Много шума из ничего
11 января на первом общероссийском канале начали показ сериала «Школа», вызвавшего у большинства учителей страны сначала шок, затем недоумение и, наконец, возмущение. И я понимаю их, оскорблённых до глубины души, которых кто-то захотел сделать «стрелочниками». Вот, оказывается, где враг окопался! Вот кто виновен во всех наших бедах! Ату их! ...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnogo_shuma_iz_nichego.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МНОГО ШУМА ИЗ НИЧЕГО
11 января на первом общероссийском канале начали показ сериала «Школа», вызвавшего у большинства учителей страны сначала шок, затем недоумение и, наконец, возмущение. И я понимаю их, оскорблённых до глубины души, которых кто-то захотел сделать «стрелочниками». Вот, оказывается, где враг окопался! Вот кто виновен во всех наших бедах! Ату их!
Первые самые сильные эмоции немного стихли и теперь можно спокойно разобраться в феномене сериала «Школа».
С одной стороны, время появления сериала. Вроде бы, как подарок учителям в год, объявленный ГОДОМ УЧИТЕЛЯ! С другой стороны, такой «подарочек» иначе, как плевком в душу не назовёшь. Какую цель преследовали на Государственном телевидении, запуская этот сериал, остаётся только догадываться. Ведь реакция была предсказуемой.
Неужели в ГОД УЧИТЕЛЯ не нашлось достойного, умного, интересного фильма о школе? Это каким же циником надо быть, чтобы на протяжении нескольких месяцев, игнорируя протесты учителей, пугать телезрителя злобной поделкой агрессивного дилетанта? Да, дилетанта. Смею это утверждать как человек, имеющий режиссёрское образование.
Германика не владеет азбукой режиссуры. Да и учение К.С.Станиславского о сверхзадаче ей, судя по всему, неведомо.
С чего начинает работу любой более-менее грамотный режиссёр? С определения темы, идеи и конфликта в своём будущем фильме или спектакле. Без этого никуда. Эта та печка, от которой начинает «танцевать» любой постановщик. Это азы.
Что такое тема? Это проблема или круг проблем. Что такое идея? Это решение этой проблемы или невозможность решения с точки зрения автора. Но всё это – через борьбу, через конфликт, определяемый автором, грубо говоря, через борьбу добра и зла. Здесь же определяется позиция автора. С кем он, и против кого. Кто является проводником идеи автора, а кто противником. И сверхзадача. Это то, ради чего художник хочет внедрить свою идею в сознание людей, то, к чему художник стремится в конечном счёте.
Конфликт может быть ярко выраженным, а может быть скрытым. Пример скрытого конфликта – это «Чайка» А.П.Чехова, где автор как бы раздвоившись на двух писателей, Тригорина и Треплева, полемизирует сам с собой о том, как должен работать писатель. Наблюдая жизнь или создавая новые формы, где создание новых форм становится самоцелью. В конце концов, А.П.Чехов убивает Треплева, что, впрочем, и понятно – трепач! А.П.Чехов давал своим героям звучные, знаковые фамилии. Это я к тому, что кто-то уже заявил, что Германика ищет новые формы.
Сейчас, куда ни взгляни - в кино ли, в театре - все увлечены «треплевщиной» - поиском новых форм. Лишь бы соригинальничать, сделать не так, как у всех! Даже если для этого придётся поставить пьесу с ног на голову. Не пожалеют и классика. Кому-то дано вырваться за рамки привычного. Но это случается так редко! Не потому ли такие режиссёры, как А.Тарковский наперечёт? Чаще всего за поиском «новых форм» я вижу попытку скрыть свою творческую несостоятельность. Ведь проще всего сказать: «Я так вижу!» И всё. Отстаньте. Иной Треплев такого «накрутит», что весь вечер не спектакль смотришь, а решаешь приготовленный постановщиком ребус. Даст бог, это скоро пройдёт, и всё вернётся «на круги своя». Должно пройти. Есть вещи, где однажды найденная форма оказывается идеальной. Уже насколько в своё время был популярным жанр «театра абсурда»! Кто о нём сейчас вспоминает?
