Подготовка к ОГЭ по русскому языку
На данной странице размещены материалы для подготовки к ОГЭ по русскому языку учащихся 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Часть 2. Теория к вопросу 2 | 29.33 КБ |
Часть 2. Теория к вопросу 3 | 22.58 КБ |
Часть 2. Теория к вопросу 4 | 19.16 КБ |
Часть 2. Теория к вопросу 5 | 22.49 КБ |
Часть 2. Теория к вопросу 6 | 21.03 КБ |
Часть 2. Теория к вопросу 7 | 51.66 КБ |
Устное собеседование по русскому языку в 9 классе | 1.65 МБ |
Часть 2. Теория к вопросу 8 | 22.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Вопрос 2
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста.
Второе задание направлено на анализ текста и поведения героев, а именно мотивов поведения или совершения каких-либо поступков. Для успешного выполнения данного задания необходимо сделать следующее:
- внимательно прочитать текст
- подумать и осмыслить прочитанное: правильный ответ на вопрос может содержать часть текста или термины, используемые в нем, а неправильные ответы наоборот противоречат утверждениям в тексте.
Разбор типовых вариантов задания №2 ОГЭ по русскому языку
Первый вариант задания
На новогодний праздник к Тане собралось множество народу. Пришёл и нанайский мальчик Филька с отцом, с матерью и с тремя маленькими братьями, на собаках приехавшими к нему в город. Вслед за нянькой вошёл Фролов, ординарец отца. Он был в тулупе шофёра, улыбался всем хитрой улыбкой, а в руке у него было ведро.
— Фролов, дружок, — сказал отец, — покажи-ка наш подарок ребятам.
Дети сами заглянули в ведро, но увидели там только снег. Запустив руку в ведро, Фролов вытащил из-под
снега большой апельсин, потом ещё два и ещё. Дети криками встретили эти плоды. Они брали их в руки и тотчас же клали назад, потому что апельсины были тверды и холодны. Держать их было трудно, как железо, долго лежавшее на морозе.
— Погодите, ребята, — сказал со смехом отец.
— Их надо сначала разморозить.
И тогда — даю слово — они понравятся вам.
Он опустил апельсин в холодную воду, и на поверхности его через мгновение выступил лёд. Он покрывал его тонкой коркой, и апельсин блестел, как шар, висевший на маленькой пихте. Отец ударил по корке ножом, она раскололась на части, и из осколков льда, тающих быстро на ладони, вышел круглый и свежий плод. Незнаком и чудесен на севере был его запах и цвет. И маленький брат Фильки боялся его и не ел. Сам же Филька принёс свой апельсин отцу.
— Съешь его, — сказал охотник, без всякого удивления глядя на этот странный плод.
— Он подарен тебе друзьями, и в нём не может быть никакого вреда. Но не будь он такой большой, я принял бы его за ягоду, упавшую с рябины на землю, и почистил бы им свою новую трубочку, на которой
медь так быстро тускнеет от холода в нашем лесу.
Однако, — добавил он с достоинством, — рябина у нас тоже бывает крупна перед морозом.
Он отстранил апельсин рукою. Он был уже стар и ничему не желал отдавать предпочтение, ничему, что не росло в его родном лесу.
(По повести Р. Фраермана «Дикая собака динго» )
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему старый охотник не стал есть апельсин?»
- Отец Фильки боялся есть незнакомый фрукт.
- У старого охотника было много детей, и он отказался от фрукта, чтобы им больше досталось.
- Апельсин был «чужим» фруктом для старого охотника, а он привык питаться только тем, что росло на его родине.
- Старый охотник считал, что апельсин — это баловство, лакомство для детей, поэтому его не пристало есть уважающему себя мужчине.
Ответ на поставленный вопрос дается в последнем предложении текста - «был уже стар и ничему не желал отдавать предпочтение, ничему, что не росло в его родном лесу». Поэтому, правильный ответ в данном случае третий. Первый ответ неправильный, так как ему противоречит смысл предложения: «Съешь его, — сказал охотник, без всякого удивления глядя на этот странный плод. — Он подарен тебе друзьями, и в нём не может быть никакого вреда». Второй ответ неправильный, так как в тексте нет информации о том, что охотник отказался от апельсина ради детей. Четвертый вариант нам тоже не подходит, так как в тексте не говорится о том, что старый охотник считает апельсины лакомством для детей.
Ответ: 3
Второй вариант задания
(1)Веньке здорово не повезло с именем – Вениамин! (2)И на имя-то не похоже! (3)Прямо лекарство какое-то, вроде антигриппина. (4)Или вот цветок ещё есть такой – бальзамин. (5)А Веня – это ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя… (6)Кошмар какой-то! (7)Мама дома иногда называет его ещё и Веником. (8)Венька всегда зажмуривается, когда это слышит. (9)Но не станешь же объяснять маме, что это его раздражает и звук этого «Веника» для него всё равно что скрежет железа по стеклу.
