Краеведение. Кружок "Ямальский калейдоскоп"

Серебренникова Татьяна Николаевна

Много лет веду кружок "Ямальский калейдоскоп". Изучаем с ребятами историю ямальского края, готовим проекты, принимаем участие в городских мероприятиях. Для многих ребят Ямал - это малая родина. А знать историю, коренных жителей нашего Северного края, это необходимо и очень интересно. Наработками хочется поделиться с коллегами. А может быть даже обменяться опытом работы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Этнокультурное воспитание младших школьников.

              Родина начинается с тех мест, где мы родились, где впервые узнали вкус хлеба и запах цветов, услышали задушевные песни и речь окружающих людей. На земле это самое дорогое место для человека.  Растить в человеке любовь к этой земле, её славному прошлому и настоящему – задача современной школы, каждого педагога.  Не просто передать сумму знаний, которое выработало человечество, а сформировать у детей черты русского характера: трудолюбие, честность, смекалку, любовь к Родине, чувство чести и товарищества, это сделать намного сложнее, чем просто дать знания.

             Задачей современной школы является возрождение национальной культуры, восстановление утраченных ценностей. Применительно к решению этих проблем в современных условиях актуальна на сегодняшний день Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является методологической основой ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта). Одной из ступеней развития гражданина России является осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного города, округа. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом». Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации. Задачами этнокультурного  содержания моей программы по краеведению «Ямальский калейдоскоп» являются изучение родного края, обычаев, традиций Северного народа, формирования гражданских и патриотических чувств, любви к малой Родине.

              Кружковая работа является одной из форм организации внеурочной деятельности. Дети охотно посещают  кружок  «Ямальский калейдоскоп». Любовь к Родине, к Отчизне начинается с любви к своему краю. Постепенно она переходит в любовь к своей стране. Вот почему в формировании социально-нравственных качеств личности значима роль краеведения. Особая роль на этом пути принадлежит краеведческой исследовательской работе, воспитывающей у школьников любовь к родной земле, гордость за её прошлое и настоящее — качества, на основе которых формируется активная жизненная позиция, гражданственность. Ежегодно мы с ребятами принимаем участие в городских мероприятиях по краеведению: конкурс «Я-Уренгоец! Я-житель ЯНАО!», Игра «Лесные Робинзоны», игра «Люблю тебя, мой край родной!». Нами созданы проекты: «Музей под открытым небом» (Горнокнязевск), «Тайны живой природы Ямала», «Ямальцы в годы Великой Отечественной войны», «Экологический календарь ненцев» и др. Ребята становились победителями в городских мероприятиях. На занятиях идёт знакомство с фольклором и культурой коренных народов, изучают их быт  (ненцев, ханты, манси), знакомятся с традициями народов, играют в ненецкие игры.

               Я, как руководитель кружка, принимаю участие в городских семинарах по краеведению, участвую в мастер – классах, делюсь своим опытом с коллегами, перенимаю их опыт. Представляю одно из своих выступлений.

Роль игры в успешности ребёнка.

                                                                                                                     Игра и есть естественное

                                                                                                                     самовоспитание ребёнка,                                                                                                                                                

                                                                                                                    упражнение для будущего.                                            

А.С.Выготский.

Ненцы – самая крупная из малочисленных народностей Севера, они являются коренным населением трех автономных округов, их традиционная материальная и духовная культура распространена от Кольского полуострова до Енисея.  Ненецкий народ, покоряя тундру, благодаря высокой приспособленности к суровым условиям Севера, на протяжении веков создавал свою материальную и духовную культуру. Он создал уникальные по пригодности к жизни элементы культуры в таких сферах, как: жилище, одежда, транспорт, пища, фольклор.

