Конспект урока по окружающему миру "Природа в опасности!"

Радюхина Наталия Юрьевна

В урок включены материалы по экологическому образованию учащихся. Материал урока помогает учащимся погрузиться в экологические проблемы Земли.  Дети учатся искать пути решения этих проблем

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_urok.docx37.77 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый общероссийский конкурс с международным участием

«Учитель начальных классов-2013»

Номинация: урок в начальной школе

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе: «Природа в опасности!»

Цель: формирование и развитие  экологической культуры детей

Задачи урока:

Достижение предметных планируемых результатов:

- углубить представление об источниках загрязнения окружающей среды;

- развивать экологическое мышление у учащихся;

Достижение личностных планируемых результатов:

- воспитывать у учащихся бережного отношения к природе, привычку заботиться о природе и ее обитателях;

Достижение метапредметных  планируемых результатов:

- оценивать правильность выполняемых учебных задач;

- работать в группе по решению общих учебных задач.

Тип урока: изучение нового материала

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная

Программное обеспечение: Microsoft Power Point,  Microsoft Word,  

Техническое обеспечение: компьютер, магнитофон, экран.

 Оборудование: учебник, карточки, иллюстрации,  компьютерная презентация, видео и аудио материалы

Ход урока

  1. Организационный  момент.

- Здравствуйте, проверьте свою готовность к уроку.

Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Улыбка – это радость и добро. Научитесь улыбаться добру, и ваша улыбка вернётся к вам с радостью.  Пусть хорошее настроение поможет вам стравиться с непростыми ситуациями сегодняшнего урока.

В ходе работы вы будете заполнять технологическую карту урока, которая поможет оценить свою работу.

  1. Актуализация изученного материала. Словарная разминка.

- У вас на парте карточки. Проверим ваши знания.

-Соедините определения и соответствующие им понятия. /В результате работы   учащиеся получаются три определения\

Биосфера – обитаемая часть оболочек нашей планеты /атмосферы, литосферы, гидросферы/, в которой происходит круговорот веществ, объединяет все экосистемы Земли.

Экология - наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Природа – все, что окружает человека и не создано его руками.

Учащиеся зачитывают полученные определения.

Отметьте в карте урока заработанные вами баллы.

- Эти понятия мы вспомнили не случайно.

3.  Проблемная ситуация.

Слайд 2.

Внимание на экран.

Звучит мелодия Поля Мориа  «В мире животных». На экране изображение природы. Учитель читает стихотворение

- Человеку доверено жить в природе и наслаждаться ее красотой.

«Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло голубое,

Солнце светит золотое.

Ветер  листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва.

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года-

Это все вокруг природа».

Слайд 3. Меняется  изображение «Экологическая катастрофа»

Но в один день:

- Исчезнут с лица Земли растения, животные и сам человек;

- Какой вопрос у вас возник? /Почему так проийдет?/

4. Изучение нового материала.

    А). Понятие об экологических проблемах. (презентация)

- Жизнь природы и человека связаны между собой. Когда эта связь нарушается, возникают экологические проблемы.

Слайд 4 .  Заводы с дымящими трубами.

В результате работы заводов на 1 квадратный километр за сутки выпадает 1 тонна пыли. Заводы выпускают в воздух реки углекислого газа

Слайд 5. Автомобильные заторы.

Автомобили наносят непоправимый вред воздуху. Один автомобиль в год выбрасывает тонну газов, в которых содержится 200 видов вредных веществ.

Слайд 6. Аварии танкеров, нефтепроводов. Сточные воды.

5 грамм нефтепродуктов затягивают пленкой 50 квадратных метров поверхности воды. Заводы и фабрики сливают отходы в реки и озера.

Слайд 7. Мусор и бытовые отходы.

Очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются. Мусор выбрасывают в воду, закапывают в землю и сжигают. От сжигания мусора загрязняется воздух, которым мы дышим. За 90 лет разлагаются в земле консервные банки, за 10 лет бумага, от 100 до 500 лет полиэтиленовые пакеты. Мусорный Остров"   растет примерно с 1950-х годов. По оценкам ученых, в настоящее время масса мусорного острова составляет более трех с половиной миллионов тонн, а площадь — более миллиона квадратных километров. Если морская черепаха проглотит полиэтиленовый пакет, она погибнет.

Слайд 8. Вырубка леса. Пожары.

Не потушенный огонь в лесу- причина пожаров, в которых гибнут растения, животные, птицы, насекомые. Вырубка леса приводит к изменению климата, появлению сухих степей и пустынь, без них тяжело дышать.

Много лет надо, чтобы вновь появился зеленый ковер.

Слайд 9. Браконьерство.

Из-за браконьерства за последние 15 лет количество оленей, лосей, косуль, гусей и уток снизилось на 30-70%. От браконьеров зверей не спасает даже Красная книга: количество медведей за 10 лет сократилось в два раза, зубров - в 3  раза. За 15 лет браконьеры убили около 1 тыс. зубров . Рыбы браконьерами вылавливается примерно столько, сколько вылавливает вся рыбная промышленность.  Каждую весну лесные браконьеры срывают для продажи около 20 млн. занесенных в Красную книгу подснежников.

Слайд 10. Экологическая катастрофа.

Как все это можно назвать? /экологическая катастрофа/

- Наша планета станет безжизненным небесным телом;

- Нам грозит экологическая катастрофа;

- Кто в этом виноват?

- Виноват в этом сам человек!

 Б). Работа с учебником

Чтение диалога Лены и Миши. (учебник с128)

Лена: Миша, почему же люди не сохраняют природу? Ведь ясно, что без нее человек не может жить.

Миша: Все не так просто. Никто не хочет разрушать природу. Но каждый человек хочет хорошо питаться, иметь полный дом вещей. К сожалению, природе трудно справиться с запросами людей.

- Какое вы заметили противоречие?

- Какой вопрос у вас возник? /Как мы можем сохранить природу?/

Чтение текста учебника с 128-129 «Мы забираем у природы так много, что она не успевает восстанавливать запасы»

- Какой вывод мы можем сделать? /Наш долг перед природой растет с каждым днем/

Отметьте в карте урока заработанные вами баллы

 5.Физминутка.

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок. (Учащиеся поднимают и опускают руки.)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой. (Учащиеся шагают на месте, высоко поднимая колени.)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай. (Вращение головой.)

Стебель наклони слегка —

Вот зарядка для цветка. (Наклоны.)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся» (Встряхивания кистями рук.)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе. (Учащиеся садятся за парты.)

6. Систематизация изученного материала. Работа в группах

Давайте попытаемся исправить эту ситуацию, опираясь на ваши знания. Мы друзья природы, а друзья познаются в беде. Работая в группах, рассмотрите экологические проблемы, попытайтесь указать пути их решения, подобрать знаки безопасности.

Каждая группа будет работать с разными  экологическими проблемами.

/Учащиеся отгадывают загадки и по отгадке получают название группы. По окончанию работы, учащиеся представляют свою работу/

Отгадайте сначала загадки:

- Мы его не замечаем

  Мы о нем не говорим

  Просто мы его вдыхаем

  Ведь он нам необходим.  

-Правильно, воздух.  Человеку для дыхания в день необходимо 600 литров воздуха. Но в процессе деятельности происходит загрязнение воздуха. В год в воздух выбрасывается 5 миллиардов тонн углекислого газа. В результате источается озоновый слой, появляются озоновые дыры. В эти дыры попадают ультрафиолетовые лучи, которые вызывают раковые заболевания, уменьшается количество кислорода.

- В морях и реках обитает

  И часто по небу летает

  А как наскучит ей летать

 На землю падает опять

- Правильно, вода. Вода самое удивительное вещество на Земле. Она состоит из водорода, кислорода и минеральных солей. От ее запасов зависит климат на нашей планете.