(10)Одноклассники часто говорили ему обидные слова, но Венька в общем-то не обижался. (11)Он просто был не таким, как все, был особенным…
(12)Пашки Винтуева в школе не было больше месяца. (13)Учительница Кира Геннадьевна уговаривала одноклассников сходить к Пашке в больницу или хотя бы написать ему записки, но все отказались самым решительным образом. (14)Венька не мог даже предположить, что ещё кого-то в классе не любят так же, как его самого.
(15)Очень хорошо зная, как тяжело быть одному, Венька решил съездить к Пашке самостоятельно. (16)В школьном буфете Венька купил пару булочек с клюквенной начинкой. (17)Ради такого случая можно даже пожертвовать папиной ручкой. (18)Кто ещё Винту такую принесёт? (19)Винт здорово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате:
– (20)Глядите! (21)Это Венька… из моего класса! (22)Друг!
(23)Венька никогда не был другом Винта. (24)Друг – это такое, что не у каждого бывает. (25)Ладно, пусть ребята в палате думают, что у Винта друг Венька. (26)Венька протянул Винту пакетик с двумя булочками и папиной ручкой:
– (27)Это тебе передача… от класса…
– (28)Вот что значит – друзья! – сказал Пашка громко и слегка качнул загипсованной рукой.
– (29)Антуана поставят на учёт в детскую комнату милиции.
– (30)За что? – испугался Пашка.
– (31)Как это за что? (32)За твою руку.
– (33)Не может быть… я же сам виноват… – Пашка выглядел растерянным. (34)Венька удивился, что Винт, оказывается, всё правильно понимает, и пояснил:
– (35)Твои родители на него заявление в милицию написали.
– (36)Ну, дают! – разозлился Пашка. – (37)Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие!
(38)Через неделю Винт пришёл в школу. (39)Хотя никто не хотел писать ему записки в больницу, но возвращению его в класс все обрадовались. (40)Ребята разглядывали Пашкину руку с уважением и некоторым смущением. (41)Перед самым уроком Винт подошёл к Веньке и попросил:
– (42)А можно я с тобой сяду?
(43)Венька тут же собрал разбросанные по парте учебники и тетради. (44)Со второго класса с ним никто не садился после того, как он подрался со Славкой Никоненко. (45)Пашка сел рядом – Венька боялся даже дышать. (46)Он решил, что этот день стал самым счастливым за последние шесть лет его жизни.
(По С.А. Лубенец)
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Венька решил, что „этот день стал самым счастливым за последние шесть лет его жизни”?»
- Пашка Винтуев, представляя Веньку ребятам в больничной палате, назвал его своим другом.
- Одноклассники хотя и не хотели навещать Пашку Винтуева в больнице, всё же обрадовались его возвращению в класс.
- Венька понял, что не только его, но и Пашку Винтуева не любят в классе.
- Пашка Винтуев, решив сесть за одну с Венькой парту, положил конец вынужденному одиночеству своего одноклассника.
То, что Венька счел тот день самым счастливым за последние шесть лет жизни, написано в самом последнем предложении текста под номером 46. Этому предшествует описание того, как Винт захотел сесть рядом с Венькой, который сидел один со второго класса. Именно то, что одноклассник решил сесть с ним, и обрадовало Веньку.
Ответ: 4
Третий вариант задания
(1)В детстве у меня была любимая мягкая игрушка размером примерно с небольшую диванную подушку. (2)Это был медведь. (3)Я таскал его повсюду и даже в кроватке не расставался с ним. (4)Из всех игрушек ясельного возраста медведь был забыт самым последним. (5)В общем, я вырос, стал дядькой с большой бородой и татухами и вместо плюшевых медвежат полюбил мотоциклы.
(6)И вот однажды мне приснился медвежонок из детства. (7)Сон был неприятный: медвежонок стоял в центре пустой комнаты, в мерцающем свете лампочки, а за окном как будто бы собирался ураган. (8)Медведь в упор смотрел на меня и тянул ко мне лапу, как будто показывал на что-то у меня за спиной, как будто предупреждал о чём-то.
(9)Я не придал значения сну. (10)Однако на следующий день я ехал в мотоклуб, и «девятка» подрезала меня так, что я перелетел через руль и приземлился на живую изгородь, посаженную вдоль дороги. (11)Именно она меня и спасла. (12)Я получил ушибы, небольшой вывих плеча, а мотоцикл серьёзно пострадал и требовал дорогого ремонта.
(13)Через неделю всё повторилось. (14)Всё в той же комнате при мерцающем свете и надвигающемся урагане. (15)Только сама игрушка выглядела грязной и потрёпанной, а в некоторых местах была порезана, и оттуда торчала вата. (16)Медвежонок по-прежнему настойчиво указывал на меня лапой.
