стороны внешнего и внутреннего мира, но их можно и не заметить, трусливо отодвинуть в далекое будущее или возмущаться, что нельзя купить их решение… Есть мысли, которые надо самому рожать в муках, и они-то — самые ценные".
4. Анатолий Некрасов «Материнская любовь».
Эта книга очень трезвит молодых мам. Автор говорит о том, что материнская любовь, к сожалению, может не только «исцелять», но и ранить и душить человека. Как этого не допустить? Книга поможет маме понять, что главное в жизни, как сохранить баланс в семье, в отношениях и в любви.
5. Ирина Млодик «Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на заданную тему»
Млодик Ирина Юрьевна – известный психолог и психотерапевт, разработавший несколько уникальных программ для работы с детьми, председатель Ассоциации психологов-практиков "Просто Вместе", кандидат психологических наук, экзистенциальный психотерапевт, сертифицированный гештальт-терапевт, опытный детский психолог, автор книг по детской психотерапии.
Как важно вовремя избавить от стереотипов, которые очень сильно влияют на нашу жизнь! Как важно вовремя понять, что не нужно быть идеальным родителем! Очень сложно разрешить себе быть не очень хорошей мамой – обычной, такой, какая есть. Дать себе установку: «Я лучшая мама для своего самого лучшего ребенка, и другой ему не надо. Если бы у него была другая мама, то и ребенок был бы другой».
- Чудо в детской ладошке или Неруководство по детской психотерапии
- Приобщение к чуду, или Неруководство по детской психотерапии
- Книга для неидеальных родителей или Жизнь на свободную тему
- Школа и как в ней выЖИТЬ. Взгляд гуманистического психолога
- Современные дети и их Несовременные родители или О том, в чем так непросто признаться Метаморфозы родительской любви, или Как воспитывать, но не калечить
- Как строить мосты, а не стены. Книга для детей неидеальных родителей
- Там, где тебя еще нет. Психотерапия как освобождение от иллюзий
- Пока ты пытался стать богом... Мучительный путь нарцисса
- Девочка на шаре. Когда страдание становится образом жизни
- Двое из огромного мира мужчин. Книга для пап и сыновей
6. Дональд Вудс Винникотт «Разговор с родителями».
Детский психиатр и психоаналитик Дональд Вудс Винникотт не верил в советы и рекомендации. Более того, считал их вредными, лишающими родителей интуитивной мудрости и уверенности в себе. Вот об этой интуитивной мудрости Дональд Вудс много лет вел на радио передачи-беседы с родителями.
Он прямо и тепло говорит о таких тяжелых моментах, которые случаются в родительской жизни, но о которых говорить не принято: например, когда мы не любим своего ребенка, а он не любит нас, о детской ревности... Автор говорит, что это все нормально, это случается со всеми, это и есть жизнь, обычная и без прикрас.
7. Жан Ледлофф «Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности»
Книга американского психотерапевта Ж.Ледлофф будет полезна психологам, воспитателям, родителям - всем, кто задается вопросом: как вырастить ребенка счастливым?
Ж.Ледлофф провела два с половиной года в племенах южноамериканских индейцев, где в отношениях между взрослыми и детьми царит полная гармония, которой так не хватает в цивилизованном обществе. Ж.Ледлофф пришла к выводу, что если мы будем обращаться с детьми так, как это делали наши предки на протяжении тысячелетий, наши малыши будут спокойными и счастливыми.
Эта книга о том, как важно, воспитывая ребенка, прислушиваться к собственной интуиции, а не к советам "экспертов" в области ухода за детьми.
Жан провела два с половиной года в племенах южноамериканских индейцев, где в отношениях между взрослыми и детьми царит полная гармония, которой так не хватает в цивилизованном обществе. Автор пришла к выводу, что если мы будем обращаться с детьми так, как это делали наши предки на протяжении тысячелетий, наши малыши будут спокойными и счастливыми.
Книга интересная, но неоднозначная… Все-таки мы не индейцы и живем не в племенах, а в «развитом обществе». Те, кто прочитал книгу, говорят о том, что довольно проблематично осуществлять все эти принципы в наших широтах, городах, нашем социуме…
8. Владимир Леви «Как воспитывать родителей или Новый нестандартный ребенок»
У автора особая манера излагать свои мысли: кто-то влюбляется в нее с первой строчки, а у кого-то это вызывает раздражение. Для тех, кто знаком с другими книгами Владимира Леви и любит их, эта книга станет настоящим подарком. Из этой книги вы узнаете, как дети делаются хорошими, несмотря на воспитание.
Замечательный позитивный психолог делится с родителями профессиональными секретами - искусство общения родителей и детей, искусство внушения и влияния, дети, непохожие на других, трудности обучения, проблемы подростков, наркотическая опасность, первая любовь как избежать непослушания, как не избаловать ребенка и при этом не заставить его чувствовать себя ненужным и нелюбимым, как пережить переходный возраст… Автор очень мудрые вещи произносит с иронией, шутками-прибаутками.