Существует еще ряд обычаев и традиций, которые сохранились до настоящего времени. С самого рождения родители готовили ребенка к суровым условиям Севера, кочевому образу жизни, к тем трудностям, которые ожидали его во взрослой жизни. Едва ребенок начинал ходить, будь это мальчик – отец мастерил для него маленькую нарточку или детский аркан; для девочки мать собирала кусочки меха, сукна, прививала навыки будущей хозяйки. Все это сопровождалось игровой деятельностью. Ненецкие игры привлекают к себе особое внимание. Они играют огромную роль в воспитании, способствуют сохранению, соблюдению и почитанию традиций ненецкого народа.

Жить в тундре ненцы учатся с малых лет. Первой ступенькой подготовки к взрослой жизни являются творческие игры определенной направленности. Есть игры, в которые с большим удовольствием играют дети всех возрастов. Обычно дети постарше – это «родители», а младшие – «дети». Кроме людей должны быть олени, оленята, лайки, морские звери, птицы и дикие животные. Игры готовят детей к самостоятельной жизни, развивают речь и творческие способности, воспитывают трудолюбие, добрые взаимоотношения, честность и справедливость.

Как и у других народов, у ненцев бытует хорошая традиция: отец учит сына мастерить предметы быта, орудия лова и т.д. (шесты для игрушечного чума, палочки для игры «Тыранийко», хореи, игрушечных оленей, рожки из дерева, арканы, лыжи, нарточки, доски, лодочки, корытца для варева, поварешки, ложки, силки, сети …).

С древности игры и игрушки учили детей труду и правилам поведения. Через игры и игрушки дети открывали для себя мир и ценности своего народа. Кроме этого они служили отличным средством отдыха и развлечения.

Народы Ямала – оленеводы, рыбаки и охотники. Поэтому их дети часто играют с настоящими орудиями охоты и рыбной ловли. Капканы, чирканы, самострелы – все эти игрушки обучают труду. Северные дети любят играть с игрушечными оленями, детскими нартами, луками. В играх часто принимает участие большой детский коллектив. Это игры в «неводьбу», в «разборку пойманной рыбы». Играют вместе девочки и мальчики. Мальчики в игре – рыболовы, они как будто ловят и делят рыбу. Девочки в игре как будто чистят добытую рыбу, подготавливают ее к сушке или засолу, кипятят чай и готовят еду для мальчиков.

Так через игры и игрушки, передаются трудовые традиции. У мальчиков и девочек есть свои игрушки и свои игры.

В давние времена не было магазинов, где можно было бы купить игрушку. Но фантазия северного человека широка и разнообразна. Северные люди сами делали своим детям игрушки из всего того, что окружает. Игрушечный олень представлял собой деревянный брусочек с выступом на одном конце, косым срезом на другом и отколотыми не до конца, слегка загнутыми лучинками, изображающими рога. Иногда игрушечная упряжка оленей делается из кусочков оленьего меха. Для детей делают маленькие нарты. Они почти такие же, как и настоящие нарты, в них иногда ребята запрягают собак.

А можно и не стараться мастерить, а использовать для игры готовый материал – это оленьи рога, сваренные копыта и кости (пяточные, они разных размеров от передних и задних ног оленя). Оленьи рога втыкаются в землю или в снег. Мальчики при этой игре прививают навыки метания арканом. Такие оленьи рога используют для наконечников стрел детей. Сваренные копыта могут служить воображаемой упряжкой. При этом копыта отличаются по цвету также как и олени. Пяточные кости задних ног служат воображаемыми нартами.

Велико значение игр в воспитании ненецких детей. Можно сказать, что народная игра открывает путь к освоению национальной культуры, таким образом, она воспитывает в подрастающем поколении уважение к своей нации, к традициям своих предков, воспитывает доброжелательное отношение друг к другу, сохраняя правила гостеприимства, взаимовыручки; готовит к тяжелым трудовым условиям, связанным с кочевым образом жизни. В играх наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания как естественность, непрерывность, массовость, комплексность и завершенность.

Детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых. Подражание? Нет, нечто значительно большее и ценнейшее.

Я. Корчак.

     Сегодня я  представляю мастер - класс по изготовлению детских нарточек и оленёнка. Авка – это маленький домашний оленёнок, которого очень любят все дети.

Тема:  Оленья упряжка.

