2016 год - год Российского кино

Жилинская Марина Александровна

2016 год объявлен годом кино в России. На страничке этого раздела размещаются материалы, посвященные году Российского кино. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План мероприятий, посвященных

Году Российского кино

в старшей группе «Незабудка» на 2016 год

Работа с детьми

Беседа на тему:

« Кино в нашей жизни»

Январь

Воспитатели

Конкурс рисунков «Мой любимый герой из Мультляндии»

Февраль

Воспитатели

Конкурс рисунков

«Моя мама – добрая фея из сказки»

Март

Воспитатели

Беседа и показ документальных фильмов «Как дети ковали победу»

Апрель, май

Воспитатели

Уроки доброты  - просмотры сказок

В течение года

Воспитатели

Творческий вечер «Я и мой сказочный герой»

Октябрь

Воспитатели

Выставка «Подари улыбку миру» (фотогалерея с добрыми героями мультфильмов и сказок

Ноябрь

Воспитатели, родители

Сюжетно-ролевая игра «Сам себе режиссер»

В течение года

Воспитатели

«Морозко» просмотр сказки и рисование морозных узоров

Декабрь

Воспитатели

Работа с родителями

Беседа об объявлении 2016 года «Годом кино»

Февраль-март

Воспитатели, родители

Викторина на тему «Любимые герои любимых детских фильмов»

Апрель

Воспитатели, родители

Анкета «Вопрос-ответ» на тему «Кино в нашей семье»

Май

Воспитатели, родители

Консультация на тему: «Доброе кино – светлая душа»

Сентябрь

Воспитатели, родители

Творческий конкурс «Семейный «Ералаш»

Октябрь

Воспитатели, родители

Выставка-конкурс «Как мы всей семьей в кино ходили»

Ноябрь

Воспитатели, родители

Оформление сюжетно-ролевых игр (атрибуты, составление композиций)

В течение учебного года

Воспитатели, родители

Выставка детских работ, посвященная детским фильмам и мультфильмам

В течение учебного года

Воспитатели, родители

Наглядно-информационная деятельность

Ознакомление с постановлением правительства РФ об объявлении 2016 года «Годом кино»

Январь

Воспитатели

Составление плана работы по году кино

Январь

Воспитатели

Консультация на тему: «Этот удивительный мир добрых мультиков»

Март

Воспитатели

«Золотая дорожка кинематографа» - цикл фотовыставок к юбилеям знаменитых кино и мультактеров

В течение года

Воспитатели

Информация о новинках в кино для детей

В течение года

Воспитатели, родители

Консультация на тему: «Музыка из мира кино и мультфильмов в нашей жизни»

Сентябрь

Воспитатели

Вручение «Оскара» за лучшие рисунки и кино года

Ноябрь-декабрь

Воспитатели, родители



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

Мультфильмы в жизни ребенка: за и против!

В последнее время одним из любимых занятий ребенка дошкольного возраста стал просмотр мультфильмов. Благо – для этого в каждой семье есть самые современные технические средства и гаджеты. Для взрослых – это возможность позаниматься своими делами, в то время, как ребенок развивается самостоятельно при помощи современных информационных технологий. Так ли это безопасно? Давайте разберемся!

«Ура! Мультики!» - волшебное слово для любого ребёнка. Оно успокаивает бури и останавливает слёзы, рождает радость и поднимает настроение, завораживает и переносит в мир сказок детей. А для взрослых – заветное время занятости для родного «вечного двигателя». И заманчивая возможность продлить тишину подольше, сделать все дела, окунуться во «всемирную паутину», не испытывая чувства вины за то, что они не развлекают, не развивают своего ребёнка.

И действительно, в последнее время одним из самых распространенных и любимых занятий детей дошкольного возраста стал просмотр мультипликационных фильмов. Технические средства просмотра постоянно совершенствуются – сегодня практически в каждом доме есть телевизор, компьютер, устройства для показа дисков и т.д. Это позволяет смотреть детям мультфильмы ежедневно, неограниченное время, несколько раз в день.

Вместо задушевных бесед, рассказывания сказок, чтения книг на первый план выходит просмотр мультфильмов. А можете ли вы себе представить, чтобы наши прабабушки, пестуя и воспитывая дитя, доверяли кому-то чужому это важнейшее дело - рассказывать детям сказки? Тогда почему сегодня родители позволяют своим детям смотреть мультипликационные сказки, которые иногда даже не видели сами, об авторах которых ничего не знают, и цели этих авторов тоже неизвестны? Почему же родители всё больше доверяют воспитательные функции сказочника телевизору?