10. Людмила Перельштейн «Осторожно: дети! Или пособие для родителей, способных удивляться»
Часто воспитание превращается в борьбу между родителем и ребенком, потому что родители очень часто набиты стереотипами и думают, что лучше знают, что необходимо их детям. Книга предлагает отказаться от традиционного тоталитарного воспитания и посмотреть на ребенка, как на свободную личность.
11. Елена Николаева "Как и почему лгут дети? Психология детской лжи"
Существует много причин, по которым дети лгут. И не всегда они связаны с желанием ребенка обмануть. На разных этапах становления человек будет лгать, причем ложь не всегда будет связана с формирующимися негативными чертами характера ребенка. Однако будет ли это случайным эпизодом его жизни или станет личностной чертой, зависит от реакции взрослых на детскую ложь. Именно поэтому одни дети перестают лгать, а другие начинают делать это часто и с каждым днем все искуснее и искуснее.
В данной книге проанализированы причины лживого поведения на разных этапах становления личности ребенка.
Каковы причины детской лжи? Как ее распознавать и как с ней справляться?
Написанная просто и доступно, эта книга поможет вам преодолеть как реальные, так и мнимые трудности в воспитании собственных детей. По-настоящему полезный подарок для родителей и надежное подспорье для воспитателей, психологов, педагогов!
12. «Татьяна Бабушкина Что хранится в карманах детства».
Это книга о том, как взрослый и маленький человек могут ежедневно дарить радость и счастье друг другу, используя простые и вечные элементы быта и бытия. Автор показывает, насколько привычка жить в контакте с детьми и детством жизненно важна не только для маленьких, но и для самих взрослых.
«Ведь человек, думающий о судьбах детства, может прокладывать своё собственное время через всеобщие уроки и уравнивающие обстоятельства. Он может пытаться привнести свои ценности в современную ситуацию, чуть меняя её к лучшему».
13. Карен Прайор «Не рычите на собаку. Книга о дрессировке людей, животных и самого себя»
Автор утверждает, что из книги вы узнаете, как:
заставить супруга раз и навсегда перестать ворчать,
научить трехлетнего ребенка вести себя прилично,
объяснить кошке, что не надо залезать на кухонный стол,
сподвигнуть начальника регулярно повышать вам зарплату,
избавиться от вредных привычек.
Уникальная книга, которая способна сделать ваши взаимоотношения с любым человеком, животным и даже с самим собой гораздо лучше. Карен Прайор предлагает гениально простую и потрясающе эффективную методику, которая поможет вам научить кого угодно поступать так, как вам хочется. Речь не идет о коварных манипуляциях, гипнозе и полном подчинении воли. Речь идет о положительном подкреплении - самом надежном и действенном способе влиять на поведение других.
14. «Поверь в свое дитя» Сесиль Лупан
В книге рассматриваются проблемы ускоренного развития и обучения детей в раннем возрасте. Книга состоит из двух частей: первая теоретическая, вторая практическая с советами и упражнениями - как учить своего ребенка чтению, искусству, географии, логике, математике, музыке.
Автор превращает обучение в игру: чтение — через пение букв на мотив детских песенок, счет — через шуточные загадки. Главное — не заставлять ребенка заниматься по строгому графику и не добиваться эффективности любой ценой.
Основная мысль автора: дети требуют не внимания-опеки, а внимания-интереса, который им могут дать только их родители. Для малышей они самые лучшие педагоги.
15. Бретт Дорис «Жила-была девочка, похожая на тебя...»
В этой книге автор рассказывает, как родители могут помочь собственным детям преодолевать страхи и тревоги. В ней есть много терапевтических сказок, а также советов о том, как самостоятельно писать такие сказки.
Что говорить ребенку, который боится темноты? Или маленькому честолюбцу, который отказывается делать то, что у него сразу не получается хорошо? Или тому, кого дразнят в школе? Или пережившему развод родителей? Простая и изящная книжка будет полезна любому детскому специалисту, интересна для «взрослого» врача и психолога и совершенно необходима всем заботливым родителям.
16. «Как роман» Даниэль Пеннак
Книга предназначена для родителей, которые хотят подарить своим детям удовольствие чтения. Это не методика, это история одного родителя, такого же, как и мы с вами, который хочет, чтобы его дети читали и получали от этого удовольствие. Даниэль Пеннак педагог, он много работал с детьми, в том числе, с особенными. Он сумел научить и привить любовь к чтению многим-многим маленьким читателям.
В своей книге «Как роман» Даниэль Пеннак щедро делится методами столь же простыми, сколь и результативными.
Педагог, Пеннак блестяще воплотил эти методы в школе и научил любви к чтению своих учеников. Писатель, он заставил читать и любить свои книги весь мир
17. «Дети и деньги» Галина Могилевская
Давать подростку деньги на мелкие расходы или не давать? Как контролировать его траты? Как внушить детям правильный взгляд на роль денег в ряду других ценностей жизни? Автор рассматривает эти ситуации на конкретных примерах из жизни.