Цели: Сформировать представление у детей об оленьей упряжке.

           Учить изготовлять поделки из картона.

           Воспитывать  любовь к животному миру .

           Развивать любознательность, аккуратность в работе, чувство товарищества.

Оборудование: картон

                            ножницы

                        шаблоны оленёнка и нарт

Ход занятия.

  1. Орг. Момент

- Ребята, добрый день. Сегодня у нас с вами очень интересное занятие.

Отгадайте загадку.

-Он и сильный,

 Он и быстрый,

 У него рога ветвисты,

 Среди тундровых болот

 Он лишайник, ягель рвёт.

- Молодцы! Конечно, это олень.

- Для чего необходим олень в тундре?

- Как называется маленький домашний оленёнок?

- Молодцы! Дети очень дружно живут с малышами-оленятами. Они их кормят, ухаживают за ними. А ещё они запрягают их в нарты и катаются на них.

- Сегодня мы сделаем из картона оленью упряжку.  Маленького оленёнка и детские нарточки.

(презентация)

В современной социокультурной ситуации школа должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культуре других народов, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения.



Предварительный просмотр:

       

Открытое занятие по краеведению

ТЕМА: «Экологический календарь ненцев»

   Данное занятие было проведено в МБОУ СШ № 11 в апреле 2017 года. Ребята 4 «а» класса выступили перед учащимися 1-х классов.

Цели: 1. Познакомить с традициями и обычаями ямальских ненцев.

           2. Показать красоту родного края.

          3. Воспитывать уважение к коренным жителям края.

         4. Воспитывать любовь к природе, животному миру.

Оборудование: картины природы Северного края.

                           календари

                          мультимедиа

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Орг. момент.

2. Отгадайте загадку:

                                     Под Новый год пришёл он в дом

                                     Таким румяным толстяком.

                                     Но с каждым днём терял он вес

                                     И наконец совсем исчез.

- Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить?

- Да, конечно, о календаре.

- Что такое календарь?

- Какие вы знаете календари?

- Рассмотрите календари, назовите их.

- Какие календари вы принесли из дома?

- Для чего нужен календарь?

- Сколько месяцев в календаре?

- Перечислите их.

- Сегодня мы узнаем ещё об одном календаре, это ненецкий календарь, но он, ребята, необычный, особенный. Называется он – ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ. Год по экологическому календарю начинается у ненцев в декабре месяце.

УЧЕНИК 1.

(слайд 1, 2)

Декабрь –«Месяц Большой темноты»

Наступивший месяц традиционно считался у ненцев самым тёмным и самым холодным временем года. В ненецком эпосе так говорится об этом тревожном времени:

«Большая ночь опустилась на землю, только на короткий миг богу света НУМУ удается отвоевать свет для людей. НА, хозяин подземного мира, объявляет себя властелином Земли. Луна – солнце НА, ночь – его день, звезды – его глаза, тишина ночи – его немая песня. В МЕСЯЦ БОЛЬШОЙ ТЕМНОТЫ, люди, держитесь вместе, помогайте друг другу! Прекратите все распри свои в месяц Большой темноты».

Символом полярной ночи в северных широтах считается Полярная звезда                     Здесь звезда Голубого Огня,

Точно рыба в темной волне,

Точно чей-то смех в тишине

Или в стужу тепло окна.

Точно брызнуло в синий лед

Золотой пешни острие.

В нарка пэвдей ирий

Мой народ сотни лет

Боялся ее.

Все сильнее сгущалась тьма,

Причитали старухи: Грех,

В тундре властвует страшный НА,

А в глазах его синий гнев.

В это время оленеводы должны закончить ямдание и на три месяца обосноваться на зимних пастбищах. Закончился трехмесячный переход по тундре в сторону лесов. Олени устали и потеряли в весе, но в течение трех следующих месяцев их ждет спокойная и сытая жизнь, так как на зимних пастбищах среди деревьев снег рыхлый и неглубокий – олени без особого труда добывают себе ягель.

УЧЕНИК 2.

