Педагогический опыт
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Тема:
«Педагогическое взаимодействие социального педагога и семьи воспитывающей ребенка, с интеллектуальными нарушениями»
Сведения об авторе:
Голова Инна Викторовна
Социальный педагог ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_pedopyt_word_2.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Голова Инна Викторовна
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Тема:
«Педагогическое взаимодействие социального педагога и семьи воспитывающей ребенка, с интеллектуальными нарушениями»
Сведения об авторе:
Голова Инна Викторовна
Социальный педагог ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Актуальность опыта
Семья это то - звено общества, где происходит передача социального опыта старшего поколения младшему, являясь составной частью общества и отражая все происходящие явления в нем, семья как бы транслирует общественный исторический опыт в образе ребенка.
Одной из наиболее актуальных проблем социальной педагогической работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с интеллектуальными нарушениями. Никто не знает своего ребенка лучше, чем родители, но, между тем, семьи воспитывающие такого ребенка, часто сталкиваются с проблемой отсутствия специальных психолого-медико-педагогических знаний. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах воспитания. Причинами семейных проблем являются не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения.
Наиболее эффективным местом реабилитации детей с интеллектуальными нарушениями является семья, как известно, наиболее мягкий тип социального окружения ребенка. Однако по отношению к такому ребенку, члены семьи иногда проявляют жесткость, необходимую для выполнения ими своих функций. Семьи, воспитывающие детей данной категории, вынуждены зачастую решать все проблемы, связанные с инвалидностью ребенка самостоятельно.
Главными задачами для педагогического коллектива и конкретно для меня, как социального педагога, в этом направлении, является сплочение семьи, установление чутких, добрых взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, а также решение возникших вопросов и проблем.
Основная идея опыта
Основная идея опыта, заключающаяся во взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов и родителей, имеющих детей с интелектуальными нарушениями, в процессе их совместной деятельности и общения, в результате которого происходит социальная адаптация и реабилитация семьи в социуме, и мобилизации всех сил на решение задач оказания помощи данным семьям.
Семьи в процессе воспитания ребенка с интеллектуальными нарушениями сталкиваются с большим числом трудностей. Прежде всего, это оказание помощи детям, переживающим свою незащищенность, общественное пренебрежение. Порой сами близкие люди ребенка пребывают в состоянии хронического стресса, вызванного его болезнью, обстоятельствами лечения, воспитания, обучения, профессионального становления. Все это затрудняет социальную интеграцию ребенка, попавшего в среду его здоровых сверстников. В такой ситуации ребенок и семья, в которой он воспитывается, нуждаются в помощи специалиста, который смог бы активно войти в конкретную жизненную ситуации семьи, смягчить воздействие стресса, помочь мобилизовать имеющиеся внутренние и внешние ресурсы всех членов семьи.
В связи с этим, я, как социальный педагог, главной целью своей работы с семьей ставлю – оказание помощи семье, помочь ей справиться с трудной задачей воспитания и развития ребенка с интеллектуальными нарушениями, способствовать ее оптимальному функционированию.
Для выполнения данной цели используются следующие методы и формы работы:
- создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального);
- оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве;
- проведение диагностики семей и составление программы помощи семье;
- просвещение родителей в вопросах воспитания детей.
Теоретическая база опыта
По мнению К.Д. Ушинского, школьное воспитание должно стать логическим продолжением домашнего. Именно семья должна заложить в ребенке фундамент нравственного самосознания, а школа должна создать оптимальные условия для реализации внутреннего потенциала ребенка, заложенного природой и семьей. К.Д. Ушинский указывал на единство целей и общностей взглядов семьи и школы.
Невозможно переоценить роль семьи в воспитании ребенка с особенностями психофизического развития. Л.С. Выготский подчеркивал, что черты личности ребенка с особыми потребностями во многом определяются его положением в семье. Негативные факторы семейного воспитания способны вызвать задержку психического развития, нарушения поведения и личностного развития в целом. В связи с этим помощь семье со стороны специалистов, государства и общества является крайне необходимой и востребованной.
В настоящее время многие исследователи показывают наличие глубокой связи между психологической обстановкой в семье, уровнем взаимодействия родителей с ребенком, работы школы с семьей и перспективами развития и социализации ребенка с нарушением интеллекта.
Изучением вопросов воспитания детей в семье, в которых воспитывается ребенок с интелектуальными нарушениями, занимались многие специалисты (М. В. Ипполитова, А. Р. Маллер, Е. М. Мастюкова, А. И. Антонов Э. Г. Эйдмиллер и др.). В их исследованиях чаще всего затрагивается аспект участия семьи в воспитании и развитии аномального ребенка.
В данных работах этих исследователей указывается, что одним из ведущих условий для системы коррекционных мероприятий с ребенком, имеющим интеллектуальные нарушения, является обязательное привлечение семьи к образовательному процессу и педагогическое содействие в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.
Новизна опыта
Новизна опыта заключается в использовании различных форм и методов по просвещению родителей, их психолого-педагогической подготовке, целью которых является построение качественно новых отношений между двумя социальными институтами – школой и семьей.
