6 класс
Предварительный просмотр:
государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курганская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида»
Рабочая программа
Учебного курса «Биология» 6 класс.
Курган, 2011г.
Составитель программы: Александрова А.В., учитель высшей квалификационной категории
Рецензент: Шпанов Н.Ю. преподаватель, кандидат биологических наук
Рассмотрена и принята Утверждаю
на заседании педагогического совета Директор школы-интерната VI вида
Морозова Н.И.
Протокол №___от_______ Приказ №___ от_______
ПРОГРАММА КУРСА БИОЛОГИИ ДЛЯ 6 КЛАССАПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа систематического курса биологии для основной школы составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учетом примерной программы основного общего образования по биологии. Содержание программы систематического курса биологии для 6 класса основной школы сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.
Курс «Биология. Бактерии, грибы, растения» имеет комплексный характер, включая основы различных биологических наук о растениях и растительности: морфологии, экологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимании взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем и роли человека в этих процессах.
В специальном коррекционном общеобразовательном учреждении Курс «Биология. Бактерии, грибы, растения» пролонгированный и изучается в 6 и частично в 7 классе, но при изучении учебного курса биологии ставятся те же учебно-воспитательные цели, что и в общеобразовательной школе. Поскольку особенностями психического развития детей указанной категории, прежде всего, является недостаточная сформированность мыслительных операций на основе органических нарушений головного мозга, а изменение на физическом плане –нарушение мелкой моторики и раскоординованности движений, то попали под корректировку практические и лабораторные работы которые являются фрагментами уроков не требующими для их проведения дополнительных учебных часов и проходящие в интерактивном варианте, а так же введено дополнительное время для изучения наиболее важных и трудных вопросов. При тематическом планировании выделенные часы для повторения пройденного материала за год, что способствует лучшему усвоению материала.
Рабочая программа включает: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем, требование к уровню подготовки, ресурсное обеспечение обучения. Рабочая программа ориентирована на учебник Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ В. В. Пасечник— 14-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011.-340 с.: ил. За основу рабочей программы взята программа курса биологии под руководством В.В.Пасечника.
Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей и задач:
- Освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений, о методах познания растительного организма.
- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.
- Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе.
- Иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:
- создание оптимальных условий обучения;
- исключение психотравмирующих факторов;
- сохранение психосоматического состояния здоровья обучающихся;
- развитие положительной мотивации к освоению программы.
Формы промежуточной и итоговой аттестации:
- тематические сообщения,
- устные ответы,
- самостоятельные работы,
- контрольные работы,
- тесты,
- зачётно (контрольно)-обобщающие уроки.
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
Для контроля уровня обученности используются традиционная система оценивания:
Традиционная система. В этом случае учащийся должен иметь по теме оценки:
- за устный ответ или другую форму контроля тематического материала;
- за практические/лабораторные работы (если они предусмотрены программными требованиями).
Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая всех перечисленных оценок.
Рабочая программа опирается на межпредметные связи и предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.
Требования к уровню подготовки.
В результате изучения биологии в 6 классе обучающийся должен
знать/понимать:
- признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;
- строение и функции клетки, стебля цветка, корня, плода почки,
- особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений,
- сведения о таксономических единицах,
- основные этапы развития растительного мира,
- охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране,
- основные культурные растения региона, особенности их возделывания,
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма,
- способы размножения бактерий, грибов, растений,
- взаимосвязь растений с факторами среды,
- взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах,
- роль бактерий, грибов, растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве,
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль растений в жизни человека;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки растений; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями и грибами;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений, уход за ними.
В основе осуществления целей образовательной программы при обучении используется личностно-ориентированные, гуманно-личностные, информационные технологии, развивающее обучение, учебно-поисковая деятельность.
Одним из условий формирования компетенций является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения биологии: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.
Интерактивные технологии позволяют развивать социальные практики с учётом психофизических особенностей ребят, помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», что в конечном счёте и преследует программа модернизации образования.
Учебно – тематический план
Курс «Биология. Бактерии, грибы, растения»
Тема | Количество часов | Лабораторные, практические работы |
. Введение | 1 | |
1. Клеточное строение организмов | 3 | Л.р.№1-3 |
2. Царства Бактерии и Грибы | 4 | Л.Р.№3-5 |
3. Царство Растения | 8 | Л.р. №6-10 |
4. Строение и многообразие покрытосеменных растений | 8 | Л. р, №11-24 |
5. Жизнь растений | 12 | Л.р.№25,26. Д.Л.о |
6. Классификация растений | 6 | П.р. №1-9. Л.р.№27. |
7. Природные сообщества | 5 | Л.р.№28 |
8. Развитие растительного мира | 4 | |
Итого за курс | 52 | 38 |
С учетом корректировки часов в учебно-тематическом планировании в 6 классе на изучение выносятся темы
Тема | Количество часов | Лабораторные, практические работы |
. Введение | 1 | |
1. Клеточное строение организмов | 3 | Л.р.№1-3 |
2. Царства Бактерии и Грибы | 4 | Л.Р.№3-5 |
3. Царство Растения | 8 | Л.р. №6-10 |
4. Строение и многообразие покрытосеменных растений | 8 | Л. р, №11-24 |
5. Жизнь растений + 2ч. на обобщение | 9 | Л.р.№25,26. Д.Л.о |
Итого | 34 | 27 |
С учетом корректировки часов в учебно-тематическом планировании в 7классе на изучение выносятся темы
Тема | Количество часов | Лабораторные, практические работы |
5. Жизнь растений | 3 | |
6. Классификация растений | 6 | П.р. №1-9. Л.р.№27. |
7. Природные сообщества | 5 | Л.р.№28 |
8. Развитие растительного мира | 4 | |
Итого | 18 | 11 |
Содержание программы
Введение (1 час)
Биология – наука о живой природе (Методы исследования в биологии. Царство бактерий, грибов, растений и животных). Взаимосвязь организмов в природе (Связь организмов со средой обитания). Влияние деятельности человека на природу. (Экскурсия: сезонные изменения в жизни растений).