(слайд 3)

Орлиный месяц

Вот и пролетел месяц большой темноты, и теперь согласно ненецкому календарю наступила очередь месяца орла.

Почему он так называется? Как пишет в своей книге «Из глубины веков» Елена Сусой, давая название месяцу, ненцы рассуждали так: после долгой спячки солнце порхает над верхушками деревьев, гор, а в тундре оно прыгает на конец вертикально поставленного хорея, как орел.

УЧЕНИК 3.                                       (слайд 4)

Рога падают

Февраль у ненцев, как и у всех северных народов, связан с началом нового природного цикла: солнце поворачивается лицом своим в сторону весны.

В феврале, говорят северяне, зима уже не в силах напугать солнце, а долгая полярная ночь не является единственной хозяйкой земли вечных льдов.

Считается, что ЯРА ИРИЙ - самый снежный месяц года. Олени в этом месяце расстаются со своими закостеневшими рогами, а на их месте образуются новые отростки, которые оленеводы традиционно называют МОРА. Как только у оленей вместо этих маленьких отростков появятся молодые рожки, ненцы объявят о начале конца зимы.

Ненцы считают, если ЯРА ИРИЙ теплый и метельный, значит, победу в схватке чаще одерживает Свет, «солнечный луч разбудил теплый ветер», а нередко верх одерживают силы мрака, и тогда февраль становится безветренным и морозным. И все же северяне верят, что приход ТУБКАМБЯ ИРИЯ - явление временное, весна все равно возьмет свое, как бы зима ни сопротивлялась.

Вот как писал об этом удивительном времени года ненецкий поэт Леонид Лапцуй.

Гляди-ка, гляди-ка, где небо с землею

Спаяло великого мрака кольцо,

Вдруг сделалась туча такой золотою,

Такой молодою, как чье-то лицо!

И пусть над холодным безмолвием тундры

Еще бесноватая скачет пурга,

Уже долгожданным охотником утро

Накинуло солнцу тынзей на рога.

И красным оленем из сумрачной дали

Послушное солнце идет на холмы,

Слепящие искры в снегу заблистали,

Как алые бусы на шее зимы.

Как веер широкий из перьев гусиных,

Пронизаны солнцем, стоят облака,

И с сопок стекают туманы в лощины

Струею оленьего молока...

И солнце мигает, мигает, играет –

Насквозь пронизало косматую тьму!

Копытцами алыми снег прожигает,

По склонам взбираясь на плечи холму.

УЧЕНИК 4.                                              (слайд 5)

Месяц поворота года.

  В жизни природы и людей происходят в это время заметные изменения. Дети в марте любят играть в поимку «оленей» из только что выпавших рогов. Эти игры захватывают детей на долгое время. Этот месяц благоприятно действует на больных и старых людей, которых покидает хворь. Они вместе с детьми все погожие дни проводят на свежем воздухе. В полдень солнечного марта на снежных кочках свежего пастбища можно услышать чириканье снегирей.

УЧЕНИК 5.                                         (слайд 6)

«Первый телёнок родился»

Первый оленёнок всегда рискует, потому что апрельские морозы и бураны могут лишить самого дорогого – жизни, и он не услышит имени своего хозяина, не ощутит прикосновения его осторожных рук, ласки нежной матери, запаха её молока. Рождение первого оленёнка – это удивительное явление и торжество в семьях, в оленьем стаде: люди радуются ему, а олени удивлёнными глазами смотрят на него, норовят его понюхать, задеть рогами, копытами.

УЧЕНИК 1.                                          (слайд 7)

«РОЖДЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕЛЯТ»

Месяц май - время рождения основных оленят. Тундра начнёт примерять своё ежегодное зелёное покрывало. Прилетят лебеди, журавли и утки, они огласят пространство своим суетливым гоготом. Именно в это время непутёвые важенки могут бросить своих детишек. Оленеводы заберут малышей к себе в чум, под защиту. Маленький домашний оленёнок называется авка, его воспитывают дети. Из такого оленя получится настоящий и преданный друг, а когда его забьют, мех выше копыт на ногах послужит для пошивки зимней обуви, называемой пимы. Каждые сшитые пимы имеют своё название и носятся 5-7 лет.

