Метод проектов на уроках литературы
Метод проектов на уроках литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov_na_urokah_literatury.docx | 50.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод проектов на уроках литературы.
Чтобы сформулировать у школьников необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика.
Чтобы сформулировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей. Метод проектов позволяет решить эту дидактическую задачу.
Итак, в основе проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы ее решить учащимся требуется не только знание языка, но и разнообразными предметными знаниями. Кроме того, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями.
К интеллектуальным умениям относятся умения работать с информацией, с текстом (выделять главное, вести поиск нужной информации в тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать с разнообразным справочным материалом. Формирование большинства этих умений являются задачами обучения различным видам речевой деятельности.
К творческим умениям относятся умения генерировать идеи, умение находить несколько решений, предвидеть последствия, разными вариантами решать проблемы, уметь прогнозировать.
К коммуникативным умениям, прежде всего, относятся: умение вести дискуссию, слушать и слышать своего собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свои мысли.
Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка. Такая последовательная работа осуществляется постоянно. Метод проектов – суть развивающего личностно-ориентированного характера обучения.
В зависимости от ступени обучения, модели школы, выбирается проблема, т.к. требуются определенные языковые средства для ее решения.
Основные требования к использованию метода проектов:
1. наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы (истории возникновения произведения, нравственные проблемы, решаемые автором и читателями и т.п.);
2. практическая и теоретическая значимость предполагаемых результатов (доклад, совместный выпуск газеты, подготовка к литературному празднику и др.);
3. самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время;
4. структурирование содержания части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);
5. использование исследовательских методов; определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Этапы разработки структуры проекта и его проведения: 1.представление ситуаций по выявлению проблемы;
2. выдвижение гипотез решения поставленной проблемы («мозговой штурм»), их обсуждение;
3.обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах, источников информации, оформление результатов;
4. работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или отвергающих гипотезу;
5. защита проектов с оппонированием;
6. выявление новых проблем.
Метод проектов может использоваться по большинству программных тем. Главное – сформулировать проблему. Важна также типология проектов. Они определяются следующими признаками:
1.доминирующеему в проекте методу или виду деятельности: (исследовательский проект, творческий, ролевой, игровой, информационный и т.д.).
2.предметно-содержательной области: монопроект или межпредметный проект;
3.характеру координации проекта: непосредственный или неявный, имитирующий участника проекта;
4.характеру контактов (среди участников одного класса или школы, села, города, страны, международный);
5. количеству участников (личностные, парные, групповые);
6. продолжительности (краткосрочный, средний, долгосрочный);
В соответствии с этими признаками проекты бывают: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные.
1.2. Метод проектов при изучении темы « Пушнин - ″наше всё″.(9 класс)
Цели уроков по поэзии:
* образовательные: раскрыть глубину и сложность лирического мира
поэта, подготовить учащихся к пониманию мировоззрения автора,
развивать умения самостоятельной работы;
развивающие: углубить представление учащихся о личности поэта,
о жизненных истоках его творчества; через проектный метод развивать
личностный потенциал учащихся;
воспитательные: на примере творчества поэта воспитывать любовь
к родному краю, к России, воспитывать умение видеть и слышать красоту
в окружающем;
Учитель ставит перед собой следующую цель: организовать работу учащихся
учащихся таким образом, чтобы они могли применить полученные знания
в индивидуальной и групповой проблемно-поисковой деятельности.
К уроку - проекту по творчеству А.С.Пушкина девятиклассники были
разбиты на 6 групп, выбрали руководителя каждой группы и получили
вопросы для изучения. Учитель контролировал подготовку учащихся через
руководителей групп, помогал подбирать необходимую литературу и тексты для анализа.
В ходе проектной деятельности были рассмотрены следующие темы:
− Эпоха в стихотворениях А.С.Пушкина.
− Мысли о свободе А.С.Пушкина.
− Любовь и дружба в лирике А.С.Пушкина.
− Современное общество и поэзия.
− Пушкин и его поколение.
− Природа и Родина в лирике А.С.Пушкина.
