Употребление фразеологизмов в речи.
Открытый урок в 5 классе по учебнику Львова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_frazeologizmov_5_kl.pptx | 340.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Самопроверка. 1. лексика 2. диалектизмы 3. профессионализмы 4. общеупотребительные 5. устаревшие 6. фразеологизмы 7. синонимы
ТЕМА УРОКА: «ИСТОЧНИКИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В РЕЧИ.»
Определи значение фразеологизмов 1.Собака на сене. 2.Глаза разбегаются. 3.Водить за нос. 4.Белая ворона.
Определи значение фразеологизмов 5.БЕЖАТЬ, СЛОМЯ ГОЛОВУ 7.КАК БЕЛКА В КОЛЕСЕ 6.СТОЯТЬ НА ГОЛОВЕ
Проверь себя. 1.Не пользоваться чем – либо и не давать другим. 2.Нельзя сосредоточиться от разнообразия впечатлений. 3.Обманывать, вводить в заблуждение. 4.Тот, кто сильно отличается от других. 5.Очень быстро. 6.Находиться в постоянных хлопотах, суетиться. 7.Баловаться, бегать, прыгать.
Кто больше? НОС КЛЕВАТЬ НОСОМ ЗАРУБИТЬ НА НОСУ ЯЗЫК ГОЛОВА ЯЗЫК БЕЗ КОСТЕЙ ОСТАВИТЬС НОСОМ ДЕРЖАТЬ ЯЗЫК ЗА ЗУБАМИ ТЯНУТЬ ЗА ЯЗЫК ХОДИТЬ НА ГОЛОВЕ БЕЗ ЦАРЯ В ГОЛОВЕ ОКУНУТЬСЯ С ГОЛОВОЙ В РАБОТУ БУРЧАТЬ ПОД НОС СТОЛКНУТЬСЯ НОС К НОСУ ПРОГЛОТИТЬ ЯЗЫК МОРОЧИТЬ ГОЛОВУ
Расшифруйте фразеологизмы.
Расшифруйте фразеологизмы.
Отгадайте загадки. 1. Так говорят о человеке, который совершенно лишен музыкального слуха. 2.Выполнять быстро, ловко, хорошо. 3. Так говорят о человеке, который легко меняет свои решения, намерения. 4. Очень темно, ничего не видно. 5. Оказаться в неловком положении. 6. Молчать, не говорить лишнего. 7. Выполнять обещание. 8. Изобретать то или сообщать о том, что уже давно известно. 9. Так говорят о человеке очень скромном, тихом, кротком. 10. Его вешают приходя в уныние. 11. Не цветы, а вянут.
Фразеологизмы- устойчивые сочетания Медведь на ухо наступил. Горит в руках . Семь пятниц на неделе. Ни зги не видно. Сесть в калошу. Будто муху проглотил. Дать зарок. Открывать Америку. Мухи не обидит. Вешать нос. Уши вянут.
НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ. Попались на удочку. Пригласил нас как – то сын лесника к себе. За грибами сходим, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем . Уху сварим – пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Потом он мне покою не давал: «Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. «Вот пустомеля, - возмутился дед, - все время кому-нибудь морочит голову». У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. «Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдете». И пошли. И рыбу ловили, и костер развели, и уха была- ни в сказке сказать, ни пером описать.
Продолжи фразы. Любишь кататься - ……... . Тише едешь - ……. . Лучше синица в руках, чем …... Кончил дело - …… . Не спеши языком, ….. . На вкус и цвет ….. . Готовь сани летом, а … . (журавль в небе; дальше будешь; товарища нет; люби и саночки возить; торопись делом; телегу зимой; гуляй смело; )
Найди фразеологизмы-синонимы. Без сучка и задоринки Валиться из рук Важная птица Прикусить язык Вдоль и поперек Намотать на ус Тертый калач Хоть лопатой греби Утереть нос Заткнуть за пояс Набрать воды в рот Зарубить на носу Птица высокого полета Как по маслу Стреляный воробей Как свои пять пальцев Непочатый край
Проверь себя. Без сучка и задоринки Валиться из рук Важная птица Прикусить язык Вдоль и поперек Намотать на ус Тертый калач Хоть лопатой греби Утереть нос Как по маслу Руки опускаются Птица высокого полета Набрать воды в рот Как свои пять пальцев Зарубить на носу Стреляный воробей Непочатый край Заткнуть за пояс
Давайте вспомним, что мы сегодня нового узнали о фразеологизмах? Как фразеологизмы помогают изучать прошлое нашего народа? Чем могут различаться фразеологизмы – синонимы? Что необходимо учитывать при употреблении фразеологизмов в речи? Какова роль фразеологизмов в речи?
Домашнее задание. Задание по группам: 1 группа готовится к конкурсу «Лучший оформитель книги фразеологизмов.» 2 группа составит сочинение – рассказ, используя фразеологизмы. 3 группа выполняет упражнение №720, работает с фразеологическим словарем.