(17)Я решил съездить на дачу, которая была практически заброшена, и отыскать на чердаках-подвалах медвежонка среди барахла. (18)Перерыв там всё вверх дном, я в самом дальнем углу в пыльном мешке из-под картошки нашёл игрушку. (19)Сначала я достал голову медвежонка, оторванную «с мясом», затем — тело с наполовину вылезшей через рваные дыры ватой. (20)Ещё час я потратил, чтобы найти в мелком мусоре на дне мешка пропавший шарик глаза, но так и не нашёл.
(21)Я отвёз медведя домой и самолично его починил, хотя навыка такого у меня, конечно, не было. (22)Я постирал, набил его новой ватой, аккуратно зашил и даже слегка прошёлся утюгом, на место потерянного глаза я приделал чёрную повязку, как у пирата. (23)А позже с помощью знакомой из ателье медведь оделся в кожаную косуху с маленькими заклёпками.
(24)Отныне медведь сидит у меня в гараже на самом видном месте, а иногда я устанавливаю его на вилку мотоцикла, и мы катаемся по городу или в мотоколоннах. (25)Соратники из клуба сначала смеялись, а потом привыкли, и игрушка даже в некотором роде стала нашим талисманом. (26)У меня давно была мечта — свой клуб для байкеров, и я его открою. (27)Я даже придумал ему название — «Одноглазый медведь».
(По Остромиру)
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой-рассказчик забрал с дачи свою детскую игрушку?»
- Герой-рассказчик вспомнил, как любил эту игрушку в детстве, и ему захотелось вернуть те радостные ощущения.
- Герой-рассказчик любил «самолично» чинить старые игрушки, и ему приятно было видеть, как они обретают новую жизнь.
- Герой-рассказчик поверил в то, что старая детская игрушка, возвращаясь к нему во сне, предостерегает его от опасности и отводит беду.
- Герой-рассказчик, одев медведя в кожаную косуху, решил сделать его талисманом собственного клуба для байкеров.
Внимательно прочитаем рассказ. После того, как автору приснился медведь, словно предупреждающий его о чем-то и указывающий лапой на что-то позади него, он попал в аварию, но не пострадал. В следующий раз, после того, как ему снова приснился медведь, показывающий лапой на что-то у него за спиной, автор решил поехать за игрушкой. Получается, что мишка предупредил Остромира об аварии – верен вариант 3. Предложение 1 неверно: да, автор говорит, что медвежонок был его любимой игрушкой, но о том, что он хотел вернуть ощущения, не упоминается. Предложение 2 неверно; в тексте, в предложении 21 говорится, что никакого опыта в починке игрушек у автора не было. Предложение 4 не подходит – автор решил сделать мишку талисманом клуба намного позже после того, как забрал его.
Ответ: 3.
Предварительный просмотр:
Вопрос 3.
Теория к заданию №3 ОГЭ по русскому языку
Нам необходимо запомнить определения основных средств выразительности и знать несколько примеров для лучшего понимания.
- Метафора – слово в переносном смысле, скрытое сравнение.
Пример: Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму. - Олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека.
Пример: Заговорили наши орудия. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась. - Эпитет – образное определение предмета или действия.
Пример: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.
НО: НЕ являются эпитетами прилагательные, указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики.
Пример: дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет), осенний день (осенний – НЕ эпитет)
- Сравнение – сопоставление одного предмета с другим. Сравнение может быть представлено:
а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК)
Пример: Хорошо и тепло, как зимой у печки, и берёзы стоят, как большие свечки.
б) сравнительным придаточным предложением
Пример: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду,словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.
в) существительное в творительном падеже
Пример: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.
- Гипербола – преувеличение.
Пример: Я тебе миллион раз говорил.
- Литота – преуменьшение.
Пример: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.
- Анафора – это повтор звуков слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.
Пример: Имя твоё – птица в руке, Имя твоё – льдинка на языке…
- Параллелизм – повтор смежных грамматических конструкций для подчёркивания их единства и образности.
Пример: Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие… - Градация – усиление значения слов благодаря эффекту нарастания.
Пример: Сейте разумное, доброе, вечное… - Антитеза – противопоставление, основанное на параллелизме.
Пример: Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень.
- Инверсия – обратный порядок слов. При этом порядке слов:
а) подлежащее стоит после сказуемого
б) прилагательное после существительного
в) наречие после глагола
Пример: Вот нахмурил царь брови чёрные… (Обычный порядок слов: Вот царь нахмурил брови чёрные.)
- Риторический вопрос– это вопрос, который ставится с целью усиления утверждения и на него не требуется ответа.
Пример: На кого не действует новизна?
- Риторическое обращение – подчёркнутое обращение к кому-нибудь с целью усиления выразительности.
Пример: О Русь моя! Жена моя!
- Однокоренные слова – слова с одинаковым корнем.
Пример: ленивый, ленится, лентяй
- Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов.
Пример: как кот наплакал, ни рыба ни мясо, ставить палки в колёса
- Лексика разговорного стиля – слова, используемые в повседневно-бытовой сфере общения.
