Главные вкладки
"Я-учитель"
Предварительный просмотр:
Я - учитель!
«Вся школа, вся педагогика – это прежде всего учитель».
К.Д.Ушинский
«Что я хочу знать - это яблоня.
Что я знаю - это ветка.
Что я даю детям – это яблоко.
Что у них остается – это семечко.
Но ведь из семечка может вырасти снова яблоня!»
Я, Бурганетдинова Алия Хамисовна, работаю в МБОУ «Табар-Черкийская СОШ» учителем татарского языка и литературы, стаж работы-5 лет. Являюсь классным руководителем 9 класса. Наверное, у каждого человека появляется мысль, а правильно ли я выбрала профессию? Такие мысли возникали и у меня. Недавно я услышала интересную притчу: «Однажды ученики спросили Учителя: что самое главное в его профессии? И Учитель сказал им, что ответит на этот вопрос позже.
Он предложил своим ученикам сходить к высокой горе. Перед тем, как тронуться в путь, Учитель накормил их соленой пищей. Придя к горе, ученики пожаловались, что очень хотят пить. Тогда учитель отправил их искать родник.
Но ученики пришли обратно, ничего не найдя.
Учитель подробно объяснил им путь к воде. Ученики напились сами и принесли воды Учителю. Но он достал полный сосуд воды из своей котомки и сказал: «Вот это и есть моя главная задача. Сначала я вызвал у вас жажду, потом указал верный путь к нему, направил вас в нужном направлении, затем показал, что желаемое может быть совсем рядом, надо только захотеть и позаботиться об этом».
Маленькая притча с большим значением. Вечные «со-беседники», «со-товарищи», «со-дружества» - Учитель и его ученики. Два полюса одного магнита. Два берега одной реки. Они разные, но не существуют друг без друга. А это значит – как в природе, должна быть гармония, гармония душ, гармония между уважающими друг друга людьми.
Профессия учителя, на мой взгляд уникальна. Бог создал великое Чудо – человека. Он дал ему жизнь, вдохнул в него душу… и выпустил человеческую лодку в безбрежный океан жизни. Буря и непогоды, штормы и сотрясения подстерегают человека на этом трудном пути. Но есть тот, кому небезразлична его судьба, кто волнуется и переживает, кто закрывает от невзгод своим крылом, кто просто любит. Это -Учитель. Он всегда рядом. Это он с доброй улыбкой встречает маленького человека, переступившего порог школы. Это он с тревогой заглядывает в наполненные страхом ребячьи глаза, читает в них немой вопрос и ласково успокаивает. Это он в моменты душевного переживания ребенка приходит на помощь, откликается, лечит душевную рану. Это он радуется победам ребенка, возможно, больше, чем он сам. Это его сердце бьется в унисон маленькому сердцу.
Все начинается с учителя, с его добрых рук, с его добрых слов, с его понимающих глаз. Каждый ребенок в свое время мечтал стать учителем, потому что видит в нем образец для подражания, эталон поведения. Поэтому учитель просто обязан быть этим эталоном. Эталоном поведения, интеллекта, интеллигентности, нравственности, доброжелательности, толерантности. А это значит, что учитель «приговорен к пожизненному образованию» - самосовершенствованию. Учитель-это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Являясь одной из древнейших, она остается востребованной, по сей день. Как и все на свете, она тоже терпит изменения. Согласно словарю Ожегова, учитель-это лицо которое кого-либо чем-либо обучает. Если раньше понятие вызывало лишь одну ассоциацию - школа , то сегодня рамки профессии расширенны.
Учитель открывает свое дело, большой мир, которому посвящена его жизнь. За хорошим учителем хочется войти в его мир. Настоящий учитель живет тем, чтобы научить, помочь найти себя в этом сложном мире каждому ученику. Учитель должен быть умным, добрым и строгим, открытым и понимающим. Профессия учителя во все времена оставалась наиболее почетной, но в то же время наиболее тяжелой. Умение передать свой опыт молодым, только вступающим в самостоятельную жизнь людям, - это талант. Наверное, каждому учителю хочется, чтобы именно его ученик в будущем добился успеха. И, конечно же, каждому учителю приятно, когда именно так и происходит.
Учитель обязан быть мастером. Мастер – это сплав личной культуры, знаний и кругозора с совершенным владением методами и приемами обучения. Это искусство общения с детьми. Учитель обязан воспринимать учеников такими, какими они есть, видеть в ученике все самое лучшее: положительные качества, задатки, возможности. Я люблю читать художественную литературу и всегда стараюсь привлечь к этому своих учеников.