Вернёмся к сериалу «Школа». С заявленной темой здесь всё ясно. Возможно, кто-то и открыл для себя что-то новое. Лично я – нет. Как пела в своё время группа «Машина времени»: «И то, и другое я видел не раз. Кого ты хотел удивить?»
Такое впечатление, что Германика насобирала, «наковыряла» как изюм из булки всё самое мерзкое и отвратительное в жизни и тычет меня, зрителя, в это носом. «Вот!» Я понял. Что дальше? «Вот!» Да я понял уже. Согласен. Проблемы есть. Что дальше? «А вот ещё!» Я уже понял! Зло порождает зло! Дальше-то что? Что ты предлагаешь?
Задача автора, в данном случае режиссёра, не только в том, чтобы обозначить проблему, но и предложить возможный путь решения, пусть и ошибочный (в этом случае есть хоть что обсуждать!). Иначе позиция автора пассивна, и автор – обычный, заурядный демагог. Критика должна быть конструктивной.
Германика же с упоением мазохиста, расколупывающего собственную болячку, продолжает педалировать негатив. Это же надо накопить столько злобы!
В итоге я так до сих пор не понял, против кого выступает Германика. Против подростков? Против родителей? Против учителей? С кем она? На чьей стороне? Мне до сих пор не ясна позиция автора. Всё, что я понял из этого сериала, – это то, что дети – отморозки, родители – подонки, учителя – сволочи. И каков вывод? Детей в школу не пускать, родителей, как советует главный герой, отравить и учителей, видимо, расстрелять.
Какое-то видение реальности глазами обкурившегося наркомана.
И ещё. Этот сериал снят таким образом, что вызывает стойкое, мерзкое ощущение того, что тебя против воли заставляют подсматривать в замочную скважину. Гадко и противно. Впрочем, если кому-то нравиться подсматривать…
Ну и откровенно слабая игра актёров. Порой, глядя на актёров, ловишь себя на мысли, что актёры просто дурачатся. Так и хочется вслед за К.С.Станиславским кричать «Не верю!» Не образы, а «дурилки картонные». Такое впечатление, что в сериал пригласили сниматься студентов-двоечников, которые с удовольствием в кадре пьют, матерятся и прочее. Ох уж этот натурализм! Давайте в таком случае пойдём дальше! Будем показывать натурализм, что называется, в полный рост! Давайте показывать, как люди справляют нужду в общественном туалете! Да в разных ракурсах! Но, извините, какое всё это имеет отношение к искусству?! Основной задачей искусства является исследование человеческой души, стремление понять, что нас делает людьми, а что превращает в двуногих зверей. Задача искусства будить и воспитывать в человеке лучшие качества, «души прекрасные порывы». И даже в американских фильмах про плохую школу добро борется со злом и побеждает его.
Но больше всего меня возмущает не то, что все вдруг набросились на школу. В чём обвиняют школу? В том, что дети пьют, курят, матерятся, дерутся, употребляют наркотики? В жестокости и цинизме детей? Но разве это проблемы школы, а не нашего больного общества? Почему «стрелочниками» сделали учителей? Потому, что так кому-то удобно, выгодно?
На уроках химии, физики, математики, литературы пить, курить, материться, «ширяться» не учат! Всё это дети приносят в школу извне! Всему этому хорошо учат семья, улица, масмедия, маскультура, в том числе и телевидение такими сериалами как «Школа» и программами «Дом2» и «Comedy Club».
Почему вдруг все решили, что во всех грехах виновата школа? Если в поликлинику придёт больной с тяжёлой формой туберкулёза и заразит там всех – никому и в голову не придёт винить в этом поликлинику!