К творческому отчёту каждая группа подготовила иллюстрированный
материал, чтение наизусть и анализ отдельных стихотворений по своей
теме ответили на предложенные учителем вопросы, обменялись мнениями
по изученной теме, поделились своим опытом подготовки к уроку.
На уроке все ученики получили оценки по предмету, а также приобрели
навыки поисковой работы, умения пользоваться различными источниками,
анализировать тексты стихотворений, делать выводы и обобщения. Кроме
этого ученики совершенствовали свою монологическую речь, учились
выступать перед аудиторией и слушать своих одноклассников.
Сопутствующие задачи, которые учащимся приходится решать в процессе деятельности:
1. Самостоятельно выделять главное из обилия материала;
2. осуществлять поиск проблемы;
3. задавать вопросы по существу, по основным проблемам;
4. заниматься сбором статистических данных и обрабатывать их;
5. делать выводы;
6. прогнозировать ситуацию;
7. договариваться в рамках группы;
Изучив общие проблемы и способы их решения на примерах наиболее известных поэтических произведений, приступаем к обсуждению стихотворных строк, большинству ребят неизвестных.
Учащиеся, как правило, обращаются при выполнении проектов к творчеству любимых поэтов: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина, А.А. Блока…
Необходимо организовывать работу так, чтобы в процессе поиска и подборки литературы учащиеся познакомились подробнее с биографиями и творчеством этих и других авторов, больше узнали об их гражданской позиции, нравственных идеалах, открыли бы для себя что-то новое через замечательные поэтические строки.
Конечным продуктом при защите проекта бывают стенгазеты, рефераты, статьи, которые можно использовать на уроках литературы, давать последующим девятиклассникам возможность сопоставлять свой результат с результатом предыдущих лет.
Чтобы увлечь учащихся девятых классов изучением поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души», уроки проходили в виде исследования текста произведения. Ученики на протяжении четырёх уроков изучали мастерство писателя в изображении помещиков, рассматривали роль деталей в тексте, подбирали материал по вопросам, составленным в ходе исследовательской деятельности, оформляли свою работу.
Получилась карта исследования, которая помогла ребятам при ответах на уроке, при подготовке к сочинению и экзаменам, а также поможет в одиннадцатом классе восстановить знания по изученной теме.
Когда применяешь новые формы работы, то особенно интересно учителю знать отношение детей к выполненной работе. Из приведенных опросов видно, что учащиеся предпочитают проектную деятельность по заявленной теме.
Именно проектная методика позволяет организовать обучение путём
самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем. Ещё в 1926 году Е. Г. Каганов выделил следующие черты проектного метода:
* опора на детские интересы сегодняшнего дня; * самостоятельность;
* связь с различными сторонами жизни страны; * творчество учащихся;
* слияние теории и практики.
Метод учебного проекта − это одна из личностно - ориентированных
технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные,
исследовательские, поисковые и прочие методики.
Учебный проект − это результат деятельности учащихся в рамках
исследовательской деятельности и, конечно, интегрированное
дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое
позволяет вырабатывать и развивать универсальные умения и навыки.
На первом этапе исследования на основе психолого-педагогической, философ-
ской, социологической литературы, определения ключевых понятий ,уточнения
гипотезы исследования, анкетирования участников проекта, были намечены
методы и формы работы над проектом.
Алгоритм подготовки к запуску учебного проекта можно представить
в виде схемы:
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ
Проблема проекта → « Почему?» → Актуальность проекта
( мотивация)
Цель проекта → «Зачем?» → Целеполагание
Задачи проекта → «Что делаем?» → Постановка задач
Методы и способы → «Как?» → Выбор способов, методов
Результат → «Что получится?» → Ожидаемый результат
(как решать проблемы)
В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить
следующие этапы:
1.Погружение в проект.
2.Организация деятельности.
3.Осуществление деятельности.
4.Презентация результатов.
В эффективности метода проектов мы убедились на первом же этапе.
Реализация принципов открытого образования приводит к качественным изменениям.
Проекты, создаваемые школьниками, не перестают удивлять глубиной,
грамотным подбором материала, умением применить новые информационные технологии для достижения целей.