УЧЕНИК 2.                                        (слайд 8)

«ПОСЛЕДНИЕ ТЕЛЯТА»

В начале июня телятся последние важенки. Таких оленят ненцы называют авок. Важенки норовят отказаться от этих оленят, поэтому выживших считают даром природы, посланным на счастье и радость. Их выхаживают, ни в чем им не отказывают и ни в коем случае не забивают. Первое время такие оленята проводят в чуме. В этот период кочевники с утра до вечера находятся около распакованных зимних багажных нарт — просушивают и чинят зимние вещи и одежду.

УЧЕНИК 3.                                        (слайд 9)

 «Комариное время»

Июль – самое беспокойное время и для оленей, и для всего живого в тундре. И хотя пастухи стараются пасти оленей на берегах рек, озёр, недалеко от моря – в местах, где прохладно и дуют ветры, всё равно в жаркую погоду это не спасает от назойливых насекомых. Олени постоянно двигаются, чтобы убежать от комаров, идут в воду. А на возвышенностях стараются лечь на снег, который частенько не тает все лето, особенно таких мест много на Канинском хребте, Тиманском кряже и на побережье Карского моря. Олени готовы часами лежать на снегу и нередко простужаются. Поэтому задача тундровиков: не допускать стадо на ледники. Чтобы хоть как-то защитить животных, ненцы разводят костры, устраивают на пастбище дымокуры, но это мало помогает тысячным стадам. Особенно достаётся всему живому в пасмурные дни – ПАЛЕТ' ЯЛЯ'', когда солнца не видно и накрапывает мелкий тёплый дождик. Удержать вместе мечущееся стадо бывает, подчас, невозможно, и тогда незаменимым помощником пастуху становятся специально обученные лайки.

– Тёплое, сырое лето – плохое лето, – говорят ненцы, – из-за нашествия комаров олени сильно теряют в весе, стадо беспокойное – работы у пастухов прибавляется.

УЧЕНИК 4.                                              (слайд 10)

«Месяц оводов»

На смену комарам приходят оводы и мошкара. В это время олени не находят покоя: на их гладкие спины и рога садятся, похожие на лепестки тундровых цветов, бархатисто – жёлтые оводы. Они откладывают личинки на спинах оленей. Взрослые и дети быстро и ловко отгоняют насекомых, ловят и уничтожают их. Они прилагают много усилий, чтобы облегчить страдания оленей. Ведь боль от укуса оводов ощущается и зимой: личинки насекомых оставляют в шкуре животных раны, которые долго не заживают. В конце августа овод доживает свои последние дни. Однако время испытаний на прочность и выносливость всего живого ещё не прошло. Кроме оводов, оленей и людей  одолевают самые маленькие насекомые – мошкара, длится это до самых заморозков.

УЧЕНИК 5.                                            (слайд 11)

«Месяц листопада»

Сентябрь стелет на землю разноцветные, нарядные ковры увядающей растительности тундры. Этот период северяне называют временем закладки корней – основ новой жизни: растения прочнее и глубже пускают в почву свои корни, а у людей места летних кочёвок , стоянки и чумовища будут отдыхать до новых встреч в следующем году весной и летом. В это время у оленей с рогов шкура слезает. Рога становятся чистые, светлые. Олени на юг повернули, где от бурана укрыться можно.

УЧЕНИК 6.                                          (слайд 12)

  «Олений праздник»

Октябрь считается брачным месяцем у оленей. В этот период ненцы особенно осторожны с животными. Спокойный выпас с редким обращением к помощи собаки помогают животным набирать вес, способствует поддержанию брачных отношений между ними. В конце октября брачный гомон прекращается и не слышно звуков улетающих на юг птиц. На душе печально и радостно от того, что всё это вновь повторится… Так, с небольшой грустью и новыми планами на будущее, кончается октябрь.                              