18. Эда Ле Шан «Когда ваш ребенок сводит вас с ума»
Имя Эды Ле Шан — педагога, психолога и писателя — известно во всем мире уже не одно десятилетие. А вот российское общество получило возможность ознакомится с ее трудами только в последние 20 лет. У нее множество работ, которые получили признание у родителей во всем мире, но многие из них публикуются в нашей стране только сейчас. Ее книги об отношениях в семье, о проблемах воспитания теплые и добрые, и хотя написаны для американской аудитории, найдут отклик и понимание у любого родителя, живущего в цивилизованном обществе. Ее умение по человечески, без осуждения и резкой критики, без прямолинейных и жестких советов рассматривать конфликтные ситуации, делают чтение приятным и умиротворяющим.
Самое удивительное в ее книгах — это умение увидеть в корне любой детской проблемы, в первую очередь, проблему родителей, выросшую из их детских страхов, обид, негативных эмоций и потерь. Читая ее работы по воспитанию полностью переосмысливаешь свое детство, свои неудачи, свой негативный опыт и ошибки собственных родителей. Самое удивительное, что к подобным открытиям приводят очень мягко и с пониманием, что порой очень больно и страшно пережить вновь свои детские эмоции.
В своей книге Эда ЛеШан мудро и чутко анализирует типичные конфликтные ситуации, возникающие практически в каждой семье. Книга поможет родителям точно и быстро установить причины негативного поведения ребенка, понять и усвоить психологические рекомендации по воспитанию детей.
- Когда эти взрослые сводят вас с ума
- Когда дети сводят друг друга с ума
- Верните здравый смысл в воспитание ребенка
- Когда дети и взрослые сводят друг друга с ума
- Как перестать беспокоиться и стать лучшими на свете родителями. Самоучитель современных родителей
- Верните здравый смысл в воспитание ребенка. Главная книга родителей, которые желают своим детям счастья
- Мудрая книга для умных родителей. Главная книга родителей, которые желают своим детям счастья
19. Гордон Ньюфелд и Габор Матэ «Не упускайте своих детей»
Психотерапевт Гордон Ньюфелд и врач Габор Матэ пишут о таком плохо изученном феномене детско-родительских отношений, как замещение привязанности к родителям привязанностью к ровесникам. Авторы считают эту тенденцию одной из самых разрушительных и неправильно понимаемых в современном обществе. Они показывают, как и почему дети постепенно теряю контакт с родителями, и как потеря этого контакта негативно влияет на их психоэмоциональное развитие.
Книга опровергает многие устоявшиеся представления о воспитании детей - надуманное значение "социализации", ценность общения внутри подростковой среды. Авторы убедительно доказывают, что избыточное общение со сверстниками разрушает личность ребенка, останавливает его в развитии и ровно ничего не дает для будущей интеграции в общество, вопреки тому, как принято считать. Книга на редкость полезная, особенно для тех, кто планирует перевод ребенка на семейное образование или экстернат. А остальных родителей она заставит задуматься и проводить больше времени с детьми.
Предварительный просмотр:
Обучающая игра «Словарь С. И. Ожегова»
Игра- тренинг
Цель — развитие навыков систематизации информации.
Задачи:
• развитие навыков логического и аналитического мышления;
• формирование умения решать нетрадиционные информационные задачи;
• развитие навыков коллективной работы.
Сценарий
Участники делятся на три команды.
Игра проводится в три этапа.
I этап. Участникам игры (одной из команд) раздаются карточки из двух комплектов: в одном — слова, во втором — толкования. Игроки должны правильно подобрать определения к слову.
Вторая команда в это время заполняет таблицу, группируя карточки со словами по разделам: «Архаизмы», «Жаргонизмы», «Канцеляризмы» и т. п.
Третья команда ищет пропущенные слова — вставляет карточки со словами в распечатанный текст в тех местах, где эти слова пропущены.
II этап. Команды меняются местами и исправляют ошибки, допущенные их предшественниками.
III этап. Команды снова меняются местами и проверяют выполненные задания.
Игровое время — 90 минут.
Раздаточный материал
Карточки со словами и определениями; таблица; распечатанный с максимально возможным увеличением или рукописный текст.
Система оценок
• Правильно выполненное задание — 5 баллов.
• Допущенная ошибка— «-» 1 балл.
• Найденная и исправленная ошибка — «+» 1 балл.
Пример игры 1 Задание «Найди пару»
Вариант 1. Настольный. Карточки перемешиваются и раскладываются на столе. Участники игры выстраивают колонки из слов и толкований.
Пример:
Аккаунт | Учетная запись посетителя той или иной web-страницы |
Фоловер | Пользователь, который подписался на обновления аккаунта в Твиттере |
Зачекиниться | Отметить себя в определённом месте на карте (кино, ресторан, и т.п.) через социальную сеть. |
Емеля | Электронная почта |
Топтать клаву | Набирать текст |
Тролль | Анонимный интернет провокатор |
Чемодан | Внешний накопитель информации |
Юзер | Пользователь |
Задание «Таблица»
Устаревшие | Жаргонизмы | Канцеляризмы |
Ланита | Клево | Вышеизложенное |
Баять | Комп | Нижеследующий |
Кержак | Чисто | Обжаловать |
Ландо | Братва | Вверенный |
Задание «Заполни пробелы»
Карточки со словами раскладываются на большом листе с текстом.