В ходе первого этапа по проектной технологии выявился круг учащихся-исследователей, которые стали консультантами-наставниками остальных, но вид деятельности этих учеников постоянно также менялся. Надо заметить, что лидерами в ходе поисковой работы иногда становились ″средние″ ребята, которые сумели себя показать как прекрасные организаторы.
Работы многих учащихся интересны по содержанию, грамотно построены в соответствии целями и задачами, замечательно оформлены.
На обычных уроках учитель не в состоянии оказать помощь всем
нуждающимся в ней ученикам. Если педагог понимает, что ошибки учащихся показывают только то, что они ещё не овладели необходимыми умениями, то рассматривает их просто как факт. Попробуем взглянуть на ошибки как на индикатор того, нуждается ли ученик в помощи, в дополнительной практике.
На уроках с применением проектных технологий эту ответственность
учащиеся в состоянии взять на себя сами, если будут работать в небольших группах и отвечать за неудачи и успехи каждого, если научатся помогать друг другу. На педагогическом языке это означает, что необходимо использовать методы, адекватные задаче. Можно учиться в коллективе (с преобладанием фронтальных видов деятельности), где ″сильный ″ ученик всегда в выигрыше: он быстрее ″схватывает″ новый материал, быстрее его усваивает, и учитель в большей мере опирается именно на него. А ″ слабый ″ раз от разу становится ещё слабее, поскольку ему не хватает времени, чтобы всё чётко понять, ему не хватает характера, чтобы задать учителю вопросы, соответственно он не может быстро и правильно отвечать и только ″ тормозит ″ ритмичное продвижение к всеобщему успеху. Можно учиться индивидуально, используя соответствующие методики и учебные материалы. Тогда ученик замыкается на себе, на своих удачах и неудачах. Его абсолютно не интересует, как дела у соседа. Если что-то не удаётся кому-то, то ″ это его проблемы″.
А можно и нужно учиться по-другому, когда рядом с тобой твои товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, можно обсудить решение очередной задачи. А если от твоего успеха зависит успех всей группы, то ты не сможешь не осознавать того, как велика твоя ответственность. Именно от осознания данного факта авторы проектного метода обучения и отталкивались. В процессе обучения ошибаются все. Только одним нужно помогать чаще, а другие в постоянной поддержке не нуждаются. Прежде всего, главный девиз учащиеся, обучающиеся по проектной технологии, формулируют так: «Берём ответственность на себя!» Что это значит?
* « Важно не только что мы учим, главное - как!»
* » Помоги другому - и поймёшь сам».
* « Нам нужна информация и умение работать с ней».
Ученикам 8-9 классов были предложены задания:
* Сформулируйте свой личный девиз и свои жизненные принципы.
* Как и чему они хотели бы научиться?
* Умеют ли, по их мнению, видеть и решать проблемы?
* Умеют ли самостоятельно учиться?
* Способны ли работать с информацией?
* Умеют ли отстаивать свою точку зрения?
* Способны ли применять полученные знания для решения жизненных проблем?
* Умеют ли общаться?
Свой путь к успеху учащиеся видят в том, чтобы
− научиться самостоятельно видеть проблемы и научиться их самостоятельно решать;
− учиться постоянно, быть готовым сменить профессию;
− научиться самостоятельно разбираться в ситуации, проблемах, иметь свою точку зрения, которая может не совпадать с точкой зрения учителя, автора учебника, других людей;
− понимать, зачем нужны те или иные знания, где и когда они будут востребованы;
− научиться общаться с другими людьми, так как от коммуникабельности во многом зависит успех в жизни.
Также учащимся был предложен психологический тест «Ценностные ориентации» по методике М. Рокича.
Как известно, М. Рокич различает два класса ценностей:
* терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
* инструментальные - убеждения в том, чтобы какой-либо образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Респондентам (учащимся 8-9кл.) были предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом) на карточках. Испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, раскладывая карточки по порядку значимости. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. Проводится инструкция к тесту.
При интерпретации результатов теста почти у ⅓ респондентов не было выявлено ни одной закономерности, что позволило предположить несформированность у учащихся системы ценностей или даже неискренность ответов.
