Собственные методические разработки.
Методическая тема."Русский народный костюм".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.doc3_.doc | 24 КБ |
2.doc | 23.5 КБ |
11.doc | 24 КБ |
12.doc | 23 КБ |
untitled.fr10.doc | 16.26 КБ |
untitled.fr10.doc_2.doc | 15.27 КБ |
plan_uroka.doc | 29 КБ |
po_programme_shpikalovoy.doc | 21.5 КБ |
prodolzhenie.doc | 48.16 КБ |
Предварительный просмотр:
1.
Чёрный цвет - цвет кровной мести, символическое употребление цветов является языком,
традиционным средством передачи идеи и душевных состояний. Зло, темнота, страдания,
несчастье, болезнь, смерть.
Зловещий цвет ворона - воспринимается как приобретённый от соприкосновения с огнём
(или дым).
Чёрный - чисто животное начало. Смерть, обмороки, сон, тьма. Это эмблема всего
скрытого,
тайного, тёмного, неизвестного, это зло и дурные вещи, отсутствие удачи, чистоты, белизны,
и несчастье, болезнь и смерть, вдовство.
Чёрный цвет и подземный мир в Индии. Вода и дождь. Он надевает чёрную одежду ибо
такова природа дождя.
Чёрный цвет - это цвет самого тёмного времени года.
Белый цвет - цвет добра, исцеления, удачи, победы над злыми духами, цвет преумножения,
очищения, приобщения к миру добрых духов и культу предков, которым они приписывали
большое влияние на все свои дела.
Быть белым - значит быть чистым, безбедность и отсутствие неудач, воспитание, власть и
сила, отсутствие смерти и слёз, встреча с духами предков и поминание их дарами.
Жизнь и здоровье, зачатие или рождение ребёнка, смех, как знак дружелюбной
общественности (у стариков волосы белеют, созревание).
Быть белым - значит быть в правильных отношениях с
животными и мёртвыми, а значит быть здоровым и невредимым.
Белизна это цвет всеобщей осведомленности.
Белый как дневной свет и от солнца и от луны.
Красный и белый выражают сопоставление.
Белый феет, когда в (холодных) красках тёплых, и в холодных - согревает.
Белый - предки - традиции - прошлое - память.
Русские синонимы притвориться, перекраситься.
Белый соотноситься с женщинами, как хранительницами мифов. Именно женщины
красятся в белый цвет и носят белые одеяния.
Белый цвет - это когда покойник уходит в прошлое, ему подобает быть одетым в белые
одежды.
Смерть - как возрождение в новом качестве.
В красные и чёрные цвета раскрашиваются только живые.
Белым цветом могли краситься только мёртвые, духи предков.
Вода считается белой, так как очищает человека от грязи.
Предварительный просмотр:
2.
Красный цвет - ассоциируется с огнём - важнейшим для первобытного человека явления. Огонь может быть созидательным (в очаге) и разрушительным на пожаре. Вероятно именно 1 свойство должно было почитаться людьми. Хранительница домашнего очага была женщина.
Многие народы представляли духа огня в виде старой женщины, а у нанайцев в виде дряхлой, сгорбленной старухи в красном халате.
В традициях Вьетнама самым верным способом сохранения себя от злых духов, считалось ношение амулетов, обычно красного цвета, которого бояться духи. К аналогичному амулету можно отнести детскую шапочку, сшитую из красных и серых лоскутков материи.
Во многих обществах красный цвет как обрядовый, обозначает переход от детства к юности. Этот цвет возбуждал и устрашал врагов одновременно.
В Австралии красный цвет по преимуществу цвет силы, энергии, видимой (огонь) и не видимой (духовной) - цвет радости. В Индии красный - свадьба и покойник раскрашен в красное.
Красный - обозначал восток, поскольку на востоке, каждый день рождается солнце. Красный цвет воскрешения.
Для возвращения солнца нередко использовались среди прочего предметы красного цвета. Жители Китая в канун Нового года наносят визит и оставляют карточки красного цвета. Красный - цвет счастья. Чтоб счастье не покинуло этот дом, зажигают красные свечи. Отметки 5 ставят красным цветом. Символ жары, лета, огня. Красный - смерть и счастье, погребения и воскрешения.
Красный одновременно может приносить добро и зло, поскольку красный цвет это кровь, а
кровь бывает чистой и не чистой.
Белый свет утра - красный свет вечера.