Пример: реветь, дочурка, продажный
- Перифраз - косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания.
Пример: ночное светило = луна или "Люблю тебя, Петра творенье!"="Люблю тебя, Санкт-Петербург!"
- Метонимия - образное обозначение предмета по одному из его признаков.
Пример: «Все флаги будут в гости к нам», где под "флагами" подразумеваются "корабли"
- Лексический повтор - намеренное повторение одного и того же слова, так выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание.
Пример: Лениво дышит полдень мглистый, лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой лениво тают облака. - Оксюморон(ударение на ю) - сочетание несочетаемого.
Пример: живой труп, пленница свободы, светлая тьма
Разбор типовых вариантов задания №3 ОГЭ по русскому языку
Первый вариант задания
Рассмотрим задание №3 из демонстрационного варианта ОГЭ по русскому 2018:
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
- – Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.
- Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
- Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.
- Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
Метафора - слово в переносном смысле. В данном задании встречается только во втором варианте ответа.
вынули из её души
Ответ: 2
Второй вариант задания
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
- Из глубины зеркала, более светлой, чем окружающий сумрак, глядели на Таню её серые, как у матери, глаза.
- По его неуверенно-торжественному голосу заметно было, что история эта ему неприятна.
- Учительница, разумеется, до конца сказала бы всё, что полагалось сказать детям перед началом учебного года, если бы в класс в это время не вошли два новых ученика.
- Полина Харитоновна и мама были передо мной как на ладони.
- Фразеологизм, как мы помним – устойчивое сочетание слов, имеющее определенный смысл. В первых трех предложениях ничего такого нет, зато в последнем мы видим устойчивое сочетание «были как на ладони».
Ответ: 4.
Третий вариант задания
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
- В окнах домов мерцали уже слабые огоньки, а высоко поднятый над домом скворечник ещё был освещён далёким закатом.
- С каменистой гряды сбегали в низину к озеру яблоньки и огороды.
- Характер у неё был вулканического происхождения.
- Я медленно, точно тигр вокруг добычи, пошёл вокруг стола.
Олицетворение – приписывание человеческих действий, качеств чему-либо неодушевленному, явлению природы. Мы встречаем его во втором предложении; яблоньки и огороды СБЕГАЛИ в низину. Понятно, что ни яблоньки, ни огороды на самом деле бегать не могут, и автор имел в виду, что они простирались далеко – от гряды до низины.
Ответ: 2.
Предварительный просмотр:
Вопрос 4
Теория к заданию №4 ОГЭ по русскому языку
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК
Приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от этого они разделяются на три группы.
1.Первая группа приставок
Они пишутся ТРАДИЦИОННО, в соответствии с морфологическим принципом, т.е. НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ НА ПИСЬМЕ, хотя произносятся по-разному:
ЗА-, ДО-, НА-, ПРЕД-, ПЕРЕ-, ПО-, НАД-, ОБ-, ОТ-, ПЕРЕД-, ПОД-, В-, С- и др.
2.Вторая группа приставок
приставки на З-С
ВОЗ-//ВОС-,
БЕЗ-//БЕС-,
ВЗ-//ВС-,
ИЗ-//ИС-,
НИЗ-//НИС-,
РАЗ-//РАС-,
РОЗ-//РОС-,
ЧРЕЗ-//ЧРЕС-//ЧЕРЕЗ-.
Эти приставки пишутся в соответствии с фонетическим принципом: конечная согласная –З или –С ЗАВИСИТ ОТ ПРОИЗНОШЕНИЯ.
Если после приставки звонкий согласный (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р, й), то на конце приставки пишем -з
Пример: разбежаться
Если после приставки глухой согласный (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ), то на конце приставки пишем -с
Пример: бестолковый
ЗАПОМНИ: приставка С относится к первой группе, всегда пишется одинаково, не зависит от произношения
Пример: сделать, сбиться, сговориться
3.Третья группа приставок
приставки ПРИ-//ПРЕ
правописание данных приставок ЗАВИСИТ ОТ СМЫСЛА, ЗНАЧЕНИЯ.
ПРИ- ПРЕ-
при- обозначает:
а) приближение (приплыть)
б) присоединение (приклеить)
в) неполное действие (прикрыть)
г) близко, рядом (пришкольный)
пре- обозначает:
а) высшая степень проявления качества или действия (=очень, весьма): очень (премаленький = очень маленький)
б) заменяется приставкой пере- (преградить = перегородить)
Разбор типовых вариантов задания №4 ОГЭ по русскому языку
Первый вариант задания
Рассмотрим следующий вариант задания из демонстрационного варианта 2018:
Из предложений 1–7 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «приближение».
– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога. – (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она. – (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя. (7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.
После внимательного прочтения находим, что в предложении 3 встречается слово пришли, в котором приставка при- употреблена в значении приближения.