Также ребятам было предложено написать сочинение о себе, подготовить самопрезентацию, проводились анкетирования с целью раскрытия личностного потенциала каждого учащегося, собирался портфолио и т.п.
Для осуществления цели исследования, решения поставленных задач
и проверки исходных положений нами был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов:
* метод теоретико-методологического анализа философской, психологической и педагогической литературы;
* методы практического исследования, включающие прямые и опосредованные наблюдения, анкетирование, интервьюирование, беседы, анализ продуктов диагностики;
* опытно-экспериментальная работа;
* методы диагностического исследования, апробированные как в отечественной, так и в зарубежной психолого- педагогической практике.
Условия продиктовали необходимость реконструкции классно-урочной
системы обучения и выход на новую модель преподавания, опирающуюся на метод проектов. Учащимся была предложена альтернативная форма изучения монографических тем по литературе, представлен критериальный аппарат оценивания, типы проектов по степени самостоятельности и условия выполнения проектов. За основу типологизации проектов была взята типология А.И.Савенкова, в которой учитывается уровень самостоятельности ученика при реализации проекта. Далее с каждым учащимся или группой по 2-3 человека были определены цели будущих проектов в соответствии с выбранными темами:
*»Особенности прозы М.Ю.Лермонтова». (Исследовательский проект).
*» Разработка программы празднования Дня защитника Отечества в школе». ( Организационный проект).
* Проект-инсценировка по рассказу А.П.Чехова.
* «Описание выставки рисунков по произведениям А.С.Пушкина». ( Проект-выставка).
* Проект-разработка предмета. («Разработка чертежей и описания новой классной доски «).
* Проект-видеофильм. ( « Памятники города Новотроицка»).
* Проект-рекламный ролик. «Читайте журнал «Мы».
В ходе выполнения проектной работы нами было отмечено: часть учащихся рассматривает проект и исследование как один метод.
Обратившись к научным источникам, мы выяснили: проектный метод имеет ещё одну особенность - он носит исследовательский характер.
А.И.Савенков достаточно подробно рассмотрел сходства и различия этих методов и отметил, что понимание их истинного смысла необходимо, прежде всего, практикам.
В таблице мы отразили основные положения.
Таблица 2.
ИССЛЕДОВАНИЕ | ПРОЕКТ |
Процесс выработки Замысел,
новых знаний план
Бесконечное движение вглубь | Чёткий план |
Свободно, не регламентировано | Реальные гипотезы и их проверка |
Возможны «безумные идеи» | Ориентация на практику |
Бескорыстный поиск истины | Заданы границы |
Истинное творчество | «Творчество по плану» |
Можно увидеть, что исследовательская деятельность более свободная, более гибкая, более смелая.
Метод проектов надо рассматривать как способ эффективного выстраивания интегративного вида деятельности, целью которой является ″осязаемый ″результат. Мы предполагаем: интегративный вид деятельности синтезирует в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентированной, учебной, преобразовательной, коммуникативной, творческой и, конечно, исследовательской деятельности.
Таким образом, исследовательская деятельность является одним из направлений работы учащихся в рамках проекта.
Поэтому учителю важно на стадии планирования проекта чётко определить основные направления работы учащихся и методы их реализации. Используя исследовательский метод, надо помнить о том, что он предусматривает выполнение детьми под руководством взрослого отдельных исследовательских заданий и работ. Отметим и то, что форма овладения учебным материалом близка к научному исследованию, поэтому воспитывает у школьников интерес, сообразительность, активность, самостоятельность, ответственность. Именно исследование даёт учащимся первые элементарные представления о приёмах и способах научного поиска.
Первая задача, стоящая перед учителем при организации исследования, создать ситуацию, которую можно охарактеризовать как:
* нетипичную;
* нестандартную;
* неопределённую.
Сама формулировка темы уже является первым этапом работы над исследованием.
На наш взгляд, помогают в работе над исследованием учителям-практикам рекомендации, которые составил А.В.Леонтович.
А.В.Леонтович предлагал следующий ход работы:
1.Выбор области исследования - глобальной проблематики.
2.Определение цели работы.
3.Сужение темы. Привязка к объекту.
4. Выбор предмета исследования в соответствии с доступными методиками
и их возможностями.
