Водород: Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства
Предварительный просмотр:
ФГОУ-СОШ №21 МО РФ Будагиян Карина Грантовна
Открытый урок химии в 8 б классе
Проведен 09.11.2013г. Учитель Будагиян Карина Грантовна
Тема: Водород, нахождение в природе, получение, физические и химические свойства
Тип урока: Освоение новых знаний
Цели: Образовательные
- Применить способ изучения простых веществ на уровне атома, молекулы по схеме «состав-строение-свойства»
- Получить водород и изучить его химические и физические свойства, а также нахождение в природе
- Закрепить навыки самостоятельной работы учащихся в группах
Воспитательные: формирование коммуникативных навыков
Оборудование: штатив, вода, спиртовка, пробирки, пробка с газоотводной трубкой, лучинка, соляная кислота, цинк, оксид меди,экран, компьютер, проектор, презентации,задания
Ход урока
1. Организационный момент, постановка цели
2. Повторение и мотивация
а) Каков путь познания химии?
б) На какие группы делят вещества по составу
в) Какие вещества и почему лучше изучать вначале: простые или сложные ?
Учитель: Сегодня мы с вами будем изучать простое вещество-водород. Для этого нам нужно знать кто впервые открыл водород и для чего он нужен.
Начнем же список с водорода,
Поскольку первый элемент.
Он образует кстати, воду-
Весьма существенный момент
Учитель: Итак, вы ознакомились с водородом, как с простым веществом, а теперь изучим его строение.
Молекулу его представим удобной формулой H2
1 | Водород |
H 1,0079 | |
1s1 |
Водоро́д — первый элемент периодической системы элементов; обозначается символом H. Название представляет собой кальку с латинского: лат. Hydrogenium (от др.-греч.ὕδωρ — «вода» и γεννάω — «рождаю») — «порождающий воду». Широко распространён в природе.
Три изотопа водорода имеют собственные названия: 1H — протий (Н), 2H — дейтерий (D) и 3H — тритий (радиоактивен) (T).
Простое вещество водород — H2 — лёгкий бесцветный газ. В смеси с воздухом или кислородом горюч и взрывоопасен. Нетоксичен[3]. Растворим в этаноле и ряде металлов:железе, никеле, палладии, титане, платине.
А как нужно изучать водород ? Давайте составим план. Так как простое вещество водород состоит их 2-х атомов химического элемента водорода, то сначала рассмотрим строение, состав и свойства атома, а потом молекулы и простого вещества
План
- Положение в периодической системе химического элемента-водорода
- Состав, строение и свойства атома водорода
- Состав, строение и свойства молекулы водорода
- Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства
Атом водорода (H)
Положение в ПСХЭ | Состав атома | Строение атома | Свойства атома |
1-я группа главная подгруппа 1-й период | В ядре 1 протон вокруг ядра вращается 1 электрон | H+1)¹ | Не металл |
Ar(H)=1,008 | Электронная формула 1S¹ | Валентность=1 |
Молекулы водорода (H2)
Состав молекулы | Строение молекулы | Свойства молекулы |
(2 атома водорода) | H-H | Молекула не полярна |
Связь ковалентная, не полярная | Молярная масса= 2г/моль |
Учитель: А во что превратится атом водорода, если он отдаст или примет электрон ?
Ученики: Если атом приримает или отдает электрон, он становится заряженной частицей-ионом
Учитель: И так мы знаем, что в молекуле водорода связь между атомами ковалентная, не полярная. А какие виды связи вы знаете?
Ученики: Ковалентная полярная связь, ковалентная не полярная, ионная, металлическая, водородная.
3. Объяснение нового материала
Учитель: давайте посмотрим шде в природе мы встречаемся с водородом-простым веществом
Ученики самотоятельно работают с учебником и заполняют схему нахождение водорода в природе в тетрадях.
В свободном состоянии | В связанном состоянии |
На солнце | Гидросфера- H2О, реки, озера, моря |
В кратерах вулканов | Литосфера-нефть, газ CH4 |
Биосфера-в органических вешествах, в живых организмах |
Заслушиваются ответы учеников и оцениваются
Учитель: А сейчас настало время получить водород и испытать его свойства. В лаборатории водород получают из кислот действием металлов, для этого используют аппарат Киппа
Водород легче воздуха, поэтому соберем его в пробирку, перевернутую вверх дном, затем обязательно проверим водород на чистоту. Если водород чистый, то при его поджигании мы услышим глухой звук «пах». А если он смешан с воздухом- звук свистящий. А теперь изучим химические свойства водорода.
1.Взаимодействие с простым веществом О2
2H2+O2→2H2O
Опыт: Получив водород в аппарате Киппа, проверяем его на чистоту. Чистый водород горит бесцветным пламенем. Если поднести стеклянную пластинку, мы увидим, что она запотела, пояыились капельки воды.
2.Взаимодействие со сложными веществами
H2+CuOCu+H2O
Опыт: Водород пропускают через горизонтально закрепленную в штативе стеклянную трубку, в котором находится оксид меди. Трубка нагревается с помощью спиртовки. Черный оксид превращается в красную медь.
4.Закрепление
Учитель: Что мы узнали на уроке о водороде? Выполнить упражнения 1-3 после параграфа.
5.Домашнее задание
6.Итог урока
Учитель: Выставим оценки отвечающим у доски.
Заполняем схему
1.Закончите фразу: Самое распространенное простое вещество Вселенной… | 1.Закончите фразу: Водород относится к … а)металлам б)неметаллам |
2.Агрегатное состояние водорода а)жидкое б)твердое в)газообразное | 2.Водород легче или тяжелее воздуха |
3.Молекулярная формула водорода: а)Н б)Н2 | 3.Молекулярная масса водорода равна а)1 а.е.м. б)2 а.е.м. в)4 а.е.м. |
4.В лаборатории водород получают из….. | 4.В промышленности водород получают….. |
5.Применение водорода | 5.Условия техники безопасности при работе с водородом |