«Наверно, всем еще памятна ужасная [....], разыгравшаяся в 1865 году, в пору весеннего равноденствия, когда с северо-востока налетел ураган и [....] упал до семисот девяти миллиметров... Разрушенные [....] а, леса, вырванные с корнем, [....], опустошенные морскими валами величиной с [....], выброшенные на [....] [....], исчислявшиеся сотнями по сводкам бюро Веритас, целые края, превращенные в [....] губительной силой смерчей, все сокрушавших на своем пути, многие [...] людей, погибших на суше или погребенных в [....] морской, — таковы последствия этого грозного урагана....» (Верн Ж. Таинственный остров:).
Карточки со словами: барометр; берег; буря; гора; город; корабли; побережья; пустыни; пучине; тысячи.
Пример игры 2 «Словарь по библиотечному делу»
Задание «Найди пару»
Ключ к упражнению: 1-6; 2-5; 3 - 7; .
Ключ к упражнению: 1-6; 2-4; 3-7; 4-8.
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Слайд 2
Определение ограниченных возможностей здоровья или ОВЗ можно расшифровать как физические, психические, сенсорные нарушения, из-за которых человек не в состоянии вести обычный образ жизни. Речь может идти о постоянных дефектах, которые невозможно устранить, так что родителям и ребенку остается только адаптироваться к окружающему миру. И временных болезнях, таких как переломы конечностей, когда больной не способен вести привычный образ жизни, но со временем возвращается к нему.
Слайд 3
При постоянных нарушениях люди с ОВЗ имеют психологические проблемы. К ним относятся: низкая самооценка, тревожность, неспособность быть уверенным в себе. Психологическую работу специалисты начинают вести с рождения. В дошкольном возрасте подключается инклюзивное образование и общая социальная адаптация. Во время лечения временных болезней родитель может настоять на домашнем обучении, если проблема со здоровьем требует длительного времени. Другие специальные условия не создаются. Работа с детьми с нарушениями строится в зависимости от того, какая область здоровья пострадала: При нарушениях психических процессов (памяти, речи, мышления, эмоций) – необходима коррекционная программа обучения, отличающаяся темпом. Вырастая дети с такими ограничениями могут вести обычный образ жизни. Просто для этого требуется больше времени, терпения и внимания. При проблемах с сенсорикой (зрительных, слуховых и так далее) – требуется внедрение в работу специальных инструментов, учебных пособий, а также педагогов, прошедших специальную подготовку. Слабовидящих и слепых придется обучать шрифту Брайля, слабослышащих и глухих – жестовому языку. Большую работу придется проделать и с родителями. При болезнях, сказывающихся на состоянии работы организма (сердца, дыхательной системы) – не обойтись без помощи медиков. План лечения, позволяет больному ребенку находиться в обычном классе или группе ДОУ без угроз для здоровья. При проблемах статодинамической функции, когда ребенок не может передвигаться без инвалидной коляски, первоочередная работа строится на создании комфортной психологической среды. Инклюзивное образование позволяет таким ребятам проходить обучение в обычной школе.
Слайд 4
Создать условия можно на базе простой школы, детского сада, но учителя и воспитатели проходят особую переподготовку. Их обучают работе с особыми воспитанниками, взаимодействию с ними одновременно со здоровыми учениками. В результате продуктивной работы дети приобретают уверенность в себе, адаптируются к жизни в обществе. Опыт обучения в комбинированных группах полезен и для здоровых учеников. Они становятся более толерантными, учатся сочувствовать, принимать, сопереживать другим людям.
Слайд 5
В педагогической среде принято разделять детей с особым развитием на несколько категорий, в зависимости от того, какие именно нарушения они имеют: С нарушениями слуха: слабослышащие и глухих с рождения и позднооглохшие. Ребята, имеющие проблемы со зрением. Могут быть слабовидящими или абсолютно слепыми. Вопреки распространенному мнению первая группа значительно больше, чем вторая. Людей, не имеющих никакого остаточного зрения очень мало. С интеллектуальными и речевыми проблемами. Они делятся на несколько степеней, некоторые из которых не поддаются нормальному обучению. Ребята, имеющие определенные нарушения в работе опорно-двигательного аппарата. С проблемами в эмоционально-волевой сфере, в том числе с нарушениями аутистического спектра. Дети с задержкой психического развития. Дети, имеющие комплекс проблем. Наиболее часто сочетаются нарушения интеллектуальной, речевой и опорно-двигательной сфер. Принципы работы во всех случаях будут разными и во многом они зависят от того, в какой момент проявились проблемы. Дети, имеющие нарушения с рождения или раннего детства, привыкают к ним и обучать их по специальной программе можно начать с рождения, что повышает результат. Малыши, потерявшие слух или зрение несколько лет спустя, уже имеют некоторый костяк знаний, но и адаптироваться к коррекционной программе им может быть трудно. Сначала их приучают пользоваться доступными возможностями тела.
