ЧДТ-Лепка из соленого теста
Час детского творчества.
Заботливые мамы и папы стремятся к тому, чтобы их дети росли развитыми, умными и творческими. И именно поэтому в последнее время многие стараются как можно больше времени уделить творческому развитию детей, занимаясь с детьми лепкой, рисованием, аппликацией.
Особое место среди этих занятий отводится лепке. Когда ребенок лепит, совершенствуются мелкие движения, идет развитие мелкой моторики. И как следствие, улучшается речь, мышление. Лепка положительно сказывается на нервной системе ребенка, успокаивая шумных и возбудимых детей.
Традиционный материал для лепки - пластилин- хорош, но не всегда и не со всеми детьми. Иногда тяжело разогреть его, пластилин оставляет жирные пятна...
В последнее время возрос интерес к лепке из соленого теста. И это не удивительно, ведь материалы для соленого теста легкодоступны, не требуется специальное оборудование для его изготовления. Все, что необходимо, легко найти на кухне.
Правильно приготовленное соленое тесто для лепки - эластичный материал,работать с ним могут даже малыши (под присмотром родителей). Поэтому дети с удовольствием лепят самые различные поделки из соленого теста!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chdt_solenoe_testo.docx | 36.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В наши дни возрождается интерес к различным народным ремёслам, зачастую почти забытым. Сейчас всё более пристальное внимание привлекает к себе искусство лепки из солёного теста. Лепка из солёного теста имеет давнюю историю, а обычай лепить распространился во многих районах Европы.
Заново открытый старинный материал имеет широкий спектр применения и позволяет делать фигурки, сувениры, настенные украшения, панно, рамки для фотографий и вышивки, и многое другие удивительные вещи. Этому в немалой степени способствует доступность и дешевизна, а также простота техники.
Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко рекомендовать его для работы с детьми.
Лепка, как и любой другой вид рукоделия, позволяет не только занять досуг и получить определённые практические навыки, но и научит терпению и аккуратности, а главное - поможет пробудить фантазию ребёнка, даст толчок творческому проявлению его индивидуальности, а также приобщает детей к созданию ритуальных предметов, посвящённых народным промыслам.
С самого начала процесса обучения нужно обратить внимание на соблюдение правил техники безопасности труда при работе с инструментами необходимыми для работы с тестом (нож, скалка, формочки, кисти и др.)
Программа рассчитана на получение основных теоретических и практических сведений. Дети должны аккуратно и правильно замешивать тесто, лепить узоры и сами их составлять, уметь оформить изделие.
Работа с тестом очень кропотливая, требует большого терпения, поэтому программа составлена так, чтобы дети могли на каждом занятии увидеть результаты своего труда. Изучив несколько приёмов работы с тестом, они уже могут изготовить несложные изделия, украшения на свой вкус. По мере обучения более сложным приёмам, выполняются более сложные изделия.
Для формирования у детей чувства цвета и эстетического вкуса педагог в процессе обучения обращается к народному творчеству. На выставках дети демонстрируют лучшие работы: различные фигурки, обереги, украшения, картины, разнообразные сувениры и дают оценки своему труду.
Содержание курса
направлено на решение следующих целей и задач:
- ознакомление с различными видами работ с тестом (изготовление теста и окрашивание, лепка простых и сложных деталей, создание фактуры), с помощью которых можно изготовить различные украшения;
- знакомство с литературой по лепке из солёного теста;
- расширение и совершенствование знаний и навыков в области лепки;
- изготовление различных украшений, сувениров, элементов оформления рамок для фотографий и картин);
- ознакомление с историей возникновения лепки, развитием искусства в России;
- ознакомление с правилами подбора различных цветовых гамм;
- правила хранения и восстановления изделий из теста;
- воспитывать у детей трудолюбие, усидчивость, аккуратность.
Для достижения поставленных целей и задач используются различные формы и методы работы. В основном при проведении занятий применяются объяснительно-иллюстративный метод и сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися. Практические занятия различаются по степени сложности и распределяются в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Дети учатся не только повторять образец, но и создавать свой вариант изделий, всячески развивая фантазию и воображение.
Для расширения кругозора и развития эстетического вкуса проводятся беседы, выставки.