Обучающиеся должны знать: что изучает ботаника, цели, задачи, методы используемые при изучении живых объектов.
Обучающиеся должны уметь: использовать метод наблюдения при изучении объектов живой природы.
1.Клеточное строение организмов (3 час)
Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп)
Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды). Жизнедеятельность клетки (поступление веществ в клетку дыхание, питание, рост, развитие и деление клетки). Ткани.
Обобщение по теме: «Клеточное строение организмов» к/о урок.
Демонстрация: микропрепаратов различных растительных тканей.
Лабораторные работы: 1. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ним. Рассмотрение клеток с помощью лупы.
2. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. 3. Пластиды в клетках листа элодеи.
Предметные результаты обучения
Обучающиеся должны знать:
— строение клетки;
— химический состав клетки;
— основные процессы жизнедеятельности клетки;
— характерные признаки различных растительных тканей.
Обучающиеся должны уметь:
— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
— работать с лупой и микроскопом;
— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
— распознавать различные виды тканей.
Метапредметные результаты обучения
Обучающиеся должны уметь:
— анализировать объекты под микроскопом;
— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
— работать с текстом и иллюстрациями учебника.
2.Царства Бактерии и Грибы (4 часа)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека.
Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы Плесневые грибы и дрожжи
Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека. (Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами).
Обобщающий урок по теме: «Царство Бактерии и Грибы».
Демонстрация: муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов
(трутовика, ржавчины, головни, спорыньи).
Лабораторные работы: 4.Строение плодовых тел шляпочных грибов. 5. Плесневелый гриб – мукор.
Предметные результаты обучения
Обучающиеся должны знать:
— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
— разнообразие и распространение бактерий и грибов;
— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Обучающиеся должны уметь:
— давать общую характеристику бактериям и грибам;
— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
— отличать съедобные грибы от ядовитых;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Обучающиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
3.Царство Растения. (8часов)
Разнообразие, распространение и значений растений (многообразие растений, их связь с внешней средой обитания, роль в биосфере).
Одноклеточные водоросли. Многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Лишайники (строение, разнообразие, среда обитания). Роль лишайников в природе и жизни человека.
Мхи. Среда обитания мхов. Многообразие мхов. (Строение мхов, их значение).
Папоротники. Хвощи и плауны (строение, многообразие, среда обитания). Роль папоротников хвощей и плаунов в природе и жизни человека, их охрана.
Голосеменные (Строение и многообразие. Среда обитания). Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Покрытосеменные или цветковые. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Обобщение по теме: «Царство Растения» к/о урок.
Лабораторные работы: 6.Строение зеленых водорослей. 7.Строение мха. 8.Строение спороносящего хвоща. 9.Строение спороносящего папоротника. 10.Строение хвои и шишек хвойных.
Демонстрации:
Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей.
Строение и многообразие лишайников.
Строение, размножение и многообразие мхов.
Строение, размножение и многообразие хвощей и плаунов.
Строение, размножение и многообразие папоротников.
Строение и размножение голосеменных растений.
Предметные результаты обучения
Обучающиеся должны знать:
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
— роль растений в биосфере и жизни человека;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Обучающиеся должны уметь:
— давать общую характеристику растительного царства;
— объяснять роль растений биосфере;
— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Метапредметные результаты обучения
Обучающиеся должны уметь:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
4.Строение и многообразие покрытосеменных (8 часов)
Строение семян двудольных растений. Строение семян однодольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Условия произрастания и видоизменение корней
Побег и почки (строение, рост и развитие). Внешнее строение листа. Клеточное строение листа
Влияние среды на строение листа. Видоизменение листьев. Строение стебля. Видоизменения побегов. Цветок. Соцветия. Плоды. Распространение плодов и семян.
Обобщение по теме: «Строение и многообразие покрытосеменных растений» к/о урок.