Слайд 6
Способности каждой категории детей различаются и без точного представления о том, что доступно таким обучающимся, трудно реализовать эффективную работу. Рассмотрим возможности каждого типа проблем по очереди. Дети с любой степенью нарушений слуха всегда плохо усваивают и понимают устную речь. Это приводит к снижению уровня интеллектуального и эмоционального развития. Обучаться в условиях обычного образовательного учреждения оказывается трудно. Но в специальной школе, под присмотром сурдолога, дефектолога и психолога, даже глухой малыш может получить хорошее образование. У слабовидящих и слепых малышей с самого рождения познание окружающего мира происходит с помощью слухового и осязательного восприятия. Без представления внешнего вида предмета им трудно развивать речь, поэтому в обучении обязательно должен участвовать логопед. Он научит правильно понимать смысл слов и соотносить их с предметами. Нарушения зрения сильно ограничивает физическое развитие, координация движений, а значит и здоровье, поэтому не лишним будет участие в образовании учителя физкультуры. Возможности детей, имеющих особенности умственного развития или ЗПР, зависят от того, в какой степени проявились отклонения. Легкая степень позволяет обучаться, но речь развивается очень медленно и часто останавливается на том же уровне, что и у подростков. В результате они имеют большой словарный состав, могут нормально функционировать в группе людей, ухаживать за собой, даже выходить на простую работу. Дети со средней степенью умственной отсталости плохо взаимодействуют вне ограниченного круга лиц, поэтому кроме специального обучения, им нужен еще и постоянный присмотр. Тяжелые степени нарушений не поддаются обучению.
Слайд 7
Родитель может самостоятельно выбрать, в каком учебном заведении будет обучаться ребенок: специальном или с инклюзивным образованием. Но в этом вопросе нужно прислушаться к мнению педагогов. Домашнее образование допускается, но оно снижает социальные и бытовые навыки, ухудшает психологическое состояние. Остается меньше шансов найти работу и обходиться без помощи других людей.
Слайд 8
НОДА — что это в ОВЗ
Понятие НОДА расшифровывается как нарушения опорно-двигательного аппарата. Малыши, с такими проблемами в большинстве своем могут получать образование в обычных учреждениях, поскольку не имеют никаких других отклонений, кроме двигательных. Достаточно создания специальных условий жизни и обучения, в которых ребенок сможет самостоятельно перемещаться. Если доступных школ нет, ребенок обучается дома. Учителя сами приходят домой или обучение происходит через интернет. У части детей, в основном имеющих диагноз ДЦП, совмещаются отклонения опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной сферы. Им не обойтись без обучения в специальных условиях.
Слайд 9
Если причина НОДА в органических поражениях работы мозга, то ребенок может иметь трудности с восприятием, мышлением и речью. Чем раньше произошло поражение, тем больше страдает мозг, а значит интеллектуальные нарушения проявляются сильнее.
Слайд 10
Ребенок-инвалид и ребенок с ОВЗ: отличия
Инвалидность и ограниченные возможности – не одно и то же. В широком понимании, всех инвалидов относят к категории ОВЗ, но не любое ОВЗ дает возможность получить инвалидность с ее привилегиями. Дети-инвалиды ограничены в нормальной жизнедеятельности, не могут обслуживать себя самостоятельно, передвигаться, обучаться. Малыши, имеющие ОВЗ, имеют такие недостатки здоровья, из-за которых обучение должно происходить в особенных условиях – в этом разница.
Слайд 11
Образовательная программа для ребенка с нарушениями должна обеспечивать ему доступность получения знаний и соответствовать ФГОСам. Несколько лет назад на территории нашей страны были введены специальные федеральные стандарты ОВЗ.
Слайд 12
В них даны рекомендации о том, как обучать воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. ФГОСы требуют от школ и ДОУ: Психолого-педагогическими условиями, в которых можно выявить образовательные потребности детей с нарушениями и в полной мере удовлетворить их. Реализацию комплексного подхода к каждому обучающемуся. Безбарьерную среду. Написание и использование специальных обучающих программ.
Слайд 13
Предварительный просмотр:
«Школьная библиотека в системе социокультурной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья»-составила педагог-библиотекарь Лихачева М.А.-Севастополь.-2017г.