Для установления благоприятного психологического климата в коллективе работа проводится под музыку, изготавливаются сувениры для родителей, а для стимуляции интереса к ручному труду и демонстрации достигнутых успехов проводятся выставки лучших работ.
Занятия строятся таким образом, чтобы теоретические вопросы по каждой теме предшествовали практическим работам. Перед практическими работами проводится инструктаж по правилам безопасности труда.
Подтверждением итогов в конце учебного года является выставка лучших работ учащихся.
Цели программы:
1) образовательные:
- расширение кругозора по декоративно-прикладному искусству.
- освоение системы знаний по русскому народному творчеству и малых жанрах культуры.
2) развивающие:
- развитие познавательных интересов через ознакомление с народной игрушкой, историей возникновения народных промыслов; через ознакомление со скульптурой.
- раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; раскрытие личности ребенка в творческом его развитии.
3) воспитательные:
- ценностно-ориентационная компетентность воспитывать умение ценить, уважать достояние русского народа через декоративно-прикладное творчество
- информационно-познавательная компетентность воспитывать интерес к изучению и познанию декоративно-прикладного искусства разным видам глиняной игрушки к малым скульптурным жанрам
- регулятивно - поведенческая компетентность воспитывать культуру поведения в обществе с детьми и взрослыми
- коммуникативная компетентность учить детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению
- культурно-социальная компетентность приобщить к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.
Задачи программы:
1) образовательные:
формирование представлений о народных промыслах
ознакомление со способами деятельности – лепка игрушки, барельеф
овладение основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей создание образов
формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию
обогащение знаний детей через изучение декоративно-прикладного искусства – лепка из теста
овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.
2) развивающие:
- развитие интереса к изучению народных промыслов .
- повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ .
- активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний об окружающем мире на кружке, применив их на практике ежедневно с усложнениями .
- формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения .
- развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций
- развитие способности к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни.
3) воспитательные:
- воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к выставкам.
- соблюдение правил соблюдение правил техники безопасности .
- активное участие в выставках.
- стремление к поиску, самостоятельности .
- понимание необходимости качественного выполнения образа .
- конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомера .
- приобретение готовности самостоятельно выполнять все виды игрушек, требуемых по программе.
- самостоятельно приобретать знания по декоративно-прикладному искусству – лепка из теста народных игрушек .
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
- демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Содержание программы обучения:
- Вводное обучение:
- Ознакомление детей с планом работы в кружке.
- Расписанием и режимом работы.
- Распределение обязанностей между детьми.
- Организация рабочего места:
- Инструктаж по ТБ
- Инструменты и материалы.
- Материалы для лепки. Инструменты и приспособления. Правила поведения на занятиях, техника безопасности труда.
- Беседа «История возникновения лепки из солёного теста»:
- Как появилась идея и первые изделия.
- Разновидности изделий из теста (украшения, сувениры, различные фигурки).
- Виды работ с тестом:
- Готовим тесто.
Теоретические сведения: состав теста, классический рецепт теста, способы замеса. Добавки, полезные советы по приготовлению теста. Вымешивание теста. Цветное тесто: полезные советы по окрашиванию. Хранение теста.
Практика: замешивание теста с добавками и без, количество воды необходимое для качественного теста. Сравнение разного состава теста. Подбор различных цветовых гамм.
- Техника лепки.
Теоретические сведения: техника и порядок работы с тестом, инструменты. Зарисовка шаблонов для изделий.
Практика: определение количества нужного теста для изделия, распределение окрашенного теста для отдельных деталей. Освоение простых приёмов изготовления элементов; освоение сложных приёмов и лепка элементов. Создание фактуры. Сушка. Запекание (обжиг) изделий.
- Лепка изделий.
Теоретические сведения: просмотр образцов и иллюстраций, подбор инструментов, определение количества теста.
Практика: лепка простых и сложных изделий, изготовление шаблонов, освоение различных способов скрепления деталей.
- Комбинирование изделий.
Теоретические сведения: повторение различных приёмов изготовления отдельных деталей, просмотр картин и сложных работ из теста, изготовленных из плоских и объёмных деталей. Знакомство с композицией. Сочетание цветовой гаммы в картине, подбор фона, драпировки и рамки.