5. Формулировка гипотез. Причём лучше, если будет несколько вариантов,
из которых потом выбирается один.
6. Определение метода исследования.
7. Сокращение громоздкого названия путём выделения тех звеньев, которые
отражают главную специфику проводимого исследования.
Учебный проект или исследование формируют социальные умения учащихся.
Принято выделять четыре группы социальных умений, которые представляют собой и условия, и результат успешного обучения в сотрудничестве, в том числе и по методу проектов:
1) умения, являющиеся по своей сути нормами этикета;
2)умения, необходимые для активной работы, плодотворных рабочих
отношений;
3) умения, необходимые для осознанного, мотивированного отношения к
приобретению знаний. Именно без этих умений невозможно усвоение
новой информации. К этой группе отнесём:
* умение чётко формулировать свои мысли;
* умение пересказывать и обобщать;
* умение связывать новую информацию с уже изученным материалом;
* умение помочь найти товарищам подходящие способы запоминания
различных фактов или выполнения определённых действий;
* умение научить товарища тому, что знаешь сам;
4) умения, определяющие творческий подход к делу.
Для развития творческой мысли учащихся, необходимо предлагать им развить у себя умения:
− критиковать идеи, а не людей;
− определять, чем взгляды товарищей отличаются от собственных;
− формулировать развёрнутые ответы;
− интегрировать различные взгляды;
− задавать вопросы, направленные на более глубокое проникновение в суть
проблемы;
− формулировать несколько ответов, предложить несколько способов и др.
Работая по методу проектов на уроках литературы, на наш взгляд, важно соблюдать следующие условия: должны быть гарантированы свобода ученика от влияния учительского слова и учебника до прочтения произведения, исключение волевого педагогического диктата, что представляется значимым, открытый равноправный диалог, который развивается по определённым правилам. Назовём их:
* Умение слушать и слышать каждого. Без этого диалог просто невозможен. Необходимо учить выразить себя в слове: мысль, получившая словесное оформление, становится общим достоянием. В диалоге участники объединены слышимым словом.
* Свобода всех участников диалога. Каждый имеет право на личное отношение к науке, искусству, действительности, на свой вариант понимания любого вопроса. Мольеровская Дорина говорит: «Молчу, но думаю всё то же». В диалоге никто, будучи свободным, не молчит.
* Непринуждённое и вольное течение беседы. Участники её уточняют и дополняют друг друга, состязаются в интеллектуальности. Учащиеся должны знать правила ведения разговора, иначе возможен лишь ″галдёж″, а не движение к творческой самостоятельности. Например, нами совместно с учащимися эти правила были сформулированы так:
1.Готовься к обсуждению проблемы: читай, слушай, что думают другие, размышляй.
2.Не бойся ошибок, иди на риск: без этого нет нового знания. Не переживай ни страха, ни беспокойства: твоя позиция может быть оспорена, но в дружелюбной форме, однако не настаивай на своих ошибках.
3.Цель диалога −сообща искать истину: это форма коллективного поискового труда, поэтому не стремись во что бы то ни стало опровергнуть оппонента, доказать свою правоту. В споре есть только одна победа: новое знание. Демонстрируя собственную непогрешимость, ты отталкиваешь от себя людей.
4.Слушай других и осознавай свои отличия от них: говори, если твоя мысль не совпадает с мыслями других, расходится с ними, выделяется из общего ряда, но замолчи, если становишься неоригинальным.
5.Ничего не принимай на веру, без достаточного обоснования: любую мысль, любое решение рассматривай только как допущенное, подлежащее проверке, исследованию. Только в результате критических поисков приходи к тем или иным убеждениям.
Чтобы овладеть искусством диалога в общении с учениками, надо избавиться от ныне господствующей точки зрения, что ″ расшифровка″ каждого изучаемого произведения уже осуществлена литературоведами и критиками. Ещё один стереотип, который надо разрушить,− это уверенность учителя в том, что он знает о произведении всё или, по крайней мере, больше, чем ученики. На наш взгляд, именно вместе с учениками учитель, если он настоящий Учитель, должен каждый раз искать истину, обогащаться мыслями и переживаниями учащихся, не стыдиться своего незнания, свои соображения никому не навязывать, не уподобляться образу, созданному А.С.Пушкиным:
Душа моя Павел, Люби то-то, то-то.