Если мы обратимся к истории мультипликационных фильмов, то вспомним, что они создавались, как художественные произведения, созданные специально для детей, и рассматривались как эффективное психологическое средство для их развития. Качественные художественные анимационные произведения вызывают у ребенка подлинные эстетические переживания. В лучших мультфильмах в символической, образной форме, близкой и понятной ребенку, заложен глубокий духовный смысл. Мультфильмы вызывают у детей гуманные чувства, учат добру и бережному отношению ко всему живому, способствуют становлению самосознания и мировоззрения ребенка, его пониманию смыслов и своих переживаний.

Сейчас же российский рынок «мультяшек» предлагает нам большое разнообразие продукции. Это и классические, и современные мультфильмы, отечественные или зарубежные. Благодаря значительному скачку в технологии создания мультфильмов в них поменялась скорость предъявления видеоряда, произошло наполнение спецэффектами, активно внедрились компьютерные анимации с использованием 3D технологии. Произошли также кардинальные перемены в экономических представлениях об успешном мультфильме – рейтинг и успех в прокате стали главными показателями его качества. Большое количество мультипликационных фильмов создается в наше время не для детской аудитории, со скрытыми вещами, но производители даже не заостряют на этом внимание. Под яркой упаковкой с красивой рекламой транслируются часто вещи, которые разумный человек своему ребенку никогда не покажет. Но жизнь так стремительна, что взрослым часто просто некогда разбираться в том, какой мультик они показывают ребенку. Результат такого неограниченного и бесконтрольного «общения» наших маленьких детей с миром мультиков вызывает всё большую тревогу у нас, педагогов, людей, которые наблюдают за детьми, помогают им найти своё место под солнцем.

Именно поэтому мы обратились к теме мультфильмов. Уже давно мы, педагоги, заметили у наших детей некоторые изменения в поведении и общении, которые, на наш взгляд, связанны именно с подражанием тем героям, которых дети многократно и подолгу видят на экранах телевизоров. А мы с вами знаем о такой особенности детской психики, как доверии всему тому, что дети видят на экранах. Исследования психологов показывают, что у детей дошкольного возраста часто размыта граница между миром фантазий и реальностью, и велика потребность повторить всё то, что увидел. Анкетирование, которое было проведено в нашем саду, убедило нас в необходимости обратить внимание и родителей, и педагогов на то, что смотрят наши дети, задуматься о последствиях и о том, готовы ли мы заплатить такую цену за свой временный покой.

Мы изучили предпочтения детей и родителей в выборе мультфильмов и получили следующие результаты:

* В каком возрасте Ваш ребенок начал смотреть мультфильмы?

  • Средний возраст – 2 года
  • Самый ранний срок – 4 месяца
  • Самый поздний срок – 4 года

* Первый мультфильм, который посмотрел Ваш ребенок:

  • Советские мультфильмы: «Антошка», «Два веселых гуся», «Чебурашка и Крокодил Гена», «Приключения Винни-пуха», «Теремок». А так же мультфильмы: «Смешарики», «Лунтик», «Маша и медведь», «Том и Джерри».

* Время просмотра мультфильма в неделю

  • В будний день – от 10 минут до 2 часов;
  • В выходной день – от 30 минут до 5 часов;
  • В неделю (в сумме)- от 30 минут до 10 часов

(Эти данные превышают допустимые нормы Всемирной организации здравоохранения).

* Любимые мультфильмы Вашего ребенка:

  • Лунтик, Маша и медведь, Смешарики, Фиксики, Смурфики, Трансформеры, Губка Боб – квадратные штаны, Шрек, Ну, погоди, Тачки, Том и Джерри, Человек-паук, Винкс, Бременские музыканты, Русалочка, Бен тен, Супер семейка, Звездные войны.

Как мы видим из этого списка, в числе любимых мультфильмов детей оказались «Губка Боб – квадратные штаны» и «Шрек». Среди детей нашего детского сада 80% смотрят мультфильм про Губку Боба и 95% смотрят мультик про Шрека.

Что несут в себе популярные современные мультфильмы?

Мультфильмы, как мы уже отмечали, занимают в последнее время огромное место в жизни ребенка дошкольного возраста. И это занятие является для детей одним из самых любимых. Однако, несмотря на свою большую популярность, мультфильмы до сих пор не стали предметом серьезного психологического анализа. М. С. Аромштам отмечает: «Мультфильмы заслуживают самого серьезного психолого – педагогического анализа как специфическое явление, оказывающее не последнее влияние на детскую жизнь». Мы попытались отчасти восполнить этот пробел.

