Главные вкладки
Зяблицева Лидия Николаевна
Зяблицева Лидия Николаевна,
воспитатель
МКДОУ д/с № 19 «Сказка»
г. Омутнинска
Обогащение социального опыта старших дошкольников в условиях проектной деятельности.
Проблема приобщения к социальному миру была и остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Являясь существом социальным, человек с первых дней своей жизни включён во взаимодействие с окружающими, где он должен быть не просто пассивным слушателем, а уметь действовать, в ходе чего приобретается социальный опыт для вхождения в мир социальных отношений.
По мнению учёных, основным результатом эффективной социализации дошкольников является научение их быть востребованными членами общества, с хорошей адаптацией к социальной среде и способностью реализовать свои потенциальные возможности.
В соответствии с ФГОС ДО целевыми ориентирами в социализации дошкольника являются: овладение способностью управлять поведением и планировать свои действия на основе ценностных представлений, используя средства общения и способы взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Таким образом, взаимодействие с позиций « ребенок – взрослый – ребенок» должно быть не односторонним, а развивающим.
Л.С. Выготский акцентировал внимание на сотворчестве воспитателей и воспитанников, свободе и стимулировании детской деятельности, самоорганизации и развитии детских интересов. Выполнить социальный заказ общества и получить желаемый результат возможно путем вовлечения детей в совместную деятельность.
Любое взаимодействие есть некая согласованная деятельность, которая строится на основе общения, как между детьми, так и между детьми и взрослыми, что способствует накоплению необходимого полноценного социального опыта, а значит, раскрывает возрастной потенциал дошкольника.
Своеобразие взаимодействия старших и младших дошкольников проявляется во взаимной тяге друг к другу, стремлении к общению. Однако практика показывает, что современные семьи в большинстве случаев однодетные, реже у ребёнка есть сестра или брат, поэтому при взаимодействии детей неизбежно возникают и конфликтные ситуации, причина которых в отсутствии опыта совместной деятельности с представителями другого возраста. Это затрудняет процесс взаимодействия, а значит, обедняет социально-личностное развитие дошкольников.
Данное утверждение и является проблемой, которая подчеркивает актуальность темы и направляет на поиск эффективных путей работы с дошкольниками.
Дошкольное детство – это первая ступень социально - личностного развития дошкольника, тот сензитивный период, когда овладение навыками общения выражается в желании заботиться и помогать младшим, уступать им, научить чему-то новому. Младшие дошкольники в свою очередь, подражают старшим, находящимся на более высокой образовательной ступени социального развития. Осознавая свой новый статус, старшие дошкольники с удовольствием опекают малышей, обучают их, организуют совместную деятельность, в ходе которой учатся согласовывать свои действия для достижения общего результата, учитывая особенности партнера. Следовательно, происходит взаимовлияние, обогащение положительным эмоциональным опытом, что в дальнейшем поможет развитию успешной личности. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребёнка и определяется его индивидуальная траектория развития.
Новизна опыта заключается в содержании: разработана серия совместной интегрированной деятельности старших и младших дошкольников.
Основная идея – идея системно - деятельностного подхода, предложенная Львом Семеновичем Выготским. Данный подход актуален в свете изменений образовательной системы, отвечает запросам современного общества. Ключевое место в системно-деятельностном подходе занимает категория "деятельности", а деятельность сама рассматривается как своего рода система, нацеленная на результат.
Во взаимодействии детей разного возраста встала задача организации интегрированной детской деятельности.
Гипотеза: Предположила, что одним из эффективных путей, способствующих развитию познавательных и творческих способностей старших дошкольников, может являться метод проектов. Основываясь на гуманистическом подходе к воспитанию, проект развивает интерес к познавательной деятельности, формирует навыки сотрудничества, помогает наиболее полно раскрыть творческие способности детей.
Идея использования проектов - это одно из приоритетных направлений деятельности детского сада, обеспечивающих эффективное взаимодействие с социумом. Проект – это та актуальная цель ребёнка, поэтапное продвижение к которой требует его самостоятельности и активности. Так, в период с 2015 – 2016 учебного года в МКДОУ д/с № 19 «Сказка» реализовывался проект «Протяни руку малышам».
Тип проекта: практико - ориентированный, направленный на создание условий для обогащения социального опыта дошкольников, овладение ими конструктивными способами взаимодействия с окружающими.
Срок реализации: 2 года. Участники: педагоги, дети, родители.
Цель: способствовать обогащению опыта социального взаимодействия старших дошкольников в условиях проектной деятельности.
Задачи:
1. Способствовать обмену социальным опытом, повышению самооценки дошкольников;
2. Стимулировать творческие способности в ходе игровой деятельности и свободного общения;
3. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия с окружающими.