- Самый верхний слой земельный.

  В нем растут трава, деревья,

  Плодородьем обладает

  Как его все называют…

- Правильно, почва. От почвы зависит питание живых организмов. Для  образования 1 см требуется от 100 до 1000 лет

Каждая группа получает карточку: вода, воздух, почва.

Работая в группах, учащиеся заполняют таблицы.

Проблема, по которой заболела почва

Что необходимо делать

Знак защиты

Мусор

Сортировать мусор, Строить  мусороперерабатывающие заводы

Строить очистные сооружения

Не загрязнять ядовитыми отходами

Правильно использовать землю

Транспорт

Строительство заводов и фабрик

Применение минеральных удобрений

Проблема по которой заболела вода

Что необходимо делать

Знак защиты

Ядовитые отходы

Не засорять мусором

Очищать водоемы

Строить очистные сооружения

Мусор

Водный транспорт

Проблема, по которой заболел воздух

Что необходимо делать

Знак защиты

Промышленные предприятия

Строить очистные сооружения

Использование экологических видов топлива

Сажать деревья

Транспорт

Свалки

Пожары

 Кто же виновник этих экологических бед?

Как следует относиться к природе?

 Отметьте в карте урока заработанные вами баллы.

7.Физминутка.

Если вы согласны подпрыгнув хлопните в ладоши, если нет- топайте ногами.

Бумагу трачу попусту.

Берегу воду, закрываю кран.

Мусорю на улице и в лесу.

Охрана необходимо охранять

  1.  Самостоятельная работа.

- Существует ли связь между загрязненной окружающей средой и животным миром?

- Как вы думаете, каковы причины гибели и исчезновения животных на Земле?

Учащиеся определяют проблемы, учитель помогает, если причины указаны не все. На доске появляются карточки:

- охота и браконьерство

- мусор

- пожары

- ядохимикаты

- аварии

- природные катастрофы

«Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда успеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.»

- Наша планета кричит, просит помощи!

- Как люди могут помочь животным и растениям на планете?

Слайд 11. Песня-клип О. Газманова «Красная книга»

Почему книга красная:

- В книге рассказывается о самых красивых животных?

- Красный цвет – сигнал тревоги?

- В книге описание опасных для человека животных?  

Первая Красная книга появилась в 1966 году. В нее занесены редкие животные, которым грозит уничтожение.

Сообщения учащихся о растениях, животных и птицах из Красной книги. (Заранее подготовленные рассказы учащихся о  морской корове, ките, кондоре, бабочке, носороге)

- Чем еще человек может помочь природе?

-«На этой территории животные живут,

Они здесь не боятся, что люди их убьют.

Пространство охраняется и безопасно тут,

Скажите же, ребята, как те места зовут?»

Слайд 12.  

11 января «День заповедников и национальных парков». Этот день стали отмечать в 1997 году. В нашей стране больше 100 заповедников и 35 национальных парков

 Учащиеся читают об истории создания заповедников

«Заповедники возникли давно. Особое место в организации охраны природы принадлежит Петру I. Именно тогда государственные мероприятия стали целенаправленными и систематическими Указаниями царя были определены водоохранные леса, запрещалась вырубка деревьев в 30 верстах от больших рек и в 20 - от малых, в этих лесах нельзя было даже пасти скот. Была ограничена или полностью запрещена рубка корабельных сосновых лесов в окрестностях Петербурга, в Поволжье и на Южном Урале. Для охраны лесов Петр 1 создал специальную лесную стражу и установил за нарушения весьма суровые наказания (вплоть до смертной казни). Он также начал регулировать рыболовство и охоту.

 В средние века на территории нашей страны появились «заказные места» — Беловежская пуща, где оберегали зубров, и «Семь островов» у Мурманского побережья, где охранялись гнездовья ловчих соколов для царской охоты. Позднее росло беспорядочное истребление лесов, зверей, птиц, рыб — всех природных богатств, которые могли принести деньги. Сто лет тому назад исчезло большинство лесов в Европе, были истреблены многие виды крупных зверей и птиц. Такое общее оскудение природы встревожило ученых, прогрессивных общественных и государственных деятелей.   Возникло движение за охрану природы. Чтобы сохранить животных, во многих странах стали организовывать заповедники.