Слово мультипликация образовано от лат. Animate – живой, одушевленный; анимационный – связанный с созданием иллюзий движения, живости. В мультфильмах все события разворачиваются на глазах у ребенка как живые. Первый признак одушевленности в сознании маленького ребенка – это движение. Но анимация - это виртуальный мир, а не реальный, дети до определенного возраста этого не понимают.

Когда дети смотрят мультфильмы, они идентифицируют себя с его героями. Это очень важный этап в развитии самосознания ребенка дошкольного возраста, познания своей внутренней жизни.

При сопереживании герою в мультфильмах у ребенка рождаются новые чувства: сострадание, уверенность. Желание быть добрым, мужественным. Через идентификацию с любимыми героями ребенок может позитивно научиться воспринимать себя, сможет справиться со своими страхами и трудностями. Кроме того, мультфильмы могут развивать интересы ребенка, его увлечения. События в мультфильмах повышают осведомленность ребенка, формируют его взгляды на жизнь, развивают его мышление и воображение. Мультфильмы могут стать помощниками в развитии творческого потенциала личности, совершенствования навыков общения и социализации.

Однако не всегда мультфильмы оказывают положительное воздействие на ребенка. В последнее время специалисты отмечают у детей такие серьезные проблемы, как:

  • мультипликационная аддикация, когда ребенка невозможно «оторвать» от мультфильмов, и он готов смотреть их целыми днями. Это действительно опасное явление, которое парализует волю ребенка и отрывает его от многих других развивающих видов деятельности – игры, рисования, конструирования и т.п.;
  • мультипликационная агрессия, когда после просмотра мультфильма родители и специалисты отмечают резкое увеличение эпизодов агрессивного поведения детей. Мультфильм становится источником жестоких, агрессивных форм поведения и задает модель объективного отношения к другому;
  • мультипликационное опустошение, когда после длительного просмотра в поведении ребенка отмечается апатия, депрессия, снижение общего тонуса и т.п.

Таким образом, мультфильмы для детей, с одной стороны, имеют большой развивающий потенциал, а с другой – могут содержать в себе «подводные камни», представляющие опасность для психологического здоровья и развития детей. Характер влияния мультфильма на ребенка зависит от качества мультфильма и от его соответствия возрасту ребенка.

Когда мы проводим анализ мультфильмов, то одной из центральных задач являлось определение целевой аудитории и возрастного диапазона будущих зрителей. Для себя мы выделили следующие содержательные критерии анализа мультфильма:

1. Герой. Для ребенка дошкольного возраста именно герой является наиболее значимой фигурой. Ребенок – дошкольник может еще не понять или даже забыть сам сюжет, но если ему понравился персонаж, то мультфильм становится любимым, и ему гарантированы многочисленные просмотры. По отношению к герою разворачиваются сложные процессы идентификации, которые оказывают мощное влияние на формирование личностных качеств ребенка.

Анализ персонажа включает:

  • Описание его внешности;
  • Описание действий, реплик, поступков, мотивов;
  • Отношения с другими персонажами.

2. Сюжет. Данный критерий позволяет качественно оценить содержание мультфильма. Здесь необходимо обратить внимание на последовательность событий, происходящих на экране (завязка, развитие действий, кульминация, развязка). Дошкольники, особенно младшие, редко могут удерживать линию развития сюжета целиком, поэтому мы предлагаем анализировать микросюжеты, и их содержание соотносить с возможностью понимания их ребенком.

Качественная оценка может быть ответом на вопросы об эмоциональном состоянии детей после просмотра, содержании их игр и ролевых диалогов.

3. Ключевые моменты. Под ключевыми моментами подразумевается кульминация сюжета. Для ребенка они имеют большое значение. Их можно обозначить как ключевые личностные переживания.

4. Длительность. Продолжительность мультфильма является одним из важных критериев для определения возрастной аудитории зрителей. Нормативы ВОЗ рекомендуют воздержаться от экранного просмотра детям до 3 лет. Рекомендованное время просмотра для детей от трех до семи лет составляет 20-30 минут в день. А ведь именно большинство классических отечественных мультфильмов имеют продолжительность от 5 до 20 минут, в то время как многие современные мультфильмы являются либо полнометражными, либо многосерийными. Оказывается, формат, наиболее приемлемый для детей дошкольного возраста, оказался нерентабельным для производителей.