Контраст день и ночь, муж. и жен., красный и белый.
В мифах существует культ трёх рек.
Главной рекой является белая, средней - красная и младшей - чёрная.
Сохранение себя от злых духов считалось ношение амулетов обычно красного цвета.
Предварительный просмотр:
11,
Методические рекомендации.
Практические рекомендации
Использование наглядных пособий на уроках История С. Петербурга
Межпредметные связи
Уроки природоведения
Связь с уроками трудового обучения
Связь с уроками
математики.Счет ДО 10
Связь с уроком математики
Связь с трудовым обучением. «Художеств. труд».История С. Петербурга.
Подготовка к 4 кл.Связь с
природоведением.
Тема урока.Класс
I. 1.Знакомство с народным
костюмом «Подол рубахи» 1кл.
- Термины (словарь)
- Иллюстрации животных, сливающихся с природой
- Вышивка шов «роспись».Знак земли
П.Тема.Конь-огонь 1кл. Вышивка шов
«крест».Производиться отсчет по клеточкам в пределах до 10.
- Тема.Декоративное рисование.Птицы.2 кл.
Внимательность, наблюдательность.Отсчет клеточек в пределах 20 (задача усложняется)
- Тема «Декоративное рисование.Народный костюм «Южный» 3 кл.
Работа с ножницами Работа с разными бумажными плотностями(картон, аньбомный лист и лист в клетку)
- Тема «Костюм доброго молодца и красной девицы» 2 кл. Строение человека
Предварительный просмотр:
12.
Методическая работа.
Практические рекомендации другим учителям.
1 .Работая над программой Шпикаловой, рекомендую в 1 классе использовать
на уроке «Плетение разноцветных ковриков». Знаки земли.Земля,вода,горы.
Или распаханное поле.
Потому как самый первый опыт запоминается детьми лучше, чем
последующие, как и первый учитель.
- Когда плетешь коврик, а потом пытаешься дать рисунок, то детям это уже
не очень интересно.А когда сразу плетешь, используя основу и создаешь
узор, детям очень нравиться.Но при этом не надо всех заставлять делать узор
плетение «распаханное поле».У некоторых детей в 1 классе еще (в ноябре
месяце) плохо развита мелкая моторика,внимательность, счет до 10 не
усвоен. Поэтому используется плетение какое предложила Шпикалова (как
знак земли). Для более способных детей, я предлагаю более сильную работу,
из 24 человек половина класса справилась с рисунком, а половина класса
выбрала более легкий вариант. Поэтому учитывается индивидуальность
детей, к чему сейчас призывают учителя. - При знакомстве с крестьянской вышивкой лучше начинать работу с шва
«роспись», так как это самая древняя вышивка, т.е. шов.Начинать знакомство
с рубахи, так как первая одежда до 13 лет у мальчиков и девочек была только
рубаха. Повседневная одежда. - На уроках математики очень хорошо использовать рисунок конь-огонь или
другие рисунки, считая клеточки.Получаются рисунки. При этом дети очень
аккуратны и внимательны. И с удовольствием рисуют и даже не хотят
отдавать свои работы. Детям не интересно просто считать в воздухе, а
интереснее когда цифры оживают (как живая математика) и (связь с
кончиками пальцев) и превращаются в изображение.
Предварительный просмотр:
I класс.Шпикалова.
Урок - импровизация.
Краски природы в праздничном наряде русской красавицы.
Импровизация по мотивам народного орнамента.Подол рубахи.
Цель: Познакомить детей с народным костюмом и крестьянской вышивкой в северном
народном костюме.
Задачи.
Образовательная: 1 .Дать представление о том, что русский народный костюм - это
слияние человека со Вселенной.
2. Познакомить детей с азбукой чтения знаков-символов.
3.Определить и доказать на основе примеров,что краски природы
являются неотъемлимой частью русского народного костюма.
Развивающие: 4.Формировать связь с другими предметами, а именно с
Природоведением.Интеграция.
- Познакомить детей с нар. костюмом через художественный труд.
- Научить вышивать(писать) орнаменты и вкладывать в них смысл
Воспитательные: Т.Формировать у детей только положительные мысли и чувства
В.Закрепить связь поколений.