В настоящее время в нашей стране сложилась сеть коррекционных учебных заведений для детей, имеющих ограниченные возможности интеллектуального или физиологического освоения окружающей действительности. Дети, страдающей олигофренией, обучаются в коррекционных школах 8 вида. Под олигофренией в дефектологии подразумевается форма патологии, основанная на определенной биологической недостаточности центральной нервной системы, преимущественно мозговых структур. Недостаточность познавательной сферы - главная особенность интеллектуального развития ребенка-олигофрена. Данный дефект обусловлен низкой способностью к обобщению и отвлечению (мышлению), а также нарушением подвижности психических процессов, слабым развитием внимания, памяти. В ряде случаев дети не понимают сути поставленной перед ними задачи, не могут установить причинно следственные связи между явлениями и предметами. Такие дети нуждаются в специально организованной коррекционной работе и социокультурной реабилитации. Под олигофренией в дефектологии подразумевается форма патологии, основанная на определенной биологической недостаточности центральной нервной системы, преимущественно мозговых структур. Недостаточность познавательной сферы - главная особенность интеллектуального развития ребенка-олигофрена. Данный дефект обусловлен низкой способностью к обобщению и отвлечению (мышлению), а также нарушением подвижности психических процессов, слабым развитием внимания, памяти. В ряде случаев дети не понимают сути поставленной перед ними задачи, не могут установить причинно следственные связи между явлениями и предметами. Такие дети нуждаются в специально организованной коррекционной работе и социокультурной реабилитации. Под социокультурной реабилитацией в современной дефектологии и патопсихологии понимается включение ребенка с ограниченными возможностями в социальную среду, приобщение его к общественной жизни. Ведущие отечественные дефектологи В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов отмечают, что реабилитация представляет собой комплекс медико-педагогических мероприятий и осуществляется усилиями различных социальных институтов (5). С развитием дефектологического библиотековедения, становлением практики библиотечной работы с особой группой читателей, детская и школьная библиотеки вошли в число воспитательных учреждений, способствующих социокультурной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями интеллекта. Сотрудники библиотеки коррекционного учебного заведения 8 вида пробуждают у воспитанников любовь к чтению и интерес к книге, развивая чувство родного языка, обогащая активный и пассивный словарь учащихся, обучая детей навыкам анализа художественного произведения, развивая воображение и эстетические задатки читателей, способствуют социокультурной реабилитации ребенка-олигофрена. Эффективной организационной формой общения библиотекаря с читателями являются библиотечные уроки, регулярно проводимые библиотекарем в классе. Проводя занятие, библиотекарь должен учитывать факторы читательского развития младшего школьника, страдающего олигофренией, тормозящие желание ребенка прочитать рекомендованные ему книги. Это, прежде всего, крайне слабая техника чтения и практически полное отсутствие читательской биографии. Библиотечная работа с учениками коррекционной школы должна начинаться с эмоционального введения детей в мир художественной литературы. И здесь необходимо обращение к эффективным методикам, созданным на стыке психотерапии, литературоведения и библиотековедения. Сказкотерапия, помогающая актуализировать социальный и читательский опыт ребенка-олигофрена, создающая благодатную почву для развития воображения читателя, становится в наше время органичной частью коррекционно-воспитательного процесса. Несложные и продуктивные приемы и методы помогут творческому развитию через чтение не только детям с ограниченными интеллектуальными возможностями, но и обычным малышам. Фрагментарный пересказ текста (деление его на небольшие куски), инсценировка, умело сформулированные наводящие вопросы, другие формы работы, используемые на занятиях, Все это окупится осознанием своей высокой профессиональной востребованности, творческими достижениями детей, незначительными, со стороны, но такими замечательными для самих читателей и библиотекаря. Литературная и народная сказка по праву считаются ядром круга чтения детей дошкольного и младшего школьного возраста. У читателей 7-10 лет сказки вызывают сильнейший эмоциональный отклик: исследования, проведенные в детских библиотеках различных регионов России, убеждают, что более всего младшие школьники ценят и любят сказочный жанр за возможность сопереживания, сострадания любимым героям. По мнению ряда психологов (Э. Фрамм, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, А. А. Осипова), сказка помогает становлению эстетических задатков ребенка, совершенствует взаимоотношения подрастающей личности с окружающим миром, наконец, она гармонизирует внутренний мир, душу юного читателя. В научных источниках (А. А. Осипова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева) отличаются особенности сказочного жанра, способствующие эффективной коррекционно- воспитательной работе.
К ним следует отнести:
- отсутствие дидактизма, прямых назиданий и нравоучений;
- многообразие проблем, встречающихся в сказках;
- психологическая защищенность, которую обеспечивает ребенку неизменная победа добра над злом;
- возможность идентификации себя с главным героем, отсутствие заданности в образе главного героя;
- таинственный, интригующий сюжет, неожиданные превращения героев, позволяющие детям активно и эмоционально воспринимать информацию (4;8) . В настоящие время под сказкотерапевтической психокоррекцией понимается расширение поля сознания и поведения ребенка под воздействием сказочного жанра и влияние на его эмоциональный мир и интеллектуальную сферу.
Чтение народной и литературной сказки вслух, позволяющее создать нужное настроение, вызывающее у детей эмоциональный отклик, один из наиболее популярных в библиотеках коррекционых школ приёмов сказкотерапии. Необходимо отметить, что большинство учащихся растет в социально неблагополучных семьях, эти дети не избалованы родительской любовью и лаской. Экспериментальная работа показала, что лишь 3% учеников начальных классов родители регулярно читают вслух. Поэтому дети с ограниченными интеллектуальными возможностями неизменно благодарны библиотекарю за сказки и стихотворения, прочитанные в классе, просто за то, что взрослый человек пришел поговорить с ним. Поверив в его искренность, ребята доверчиво начинают рассказывать о своих домашних животных, игрушках. Такое общение снимает психологический барьер между библиотекарем и ребенком- олигофреном, эмоционально сближая их. Обсуждая сказку с детьми, библиотекарь должен помнить, что фрагментарность освоения художественного текста -одна из основных характеристик читательского развития ребенка с ограниченными возможностями. Профессор Н.К. Сорокина выделяет пять уровней понимания литературного текста учащихся коррекционной школы. Для первого уровня характерно понимание информационного плана текста и его идеи, второй уровень- характеризуется частичным пониманием плана и пониманием идеи;
третий уровень - пониманием идейного плана и непониманием идеи;
четвертый уровень -частичным пониманием информационного плана и не пониманием идеи;
пятый уровень- не пониманием плана и не пониманием идеи. Исследователь справедливо отмечает, что для всех этапов чтения ребенка-олигофрена наиболее типичным является четвертый уровень, при котором имеет место частичное усвоение информационного плана текста при недостаточном понимании его идейного плана (11).