Ответ: пришли
Второй вариант задания
Из предложений 7-10 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: "На конце приставки пишется -С, если после нее следует буква, обозначающая глухой согласный".
(7)Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками. (8)А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. (9)Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зеленое стекло. (10)Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку.
Найдем слово, в котором после «с» в приставке идет глухой согласный. Такое слово есть в 10 предложении – вспоминал. Других вариантов среди предложенных предложений нет.
Следовательно, ответ: вспоминал.
Третий вариант задания
Из предложений 2-3 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: "Пишется приставка ПРИ-, если используется в значении неполноты действия".
(2)Он шел прихрамывая, и на коленке у него была ссадина, запекшаяся, как печать из сургуча. (3)В руке он держал веревку, к которой была привязана серая тряпка.
Слов с приставкой «при» в указанных предложениях два – прихрамывая и привязана. В слове «привязана» значения неполноты действия нет, а вот в слове «прихрамывая» - есть, оно означает «слегка хромая».
Ответ: прихрамывая
Предварительный просмотр:
Вопрос 5
Теория к заданию №5 ОГЭ по русскому языку
1.Правописание Н и НН в суффиксах слов различных частей речи.
В задании №5 идет проверка правописания суффиксов в различных частях речи. Чаще всего это проверка правильности написания н и нн.
Прилагательное, образованное от существительного (кто? что?) имеет суффиксы
-енн-, -онн-,-ан-(-ян), -ин-, -н-
Пример: песчаный, кожаный, каменный
Исключения (правописание суффикса не определяется правилом):
стеклянный, деревянный, оловянный, ветреный
Отглагольное прилагательное образовано от глагола несовершенного вида (что делать?), имеет одну Н
Пример: вязаный, жареный
Причастие образовано от глагола совершенного вида (что сделать?), имеет две НН
Пример: связанная, прожаренный
Краткое причастие (каков? что сделан(а)?) имеет одну Н
Пример: связан, связана, прожарена
В кратких прилагательных и наречиях пишется столько н, сколько в тех словах, от которых они образованы.
2.Правописание некоторых суффиксов имен существительных
Особые трудности возникают при написании суффиксов существительных, различающихся гласными Е и И, О и Е.
Запомните:
Суффиксы | Их правописание | Примеры |
-ИК- (-чик-, -ник-) | при изменении слова гласный сохраняется | ключИК (ключика), сарайчИК (сарайчИКа) |
- ЕК- | при изменении слова гласная буква выпадает | замочЕК (замочКа), дружочЕК (дружочКа) |
-ИЦ- (-ИЦе) | в сущ. ж. р.: в сущ. ср. р. | метелИЦа, красавИЦа креслИЦе |
-ЕЦ- (-ЕЦо-) ИЦ | В сущ. м. р. с беглым гласным в сущ. ср. р. с ударением после суффикса | красавЕЦ (красавЦа), братЕЦ (братЦа) письмЕЦо |
3.Суффиксы глаголов
В неопределенной форме глаголы чаще всего имеют такие суффиксы: -а- (слышать, делать); -я- (сеять, лаять); -е- (видеть, обидеть); -и- (нянчить, пилить).
Запомните:
- в суффиксах глагольных форм прошедшего времени сохраняется та же гласная, что и в инфинитиве.
Ср.: выздороветь — выздоровел, лаять — лаял, клеить — клеил.
4.Суффиксы причастий
Пишутся суффиксы | Правило |
-УЩ-, -ЮЩ-, -ОМ-, -ЕМ- | пишутся в причастиях, образованных от глаголов I спряжения: дремлющий (дремать — I спр.) шепчущий (шептать — I спр.) читаемый (читать — I спр.) |
-АЩ-, -ЯЩ-, -ИМ- | в причастиях, образованных от глаголов II спряжения: строящий (строить — II спр.) вертящий (вертеть — II спр.) слышимый (слышать — II спр.) |
Запомните: перед н пишется -а (-я если причастие образовано от глагола на - ать (-ять): увешать увешанный, увешан; затеять затеянный, затеян;):
перед н пишется е, если причастие образовано от других глаголов: засучить засученный, засучен; оклеить
5.Правописание суффиксов наречий
Гласные -а и -о на конце наречий
Суффикс -а- | Суффикс -о- |
пишется в наречиях с приставками из-, до-, с-: издавна, издалека, досуха, докрасна, справа, слева, сначала, сызнова | пишется в наречиях с приставками в-, на-, за-: вправо, налево, направо, влево, запросто, заживо, |
Разбор типовых вариантов задания №5 ОГЭ по русскому языку
Первый вариант задания
Разберем пример из демонстрационного варианта ОГЭ по русскому языку 2018:
Из предложений 14–16 выпишите слово, в котором правописание суффикса является исключением из правила.
– (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. – (15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.
Внимательно читаем текст, вспоминая исключения, которые я упомянул выше и находим слово деревянный.