Данные критерии анализа мультфильмов были разработаны в Центре игры и игрушки МГППУ.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

Ребенок и телевизор. Кино и ТВ в жизни ребенка

Ни одна другая среда не зарекомендовали себя настолько хорошо в домах и семьях, как телевидение.

Телевидение для детей предлагает зачастую ценные передачи, направленные на определенный возраст. С помощью этих передач ребенок знакомится с различными вещами, например, с миром дикой природы, историей, культурой; есть великолепные культурные каналы, позволяющие ребенку принять участие в интерактивном изучении языка, развить логику, нестандартное мышление.

Но не стоит забывать, что есть и обратная сторона всего этого:

  • Многие передачи сделаны взрослыми глазами взрослого человека и не всегда могут быть полезны ребенку.
  • Некоторые передачи, которые Вы, родители, с удовольствием смотрите, могут просто вызвать страх у ребенка или подавить его состояние.
  • Например, криминальные передачи вызывают у детей страхи, от которых трудно избавиться, а также учат детей сомнительным стандартам поведения, например – злорадству, лицемерию и лжи.

Следующие советы помогут Вам так использовать телевизор дома так, чтобы он не вредил развитию ребенка и другим интересам его повседневной жизни, а наоборот, поддерживал бы их.

 

С какого возраста можно смотреть телевизор детям? Можно ли детям смотреть телевизор вообще?

Эксперты не советуют сажать ребенка в возрасте менее 3-х лет за телевизор. Влияние телевизора на детей в возрасте до 3 лет ущербно и вредно для детей.

С 3 по 4 годы телевизор может осторожно вводиться в жизнь ребенка.

Передачи должны подходить под возраст малыша, а последовательность изображений в передаче должна быть медленной, так чтобы дети все могли понять.

 Многие дети смотрят телевизор часами с молниеносно мелькающими картинками на экране: мультики, сказки, передачи – и все это под конец дня оседает в еще неокрепшем подсознании ребенка. Зачастую ребенок в момент просмотра мультфильма не всегда понимает о чем идет речь – не успевает переработать информацию из-за быстроты кадров, но эти самые кадры оседают в его голове и потом всплывают в подсознании ребенка абсолютно без надобности. Это все мешает потоку нужной информации влиться в голову ребенка. Под нужной информацией имеется ввиду всевозможные жизненные знания (отношение к родителям, общение со сверстниками, простые умения ребенка его возраста).

 

Наносит ли телевидение вред ребенку?

Нет, если оно вводится в жизнь с умом!

НО! Телевидение наносит вред ребенку, если содержание фильмов и программ не соответствует возрасту ребенка, а также если ежедневное время просмотра телевизионных программ слишком большое.

 

Как это вредит развитию ребенка:

  • приобретение неправильных жизненных ценностей,
  • неумение общаться со сверстниками,
  • подражание отрицательным персонажам,
  • перенятие «взрослой» (иногда вульгарной и жестокой) речи.
  • социальная неразвитость. Ко всему этому, дефицит контакта со сверстниками из-за частого и долгого просмотра телевизора может стать причиной социальной неразвитости - ребенку попросту будет трудно общаться с людьми.

Все эти факторы  тормозят развитие ребенка как личности. Вред телевидения заключется здесь в неконтролируемом его использовании.

Однако, телевидение может стать полезным для ребенка, если вводить его с умом в жизнь ребенка. Как это делать?

 

Мой ребенок смотрит телевизор. Как сделать просмотр телевизора правильным и полезным?

Когда в нашу жизнь приходит ребенок, мы должны быть готовы к большим переменам. Прежде всего это касается нашего свободного времени, времени отдыха, где телевизор всегда был с нами, когда мы жили еще без ребенка. Но теперь мы не одни и поэтому должны контролировать свои «вредные» привычки, такие, как телевизор. То, научится ли ребенок ответственно относиться к просмотру телевизора и фильмов, полностью зависит от примера родителей.

ребенок смотрит телевизор, ребенок, телевизор,

3-8 лет

Детям дошкольного возраста педагоги рекомендуют обучающие программы и фильмы, которые их не измучают морально (спокойные познавательные передачи, например). Помните, вы должны сопровождать ребенка при его первом просмотре телевизора или фильма, чтобы он мог рассказать о своих впечатлениях, расспросить вас о том, что происходит на экране. Находясь рядом, вы помогаете ему переработать полученную информацию.

