МОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Рахматуллина Вера Евгеньевна

На данной странице размещены материалы из личного опыта работы. Думаю и надеюсь, что они будут в помощь как молодым учителям, так и педагогам с большим опытом работы в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_masterskaya1.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая мастерская

«Твой учебник – дорога

в мир знаний»

 (вводный урок русского языка в 5 классе)

Учитель: Рахматуллина В.Е.

-2013год-

Предмет: русский язык

Класс 5

Тип урока: «открытие нового знания» (вводный урок) – 2часа

Технологическая карта изучения темы


Цели


Деятельностные:

Обеспечить формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развитие  мыслительных  операций  школьников, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы; развитие  навыков  самоконтроля.

Содержательные: дать представление об УМК Русский язык

 5 класс под ред.А.Д. Шмелёва;  развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.


Формировать УУД:

-Личностные УУД: способность к самооценке

- Регулятивные УУД: определение и формулирование цели на уроке с помощью учителя, планирование своего действия в соответствии с задачей.

- Коммуникативные УУД: общение и взаимодействие с одноклассниками.

- Познавательные УУД: структурирование знаний, преобразование информации из одной формы в другую.

Творческая мастерская.

Тема: «Твой учебник – дорога в мир знаний»

Ход урока.

1.Индукция  (10 мин.)   

                                         

-Ребята, сегодня мы проведём с вами необычный урок русского языка.

Это творческая мастерская.

А тему и цель нашего урока попробуем определить сами. Для этого нам нужно посмотреть на экран и выполнить задание.

«Лингвистический кроссворд»                                      

-Итак, ребята, у нас получились ключевые слова , зачитайте их.

1)

у

п

р

а

ж

н

е

н

и

 е

 2)

 ч

т

е

н

и

е

3)

 р

 а

 з

  д

  е

   л

4)

а

б

з

а

 ц

 5)

 о

 г

 л

 а

 в

 л

 е

  н

и

е

 6)

 з

 а

д

а

н

и

е

7)

к

н

и

 г

 а

1) Задание, выполняемое тем, кто упражняется в чём-нибудь

                                                                                                (упражнение)

2) Вставьте в пословицу нужное слово     «…-вот лучшее учение»

                                                    (чтение)

3) Часть текста

                                   (раздел)

4)Красная строка, отступ в начале строки

                                                             (абзац)

5) Перечень глав или других составных частей книги

                                                 (оглавление)

6) Всегда находится перед упражнением

                                                        (задание)

7) Произведение печати в виде переплетённых листов бумаги

                                                            (книга)

-Все эти слова объединяет одно слово. Какое?

        (учебник)

-Какая же тема нашего урока? Ключевые слова – наша подсказка.

                                          (знакомство с учебником)

-Таким образом, тема нашей творческой мастерской «Твой учебник – дорога в мир знаний»

-А эпиграфом к нашему уроку послужат эти строки:

Учебник не просто страницы, обложка,

В мир знаний протоптана книгой дорожка.

Но я приоткрою ещё вам секрет:

Учебник, ребята, ваш личный портрет  

                                                                                          

-Кто сможет объяснить, почему именно этот эпиграф я выбрала для нашего урока?

-О чём эти строки?

-К чему призывает нас автор этого четверостишия?

                                       (бережно относиться к учебнику)

-Попробуем сформулировать цель нашего урока.

             (-знакомство с учебником и его структурой; привитие бережного отношения к нему; развитие творческой активности)

Установка

Я надеюсь, что мы успешно сегодня поработаем все. Прислушайтесь к себе, доверьтесь своим чувствам и мыслям.

 И у нас всё получится, мы всё сможем!

На своих листах запишите число и тему урока.

2.Самоконструкция   (5 мин.)

                         

Сегодня в мир знаний вас поведёт книга – учебник русского языка.

Чтобы уметь пользоваться  этой книгой, надо знать, как она устроена.

В течение 5 минут запишите все слова,  которые у вас связаны со строением учебника.

3.Социоконструкция  (10 мин.)

А теперь поработай те в парах. Поменяйтесь листочками, посмотрите, что получилось. Подумайте вместе  над заданием, дополните друг друга и теперь уже в парах продолжите работу над новой информацией.

Чтобы не запутаться в нашем учебнике, авторы использовали определённые условные обозначения, а также справочный материал  (т.е. приложение)

Давайте вместе понаблюдаем, проанализируем и подумаем, какую информацию содержат данные разделы и отметим её в оценочных картах:

Пары 1ряда – «Условные обозначения»

Пары 2ряда –  «Справочный матермал»

4.Социализация   (15 мин.)  

Объединитесь в группы и поделитесь полученными результатами (исправьте, дополните, уточните);

Примените на практике работу с текстом по кластеру (схема кластера дана в оценочной карте)

1группа –  «учебник»

2 группа – «справочный материал»

(выбрать в группах консультантов)

5.Афиширование     (5мин.)

                         

(на доске вывешивается кластер и озвучивается  полученный текст)

6. Разрыв     (10 мин.)

-Ребята, а я бы добавила в кластер с ключевым словом «учебник» слово. Которое тесно связано с нашим учебником, это «колонтитул».

-Кто знаком с этим словом и может нам его объяснить?

-Что же такое «колонтитул» в учебнике? Давайте обратимся к источнику.

Перед вами на столах лежит задачник – практикум  Г.Граника «Учимся по учебнику», изд-во «Просвещение», 2008г

Находим интересующую нас информацию и читаем вслух

«Колонтитул – это название вверху каждой страницы учебника…»

7.Социализация   (10 мин.)            

-А теперь закрепим полученную нами информацию на практике.

Задание:

Каждой группе найти колонтитул в учебнике и дать его «расшифровку». Свои мысли записать в виде творческого мини-текста (4-5 предложений)

8.Афиширование  (5 мин)        

-зачитать текст

9. Рефлексия  (5 мин)         

- Оцените свою работу

Приём незаконченного предложения

Сегодня я узнал …
Мне было трудно …
Теперь я могу …
Я приобрёл …
Я научился …

- Что бы вы пожелали сами себе в дальнейшем?

10. Домашнее задание (5мин) (право выбора за учащимися).

  1. Составить памятку о том, как надо относиться к учебнику.
  2. Составить синквейн к ключевому слову «учебник» (для ребят с творческим мышлением);