Мои публикации
конспект НОД «Путешествие на острова математики».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_logicheskogo_myshleniya.doc | 52 КБ |
puteshestvie_na_ostrova_matematiki.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
Южноуральского городского округа
Детский Сад Комбинированного Вида № 9 «Солнышко»
Из опыта работы
«Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»
Подготовила: воспитатель
I квалификационной категории
Ельченкова Светлана Васильевна
Южноуральск
2014
Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр
В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности».
Мышление – одна из высших форм деятельности человека. Некоторые дети уже к 4 годам способны логически формулировать свои мысли. Однако далеко не все дети обладают такими способностями. Логическое мышление нужно развивать, а лучше всего делать это в игровой форме.
В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно – временные отношения, многообразие геометрических фигур. В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов.
От уровня развития логического мышления во многом зависит успешность овладения ребенком некоторыми видами учебной деятельности. Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни. Игровые занимательные задачи содержатся в разного рода увлекательном математическом материале.
Работая в детском саду, я наблюдала следующее, что у детей старшей группы слабо развито логическое мышление, они затрудняются в решении простых задач, не умеют доказывать свое решение, сравнивать, классифицировать по нескольким признакам. И всё это сказывается на дальнейшем развитии и обучении детей в школе.
Учитывая положение отечественной педагогики и психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника, считаю, что именно в ней возможно найти резервы, позволяющие осуществить необходимое развитие мышления ребенка.
Средства развития мышления различны, но наиболее эффективными являются логико - математические игры и упражнения.
Понимая, какое значение имеет развитие логико-математическое мышление у детей дошкольного возраста, важно ребенка не только научить сравнивать, вычислять и соизмерять, но и рассуждать, делать свои выводы, аргументировать свои ответы, находить путь решения той или иной задачи. Используя в играх геометрический материал, у детей развиваются не только логика, но и творческое воображение, конструктивные навыки, зрительная память.
Поэтому целью моей работы стало развитие познавательной активности, логического мышления, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей через логико-математические игры.
Известно, что в игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки.
Поэтому, первоначально, при подборе и проведении логико-математических игр ставила перед собой задачу развивать наряду с математическими представлениями и творческие способности детей направленные на умственное развитие в целом. Для выработки определённых математических умений и навыков необходимо было развивать логическое мышление дошкольников, внимание, повышать способность к усвоению математических связей.
Для решения поставленных задач мною была проведена следующая работа:
• создана соответствующая развивающая среда (в группе создан математический уголок, где расположены развивающие игры математического содержания, индивидуальный раздаточный материал для развития логического мышления);
• разработана модель педагогического процесса: перспективный план по данной теме для детей старшего дошкольного возраста;
• составлена картотека логико-математических игр;
• оформлена папка с рекомендациями для педагогов и родителей.
При подборе и проведении логико-математических игр я учитывала следующие условия: работу с детьми следует проводить в системе, связывать мероприятия с работой в повседневной жизни, учитывать индивидуальные и физиологические особенности детей, использовать разнообразные формы работы (игры, наблюдения, досуги и т. д.)
При проведении логико-математических игр я использую следующие методы и приёмы:
Игровые методы:
• вхождение в воображаемую ситуацию;
• выполнение практических действий по получению необходимой
информации.
• ситуации.
Диалогические методы:
• беседа;
• формулировка выводов;
• проблемные вопросы.
Методы обучения:
• показ способа действия
• проблемная ситуация;
• упражнения.
Для того чтобы обеспечить активность детей в математическом развитии, использовала систему авторских игр с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера. Игры с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша проводились в режимных моментах. Задачи, поставленные игрой, требовали сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения.
В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизировались и принимали произвольный характер. Чтобы дети понимали и принимали замысел игры, усваивали игровые действия и правила, старалась давать четкие указания, объяснения. Направляла игру репликами, вопросами, незаметно поддерживала инициативу детей, усилия более слабых и поощряла их успехи, создавала условия для проявления самостоятельности.
Палочки Кюизенера вначале использовала как игровой материал. Дети играли с ними, как с обыкновенными палочками, создавали различные конструкции.
Играя с блоками Дьенеша, привлекало внимание детей, прежде всего, своими качественными признаками: цветом, формой, размером, толщиной. Дети сразу же выделяли их самостоятельно: группировали по этим признакам, выстраивали разнообразные структуры, но чаще художественные композиции: узоры, дома, постройки, животных и т.п.
В своей работе при подборе материала, старалась учитывать возрастные особенности детей. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение) дети овладевали различными мыслительными умениями. К их числу относятся умение анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования, а так же логические операции «не», «и», «или».
Комплект логических блоков давал возможность осваивать умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем, они овладевали умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д.), несколько позже – по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем (цвету, форме, размеру и толщине).
Игры с палочками Кюизенера проводились так же в системе, они служили для выработки навыков счета, измерения, вычислений, выполнение разнообразных практических действий. Использование чисел в цвете позволяло развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. Выделение цвета и длины палочек помогало детям освоить ключевые для их возраста средства познания – сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте).
В работе над развитием мышления у старших дошкольников принимали активное участие родители. Они были не менее заинтересованы, принимали участие в изготовлении авторских игр и дидактических пособий; присутствовали на родительских собраниях; получали индивидуальные консультации. В дальнейшем согласились и принили участие в приобретении дидактических пособий (игр с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша на каждого ребенка).
Проводя анализ своей работы можно отметить, что при систематической работе дети стали более точно и подробно сравнивать, сопоставлять предметы (по цвету, длине, ширине, толщине), научились выявлять и абстрагировать свойства, овладели умственными операциями сравнение, обобщение; научились классифицировать с заданными свойствами, сформировали простейшие логические высказывания с союзом «и», «или», с отрицанием «не».