Практика: выбор иллюстрации для картины, изготовление шаблонов, подбор цветов. Лепка деталей, склеивание их в одно целое, составление композиции. Раскрашивание работы, оформление в рамку.
- Хранение и восстановление изделий.
Теоретические сведения: условия хранения изделий из теста, температура воздуха, необходимая для хранения. Уход за изделиями. Причины повреждения и способы их устранения.
Практика: ремонт и восстановление повреждённых изделий.
- Заключительное занятие.
Итоговая выставка. Подведение итогов за год. Задания и рекомендации на период летних каникул. Награждения за лучшие работы.
В конце обучения, обучающиеся должны знать и уметь:
- Историю развития искусства лепки из солёного теста;
- Различные виды работы с тестом, изготовление простых и сложных изделий.
- Уметь работать с литературой и подбирать иллюстрации из других книг.
- Уметь самим составлять различные композиции, уметь оформлять картины.
- Самостоятельно подбирать цветовую гамму
Ожидаемые результаты:
Занятия по данной программе будут способствовать:
- развитию интереса к труду, умения работать сообща;
- формированию эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд;
- развитию внимания, памяти, мышления, пространственного воображения; мелкой моторике рук и глазомеру; художественному вкусу, творческим способностям и фантазии;
- овладению навыками культуры труда;
- улучшению своих коммуникативных способностей и приобретению навыков работы в коллективе.
План проведения занятия
по ЧДТ:
- Организационный момент;
- Сообщение темы;
- Анализ образцов примера;
- Составления плана работы по изделию;
- Подбор необходимых материалов;
- Повторение правил ТБ при работе с материалами и инструментами;
- Практическая работа;
- Уборка рабочего места.
Тематический план
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Поделки из соленого теста. Знакомство с тестопластикой. | 1 |
2 | История появления «Тестопластики» | 1 |
3 | Уход за изделиями из теста | 1 |
4 | Лепим маленькие формы (Композиция на выбор) | 1 |
5 | Композиция: «Корзинка с бабочкой» | 2 |
6 | Композиция: «Гриб на полянке» | 2 |
7 | Композиция: «Осенние мотивы» | 2 |
8 | Композиция: «Снеговичок» | 2 |
9 | Новогодняя открытка | 2 |
10 | Елочные украшения из соленого теста | 1 |
11 | Композиция: «Рождественский сапожок» | 1 |
12 | Украшения из соленого теста | 1 |
13 | Композиция: «Снежинки» | 1 |
14 | Композиция: «Ангелочек» | 1 |
15 | Рамка для фото | 2 |
16 | Панно: «Ваза с цветами» | 2 |
17 | Открытка к 8 марта | 2 |
18 | Композиция: «Веселый кот» | 2 |
19 | Подсвечник: «Мышки» | 1 |
20 | Набор магнитов: «Фруктовый бум» | 2 |
21 | Многослойные фигуры | 2 |
22 | Итоговая выставка работ | 1 |
Итого | 36 |
Список используемой литературы:
1. Н. А. Андреева «Рукоделие» - полная энциклопедия — М.,1992.
2. Ю.Б.Гомозова .Калейдоскоп чудесных ремесел.М., 2005
3. В.С. Горичева .Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. М., 2002
4. Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. М., 1999
5. Н.В.Дубровская. Аппликация из гофрированной бумаги. М., 2009
6. М Левина.365 веселых уроков труда.М., 2001
7. К.В. Силаева. Соленое тесто. М, 2000
8. Гипсон Р., ТайлерТ. «Делай и играй «Весёлые игры»». – М. «РОСМЕН», 1995.
9. Зимина Н.В. «Шедевры из солёного теста». – М. «Мир книги», 2009.
10. Лыкова И.А., Глушина А.И. «Пир на весь мир из солёного теста». – М. Издательский дом «Карапуз», «Мастерилка» №5, 2008.
11. И. Михайлова «Лепим из солёного теста». – М. Издательство «Эксмо», 2004.
12. Рубцова Е.В. «Фантазии из солёного теста». – М. Издательство «Эксмо», 2008.