 

Телевидение для дошкольников:

  • развивалки (вроде Уроки тетушки Совы, беби Эйнштейн и подобные)
  • короткие видео (летающие самолеты, мчащиеся поезда, пароходы, танцы, и то, что вы не можете пока показать вживую)
  • короткие добрые мультики (о дружбе, взаимопомощи, поддержке и простых жизненных ситуациях. По-моему весь цикл серий Лунтика как раз об этом.)

 

Просмотр не должен превышать 40 минут в день, если ребенку еще нет 6 лет. Пусть в неделе будет один день (например, пятница), когда ребенок сможет просмотреть весь фильм (120 минут). Но не приучайте к такому долгому просмотру своего ребенка. 

 

8-12 лет

С годами Вы должны дать ребенку больше свободы в выборе передач и фильмов, но всегда проверяйте, что смотрит Ваш ребенок по телевизору.Например, Вы можете определить для ребенка передачи и фильмы, которые он может смотреть, а также время и длительность передач. А он из вашего списка выберет то, что ему понравится.

 

Телевидение для школьников:

  • детские фильмы (которые вы уже посмотрели и одобрили)
  • развивающие программы (например, изучение английского, познавательная история, физика и химия для малышей, путешествия и многое другое)
  • программы о животном мире
  • ни в коем случае не разрешайте смотреть ток-шоу и не оставляйте ребенка одного за телевизором выбирать программы

 

Вы должны четко объяснить ребенку, что в такое-то время он может смотреть такие-то и такие-то передачи. Или же вы даете ему одну из трех передач на выбор.

 

Составление правил просмотра телевизора. Сколько можно смотреть телевизор ребенку?

 

 

сколько можно смотреть телевизор

 

Договоритесь о четких правилах, какие программы, с каким содержанием, когда и как долго разрешается смотреть. Следите за выполнением этих правил. Установите, сколько времени ребенок может смотреть телевизор ежедневно (или еженедельно).

 

 Памятка к теме «Сколько можно смотреть телевизор»

  • дети до 3-х лет не нуждаются в телевизоре
  • дети 4-5 лет могут смотреть телевизор до 30 мин ежедневно, лучше под присмотром взрослого
  • детям 6-9 лет хватит 5 часов в неделю
  • взрослые дети 10-13 лет все чаще берут на себя ответственность при выборе телевизионных программ и длительности просмотра телевизора. Все-таки обращайте внимание на то, что и как долго они смотрят по телевизору.

 

Интернет и компьютерные игры тоже вносятся в правила просмотра. Обратите внимание на то, сколько времени дети проводят в интернете или за компьютерными играми. При этом с детьми постарше (со школьниками) стоит обговаривать количество проведенного за компьютером времени не ежедневно, а понедельно. Например, в неделю ребенок может использовать интернет 3 часа. Пусть он сам распределит это время, в зависимости от своей занятости в школе, количества домашних заданий и т.п. Ребенок должен учиться планировать свое время.

Если вдруг лимит времени будет исчерпан за один день и до конца недели ребенок не сможет сидеть в интернете, то в следующий раз он будет лучше планировать и контролировать себя.

 

Как выбрать для ребенка подходящие программы и мультфильмы?

На этот вопрос довольно сложно ответить кратко. Во-первых, вы должны ориентироваться на собственные ощущения при выборе программы (мультфильма).

Для этого ответьте себе на вопросы:

  • чему научит эта программа или этот мультфильм ребенка?
  • есть ли в ней элементы агрессии, зла, явного злорадства и других неприемлемых качеств? Кто выступает носителем этих качеств?

Если этими качествами обладает главный герой (на которого дети зачастую хотят быть похожими), то не стоит просматривать такие мультфильмы (передачи).

Если этими качествами обладает отрицательный персонаж и с этими качествами главный герой не сопоставлен, а более того, он с ними борется, то можете посмотреть вместе с ребенком такой мультфильм (передачу).

  • какой скрытый смысл несет в себе передача или мультфильм?

Не стоит чересчур копаться в психологии автора мультфильма и искать самый потаенный смысл. Будет достаточно провести краткий анализ мультфильма: его идея, суть, цель, средства и методы достижения цели, итог. Если вас все устраивает, пусть Ваш ребенок смотрит такой мультфильм.

Вот, пожалуй, и все. Помните, это ваши дети и старайтесь воспитывать их большей частью сами; не отдавайте их на «попечение» детскому телевидению. И если ребенок уже смотрит телевизор, позаботьтесь о правильном выборе детских передач и мультфильмов, ведь если вы этого не сделаете, то вред телевидения для развития ребенка будет необратим.