Оборудование для учащихся:
1 .Бумага в клетку с аппликацией
- Фломастер
- Простой карандаш
- Резинка
Оборудование для учителя:
1 .Картины с животными
- Русский народный костюм
- Магнитофон и кассета
- Словарь: кокошник, рубаха, сарафан, красный, белый, свет, чистый, оберег, земля, вода,
росток, горы. - Свеча, спички
- Стих о колокольчике(добро и зло)
- Икона
Литература:
- Н.В.Серов. Хроматизм мифа
- Журнал "Свет", статья "Одежда от предков"
- Энциклопедический словарь "Русский народный костюм"
- Лекции на занятиях УПМ
Предварительный просмотр:
ВОСКРЕШЕНИЕ
КРОВЬ
ЖИЗНЬ
Предварительный просмотр:
План урока.
I. Орг. Момент
П. Костюм - вселенная мира
а) Беседа по картинам (фото) 5 м.
б) Символика цвета 3 м.
в) Сливание с природой 3 м.
Ш. Краски природы в наряде русской красавицы
а) рубаха
б) кокошник
в) сарафан
- Физминутка.Кадриль.
- Практическая работа.Знакомство со знаками-символами.
а) аппликация
б) узор,орнамент
в) знаки-символы
- земля
- вода
- росток
- горы
- Вкладывание смысла в орнамент добрых мыслей
а) стих «Колокольчик»
б) музыка «Ивана Купала «Несет Галя воду»
- Выставка работ
- Орг. момент
Ход урока.
Г.Орг. момент
П.Костюм - вселенная мира
Рассмотреть изображение людей, одетых в русский народный костюм.
а) беседа по картинам-фотографиям
- Ребята, перед вами висят 3 картины, рассмотрите их
- Кто скажет, о каких людях мы сегодня будем говорить?
- О тех, которые жили давным-давно?
- А в какой картине или картинах изображен современный человек,
который просто оделся в костюм и сфотографировался? - А почему ты так решил?
- Цветное изображение.
- А если бы все картины были черно-белыми, то тогда как бы ты ответил на
мой вопрос - Так как лицом, взором своим обращен человек к природе, но не только
поведением он сливается с природой, но и сам костюм представлен
вселенною
б) символика цвета
1 .Рассмотрите цветные иллюстрации и скажите, какие цвета присутствуют в
народном костюме?
- белый, красный, черный
- А какого цвета больше на костюмах?
- Красного
- Потому что люди красный цвет считали оберегом, который их защищает и
оберегает.Поэтому сегодня мы будем рисовать красным фломастером.
в) Сливание с природой.
Смотрите, как животные сливаются с природой, еж и его иголки на спинке
сливаются с иголками хвоинок, белая шубка зверей сливается со снегом, и
человек тоже старался слиться с природой-матушкой.
Предварительный просмотр:
По программе Шпикаловой.
- КЛАСС
- Декоративное рисование. Народный костюм. Подол.
- Декоративное рисование. Конь - огонь.
- КЛАСС
- Декоративное рисование. Кокошник.
- Декоративное рисование. Птица.
- Декоративное рисование. Костюм красной девицы.
- КЛАСС
- Урок импровизации. Образ матушки - зимы...Народ, орнам.
- Декоративное рисование Южных стран. Народный костюм.
- КЛАСС
1. Декоративное рисование. Полотенце.
Предварительный просмотр:
План урока.
I. Орг. Момент
П. Костюм - вселенная мира
а) Беседа по картинам (фото) 5 м.
б) Символика цвета 3 м.
в) Сливание с природой 3 м.
Ш. Краски природы в наряде русской красавицы
а) рубаха
б) кокошник
в) сарафан
- Физминутка.Кадриль.
- Практическая работа.Знакомство со знаками-символами.
а) аппликация
б) узор,орнамент
в) знаки-символы
- земля
- вода
- росток
- горы
- Вкладывание смысла в орнамент добрых мыслей
а) стих «Колокольчик»
б) музыка «Ивана Купала «Несет Галя воду»
- Выставка работ
- Орг. момент
Ход урока.
Г.Орг. момент
П.Костюм - вселенная мира
Рассмотреть изображение людей, одетых в русский народный костюм.
а) беседа по картинам-фотографиям
- Ребята, перед вами висят 3 картины, рассмотрите их
- Кто скажет, о каких людях мы сегодня будем говорить?
- О тех, которые жили давным-давно?
- А в какой картине или картинах изображен современный человек,
который просто оделся в костюм и сфотографировался? - А почему ты так решил?
- Цветное изображение.