УЧЕНИК 1.                                      (слайд 13)

Солнце всё ниже, день короче. Дошли олени до лесов,день совсем короткий стал. Наступила «Малая тьма» - ноябрь. Бураны ревут, волки олешек распугивают. Пастуху и собакам покоя нету. Вот и год прошёл.

- Названия каких месяцев запомнили?

- Название какого месяца в ненецком экологическом календаре связано с насекомыми, которые есть в нашем городе?

- День длится 1 час 39 минут. Как называется этот месяц по -  русски и по -ненецки?

Какой месяц в ненецком календаре первый и последний? (декабрь, ноябрь)

- Занятие мне хочется закончить стихами Ю. Шесталова:

Что глаз мой видит,

О том и пою.

Что ухо слышит,

О том и пою.

Что сердце чует,

О том и пою.

Слушай песню мою –

Узнаешь душу мою.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НЕНЕЦКИЙ КАЛЕНДАРЬ

Слайд 2

МЕСЯЦ ДЕКАБРЬ "БОЛЬШАЯ ТЬМА"

Слайд 3

МЕСЯЦ ЯНВАРЬ "ОРЛИНЫЙ МЕСЯЦ"

Слайд 4

МЕСЯЦ ФЕВРАЛЬ "РОГА ПАДАЮТ"

Слайд 5

МЕСЯЦ МАРТ «ТЕЛЯТА ГИБНУТ»

Слайд 6

МЕСЯЦ АПРЕЛЬ "ПЕРВЫЙ ТЕЛЁНОК РОДИЛСЯ"

Слайд 7

МЕСЯЦ МАЙ РОЖДЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕЛЯТ

Слайд 8

МЕСЯЦ ИЮНЬ "ПОСЛЕДНИЕ ТЕЛЯТА"

Слайд 9

МЕСЯЦ ИЮЛЬ "КОМАРИНОЕ ВРЕМЯ"

Слайд 10

МЕСЯЦ АВГУСТ "ПАУТОВОЕ ВРЕМЯ"

Слайд 11

МЕСЯЦ СЕНТЯБРЬ "ЛИСТОПАД"

Слайд 12

МЕСЯЦ ОКТЯБРЬ "ОЛЕНИЙ ПРАЗДНИК"

Слайд 13

МЕСЯЦ НОЯБРЬ "МАЛАЯ ТЬМА"

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тайны животного и растительного мира ЯНАО КОНКУРС « ИМИ ГОРДИТСЯ ЯМАЛ» Горпинченко Саша МБОУ СОШ № 11, г. Новый Уренгой 3б класс Серебренникова Татьяна Николаевна

Слайд 2

"Привет тебе, приют свободы и покоя, Родного севера неприхотливый лес! Ты полон свежести и все в тебе живое, И столько у тебя загадок и чудес! Ты испокон веков сдружился с человеком, Берет он для себя от "Щедрости" твоей Грибы и ягоды по солнечным просекам, И пищу, и жилье, и мачты кораблей. Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило, Где чистым воздухом так сладостно дышать, Есть в травах и цветах целительная сила Для всех умеющих их тайну разгадать".

Слайд 3

Все мы знаем, что существует много памятнков – архитектурных, литературных, каменных, бронзовых… Оказывается в живой природе есть живые организмы – памятники, бионимы . Немало подобных памятников находится и на территории ЯНАО. Мы хотим привлечь внимание к организмам-памятникам, что поможет сохранить природу Ямала, расширит кругозор жителей Севера. Знакомясь с этимологией бионимов ЯНАО, мы встретили имена ботаников, естествоиспытателей, путешественников, географов, химиков. Среди них всего одна женщина - Капитолина Николаевна Игошина - уральский геоботаник, участник многих экспедиций на Ямал. Именно ею описаны многие растения ЯНАО. А её имя носят растения:

Слайд 4

ЯСКОЛКА ИГОШИНОЙ Цветет в июле, плодоносит ежегодно, к августу частично теряет декоративность. Ясколка занесена в Красную книгу ЯНАО АСТРАГАЛ ИГОШИНОЙ Р астёт на умеренно увлажненных почвах . Кормовое растение, хорошо поедаемое северным оленем летом и осенью . Астрагал занесён в Красную книгу.