Лабораторные работы: 11.Стрение семян двудольных растений. 12.Строение зерновки пшеницы. 13.Стержневая и мочковатая корневые системы. 14.Корневой чехлик и корневые волоски. 15.Строение почек. 16.Листья простые и сложные их жилкование и листорасположение. 17.Строение кожицы листа. 18.Клеточное строение листа. 19.Внутреннее строение ветки дерева. 20.Строение клубня. 21.Сроение луковицы. 22.Строение цветка. 23.Соцветия. 24.Классификация плодов.
Демонстрации:
Органы растительного организма.
Строение семени.
Анатомическое строение корня.
Виды корней и типы корневых систем.
Видоизменения корней.
Строение побега и почки.
Внешнее строение листа.
Строение стебля.
Многообразие и видоизменения стеблей.
Строение цветка.
Соцветия.
Предметные результаты обучения
Обучающиеся должны знать:
— внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;
— видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.
Обучающиеся должны уметь:
— различать и описывать органы цветковых растений;
— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
— изучать органы растений в ходе лабораторных работ.
Метапредметные результаты обучения
Обучающиеся должны уметь:
— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
— осуществлять описание изучаемого объекта;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта;
— классифицировать объекты;
— проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.
5.Жизнь растений ( 9 часов)
Химический состав растений. (Основные процессы жизнедеятельности). Минеральное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды растениями. Листопад. Передвижение минеральных веществ в растении.
Передвижение по стеблю органических веществ. Прорастание семян.
Лабораторные работы № 25Химический состав растений. 26.Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю. Домашний л.о. Изучение прорастания семян.
Экскурсия «Сезонные явления в жизни растений». Растительный организм как единое целое.
Обобщение по теме: «Клеточное строение организмов».
Обобщение по теме: «Царство Бактерии и Грибы».
Обобщение по теме: «Царство Растения».
Предметные результаты обучения
Обучающиеся должны знать:
— основные процессы жизнедеятельности растений;
— особенности минерального и воздушного питания растений.
Обучающиеся должны уметь:
— характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;
— объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;
— устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;
— показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
— определять всхожесть семян растений.
Метапредметные результаты обучения
Обучающиеся должны уметь:
— анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.
Предметные результаты обучения
Обучающиеся должны знать:
— о многообразии живой природы;
— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
— экологические факторы;
— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
— правила работы с микроскопом;
— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
Обучающиеся должны уметь:
— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
— отличать живые организмы от неживых;
— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
— характеризовать среды обитания организмов;
— характеризовать экологические факторы;
— проводить фенологические наблюдения;
— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Метапредметные результаты обучения
Обучающиеся должны уметь:
— составлять план текста;
— владеть таким видом изложения текста, как повествование;
— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
— получать биологическую информацию из различных источников;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Учебно – методические средства обучения.
1. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология . 5–11классы. Биология 5-11 класс. Автор программы: В.В.Пасечник и др. // Сборник программ –М.: Дрофа , 2011
2. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. – 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/В.В. Пасечник. – 14-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2011. – 304с.
3. Пасечник В. В., Снисаренко Т. А. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, 2011.
Список дополнительной литературы для учителя:
- Бенуж Е. М. Тесты по биологии (к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения 6 кл). - М., Экзамен, 2008
- Галушкова Н. И. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. Поурочные планы – Волгоград:Учитель, 2007Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2000
- Журнал «Биология в школе»
- Муртазин Активные формы обучения биологии - М., Просвещение, 1991
- Парфилова Л. Д. Тематическое и поурочное планирование по биологии ( к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс). - М., Экзамен, 2004
- Парфилова Л. Д. Контрольные и проверочные работы по биологии ( к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 кл.). - М., Экзамен, 2005
- Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1995
- Сухова Т.С.Тесты по биологии. 6-11 кл: Учебно-методическое пособие.-2-е изд. –М.: Дрофа, 1998. -80 с.
Список дополнительной литературы для учащихся:
- Журнал «Биология для школьников».
- Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1992, 1995 гг.
- Трайтак Д. И. Книга для чтения по биологии. Растения – М., Просвещение, 1996
- Энциклопедия для детей. Т. 1. Биология. 5-е изд., перераб. и доп./ глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1998. – 704 с.: ил.
- Я познаю мир: детская энциклопедия: развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.
Важным компонентом учебно-методического комплекта является учебно-тематический план, электронные пособия (электронные учебники и другие цифровые ресурсы)
MULTIMEDIA – поддержка курса
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;
- Биология. Растения. 6 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
- Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
-1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
- Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
- Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- Авторы - В.М. Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».
- Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся.
Кроме того, при ведении курса в 6 классе на каждом уроке используется серия мультимедийных уроков и презентаций, разработанная учителем и материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (http://school-collection.edu.ru/) .
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает:
- учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.);
- учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации самостоятельной работы учащихся,)
- инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания биологического образования);
- варианты разноуровневых и творческих домашних заданий;
- материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету (перечень тем рефератов и исследований по учебной дисциплине, требования к НИР, рекомендуемая литература).
Материально-техническое обеспечение преподавания учебного предмета «Биология» ориентировано на реализацию федерального компонента Государственного образовательного стандарта по биологии. Средства обучения (ИСО, ТСО, наглядные средства обучения).