Ответ: деревянный
Второй вариант задания
В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. забывч...вый
Б. расстег...ваться
В. миндал...вый
Г. откле...ться
- А, Б, Г
- А, Б, В
- В, Г
- А, В, Г
Вставляем буквы: забывчИвый, расстегИваться, миндалЕвый, отклеИться. Буква И пропущена в словах под буквами А, Б, Г. Они представлены в первом варианте ответа.
Ответ: 1
Третий вариант задания
В каком слове пропущена буква Е?
- молоточ...к
- бубенч…к
- карандаш…к
- чертёж…к
Вставляем буквы согласно правилу написания суффиксов «ек/ик». Нет молоточка – гласная выпадает, значит, пишем Е – молоточЕк. Проверим другие слова: нет бубенчИка, карандашИка, чертежИка – гласная сохраняется, пишется И.
Ответ: молоточек
Предварительный просмотр:
Вопрос 6
Теория к заданию №6 ОГЭ по русскому языку
Лексика и фразеология
В шестом задании ОГЭ по русскому языку проверяют знания по теме "фразеология и лексика". Обычно в задании требуется произвести замену слова или словосочетания на синонимичное высказывание или слово.
Что требуется сделать:
- Прочитать предложение и определить лексическое значение указанного в задании слова.
- Подобрать к этому слову возможные синонимы.
- Определить, какой из подобранных синонимов наиболее употребителен, не носит оттенка книжности и разговорности, обладает минимальной экспрессией, стоит первым в синонимичном ряду, открывая его.
- Выбрать данный синоним и записать в ответ.
Синонимы - слова одной и той же части речи, близкие по значению.
Например: ученик - школьник, бежать - мчаться, трудный - сложный.
Стилистически нейтральные слова - слова, не прикрепленные к определенному стилю речи, имеющие стилистические синонимы (книжные, разговорные, просторечные), на фоне которых они лишены стилистической окраски.
Например: слово бродить является нейтральным по сопоставлению с книжным блуждать и просторечными шататься, шляться.
ЛЕКСИКА УСТНОЙ РЕЧИ (РАЗГОВОРНАЯ, ПРОСТОРЕЧНАЯ)
К лексике устной речи относятся слова, характерные для устных разновидностей коммуникативной деятельности. Лексика устной речи неоднородна. Вся она располагается «ниже» нейтральной лексики, но в зависимости от «степени снижения», от степени литературности эту лексику делят на две большие группы:
1) Разговорная лексика;
2) Просторечная лексика.
К РАЗГОВОРНОЙ ЛЕКСИКЕ относятся слова, придающие речи оттенок непринужденности, неофициальности (но не грубо-просторечные слова!). С точки зрения принадлежности к разным частям речи разговорная лексика, как и нейтральная, разнообразна. В нее входят:
1) Существительные: здоровяк, остряк, чепуха.
2) Прилагательные: безалаберный, расхлябанный.
3) Наречия: наобум, по-свойски.
4) Глаголы: огорошить, прихвастнуть, халтурить.
5) Междометия: ага, ой.
Разговорная лексика, несмотря на свою «сниженность», не выходит за пределы русского литературного языка.
ЛЕКСИКА ПРОСТОРЕЧНАЯ «ниже» по стилю, чем разговорная, поэтому она находится за пределами строго нормированной русской литературной речи.
ТРИ ГРУППЫ ПРОСТОРЕЧНОЙ ЛЕКСИКИ
- Грубовато-экспрессивная лексика: дылда, зануда, обормот.
- Грубо-просторечная лексика: задрипанный, пузатый.
- Собственно-просторечная лексика: мурло, хайло, хрюкало, харя, репа, рыльник, печка (в значении «лицо»).
НЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА
Слова, не прикрепленные к определенному стилю речи, имеющие стилистические синонимы (книжные, разговорные, просторечные), на фоне которых они лишены стилистической окраски. Так, слово «бродить» является нейтральным по сопоставлению с книжным «блуждать» и просторечным «шляться».
Разбор типовых вариантов задания №6 ОГЭ по русскому языку
Первый вариант задания
Замените разговорное слово «пошушукались» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием: – (13)Это же всё ненастоящее!
Вспоминаем значение слова пошушукались - говорить тихо, шептаться. Значит, нам подходит ответ пошептались.
Ответ: пошептались.
Второй вариант задания
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «явно» (предложение 4).
– (4)Его явно тянет к точным наукам, – серьёзно говорила мама отцу.(5)В школе сразу стало ясно, что меня к точным наукам не тянет. (6)Я учился очень средне.
- сильно
- открыто
- определённо
- ясно
Перефразируем четвертое предложение – найдем синонимы к слову «явно». Его точно тянет к точным наукам; его определенно тянет к точным наукам.
Ответ: определенно
Третий вариант задания
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «почитать» (предложение 32).