- А если бы все картины были черно-белыми, то тогда как бы ты ответил на
мой вопрос - Так как лицом, взором своим обращен человек к природе, но не только
поведением он сливается с природой, но и сам костюм представлен
вселенною
б) символика цвета
1 .Рассмотрите цветные иллюстрации и скажите, какие цвета присутствуют в
народном костюме?
- белый, красный, черный
- А какого цвета больше на костюмах?
- Красного
- Потому что люди красный цвет считали оберегом, который их защищает и
оберегает.Поэтому сегодня мы будем рисовать красным фломастером.
в) Сливание с природой.
Смотрите, как животные сливаются с природой, еж и его иголки на спинке
сливаются с иголками хвоинок, белая шубка зверей сливается со снегом, и
человек тоже старался слиться с природой-матушкой.
8.
Ш.Краски природы в наряде русской красавицы (кукольная игрушка).
- Здраствуйте, ребята!Я бабушка Маланья.А как вы думаете, что на мне
одето? - Рубаха
- Она у меня до самой земли.Женщины так и ходили.Вот внизу и
изображали, что на земле растет. - А на голове носили(достает кастрюлю)
- Ой, не то, совсем запамятовала(достает кокошник).В небе птицы летают, а
голова ближе всех к небу кокошник-курица. - А что это у меня висит?
- (Дождик)
- А что еще можно увидеть на небе?
- (Солнце,звезды)
- Это все на кокошнике у меня.Вот солнце встает, а это зенит, а это
закатное солнце. - Ну а это сарафан.Ох,одену и пойду танцевать.
ХУ.Физминутка.Танец «Кадриль».
У.Практическая работа.Знакомство со знаковой системой,
а) Аппликация
- Посмотрите, на костюме мы видим какие-то узоры, нам кажется, что это
для красоты, а на самом деле это язык.Но не английский или немецкий,а
декоративный прикладной. Мы научимся не только его читать, но и
писать и оформим подол рубахи.
А начнем с упражнения. Возьмите в руки нашу аппликацию. Вспомните, что
обозначал этот узор.
- Земля.Распаханное поле.
- Где он вышивался чаще всего?
- На подоле.
- Значит сегодня мы будем расписывать подол рубахи,
(тема урока на доске).Писать будем не сверху вниз, а наоборот. - Как одним словом мы назовем эти знаки?
- Узор
- А как называется слово, когда мы говорим, что этот узор нужно повторить
или продолжить? - Орнамент
Давайте вместе превратим узор земли в орнамент. Возьмите в руки пока
простой карандаш.Вопрос на внимание!Мы будем писать сверху или снизу?
9.
Скажите, а о чем вы думали, когда рисовали землю?
Ты один гулял по этой земле? Ведь главное, какие мысли и чувства вы испытываете
когда вышиваете...
Но прежде чем мы будем мыслями писать, хочу стихотворение я прочитать.И задать
вопрос.Одна дверь, один и тот же колокольчик.Но почему к первому мальчику вышла
добрая старушка, а ко второму Баба-яга?
Стоит небольшой старинный дом
Над зеленым бугром
У входа висит колокольчик.
Украшенный серебром
И если ты ласково, тихо
В него позвонишь.
То поверь.
Что в доме проснется старушка.
Седая, седая старушка,
И сразу откроет дверь
Старушка приветливо скажет:
Входи, не стесняйся, дружок-
На стол самовар поставит,
В печи испечет пирожок
И будет с тобою вместе
Чаек распивать дотемна
И старую добрую сказку
Расскажет тебе она
Но если,
Но если,но если
Ты в этот уютный дом
Начнешь кулаком стучаться.
Поднимешь тезвон и гром,
То выйдет к тебе не старушка,
А выйдет Баба-яга,
И не слыхать тебе сказки
И не видать пирога.
Итак, я повторяю вопрос...
Вывод: только с добром и добрыми мыслями нужно садиться за работу и представлять то
место на земле, где ты был, а может быть еще будешь. Поможет нам музыка и свеча.
Возьмите красный фломастер и обведите карандашом линии.(музыка Ивана Купала).
А сейчас выставка работ(Возможно на замазку)
УШ.После музыки может кто-то захочет рассказать, о чем он думал
Изменился ли наш класс?
Какие чувства?
- Добрые
- А к какой части рубахи ты бы прикрепил свою вышивку?
- Почему?
Из какой одежды состоит народный костюм?
С какими знаками растительн. орнамента ты познакомился?
Орг.момент.