В дальнейшем хочу продолжить работу по изготовлению других авторских игр, например, как «Кубики Зайцева», «Игры Никитина».
Я считаю, если при проведении непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности по математике для детей дошкольного возраста использовать логико-математические игры, то это приведёт к развитию творческих и интеллектуальных способностей детей, к развитию их воображения, логического мышления и повышению уровня знаний по развитию элементарных математических представлений.
Список использованной литературы
- Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: «Просвещение», 1985.
- Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников. Методическое пособие для педагогов ДОУ. – Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
- Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников. – Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
- Столяр А.А. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - М.: «Просвещение», 1991.
- Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. -Ярославль «Академия развития», 1996.
- Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст) Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж. «Учитель», 2006.
Предварительный просмотр:
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
Южноуральского городского округа
Детский Сад Комбинированного Вида № 9 «Солнышко»
Конспект НОД
Подготовительная группа
«Путешествие на острова математики».
Подготовила воспитатель
I квалификационной категории
Ельченкова Светлана Васильевна
Южноуральск
2014
Путешествие на острова математики.
Цель: Развивать у детей внимание, мышление, творческое воображение, умение декодировать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у геометрических фигур по их знаково-символическим обозначениям, устанавливать причинно- следственные связи; закрепить умение ориентироваться на листе бумаги, упражнять в нахождении числа «до» и «после» названного; воспитывать интерес к интеллектуальной деятельности, поддерживать интерес к играм математического содержания, воспитывать целеустремленность, настойчивость, чувство взаимопомощи.
Ход:
Воспитатель сообщает детям о том, что в детский сад пришло письмо, открывает конверт и читает:
Приглашаю всех детей
В путь отправиться скорей!
Ждут вас испытания,
Сложные задания.
Путь не в Антарктиду и не в Арктику-
А на острова математики!
Испытать себя хотите?
На корабль поспешите!
- Здесь нет подписи. Думаю, в конце путешествия мы узнаем, кто автор письма. Итак, принимаем приглашение? (Да)
Но нам нужны билеты, чтобы пройти на корабль. ( Достает ларец с запиской и сообщает, что она от того, кто написал письмо)
На корабль нет билетов?
Служат пропуском ответы.
Вглядитесь тщательно в картинки,
Если вы ответы найдете,
На корабль попадете.
(Детям даются картинки, на которых нарисованы задачи. Ребенок решает задачу и за правильный ответ получает билет- фигуру из блоков Дьенеша.)
Вот билеты получили, а теперь нужно занять места, согласно билетам. (На стульях расположены карточки- шифровки- дети находят свои места по блокам и карточкам.)
Вот мы и на корабле. Что необходимо путешественникам, чтобы не сбиться с пути? (Компас, карта). Такая карта есть у нас. (Достает записку с картой группы)
Ты не знаешь куда плыть?
Подскажу, уж так и быть
Быстро карту рассмотри
Где сигнал - туда плыви!
(Здесь и далее по ходу занятия острова обозначаются флажками- сигналами с цифрами, куда перемещаются дети для выполнения задания.)
Мы на острове занимательных задач. Здесь нас ждут хитрые задачки- шутки. Нам надо их решить.
- У бабушки Маши внучка Даша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько внуков у бабушки Даши? (1)
- Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы. Сколько птиц всего летело? (3)
- На столе лежало четыре яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (7)
- На столе горело семь свечей. Две из них потушили. Сколько свечей на столе? (7)
-С заданием справились, держим путь дальше.
Воспитатель достает записку:
Вам здесь понравилось? Я рад!
Вперед - на остров Цифроград
Там цифры в беспорядке маются
И в вашей помощи нуждаются!
Дети вместе с воспитателем рассматривают карту и находят остров Цифроград (обозначен флажком – сигналом).
-Вот и остров Цифроград. Нам нужно его жителей выстроить по порядку, начиная с меньшего. (На доске магнитные цифры стоят вразброс, дети исправляют ошибку, расставляя цифры по порядку от самой маленькой до самой большой).
После выполнения задания воспитатель достает записку, читает:
Мы цифры вас благодарим!
И еще сказать хотим,
Что мы запомнили всех тех,
Кто нас местами переставил
И даже тень свою оставил!
-Тень есть у нас на картинках, а теперь давайте составим фигуры из цветных палочек. (Дети проходят за столы и из палочек Кюизенера составляют фигуры сказочных героев).
-Сказочных героев все узнали и назвали.
А теперь внимание! Мы добрались до канала, который называется: «Ничего не говори, лишь руками покажи».
Воспитатель говорит: «Высоко! Далеко! Низко! Близко! Слева! Справа! Широко! Узко!» Дети руками показывают эти пространственные ориентиры.
Но, что это?
Карандашик, устремись!
Вправо, влево, вверх и вниз
И наконец наш любимый графический диктант. При правильном выполнении команд, на листе появляется контурное изображение Незнайки.
Вы узнали, чей портрет вы составляли?
Если нет, поможет вам сигнал!
Карту внимательно вы рассмотрите,
И поскорее туда приплывите!
Дети рассматривают карту и переходят в указанное место.
Вот, кто пригласил нас на острова Математики. Воспитатель говорит от имени Незнайки:
Ну, что же, милые друзья,
Я рад, что вы нашли меня.
Каждый просто молодец!
Путешествию - конец.
С математикой дружите,
Знания свои копите
Пусть помогут вам старание,
Память, логика, внимание.
Я лакомство для вас оставил
В том месте, где сигнал оставил.
Дети рассматривают карту и находят флажок- сигнал. Там их ждет угощение.