Школа должна воспитывать? Школа могла бы помогать обществу в воспитании детей. Но как это сделать, если тех, кто мог хоть как-то заниматься воспитанием детей - педагогов дополнительного образования, - вытесняют из школы, мотивируя это отсутствием средств. Скупой платит дважды. И я понимаю негодование бедных, в прямом и переносном смысле, учителей, которых сделали «стрелочниками»
Больно наше общество. Причём здесь школа?
Напуганные увиденным в сериале, родители боятся отпускать детей в школу. Говорят, что ребёнок в школе не защищён. Его там могут покалечить душевно и физически. Но ведь это происходит не только в школе! Это происходит везде, где собираются дети, подростки, молодые люди разного уровня воспитания, морали, интеллекта, вкусов, привычек и прочего. Идёт борьба интересов. Борьба за лидерство, влияние, симпатии. И не всегда побеждает лучший. Больно наше общество, где воспитание, мораль обесценены, попраны, втоптаны в грязь и воспринимаются сегодня не иначе, как пережиток. Какая мораль, если всё продается и покупается? Если девушка в фильме «Девственность», обсуждаемом на 1-ом канале в программе «Закрытый показ», решает, за сколько же ей эту самую девственность продать? Детские умы и души сегодня подвергаются такой чудовищной обработке со стороны масмедиа и маскультуры, что становится страшно за наше ЗАВТРА! И вот такими зомбированными растлевающей информацией дети приходят в школу и обмениваются этой информацией между собой.
И, как это ни грустно, но в защите сегодня нуждается УЧИТЕЛЬ! Пример тому - чудовищный случай в Иркутской области. Неужели вы думаете, что дети не видят, не слышат, не понимают, что их защищают! Ах, как это развязывает им руки! Дети в школе подвергаются оскорблениям и унижениям? А в семье? Но дома ребёнку приходится себя сдерживать (всё-таки зависим от родителей), а в школе он, что называется, «оттягивается на полную катушку». Практически в каждом классе найдётся такой «герой», как Илья Епифанцев из сериала «Школа», готовый хамить и оскорблять. И это в лучшем случае! И всё это изо дня в день, из года в год.
В каждом ребёнке надо уважать личность. Согласен. А в учителе? Не надо? Что это, обслуживающий персонал, которому безнаказанно можно хамить, оскорблять его, унижать, на котором можно зарабатывать дешёвый авторитет? Бедные, беззащитные, в большинстве своём слабые женщины, а не какие-то superwomans, отважившиеся однажды на то, чтобы придти в школу учить детей. Кто их-то защитит? Во все века учитель был самым уважаемым человеком. Может быть, пора и у нас воспитывать в ребёнке уважение к учителю?
В отличие от Германики у меня есть решение проблемы воспитания детей, правда, утопическое в нашем больном обществе, но есть.
Начинать, я думаю, надо с того, что вернуть худсоветы на всех уровнях, и ввести в маскультуре и масмедия морально-этическую цензуру. И если не запретить, то хотя бы значительно сократить количество вредно влияющей на детские умы и души информации. В самой свободной стране мира Америке существует запрет на просмотр фильмов детям до 14, до 19 и до 21 года. Ребёнок – это чистый лист бумаги. Что вы на нём напишите, то и будет. Напишите: мама, добро, солнышко – будет мама, добро, солнышко. Напишите: зло, мрак, насилие – будет зло, мрак, насилие.
Это путь к выздоровлению общества. Долгий путь, но единственно возможный. Только кто же на это пойдёт? Это же всё равно, что зарезать курицу, несущую золотые яйца! И подтверждение тому ЦИНИЗМ в государственном масштабе, выражаемый в показе такого сериала как «Школа». Вот вам и диагноз нашему больному обществу – ЦИНИЗМ.
И самое страшное заключается в том, что «благодаря» Германике негативный имидж учителя, в конце концов, приведёт к тому, что профессия и без того, мягко говоря, опасная вызовет такое неприятие и отторжение, что станет невостребованной, и завтра наших детей некому будет учить!
Задумайтесь над этим, господа, возглавляющие 1-й канал общероссийского (!) телевидения!
Стариков В.Д., телезритель