Как бы хорошо не был оснащен педагогический процесс техническими средствами обучения, ничто не заменит непосредственного общения учителя со своими учениками, ведь живое, эмоциональное учительское слово ничем не удастся заменить. Всесторонне развитый учитель вызывает интерес у учеников.
И, наконец, современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.
Учителем надо родиться. Это отмечали многие, например, Адольф Дистервейг говорил: «Воспитателем и учителем надо родиться, им руководит прирожденный такт». Есть, конечно, «книжная премудрость», но она ничто, если нет мудрости жизненной, житейской. Издавна учителями становились люди образованные, идущие впереди своего времени творческие, ищущие, яркие. Можно вспомнить массу знаменитых, известных всему миру имен! А сколько имен неизвестны, но от этого их заслуги не становятся меньше! Ведь все человечество прошло через руки своих учителей. И недаром у Бога есть второе звание – Учитель.
Роль педагога в обществе — одна из самых важнейших в современном мире. «Учитель — это человек, который держит в своих руках будущее нашей планеты», — говорил известный писатель Ф.А. Абрамов. Огромное нравственное, воспитательное воздействие учительской профессии отмечали всегда: и в 17 веке Я.А.Коменский: «Учителю вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем», и в 19-ом веке А.П.Чехов писал: «России необходим хороший, умный, образованный учитель: без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожжённого кирпича».
Я работаю в школе более 5 лет и знаю, что каждый год дети ждут на урок учителя требовательного, но справедливого, внимательного, понимающего, с чувством юмора, творческого и готового оказать помощь в трудную минуту. Учителя, который сам «горит» на своём месте и умеет зажечь тех, ради кого идёт в школу. Учителя, умеющего повести за собой, интересного в общении, стремящегося постоянно познавать новое и, конечно же, умеющего тонко чувствовать душу ребёнка. Поэтому, сегодняшний учитель и артист, и ученый!
Как становятся педагогами? Для меня этот вопрос начал решаться еще в раннем детстве. Тогда едва научившись ходить, бегать и прыгать, я увлеченно повторяла увиденные по телевидению и кино танцевальные и гимнастические движения. И чуть освоив что-нибудь, показывала своим подружкам для того, чтобы они повторяли это со мной – мои первые «педагогические шаги».А как я учила кукол и писала мелом на дверях шифоньера! Меня за это не ругали, к моему выбору стать педагогом отнеслись уважительно. Шло время. Мы с моим увлечением росли вместе.
К окончанию школы вопросы «кем быть» и «где учиться» практически были решены. Оставалось только выполнить заложенную программу. Превращение увлечения в специальность отработана поколениями.
Жизнь не стоит на месте, всё вокруг изменяется. Меняются нравы, меняются люди… Не всё всегда бывает гладко в практике работающего учителя. Иногда опускаются руки… И думаешь – а надо ли? Наверное, эти мысли возникают порой у каждого. По -моему, учитель должен всё время развиваться, не стоять на месте. Учеба, учеба… бесконечно. Есть ли порог педагогической зрелости, при достижении которого учиться станет необязательно? Но тогда остановится развитие. Значит учеба всегда, в той или иной степени, просто необходима. Такое условие человеческой диалектики. А если к приобретенным опыту, умению и знаниям, чуть более широким, чем требуется сейчас, добавить изобретательность и сделать то, что еще никто не делал – это уже новаторство и шаг к лидерству!
Как же оценить то, что познано, сделано, вложено в своих учеников? Количеством призов и грамот? Выигранными конкурсами? Наверное, и ими тоже, но главные критерии для оценок в другом. В том, что позволило кому-то из подопечных стать увереннее в себе, здоровее и крепче физически, красивее внешне; что позволило увидеть в жизни не только свое призвание, но и потребность в более широком наборе необходимых знаний и умений.
Кто-то пойдет дальше других. Кто-то из моих последователей в профессиональном мастерстве обгонит меня. Он окажется ближе к совершенству.
В таком случае моя работа была выполнена достойно.
Есть еще очень яркие критерии. Ученики с нетерпением ждут любимых занятий. Не идут, бегут на них. С желанием осваивают новое. Связывают свои успехи с работой педагога. Спустя многие годы, с искренним чувством благодарности находят своего учителя, чтобы просто поговорить, рассказать о себе, вспомнить что-нибудь из прошлого. Пока мой стаж слишком маленький и выпускников не так уж и много, но, всё равно, приятно, когда бывшие ученики, увидев тебя издалека, ждут, здороваются, делятся своими успехами!
Моя работа – любимый способ познания, творчества, общения, самовыражения. Мои ученики – мои единомышленники, доверившие мне частицу своей судьбы. Всем этим мне нужно распорядиться мудро и точно. Я уверена, с этим я точно справлюсь!!!