Выделила основные принципы при организации совместной деятельности детей и родителей:
· сотрудничества – общение на «равных», где родители являются помощниками, союзниками педагога. Педагог учитывает интересы и запросы родителей, возможность свободно высказывать своё мнение;
· открытости детского сада для семьи – каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как «живёт» и развивается его ребёнок;
· сотворчества – участие в деятельности на трёх уровнях: дети – дети; дети – родители; родители – педагоги.
Деятельность по реализации выбранной темы состояла из 3 этапов.
1. Подготовительный этап.
На данном этапе проводился анализ образовательной ситуации, готовность детей и родителей участвовать в реализации проекта с использованием различных методов диагностики:
- Анкетирование родителей «Ребёнок в социуме»
- Интервьюирование детей «Что значит – протянуть руку малышам?»
- Наблюдения во время прогулки, совместной деятельности
- Проблемные ситуации (модифицированная методика Е.О.Смирновой)
Успешность реализации данного этапа определялась степенью готовности участников педагогического процесса: родителей, детей, воспитателя. С этой целью проводилось анкетирование родителей воспитанников «Ребенок в социуме». Опросник состоял из 6 вопросов, которые касались понимания темы и отношения к ней. Результаты анкетирования показали заинтересованность и желание родителей сотрудничать с дошкольным образовательным учреждением по реализации проблемы взаимодействия старших и младших дошкольников в целях обогащения их социального опыта.
С детьми старшего дошкольного возраста (22 ребенка) проводилось интервьюирование «Что значит – протянуть руку малышам?», результаты ответов которого показали, что большинство (14 человек- 63.6%) понимают смысл данного выражения, готовы к взаимодействию, но не знают что для этого нужно. Вместе с тем, 8 человек (36.4%) остались равнодушны к взаимодействию, помощи младшим.
Наблюдая за совместной деятельностью и общением детей разных возрастов во время прогулок, участки которых расположены рядом, замечали, что дети стремятся к общению, но между ними нередко возникали конфликтные ситуации, преимущественно по поводу выполнения главных ролей в играх, что зачастую требовало вмешательства взрослого.
Для получения картины взаимоотношений между детьми разного возраста использовались проблемные ситуации на основе модифицированной методики Е.О.Смирновой: совместная продуктивная деятельность и игровая ситуация.
В продуктивной деятельности дети старшего и младшего возраста одновременно рисовали на общем листе бумаги с пространственными и предметными ограничениями. В условиях ограничений у детей появлялась реальная необходимость подвинуться, уступая кому-то место, либо наоборот. При этом количество мелков было на один меньше, чем число детей, что давало возможность уступить свой мелок на время другому ребенку. Давалась установка - нарисовать все, что дети хотят, на одном общем листе ватмана. Задание открытого типа предлагалось с целью возможности проявления у детей творческой инициативы и содержательных обсуждений.
В игровой ситуации «Как поступить, если играть хочется всем, а карточек для игры недостаточно?» обращалось внимание на межвозрастное общение, эмоции при взаимодействии (позитивные, нейтральные, негативные). Показатели оценивались по 3 бальной шкале следующих критериев, что соответствовало высокому, среднему и низкому уровням:
3балла - Высокий интерес к общему делу, действенная помощь малышам, уступчивость; младшие с готовностью откликаются на общее дело; эмоции позитивные;
2 балла - Неустойчивый интерес к общему делу - способны договориться, но не удовлетворены результатами деятельности малышей; малыши настаивают на своем; эмоции нейтральные;
1 балл - Низкий интерес старших к другим детям, стремление управлять младшими; младшие мешают старшим; эмоции негативные.
В результате выполнения двух заданий получили следующее:
Высокий уровень – 5 детей (22.7%)
Средний уровень – 11 детей (50%)
Низкий уровень – 6 детей (27.3%)
Полученные результаты сделали проблему более интересной и убедили в необходимости создания условий, заключающихся в использовании проекта, как инновационной технологии, обеспечивающей накопление и обмен социального опыта взаимодействия дошкольников.
2. Практический этап.
Для решения задач по обогащению опытом конструктивного взаимодействия целенаправленно создавались условия, позволяющие интегрировать ребёнка в детское сообщество. В целях осуществления социального партнёрства ОУ и семьи, проводились консультации, совместная досуговая и творческая деятельность, обмены опытом семейного воспитания и др.
На практическом этапе проекта старшим дошкольникам необходимо было расположить младших к общению, мотивировать последних на совместную деятельность.