Держись моих правил: Не делай того-то.
Учитель- мастер диалога - стыдится навязывать ученикам своё восприятие и понимание произведения, не стремится к тому, чтобы его точка зрения победила. Он привносит в общую духовную атмосферу класса свою познавательную инициативу, нечто индивидуальное, не такое, как у учеников. Навязывание учительской позиции может быть осуществлено, казалось бы, самым благородным образом − ″ методом Левинсона″. Вспомним эпизод из ″Разгрома″ А.А.Фадеева:
«Метелица выставил свой план отступления, из которого видно было, что его горячая голова не боится больших пространств и не лишена военной смётки.
− Правильно!..У него котелок варит!− вскрикнул Бакланов, восхищённый и немножко обиженный слишком смелым полётом Метелицыной самостоятельной мысли.− Давно ли коней пас, а годика через два, гляди, всеми нами командовать будет…
− Метелица?.. У-у…да ведь это − сокровище!− подтвердил Левинсон. − Толь-
ко смотри не зазнавайся…
Однако, воспользовавшись жаркими прениями, где каждый считал себя умнее других и никого не слушал, Левинсон подменил план Метелицы своим − более простым и осторожным. Но он сделал это так искусно и незаметно, что его новое предложение голосовалось как предложение Метелицы и всеми было принято».
На наш взгляд, такая позиция является подлинной опасностью для учителя, так как она превращает учеников ″ в нолики″, которыми можно как угодно оперировать, предписывать своё мироощущение. Ученикам оставляется единственный шанс − повторить чужой опыт. В этом случае подлинная демократичность проектной деятельности подменяется лишь её иллюзией.
Каждое мнение, в том числе и кажущееся ошибочным, должно приниматься учителем во внимание:
уважение к любой точке зрения, если она рождена убеждением, обеспечивает свободу и непринуждённость в обсуждении возникших вопросов. Вот почему голос каждого участника проектной деятельности должен быть услышан. В столкновении несходных оценок, индивидуальных пристрастий высветляется наиболее существенное в произведении, развивается мысль учеников, они поднимаются на более высокий уровень культуры. В конце концов учитель совместно с учениками определяет, чьи суждения глубже, кто на уроке ″солист″, задающий тон ″хору″, чьи решения более полные и верные.
Поощряя в каждом учащемся индивидуальное восприятие произведения, уникальность его подхода к творчеству писателя, мы добиваемся эффекта, когда каждая личность приобретает то, что поэт Е.А.Баратынский назвал ″лица необщим выраженьем″. Смысл диалога состоит в том, чтобы готовить каждого ученика-читателя к приобретению этого ценного качества − ярко выраженной индивидуальности.
Педагогическая эффективность метода учебного проекта может быть представлена схемой:
Таблица 3
Педагогические возможности проектного метода
Таким образом, метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъектность учащегося в образовательном процессе, следовательно проектное обучение может рассматриваться как средство активизации познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса.
Анатоль Франс когда-то очень точно заметил:»Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять её…».
Нами были изучены, а затем при проведении исследования использованы
методики «Шкала самооценки» (авторы:Ч.Д.Спилбергер,Ю.Л.Ханин),
«Лабиринт» (автор:Л.А.Венгер). По нашему мнению, данные тестирования являются надёжным и информативным источником информации самооценки самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).
Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации. Известно, что тревожность изначально не является негативной чертой. Определённый уровень тревожности - естественная обязательная особенность активной личности.
Интерпретация результатов РТ и ЛТ, подсчитанная нами по формулам:
РТ = Е1 - Е2 + 35,
где Е1 - сумма зачёркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 7,9,12, 13, 14,17,18; Е2 - сумма остальных зачёркнутых цифр ( пункты 1, 2, 5, 8,10, 11, 15, 16, 19, 20).
