Эссе "Я-учитель"
Предварительный просмотр:
Эссе «Я - учитель»
…Мы перед будущим в ответе.
Наша радость, боль и грусть,
Наше будущее – дети.
Трудно с ними, ну и пусть…
Профессия учителя, на мой взгляд, самая благородная, которая требует терпения, ответственности, мастерства. В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать целое море света». С этими словами нельзя не согласиться, потому что учитель дает необходимые знания, учит делать правильные выводы во всем, с честью выходить из критических ситуаций, оставаясь человеком.
Учитель - профессия творческая, и я считаю её главной на Земле. Она источник радости человеческого общения, погружения в мир детства и возможности заглянуть в будущее. Профессия учителя особенная, потому что через его ум, сердце и душу проходит в своем развитии всё человечество. Всем, кто решил посвятить себя обучению и воспитанию детей, хочу напомнить одну заповедь: «Не навреди», которая является, по-моему, не только заповедью врача, но и учителя.
Ещё со школьной скамьи привлекала меня профессия учителя, и я представляла, как войду в класс и буду говорить с детьми о добром, интересном. В школе, где я училась, были прекрасные учителя. Нина Александровна Грищенко, требовательная, но доброжелательная. Её увлекательные экскурсии, уроки-путешествия по странам и континентам – все это сохранилось в моей памяти. Учитель русского языка Сойма Лидия Тимофеевна, мой классный руководитель, перед которым и сегодня я ощущаю трепетную радость, вспоминая её уроки. Я очень благодарна и преподавателям педагогического института, которые закрепили во мне любовь и интерес к моим предметам.
У каждого своя дорога. Выбранная профессия привела меня в мою родную школу, где я работаю уже тридцать три года учителем истории и обществознания.
Давно когда-то прочитала слова Л.Н.Толстого и помню их до сих пор: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». В школьном расписании уроков названы необходимые предметы, но, жаль, нет уроков чести, уважения, великодушия, человеческого достоинства, а учитель этому школьников учит повседневно, ежечасно всем своим обликом и поведением.
В детстве я представляла портрет учителя, и он казался мне очень добрым, понимающим. Мне хотелось, чтобы он меня любил, ценил мои успехи. И вот сейчас я часто думаю: «А о чем мечтают современные школьники?» И сама себе отвечаю: «О том же». Значит, современному ученику нужны и любовь, и доброта, и забота. И это я им должна дать как учитель.
Учитель должен быть Человеком с большой буквы, потому что он несёт детям доброе, разумное, вечное. И когда на душе бывает тяжело, вспоминаются слова из песни об учителе:
«Может, в сердце боль или тревога,
Может, не везет пока в любви,
Все равно у школьного порога,
Оставляй все горести свои…»
Вот уже на протяжении более тридцати лет я вхожу в класс. Классы разные и дети тоже. Растут ребята мои, меняются их интересы, настроения. И это новое требует от меня наблюдательности, реакции, тоже не похожих на те, что уже встречались. Нужно искать новые пути, формы и методы работы с детьми, и я ищу и нахожу. Вот почему я считаю профессию учителя самой творческой.
В работе педагога бывает много различных ситуаций, проявления чувств: гордость за достигнутые успехи учеников, боль в результате каких-то неудач, но никогда не бывает скуки. А успех учителя или детей придает силы, желание творить еще, отдать частичку себя.
Учитель должен идти в ногу со временем: должен в совершенстве владеть преподаваемым предметом, использовать различные методики, инновации.
Называться учителем и быть им – разные понятия. Что же дает право быть учителем, давать знания детям, советы родителям? Я считаю, прежде всего - важно не только знать, но и научить другого добывать знания, заинтересовать, увлечь. Школа – территория мастерства и творчества будущего, поэтому работа в ней – это постоянный поиск, это вечная молодость души!
Дмитрий Менделеев писал: «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян». И я полагаю, что работа с детьми – это настоящее счастье, удовольствие, но и огромная ответственность и труд, умноженные на терпение и взаимное уважение. Я учу детей, и они учат меня …искренности, открытости. Я уже говорила о том, чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться самому. И я учусь, учусь у коллег, у своих родителей, у детей.
В.А. Сухомлинский утверждал: «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». И я тоже стараюсь задеть эти «невидимые струны» в каждом своём ученике. Веду работу по просвещению родителей в вопросах воспитания детей, посещаю семьи, веду индивидуальные беседы. И выходит, что я и родители работаем в одном направлении, потому что нас волнуют судьбы детей. Проводим в классе праздники, на которые приглашаем родителей. На таких мероприятиях ощущается единение родителей с детьми, педагогами, и это позволяет детям взглянуть на своих родителей по-другому.
Конечно, учитель не Бог, не великий мудрец, не может вершить судьбу и предопределять будущее, но педагог – непосредственный её участник, и забывать об этом нельзя.
Учитель – это профессия уникальная, вне моды и географии. Она является одной из древнейших профессий и остается нужной и востребованной и сейчас. Она, как всё на свете, претерпевает со временем изменения, но была, есть и будет вечной.
XXI век. Знаний становится всё больше, и профессия учителя приобретает новое значение для развития общества, мира науки. Школа – это движение вперёд, это вечная молодость, и учителю можно позавидовать. Его профессия даёт ему возможность развиваться духовно и творчески.
Система мировоззрения и педагогическая философия у каждого учителя складывается своя. Мои принципы: индивидуальный подход к каждому ученику, стремление раскрыть его таланты и вызвать в нем желание к саморазвитию, самосовершенствованию, найти общий язык с каждым ребенком и не подавлять в нём инициативу.
Каждый раз, готовясь к уроку, я ставлю перед собой цель: должно быть понятно и интересно. Знаю: путь познания труден и тернист, необходимо прилагать усилия, чтобы чего-то добиться, но перед каждым учеником ставлю преодолимые для него задачи. На уроках стараюсь создавать проблемные, поисково-исследовательские ситуации с целью включения ребят в творческий поиск решения поставленных учебных задач.
Самая большая награда для меня за мой труд – это понимающие глаза учеников на уроке. Всеми своими радостями и горестями дети делятся со мной, и нужно найти время, чтобы всех выслушать и понять.
Школа – мой второй дом. Почти всё своё время я провожу здесь. По-другому жить уже не сумею и не хочу. Подумав обо всем, делаю вывод, что я счастливый человек: у меня замечательная семья, любимая работа. И завтра ко мне в класс снова придут дети, я встречу их приветливой улыбкой и с удовольствием начну новый урок.
Я обычный школьный учитель,
В классе я у доски тружусь –
Здесь мой дом, здесь моя обитель.
Я учитель и этим горжусь!