Слайд 5

ЖИВОКОСТЬ МИДДЕНДОРФА Цветёт живокость в июне-августе. Плоды созревают в августе-сентябре . В пределах ЯНАО растёт на полуострове Ямал и Полярном Урале. Произрастает в травянистых ивняках, лиственничниках , долинных ерниках. Растение занесено в Красную книгу ЯНАО. Миддендорф Александр Фёдорович р усский естествоиспытатель и путешественник

Слайд 6

Незабудка Чекановского р астет по каменистым склонам невысоких хребтов в зоне тундры . Незабудка занесена в Красную книгу ЯНАО Чекановский Александр Лаврентьевич польский географ и геолог, исследователь восточной Сибири

Слайд 7

Пушица Шейхцера швейцарский натуралист естествоиспытатель Иоганн Яков Шейхцер Многолетнее травянистое растение высотой 10-30 см . Пуховки пушицы Шейхцера крупные, очень густые, практически шаровидной формы. Цветет в июле, плодоносит в августе. Народные названия растения - белоголовник , пух травяной, пух заячий, заячий хвостик.

Слайд 8

А ещё мы представляем вам очень интересные факты из жизни птиц и животных нашего родного края.

Слайд 9

СТЕРХ – белый журавль. Занесён в Красную книгу. Учитывая, что стерхов осталось очень мало, прежде всего надо наладить разведение и возвращение в природу птенцов, полученных в неволе. В России (Окский заповедник) и в США (Международный фонд охраны журавлей) созданы специальные питомники. Разработаны две методики разведения белых журавлей - изолированное выращивание и метод приемных родителей. В первом случае за птенцами ухаживают люди в специальных маскхалатах, имитирующих взрослых птиц. Во втором случае яйца стерха для вылупления и дальнейшего выращивания подкладываются "приемным родителям" - серым журавлям. Журавлиха кладет два яйца, но из двух птенцов стерха выживает один. Поэтому одно яйцо из гнезда изымают и подкладывают серым журавлям. Затем вылупившихся стершат выкармливают и воспитывают. Все эти процессы у птиц не должны ассоциироваться с людьми, чтобы впоследствии стерх смог самостоятельно и полноценно адаптироваться к дикой природе.

Слайд 10

Стерх – это уникальный журавль. Ростом стерх почти со взрослого человека – до 160 см, а размах крыльев достигает двух с половиной метров. Срок жизни белого журавля практически сопоставим с человеческим - 60-70 лет, а дата появления стерха уводит нас на 5 млн. лет назад. Для народов Крайнего Севера России стерх является священной птицей, олицетворением высших божественных сил. Существует специальный метод обучения молодых птенцов стерхов технике полета на дальние дистанции с помощью мотодельтапланов. В результате подготовки выращенные в питомнике журавлята воспринимают летательный аппарат как лидера стаи и следуют за ним до места зимовки, совершая остановки для отдыха в заранее выбранных подходящих местах. Впоследствии более 90% стершат после зимовки самостоятельно возвращаются на место выпуска. Очень важно, что при таком методе воспитания стерхов людям, ухаживающим за птенцами, нужно надевать костюмы, скрывающие фигуру и лицо человека и иммитирующие взрослого стерха . Именно такой костюм надевает и пилот мотодельтаплана: человек в костюме стерха садится в дельтаплан и взлетает, а молодые питомцы пытаются повторить его действия .

Слайд 11

«ПОЛЁТ НАДЕЖДЫ» Владимир Владимирович Путин принял участие в проекте «Полет надежды», организованном для спасения редких журавлей стерхов , в сентябре 2012 года. В середине сентября стерхов , которые до этого живут на Ямале, отправляют на зимовку в Среднюю Азию под предводительством пилота. Владимир Путин перед саммитом АТЭС во Владивостоке заехал на Ямал и попробовал себя в роли пилота дельтаплана, который указывает журавлям путь.