Установлению коммуникации, построенной на вербальном и невербальном общении содействовали:
· игры: «Ладошки знакомятся», «Карусель», «Весёлый паровозик», «Змейка», «Поймай хвост дракона»;
· общение языком жестов и мимики:
- «Где мы были – мы не скажем, а что делали, покажем», «Повтори за мной», «Ниточка за иголкой»;
· развлечения спортивно – музыкального характера:
- «Всем советуем дружить», «Мы – вместе»;
· совместное проведение утренней гимнастики в разной форме (ритмика, имитационные движения, работа в парах и др.)
Постепенно содержание деятельности расширялось и усложнялось, варианты игр предлагались самими детьми.
Формированию умений согласовывать свои действия с действиями партнёров, договариваться, планировать деятельность и самостоятельно разрешать конфликты – способствовали:
- сюжетно – ролевые игры: «Салон красоты», «Больница», «День рождения Мишутки»;
- драматизации произведений: «Пожар в лесу», «Учимся мириться»;
- игры с элементами соревнования: «Собери куклу на прогулку», «Оденься быстро и правильно»;
- показ кукольного театра: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Жихарка»;
- этические беседы: «Береги друзей», «Игрушки – наши друзья и подружки», «В уголке у нас порядок»;
- решение проблемных ситуаций: «Как поступить, если…», «Выбери правильное решение».
Развитию дружеских взаимоотношений в разных видах деятельности помогали:
- совместный труд детей разных возрастов, как в групповой комнате, так и во время прогулок;
- организация подклеивания книг, наведения порядка в игровом уголке;
- совместное художественное творчество детей и родителей «Забавные книжки для малыша и малышки» и т.д.
Наблюдения за детьми, беседы с ними, показали, что совместная игровая деятельность для них предпочтительна. Постепенно в работу с малышами вливались дети, ранее занимавшие позицию сторонних наблюдателей, расширяя собственный опыт взаимодействия с детьми другого возраста. В ходе совместной деятельности дети учились организовывать работу с малышами поэтапно, последовательно продвигаясь к цели. Отрадно заметить, что на протяжении всей деятельности поддерживалась атмосфера доброжелательности, взаимопомощи, толерантности по отношению друг к другу.
3. Оценочный этап.
Работа на данном этапе включала в себя повторную диагностику, обработку и анализ результатов, формулирование выводов по теме.
Сравнительный анализ оценочного этапа дал качественные и количественные изменения в показателях по сравнению с результатами диагностики на подготовительном этапе. Результаты повторного интервьюирования детей показали, что количество открытых к взаимодействию детей возросло с 14 (63.6%) до 21 (95.5%) ребенка; количество равнодушных к взаимодействию - снизилось с 8 детей (36.6%) до 1 (4.5%).
Использование разработанной серии совместной интегрированной деятельности позволило получить следующее:
Высокий уровень – с 5 (22.7%) возрос до 7(31.8%)
Средний уровень – 11 (50%) возрос до 13(59.1%)
Низкий уровень – 6 (27.3%) снизился до 2 (9.1%)
Были организованы совместные мероприятия: досуг «Наша дружная семейка», для малышей параллельной группы показали русскую народную сказку «Колобок» с участием младших дошкольников, обменялись подарками (поделки оригами и киригами). Совместная деятельность положительно повлияла на самооценку детей, что дало толчок к самовыражению в продуктивной деятельности. Родители детей на протяжении всего проекта активно принимали участие в подготовке реквизита для организации театрализованных представлений и другой деятельности, поддерживали инициативу детей. Постепенно приобретая положительный социальный опыт, у дошкольников возникла потребность в проявлении индивидуального творчества. На сегодняшний день дети старшего возраста легко включаются во взаимодействие с младшими, откликаются на просьбы помощи, планируют свою деятельность по достижению определённой цели, соблюдая общепринятые нормы и правила. Дети стали более активными, общительными, уверенными в себе, умеющими конструктивно разрешать реже встречающиеся конфликтные ситуации. Нет сомнений, что и дети, оставшиеся на низком уровне, так же приобрели определенный социальный опыт, который будет использован ими правильно.
Таким образом, положительная динамика результатов позволяет сказать, что разработанная серия совместной интегрированной деятельности старших и младших дошкольников действительно способствует овладению навыками их социального поведения, позволяет проявить себя и раскрыть личный потенциал, что является важным фактором формирования личности. Следовательно, проектную деятельность можно считать эффективным путем обогащения социального опыта дошкольников, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
Практической значимостью работы считаю практические разработки по данной теме: совместную игровую деятельность родителей и детей, сценарии развлечений, материалы для этических бесед и т.д. Результаты опыта могут использоваться в массовой практике дошкольного образования. Проведенная работа не исчерпывает возможности решения проблемы. Перспективу вижу в поиске новых подходов к данной проблеме.