(30)Потом созвали собрание, чтобы меня судить за то, что доски спрятал. (31)Я вышел и говорю: (32)«Не вы, а ваши дети поймут ценность этих гравюр, а труд чужой почитать надо. (33)Человек вышел из пастухов, десятки лет учился на чёрном хлебе и воде, в каждую доску столько труда вложено, бессонных ночей, мучений человеческих, таланта...»
- уважать
- относиться с восторгом
- обожать
- относиться с подобострастием
В указанном предложении приводится фраза «труд чужой почитать надо», что означает «нужно уважительно относиться к чужому труду». Обожать и относиться с восторгом и подобострастием к труду очень сложно, поэтому ответ – уважать.
Ответ: уважать
Предварительный просмотр:
Вопрос 7
Теория к заданию №7 ОГЭ по русскому языку
Согласование - вид подчинительной связи, в котором зависимое слово отвечает на вопросы какой? чей?
Пример: зелёный лист, мамин шарф
Управление - вид подчинительной связи, в котором зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём? и является существительным или местоимением.
Пример: крыша дома, думать о нём
Примыкание - вид подчинительной связи, в котором зависимое слово является наречием (как?), деепричастием (что делая? что сделав?) или неопределенной формой глагола (что делать? что сделать?)
Пример: смотреть внимательно, идти не оглядываясь, учиться читать
В седьмом задании требуется заменить один вид подчинительной связи на другой, для этого:
- находим главное слово
- определяем, какой частью речи надо заменить зависимое слово
- главное слово не изменяем!
Алгоритм работы над заданием ОГЭ № 7
Задание: Замени словосочетание «деревянный столик» (согласование) на синонимичное со связью управление.
Алгоритм действий
- Определи главное слово, задав вопрос от одного слова к другому.
какой?
деревянный столик
Обрати внимание на вопрос, который ты задаешь к зависимому слову.
Определи тип связи.
Н: столик (какой?) деревянный – это согласование
- Задай от главного слова вопрос того типы словосочетания, который требуется в задании для замены синонимичным. Если это управление, то вопрос косвенного падежа:
какой? из чего?
деревянный столик ………………………..
- Подбери однокоренное слово к зависимому так, чтобы оно отвечало на новый заданный вопрос:
какой? из чего?
деревянный столик из дерева
Дерево и деревянный – однокоренные слова.
Проверь тип связи. Это управление.
Ответ: столик из дерева.
Подобные варианты:
- Замени управление «в доме родителей» на синонимичное согласование.
чьём? кого?
родительском в доме родителей
Обратите внимание на запись ответа: «в родительском доме»
- Замени согласование «мамино возвращение» на синонимичное управление.
чьё? кого?
мамино возвращение мамы
Ответ: «возвращение мамы»
Примечание.
Ученики должны выучить типы словосочетаний, уметь их отличать (особенно по вопросам).
Примеры | Какой частью речи является зависимое слово | Вопрос к зависимому слову | Характеристика связи | Тип связи |
Частые встречи | Прилагательное. | Какие? | Главное слово диктует зависимому род, число и падеж, поэтому зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное. | Согласование Вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? ( и их формы при склонении) |
Летящий мяч | Причастие. | Какой? | ||
Наше право | Согласуемое местоимение | Чьё? | ||
Третий ряд. | Порядковое числительное. | Какой? | ||
Красавица дочка. | Согласуемое существительное. | Какая? Какой? | ||
Жарко у печки
| Существительное (часто с предлогом). | У чего? | Главное слово диктует зависимому только падеж. Зависимое слово «застывает» в определенном падеже (часто с предлогом). | Управление Вопросы косвенных падежей |
Попросить её | Местоимение в функции существительного | Кого? | ||
Ходить пешком. | Наречие. | Как? | Главное слово не способно диктовать зависимому свою форму, потому что зависимое не изменяется | Примыкание Вопросы: Как? Где? Куда? Откуда? Сколько? Зачем? Почему? Что делать? Что сделать? Что делая? Что сделав? |
Спать стоя. | Деепричастие. | Как? | ||
Просил остаться. Желание знать. Хотел вернуться. | Неопределенная форма глагола. | Что сделать? (вопрос инфинитива) |
Разбор типовых вариантов задания №7 ОГЭ по русскому языку
Первый вариант задания
Первый пример из демонстрационного варианта ОГЭ по русскому языку 2018:
Замените словосочетание ДЕРЕВЯННАЯ ШКАТУЛКА, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Находим зависимое слово - деревянная.
Для связи управление нам необходимо существительное - дерево.
Делаем слово дерево зависимым, используя предлог:
шкатулка из дерева
Второй вариант задания
Словосочетание ПАДАЕТ БЕЗЗВУЧНО предложения 2 построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.
(1) Тяжёлые шапки снега склонили вниз ветви. (2) Снег падает с них совершенно беззвучно, оставляя вмятины на белоснежной пелене под деревьями. (Зверев М.)
Перефразируем словосочетание так, чтобы у нас получилось словосочетание с использованием существительного: беззвучно – значит без звука.
Ответ: падает без звука.