Отметьте в карте урока заработанные вами баллы.

  1. Подведение итогов

- Что угрожает нашей планете?

- Кто должен заботиться об экологической безопасности?

 Закончите фразу:

Устанавливая очистные сооружения мы….

Используя экологические виды топлива мы…

Увеличивая охраняемы территории мы…

Собирая и перерабатывая мусор мы…

Принимая строгие природоохранные законы мы…

Сажая деревья мы…

Рационально используя природные богатства мы…

 

Человек и природа должны быть друзьями. Тогда человеку не будет стыдно осознавать, что самые большие экологические катастрофы происходят по его вине.

Отметьте в карте урока заработанные вами баллы.

Подсчитаете свое количество баллов.

Если вы набрали от 24 до 19 баллов, вы отлично работали на уроке

Если вы набрали от 18 до 14 баллов, вы хорошо работали на уроке

Если вы набрали 13 баллов, вы должны быть внимательнее и у вас  все получится

10. Домашнее задание.

 Выберите свой вариант задания.

1 вариант. Напишите обращение природы к человеку «Спаси меня….

2 вариант. Сочините стихотворение «Берегите природу!»

3 вариант. Решите экологические задачки:

- В Приморском и Хабаровском краях за последние 20 лет уничтожено 1/5 леса. Через сколько лет не останется ни одного дерева, если леса и дальше будут уничтожать подобным образом?

- Учёные подсчитали, что каждую минуту вырубается примерно 20 га леса. Сколько леса исчезает за 10 мин, за 1 ч, за 1 год?7

- Известно, что 1 га леса вырабатывает за 1 час 3580 г кислорода. Сколько кислорода вырабатывает 1 га леса за сутки?  

- Одна бабочка в среднем, чтобы быть сытой, должна попробовать нектар 7 цветков. Сколько бабочек останется без обеда, если  гуляя по лугу мы сорвём для букета 56 цветков? (8 бабочек)

- Представьте теперь, что станет с нашей природой, если не будет наших пернатых друзей. Белая сова  может прожить без еды 24 дня, орлан - белохвост  в 2 раза больше, чем сова, а беркут на  21 день меньше, чем орлан. Сколько дней без еды могут прожить орлан -белохвост и беркут?

11. Рефлексия.

Мне бы хотелось закончить наш урок словами

Берегите Землю, берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики.

На тропинках солнечные блики,

На камнях играющего краба,

На могиле тень от баобаба,

Ястреба парящего над полем,

Полумесяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите Землю! Берегите!

Карта урока

учащегося___________________________________________________

Задание

Баллы

Словарная разминка:

- я правильно соединил определения и соответствующие ему понятия

- я допустил 1 ошибку

- я допустил 2 ошибки

5балла

4 балла

3 балла

Определение проблемы урока:

- я сразу определил и сформулировал проблему урока

- мне сложно было определить проблему урока

4 балла

2 балла

Систематизация материала

- я был активным участником работы в группе и предлагал,  что необходимо сделать

- мне было сложно предлагать, что необходимо сделать

- я предложил знаки защиты

5 баллов

2 балла

3 балла

Самостоятельная работа

- я запомнил дополнительный материал и могу рассказать товарищам

- я сложно было запомнить дополнительный материал

5 баллов

3 балла

Подведение итогов

- я легко  закончил фразы

- я испытывал трудности

- я не смог закончить фразы

5 баллов

3 балла

2 балла

Всего баллов:

Я отлично работал

Я хорошо работал на уроке

Я буду внимательнее и у меня все получится

24-19- балла – я отлично работал на уроке

18-14-балов – я хорошо работал на уроке

13 баллов – я буду, внимательнее и у меня все получится