СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОУ
В сложившихся социально-экономических условиях взаимодействия с семьёй является одним из стратегических направлений деятельности детского сада. Педагогической основой изменений дошкольного образования в соответствии с ФГТ на современном этапе является активное вовлечение родителей в ДОУ. Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способна на нет свести любые педагогические усилия ДОУ. Педагоги понимают, что без согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу.
В основе новой концепции взаимодействия семьи и ДОУ лежит идея признания приоритета семейного воспитания, которая требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «взаимодействие», «сотрудничество» и «содружество»(1).
В исследованиях М.А. Галагузовой, Т.С.Зубковой, Н.В.Тимошиной, С.А.Беличевой взаимодействие рассматривается как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строится на основе единого понимания. В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг другу взаимодействующих сторон. Данное понятие предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если они станут равноправными партнёрами. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути их достижения(2).
Понятие содружества подразумевает объединение кого – либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов, является наивысшей точкой взаимодействия ДОУ с семьёй, неоценима помощь друг друга в понимании ребёнка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития(3).
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках открытого детского сада: он должен стать открытой системой, это значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса возникла личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах. Пример открытости демонстрирует педагог. Своим примером он вызывает родителей на доверительное общение, тем самым вовлекает родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу.
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через: приобщение родителей к педагогическому процессу; расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного процесса; пребывание родителей на занятии в удобное для них время; создание условий для творческой реализации педагогов, родителей, детей; разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей; объединение усилий педагога и родителей в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребёнка; проявления понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребёнка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции; уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Основная цель всех видов и форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делить друг с другом свои проблемы и совместно их решать.
Таким образом, совместные подходы к организации взаимодействия семьи и ДОУ должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при открытости детского сада. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Отсюда следует актуальность одного из механизмов реализации ФГТ – повышение ответственности родителей за воспитание детей, углублённое взаимодействие между семьёй и ДОУ.
Литература
1.Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений . М.: Академия, 2006- 160 с.
2. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.,2002 – 213 с.
3. Хабибулина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ с родителями» // Дошкольная педагогика.-2007.-№7.-170 с.