Третий вариант задания
Словосочетание СИЛЫ ДУШИ из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
Нужно выбирать ту профессию, в которой ты способен проявить все силы души.
В словосочетании с согласованием оба слова должны стоять в одинаковых грамматических формах. Главное слово здесь – силы. Ставим вопрос: силы какие? Отвечаем: душевные.
Ответ: душевные силы
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Вопрос 8
Теория к заданию №8 ОГЭ по русскому языку
Главные члены предложения— подлежащее и сказуемое.
Подлежащее
Подлежащее — это главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?
Способы выражения подлежащего
Способы выражения | Примеры |
1. Имя существительное в именительном | Метель надвинулась сразу. (Н. Островский) |
2. Местоимение в именительном падеже | Каждый отправился в комнату, ему предназначенную. |
3. Неопределенная форма глагола | Охранять природу — значит охранять Родину. |
4. Фразеологизмы | В поле вышли от мала до велика. |
5. Собственное наименование | Широкой полосой, от края до края, протянулся |
6. Синтаксически цельное словосочетание | Мы с бабушкой уходили тихонько к себе на чердак. |
Сказуемое
Сказуемое — это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? и др.
Сказуемое выражается глаголом в форме одного из наклонений.
Сказуемое может быть простым и составным.
Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется простым глагольным сказуемым.
В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются одним словом. Сказуемое выражает характер движения; в то же время глаголы указывают на реальное действие.
Составным называется такое сказуемое, в котором лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах.
Составное сказуемое может быть глагольным и именным. Оно состоит из двух частей: одна часть (связка) выражает грамматическое значение сказуемого, другая (глагольная и именная) — основное лексическое значение сказуемого. В качестве связок бывают глагол быть и вспомогательные глаголы.
Составным глагольным называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределенной формы глагола, выражающей его основное лексическое значение.
Вспомогательные глаголы выражают значения начала, конца, продолжительности действия, его желательности или возможности.
В роли связки составного глагольного сказуемого могут выступать сочетания некоторых кратких прилагательных (должен, рад, готов, обязан, способен, намерен и др.) и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений.
Составным именным называется сказуемое, которое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части (имени прилагательного, имени существительного и др.), выражающей его основное лексическое значение.
Наиболее употребляемым является глагол-связка быть, выражающий только грамматические значения.
В роли связок могут выступают глаголы, имеющие значения движения, состояния: прийти, приехать, вернуться и др.; сидеть, стоять и др.
Именная часть составного сказуемого выражается именем прилагательным, именем существительным, кратким страдательным причастием и др.
В именную часть могут входить союзы как, будто, словно, точно, вносящие в сказуемое значение сравнения.
Порядок выполнения задания 8
- Выделяем грамматические основы в предложении.
- Внимательно смотрим, не входят ли в состав сказуемого слова:
рад, готов, должен, обязан, способен, намерен, согласен, вынужден
являться, казаться, становиться, стать, сделать, оставаться, оказаться, считаться, выглядеть, надо, нужно, необходимо
- Если эти слова имеются в составе сказуемого, то ищем к ним продолжение (еще одно слово), и определяем границы составного сказуемого
Пример: я рад побывать на конференции
Разбор типовых заданий №8 ОГЭ по русскому языку
Первый вариант задания
Разберем задание №8 из демонстрационного варианта 2018:
Выпишите грамматическую основу предложения 22.
(22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.
Подлежащего, отвечающего на вопросы кто? и что? в данном предложении нет, находим только сказуемое создают, отвечающее на вопрос что делают?
Ответ: создают.
Второй вариант задания
Выпишите грамматическую основу предложения 4.
(4)Евгенья, снимай иконы!
Задаем вопрос подлежащего: кто? –Евгенья. Но это обращение, а обращение не является членом предложения. Значит, в этом предложении нет подлежащего. Ищем сказуемое: что делай? –Снимай. Это предложение односоставное, определенно-личное. В данном предложении сказуемое снимай.
Ответ: снимай
Третий вариант задания
Выпишите грамматическую основу предложения 17.
17)И вот завтра почта повезет во все концы страны эти похоронные, неся в сотни семей горе и плач, сиротство, обездоленность и лишения.
Смотрим на 17 предложение: на вопросы подлежащего «кто? что?» отвечает слово «почта». Почта (что сделает?) повезет - сказуемое. Слово «неся» обозначает добавочное действие, это деепричастие, которое входит в деепричастный оборот и не является сказуемым.
Значит, ответ: почта повезет
Четвертый вариант задания
Выпишите грамматическую основу предложения 12.
И совсем ничего нет жуткого.
В данном предложении нет слова, отвечающего на вопрос подлежащего «кто? что?» .
Посмотрим на словосочетания :нет (чего?) ничего. Это дополнение.
Нет (какого?) жуткого-это определение.
Нет (как?) совсем. Это обстоятельство.
Где же сказуемое? Это слово «нет».