ЛТ = Е1 - Е2 + 35,
где Е1 - сумма зачёркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23,24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; Е2 - сумма остальных цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33,36,39,
показала, что только 14% учащихся испытывают низкую тревожность (до 30 баллов); 37% учеников находятся в состоянии умеренной тревожности (от 31 до 45 баллов); 49% школьников испытывают высокую тревожность (от 46 баллов).
P.S. Бланк « Шкала самооценки» см. в Приложении.
Также были нами проанализированы Методики изучения личности учащегося с целью побуждения его к самовоспитанию. Тема очень серьёзная, и, на наш взгляд, раскрытие её требует, по крайней мере, ответа на три вопроса: ЧТО ИЗУЧАТЬ, КАК ИЗУЧАТЬ, ЗАЧЕМ ИЗУЧАТЬ?
На первый вопрос ответ дан в самой теме. Изучать надо личность учащегося, способы раскрытия личностного потенциала воспитанников. По нашему мнению, изучать личность учащегося - значит попытаться понять
ребёнка, его интересы, его устремления, его характер, семейные условия, которые оказывают на него влияние, и многое другое.
Как изучать? В процессе практической деятельности (в т.ч. проектной), путём педагогического наблюдения, методом педагогической интуиции, специальными психолого-педагогическими методами.
Зачем изучать? Самый общий ответ- с целью побуждения учащегося к саморазвитию и самовоспитанию, раскрытию личностного потенциала детей и подростков.
Таким образом, мы пришли к выводу, что эффективное развитие личностного потенциала учащихся немыслимо без знания индивидуальных особенностей каждого ученика и постоянного отслеживания его личностного развития, оценки уровня его воспитанности и побуждению его к саморазвитию и самовоспитанию. Поистине, «чтобы воспитать человека во всех отношениях, надо знать его во всех отношениях» (К.Д.Ушинский).
Нами по Возможному варианту программы изучения личности (см. Приложение) проводилась работа по наблюдению за развитием личностного потенциала учащихся в ходе проектной деятельности на уроках литературы.
Сегодня учащиеся в основном осознают, что без собственных усилий, направленных на изменения в целостной системе личностных свойств и качеств, невозможен личностный рост, невозможно и говорить о жизненной успешности человека.
Проведённое нами исследование ценностных ориентаций учащихся показало, что большинство из них (71%) желает достичь успеха в профессии, но только 37% связывали это с хорошей учёбой, трудолюбием на первом этапе, на втором этапе -63%. При этом более 50% ребят на первом этапе смутно представляли себя в будущем, ⅓ учащихся хотя предположительно могли говорить о своей будущей профессии, на втором-⅔
Метод проектов −среда, в которой даже ″неудачники″ находят силу и уверенность. Проектная деятельность должна быть неотъемлемой частью образовательного процесса и разумным объединением со всеми другими методами.
Все давным-давно понимают, что дети, как и взрослые, учатся только
потому, чему хотят научиться. Опытным путём нами выявлены важнейшие компетенции сегодняшнего дня:
* способность брать на себя ответственность;
* принимать участие в совместном принятии решений;
* регулировать конфликты не насильственным путём;
* делать свой выбор;
* владение устным и письменным общением, несколькими языками;
* владение новыми технологиями;
* способность учиться всю жизнь - основа беспрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.
Достичь формирования этих компетенций при традиционных подходах в процессе образования сложно и возможно только частично.
Нужна программа формирования компетенций с помощью метода проектов. Нужно создать среду учащимся для осуществления самостоятельной индивидуальной образовательной деятельности. Она предполагает перевод преподавания некоторых тем по предметам, которые имеют общие смысловые грани, на проектную основу.
Общие подходы к структурированию учебного проекта на уроках литературы:
1. Начинать всегда надо с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблемы, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя( наводящие вопросы, ситуации, способствующие выделению проблем, видеоряд с той целью и т.п.). Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта со своими индивидуальными и/или групповыми исследовательскими задачами.
5. Защита проектов, оппонирование.
6. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты оценки.
В ходе исследования выявлены возможности проектного метода как средства развития личностного потенциала. Определены сущность, содержание работы на уроках литературы по методу проектов.
Опытно-экспериментальным путём проверена эффективность метода как фактора, способствующего развитию потенциала как обучающихся, так и обучающих.