Чтобы помочь детям усвоить идейное содержание текста, можно использовать различные приемы. Выразительное чтение библиотекаря с интонационной характеристикой персонажей русских народных сказок помогает развитию образного и логического мышления детей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Следует подчеркнуть, что обделенные судьбой, презираемые ровесниками дети особенно остро откликаются на зло и несправедливость и, вместе с тем, трепетно относятся к проявлениям доброты, как со стороны окружающих их педагогов, так в отношении друг с другом сказочных персонажей, поэтому так важно для библиотекаря, читая сказку, точно передать характеры ее героев. После окончания чтения можно предложить детям пересказать прочитанную сказку. При этом необходимо учить ребенка правильно называть сказочных персонажей, точно воспроизводить сюжетный ход и основные поступки действующих лиц. Большие сказки следует разделить на несколько логических частей. К последующей части необходимо подобрать наводящие вопросы, которые помогут ребенку вспомнить ее содержание и облегчат процесс пересказа. Данный приём коррекционно-воспитательной работы может быть модифицирован, если предложить пересказать ребенку сказку от лица одного из персонажей. Такой пересказ помогает развитию воображения, способности к децентрированию. Например, сказку «Золотой петушок» можно пересказать от имени деда, петушка, царя. Когда слабость абстрактного мышления, бедность образов воображения мешает детям успешно справиться с заданием, библиотекарю необходимо использовать ряд приемов, способствующих коррекции интеллектуального развития читателей-олигофренов: необходимо показать детям яркие, выразительные иллюстрации к сказке, игрушки, изображающие ее героев. Если читателям не нравится окончание сказки, можно предложить детям пересказать ее по-своему, изменив сюжет. Модифицируя сказочное повествование, вводя в художественную ткань сказки новых персонажей, изменяя конец, ребенок выбирает сюжетный ход, наиболее соответствующей его душевному состоянию и позволяющий ему освободиться от внутреннего психического напряжения. Заметим, что чаще всего дети выбирают позитивный вариант развития событий.
Речь большинства олигофренов отмечается вялостью артикуляции и интонационной невыразительностью, только простые слова произносятся детьми четко. Дети допускают ошибки в постановке ударения, неправильно пользуются интонацией (например, вопросительные предложения произносят как повествовательные). Поэтому важно помочь найти ребенку нужные слова и правильно выразить свои мысли. Инсценирование сказок - другой эффективный приём сказкотерапии, помогающий изжить эмоционально травмирующие ситуации, улучшающий социальную адаптацию детей. При выборе сказок для инсценировок библиотекарь должен руководствоваться читательскими предпочтениями детей. На праздниках в коррекционных школах можно увидеть инсценированные отрывки из сказок С.Я. Маршака, Дж. Родари, А. Линдгрен, Н.Н. Носова, К.И. Чуковского, С.В. Михалкова, а также постановки русских народных сказок: Репка, Колобок, ,Морозко. Процесс подготовки спектакля (репетиции, изготовление костюмов и декораций) должен быть предельно демократичен, т.е. каждый желающий должен иметь возможность принять посильное участие в инсценировке. Не каждый ребенок-олигофрен способен сыграть роль, однако все дети с видимым удовольствием помогают взрослым делать декорации, шить костюмы. Используя метод синтеза искусств, библиотекарь может эффективно сочетать работу над литературным произведением со стимулированием изобразительного творчества учащихся. Занятие изобразительным искусством оказывает ощутимое коррекционное воздействие на творческое развитие ребенка с ограниченными возможностями. О положительном значении занятий изобразительным искусством для социокультурной реабилитации олигофрена писали известные отечественные дефектологи: Т.Н. Головина, А.И. Грошенков, Б.И. Пинский. (3;10 )
Занятия, направленные на развитие изобразительной деятельности читателей, следует проводить по методике, обоснованной в работе этих специалистов. Художественной деятельности ребенка с ограниченными интеллектуальными возможностями присуще постоянное изображение одного и того же предмета, своеобразный графический штамп. С этим явлением сталкивается каждый библиотекарь. Часто дети выполняют рисунки, не имеющие отношения к сюжету литературного произведения, предложенного для иллюстрирования: изображают цифры, снежинки, новогоднюю елку, штрихи, точки. С графическими штампами библиотекарь встречается даже тогда, когда предлагает нарисовать детям их любимого сказочного героя. Например, ребенок, утверждая, что его любимый литературный герой Золушка, в очередной раз изображает колобка. Для преодоления примитивных стереотипов изображения после прочтения сказок и стихотворений, которые необходимо проиллюстрировать, детям