Слайд 12

Глухарь – очень чуткая и осторожная птица.

Слайд 13

Какой зверь северных лесов самый хитрый и коварный? Росомаха Оказывается, самый хитрый и коварный зверь в северных лесах - не медведь, волк или рысь, а росомаха. В сказках северных народов именно росомахе, а не лисе или её родственнику песцу, отдается пальма первенства по хитрости, изворотливости и уму. При относительно небольших размерах - средний зверь весит 12-15 кг - росомаха не боится вступать в схватку с медведем. Одиночный волк даже не станет пытаться меряться с ней силами, а предпочтет оставить ей свою добычу. Опасна для росомахи только волчья стая, но даже в стае волки предпочитают обходить росомаху стороной. В схватке росомаха рассчитывает на свои мощные когти и несокрушимые челюсти, сила сжатия которых достигает 900 килограммов. Именно росомаха, а не волк, является истинным санитаром леса, поедая значительное количество падали и охотясь на больных и ослабленных животных.

Слайд 14

ПЕСЕЦ - ПОЛЯРНАЯ ЛИСА. Песцы – одни из самых удивительных и интересных животных на Севере. Их называют полярной лисицей, т.к. у них похожие мордочки, они такие же красивые и пушистые. В рационе песца – растительная пища, из неё они получают витамины, но основа пищи – мелкие грызуны, птицы, лемминги. Иногда песец ходит за белым медведем в надежде, что от его добычи ему что-нибудь достанется. Во время снежных буранов зверьки прячутся в норках или зарываются под снег, как куропатки. Они очень доверчивые, можно покормить прямо с рук. г олубой песец б елый песец

Слайд 15

Белка – летяга – воздушный гимнаст! Ведь белка-летяга большую часть времени проводит на деревьях. Хвост – самое важное приспособление белки-летяги. С его помощью белка может маневрировать в воздухе, делая крутые виражи, поворачивать под прямым углом. Это помогает белке ускользнуть от хищной птицы . Конечно, чтобы летать, белке нужны хотя бы перепонки на лапках. И у летяги они есть, правда, только на передних. Они довольно широкие и покрыты мехом. Растопырив передние лапки, белка прыгает с самой верхушки дерева и по параболе летит, преодолевая по воздуху до 50 метров. А для того чтобы оказаться снова на дереве, белка совершает в воздухе еще один акробатический номер: она прямо в полете становится вертикально, и запрыгивает на дерево четырьмя лапами сразу . Белка-летяга не ложится в зимнюю спячку, но зимой она менее активна. Зато в конце лета хозяйственная белка делает зимние запасы, собирая в свое дупло зернышки и орешки . Летяга не любит хвойных лесов, а в смешанных предпочитает жить среди осин и берез. Бывает, что белка-летяга, как и ее родственница обыкновенная белка, селится неподалеку от жилья, выбирая скворечники и парки . Занесена в Красную книгу.

Слайд 16

Волшебный мир природы преисполнен удивительных красок, замечательных звуков, совершенных движений и форм. И надо лишь шире раскрыть глаза и внимательно присмотреться, чтобы стать властителем сказочных сокровищ и неисчерпаемой радости, гармонии и красоты природы. Восхищайтесь, исследуйте, узнавайте тайны растительного и животного мира, берегите и любите хрупкую природу ямальской земли!

Слайд 17

Дорогой друг! Если ты в жизни еще не постиг мудрой природы закон и язык, авку -оленя к себе помани, в глаза словно брату ему загляни - И без чужих пояснений и слов понять его сердцем будешь готов. К птицам прислушайся, их голосам, и вторить им вскоре научишься сам. Взгляни на зеркальную водную гладь - небесную синь зорким взглядом погладь... А ночью увидишь: невдалеке плещутся звезды, как рыбы в реке... Нет ничего в этом мире чудесней природы земной нескончаемой песни! Леонид Лапцуй

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

C:\Users\Администратор\Pictures\img129.jpg