Воспитание патриотизма


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_patriotizme.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание в СПО

Современное развитие российского общества характеризуется изменением принципов развития экономики, политики, культуры, науки и производства. Общенациональной стала идея формирования правового демократического государства, поэтомувоспитание деятельного и позитивно мыслящего гражданина, подготовленного и умеющего организовать свою деятельность в условиях демократического государства и гражданского общества, ставит новые задачи перед системой среднего профессионального образования.

В условиях роста с конца 1980-х национального и религиозного самосознания и связанной с ним угрозы дезинтеграции и сепаратизма российские власти стараются укрепить общероссийскую гражданскую идентичность.

Важная роль уделяется образованию и воспитанию в духе межнационального согласия и российского патриотизма, распространению знаний об истории и традициях разных народов России и об общей истории и культуре страны. Прежде всего, власти решили обратиться к теме Великой отечественной войны как общей борьбе, сплачивающей народы России.

Был разработан новый учебник истории, проводятся мероприятия по поддержке русского языка, с 2002 года реализуются федеральный целевые программы "Русский язык", в 2014 году был создан президентский совет по русскому языку. Власти также рассчитывают на усилия гражданского общества — в 2013 году были учреждены гранты для организаций, занимающихся патриотическим воспитанием и гармонизацией межнациональных отношений.


Госпрограмма "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы" была утверждена в 2010 году. Ее основная цель — совершенствование системы патриотического воспитания.

Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации "Об образовании", "О высшем и послевузовском образовании", "О воинской обязанности и военной службе", "О ветеранах", "О днях воинской славы (победных днях) России", "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" и другие нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части, касающейся вопросов патриотического воспитания.

Вместе с этим, воспитательный процесс по формированию гражданских и патриотических качеств молодого поколения в учреждениях среднего профессионального образования протекает сложно и противоречиво, осложняясь спецификой контингента обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования. 

Обучающиеся в учреждении среднего профессионального образования молодые людиимеют неустойчивые представления об окружающем мире, обществе, его ценностях, а также многиеиз семей, имеющих статус «семейсоциального риска»и низкого уровня доходов.

Юноши допризывного возраста, 15-17 лет, которым, в очень недалеком будущем придется овладевать ролью, возложенной на них обществом и государством в большей мере, не обладают чувством ответственности перед Отечеством, не желают и не умеют брать на себя личную гражданскую ответственность за свое отношение к обществу и за происходящее в обществе.

Российский закон предусматривает уголовное наказание за возбуждение ненависти или вражды по признаку языка, национальности, расы или религии, с 2002 года — за публичные призывы к экстремизму и организацию экстремистского сообщества. В 2014 году уголовно наказуемыми стали реабилитация нацизма, отрицание фактов, установленных приговором Нюрнбергского трибунала, и распространение ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, были введены штрафы за осквернение дней воинской славы и памятных дат России.

Патриотическое воспитание – это не разовое мероприятие, а многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность, которая подталкивает педагогов на поиск новых подходов в решении вышеуказанной проблемы.

Прежде всего, надо помнить, что патриотизм — категория нравственная. А к нравственным поступкам человека побуждают его сознание и убеждение, которые являются мощными мотивами активности.

Что же такое патриотизм?

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

В широком смысле, патриотизм — это система отношений человека к истории своей страны, историческому и героическому прошлому.

 В понятие патриотизм можно так же включать отношение к своей стране на карте мира: ее природе, экономике, месту собственного жительства, «малой» Родине, а также государству как правовому институту, гаранту законности и порядка; гражданскому долгу перед государством, народом; готовности укреплять, защищать его мощь, независимость; ответственности за свою жизнь, жизнь близких людей.

Поэтому скоординированная деятельность куратора имеет огромное значение именно в вопросе патриотического воспитания молодежи. Такая деятельность предусматривает работу со студентами, с родителями, с общественными организациями и включает поисково-исследовательскую работу по сбору материалов о ветеранах Великой Отечественной войны и ветеранах тыла, организацию встреч с местными писателями и поэтами, проведение тематических вечеров,конкурсов и научно-практических конференций.

Не следует забывать, что патриотизм формируется в процессе воспитания на основе тесного взаимодействия семьи и учебного учреждения.

Семья является основной социальной0 ячейкой общества, в которой закладываются основы нравственного, духовного, культурного, физического и другого развития личности. В семье происходит формирование ее жизненных ориентиров и ценностей, отношений к себе, к другим людям и к Отечеству. Поэтому, работа с семьями остается важным направлением патриотического воспитания. Рекомендуется организовывать родительские собрания и лекции, привлекать родителей к организации внеаудиторных мероприятий.  

Так же эта работа включает экскурсионно-туристическое направление дает возможность воспитать у студентов потребность в изучении родного города, области; изучить шедевры народной и мировой культуры; воспитать грамотного зрителя, умеющего видеть высокохудожественные образцы традиционной современной российской культуры.

Уроки мужества, вечера, сборы, беседы, классные часы, просмотры видеофильмов формируют у студентов патриотическое сознание, любовь к Родине, готовность к ее защите.

Кураторам можно рекомендовать организовывать и проводить тематические экскурсии в военные музеи. Например, история российской армии и флота с дореволюционной эпохи и до наших дней представлена в Центральном музее вооруженных сил РФ. Великой Отечественной войне посвящена большая часть экспонатов, и несколько залов посвящены решающим сражениям. В одном из залов разрешают примерить форму древнерусского воина или гусара и даже взять в руки оружие. На площадке под открытым небом представлено более 150 единиц военной техники: танки и зенитки, ракеты и трофейные орудия, самолеты и вертолеты.

На Поклонной горе в Музее ВОВ представлены впечатляющие диорамы битв под Москвой, Сталинградом и Курском. За ходом войны помогает проследить коллекция фотографий, документов, писем с фронта и личных вещей солдат. В парке Победы рядом с музеем открыта площадка боевой техники с самолетами, танками, зенитными орудиями и санитарным поездом.

Музей холодной войны (Бункер-42)дает возможность совершить прогулку по рассекреченному бункеру на Таганке и помогает проникнуться послевоенными настроениями и тревожным ожиданием новой войны. Спустившись в правительственный бункер на глубину 65 метров, можно понять, как выглядит война из безопасных укрытий командного пункта.

Можно так же организовать выпуск газеты «Нашим ветеранам посвящается», а также провести конкурс творческих работ, посвященных Дню Космонавтики в России или фестиваль патриотической песни и конкурс на лучшее исполнение стихов и песен о Победе, посвященных Дню Победы.

Завтрашний день России зависит от того, насколько выверенными и дальновидными будут принимаемые сегодня меры по внедрению новых стандартов качества и доступности образования — при безусловном сохранении лучших национальных традиций, заключающихся в слиянии феномена патриотизма с реалиями современного среднего профессионального образованияи направленных на социальное будущее современного поколения молодых граждан России.

Литература

  1. Бузский М.П., Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Теоретические проблемы

патриотизма и патриотического воспитания. – Волгоград, 2008.

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы». – Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы. – М., 2006.
  2. Молодое поколение России: Проект Доктрины. – М., 2008.
  3. IV Международная студенческая электронная научная конференция.

Интернет ресурс: http://www.rae.ru/forum2012/14/1354