следует показывать плакаты, игрушки, наглядные пособия, чтобы у них могло сложиться образное представление о героях, которых предстоит нарисовать. В ходе занятия библиотекарю следует напоминать детям о том, что наглядные пособия могут помочь им в работе, так как, рисуя, они иногда забывают посмотреть на плакаты и игрушки. Решая задачи коррекции интеллектуальной и познавательной сферы ребенка-олигофрена, библиотекарь может предложить каждому читателю рассказать о содержании своего рисунка. У многих учеников наблюдается несоответствие между рисунком и рассказом, замечания библиотекаря и возражения товарищей помогают ребенку исправить ошибки. Общаясь с учениками начальных классов коррекционной школы 8 вида, библиотекарь должен стремиться к максимальному учету их интересов, так как в психическом развитии ребенка, страдающего интеллектуальной недостаточностью, интересу принадлежит ведущая роль. Конечно, круг интересов читателя-олигофрена гораздо уже, чем круг интересов его нормально развивающегося сверстника. Так, здоровые дети 7 -10 лет, помимо усвоения школьной программы, успешно занимаются в музыкальных школах, кружках. Вследствие интеллектуального недоразвития, ученикам коррекционной школы эти занятия не всегда доступны. Однако нельзя утверждать, что эти дети не проявляют никаких интересов. Многие ученики коррекционной школы интересуются жизнью животных. Учитывая этот факт, целесообразно в процессе книговыдачи беседовать с читателем о его домашних питомцах, предлагать книги и журналы природоведческой тематики. У учеников начальных классов особой любовью пользуются занятия, посвященные народным сказкам о животных, которые могут сопровождаться выставкой- «Наши домашние питомцы» (по материалам русских народных сказок и периодических изданий природоведческой тематики). На выставке могут быть представлены игрушки, муляжи, плакаты с изображением зверей. В процессе беседы с читателями можно предложить им ответить на следующие вопросы:
1. Посмотри, пожалуйста, на плакаты и скажи, какие животные изображённые на них, тебе знакомы?
2. Есть ли эти животные у тебя дома?
3. Можешь ты рассказать о своем домашнем любимце?
4. Какие сказки о животных тебе знакомы?
5. Рисуешь ли ты зверей?
Чтение, работа с книгой, занимая ведущее место в системе социокультурной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями, способствует не только его читательскому развитию, но и приводит к заметным положительным изменениям интеллекта ребенка. Поэтому коррекция психологических недостатков младшего школьника, страдающего олигофренией, - это задача и педагогов, и медиков, и библиотекарей. Общество в целом и сотрудники библиотек, в частности, не уделяют пока достаточного внимания проблеме интеграции олигофренов в социокультурную среду, их творческому развитию. Этот факт не может не настораживать. Вследствие социальных катаклизмов, экологических катастроф, распространения наркомании и алкоголизма количество детей с ограниченными возможностями интеллектуального основания мира постоянно увеличивается. Формальная организация педагогической, в том числе и библиотечной, работы проводит к дезинтеграции детей-олигофренов, угрожающей социуму ростом числа правонарушений и преступлений.
Работа с учениками начальных классов коррекционной школы требуют от библиотекаря чуткости, терпения, доброты, больших душевных затрат, но с лихвой окупается осознанием своей высокой профессиональной востребованности, творческими достижениями детей, незначительными, со стороны, но такими замечательными для самих читателей и библиотекаря.
Литература
1. Библиотерапия: задачи, подходы, методики: Сб. статей (Сост. О.Л. Кабачек). М.: Школьная библиотека, 2001. -128 с.
2. Васильевская В.Я. Понимание учебного материала учащимися вспомогательной школы .:М.:АПН РСФСР, 1960. - 120 с.
3. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной
Школы. М.: Педагогика, 1974. ? 118 с.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000. - 310 с.
5. Лапшин В. А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М.: Просвещение, 1990. - 143 с.
6. Маллер А.Р. Ребёнок с ограниченными возможностями: Книга для родителей ? М.: Педагогика Пресс, 1996. - 80 с.
7. Мачихина Л.Ф. Внеклассная работа во вспомогательной школе - интернате: Пособие для учителей и воспитателей. М.: Просвещение, 1983. -104 с.
8. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М.: ТУ Сфера, 2000. - 512 с.
9. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии. ? М.: Флинта, 2000. -104 с.
10. Пинский Б.А. Психологические особенности деятельности учащихся
вспомогательной школы.
11. Сорокина Н.К. Особенности чтения и понимания литературного текста
учащимися вспомогательной школы: Автореф. дис. канд. психол. наук. ? М., 1978.- 15 с.
12. Шапошников А.Е. Библиотечное обслуживание инвалидов: история, со- временность, тенденции. М., 1992. -211 с.