В своей работе с родителями, воспитывающих детей с интеллектуальными нарушениями, использую индивидуальную, адресную помощь семье, которая направлена на преодоление их социальной беспомощности. За счет повышения педагогической компетентности происходит обучение навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком, совместно выполняемых домашних заданиях. Благодаря этому родители принимают на себя и увереннее несут ответственность за воспитание и развитие своего ребенка. Свои наблюдения они обсуждают с членами семьи и совместно ищут возможности решения существующих проблем.
Следует подчеркнуть, что эта работа, как форма взаимодействия, возможна только с согласия всех членов семьи и требует длительного времени, так как только в продолжительном общении, перетекающие во взаимодействие, могут возникать действительно доверительные отношения.
Технология опыта
Изучение семьи имеющей ребенка с интеллектуальными нарушениями, позволяет мне, как социальному педагогу, ближе познакомиться с учеником и его близкими, понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями.
Работа осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. В практике нашей школы сложились наиболее рациональные ее формы: общие и классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, посещение семей учащихся, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, выставки работ учащихся.
В своей работе с родителями, я широко применяю такие методы как беседа и анкетирование, консультирование. Беседа применяется в целях изучения психологических особенностей личности ребенка, семьи (состав, состояние здоровья членов семьи, профессиональные интересы, культура среды и пр.). С помощью анкетирования можно узнать интересы, пожелания, мнения родителей и учащихся по ряду вопросов. Консультирование помогает родителям определиться с выбором правильного решения.
Огромный диагностический материал для дальнейшей работы, я получаю от посещения семей школьников. При посещении семьи составляется акт жищно-бытовых условий проживания несовершеннолетнего ребенка в семье, куда вносится информация о составе родителей и общие сведения о них: жилищные условия; материальная обеспеченность; общая атмосфера, микроклимат в семье; общий порядок в доме: есть ли у школьника специально выделенное место для занятий; воспитательные возможности семьи; уровень педагогической культуры родителей; увлечения в семье; как организуется свободное время ребенка; какие трудовые обязанности имеет ребенок в семье; деятельность родителей; семейные традиции и много другой информации.
Очень часто я выхожу на адрес семьи, которая находятся в социально опасном положении. И в этом случае моя главная задача, попытаться всеми средствами обеспечить охрану интересов ребенка. А значит так повлиять на родителей, чтобы они осознали всю ответственность за своих несовершеннолетних детей, и постарались взять себя в руки и встать на путь исправления. Это очень сложная кропотливая работа, не всегда приносящая результат сразу. Здесь нужно использовать всевозможные формы и методы работы: убеждение, разъяснение, пример других родителей, усиленный контроль.
На основе диагностической работы по изучению семьи составляется социальный паспорт класса, школы, выделяются типы семей, и при необходимости планируется дифференцированная работа с ними. Если семья относится к категории неблагополучных, то для такой семьи составляется план индивидуально-профилактической работы. Семья, находящаяся в социально опасном положении ставится на профилактический внутришкольный учет, и к работе социального педагога подключается классный руководитель, педагог-психолог и другие узкие специалисты школы.
Результативность опыта
Опираясь на свой опыт, хочется отметить, что налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если строить общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывать не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты. Давая советы, я стараюсь, вносить коррективы тактично, понимая, что прямое вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать протест и нанести непоправимый вред. Ведь каждый родитель воспитывает своих детей так, как считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений. Моя же задача, как социального педагога, направлять по нужному руслу воздействие родителей на детей, способствуя совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышая уровень общей культуры семьи.
В своей работе я отдаю предпочтение индивидуальной работе с родителями и другими членами семьи, т.к. в приватных беседах, родители откровеннее рассказывают мне о своих проблемах, о которых никогда бы ни сказали при посторонних. Главное условие такой работы - содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только беседующих, оно не должно разглашаться.
Для себя я составила следующие рекомендации успешного взаимодействия:
- Для начала убедиться, что цели воспитания семьи и социального педагога совпадают.
- Семье должна быть предоставлена свобода выбора, не обязательно контролировать и оценивать каждый их шаг и не давать готовых рекомендаций.
- Необходимо поощрять успехи, замечать даже незначительные рост и достижения действий семьи. Нельзя показывать, что мы пришли их перевоспитывать.
- Нужно давать понять семье, что сочувствуем ей, верим в неё, хорошего мнения о ней, несмотря на оплошности родителей.
- Никогда не предпринимать воспитательных воздействий в плохом настроении.
Таким образом, результативность своей работы вижу в снижении колличества детей стоящих на различных видах учета и снижении противоправного поведения у подростков; профилактические беседы и консультации с родителями приводят к желанию исправить ситуацию в лучшую сторону и встать на путь исправления, участие в совместных мероприятиях и проектах улучшают микрокламат и взаимоотношения в семье.
Данный педагогический опыт может быть полезен социальным педагогая, педагогам-психологам и другим специалистам при работе с учащимися с интеллектуальными нарушениями.
Список литературы
1. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2001
2. Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога / Г.А. Воронина. – М.: Юрайт, 2013. – 245 с
3. Дмитриева В.Г. , Черноусова Ф.П. и др. Социальный педагог в образовательном учреждении. Учебно – методическое пособие. – М., Педагогическое общество России, 2007.
4. Нестерова Г.Ф. Технология и методика социальной работы: учебное пособие для вузов / Г.Ф. Нестерова. - М.: Академия, 2011. - 208 с
5. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 408 с.
6. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: Издательство: Гном, 2000. – 64 с