ЭССЕ

Пугачева Ирина Викторовна

Мое эссе на конкурс "Учитель года - 2018"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_novoe.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Задание  муниципального  конкурса профессионального мастерства

«Учитель года – 2018»

Эссе « Цель воспитания – научить детей обходиться без нас»

                                                       Пугачева И. В,

                                                               учитель истории и

                                                           обществознания

                                                                                МКОУ «Турманская СОШ»

«Хоть выйдешь ты не в белый свет, а в поле за околицей, -

                                                 Пока идешь за кем - то вслед, дорога не запомнится.

                               Зато куда б ты не попал и по какой распутице,

                                    Дорога, та, что сам искал, вовек не позабудется»

Н. Рыленков

        Сентябрь. Первое число. Праздник. Лечу в школу  с мыслью о том, что вот оно, дождалась! Радостно от того, что снова буду и учить, и учиться. Всюду  светлые и радостные улыбки, и лучшим подарком  – теплые слова, которыми  приветствуют друг друга окружающие. Иду и думаю: «Как прекрасно приходить в школу, видеть распахнутые тебе навстречу детские глаза,  ждущие, ищущие и все такие родные!».       Еще ни разу за одиннадцать лет я не усомнилась в правильности выбранной профессии.

       Современная жизнь – это  бушующий океан возможностей, манящий яростью своих вод, это совокупность умиротворяющих штилей и разрушающих штормов. Задачу современного учителя вижу в том, чтобы  научить своих воспитанников выживать в этой стихии. Моя задача  не просто передавать детям  знания, а учить их умению адаптироваться в новых условиях, проявлять личную инициативу и ответственность. Мой лозунг: «Учить – одно, а учиться – другое»..Учиться – значит учить себя, самостоятельно  увеличивать багаж компетенций, уметь ориентироваться в стремительном потоке информации, перерабатывать ее и применять. Только так можно выжить и быть востребованным в этом конкурентном мире.

        Когда-то я  пустилась в плавание на одномачтовой лодочке с багажом знаний, полученных в  Братском государственном университете. Океан был тихой гаванью, и я  следовала по течению гладких, как шифон, вод. Изначально мое  преподавание  мне виделось в интересных рассказах  по истории, в  правильных полных ответах ребят  по теме параграфа, умении работать с исторической картой… Но,  чем больше я работаю в школе, тем сильнее убеждаюсь в том, что необходимо правильно организовать деятельность учеников на уроке, научить их самих пользоваться информацией, умению  коммуникатировать  с товарищами, самостоятельно добывать необходимые знания. Как говориться, пойманной рыбой не накормишь на всю жизнь, а вот научить ловить рыбу удочкой это важнее.

        Когда-то, в 60-х годах XX века,  наша страна возглавляла рейтинг ведущих государств – лидеров мировой системы образования. Именно тогда появились творческие лаборатории Эльконина-Давыдова, Занкова и др. Уже тогда ведущие педагоги и методисты говорили о необходимости научения  детей самостоятельности, ведущей роли теоретических знаний и умении применять их на практике. Да, именно о тех самых компетенциях, необходимых в жизни…С тех пор прошло полвека. Сейчас по данным PISA мы находимся на 37-42 местах в рейтинге образовательных систем мира, а все потому, что не научили детей применять знания на практике, не выработали ключевые умения и навыки, необходимые для успешной социализации в обществе. Время работает против нас.

       Бурное развитие новых  технологий и внедрение их в нашу  жизнь   наложили отпечаток на развитие личности современного молодого человека. Для ученика XXI века ключевыми компетенциями стали  сотрудничество, коммуникация, креативность, критическое мышление, а также информационные, мультимедийные и технологические навыки .Такому ученику должен соответствовать и учитель.      «Рост профессионализма особенно важен в современных условиях, — считает президент В. Путин — Раньше учитель был, может быть, единственным источником информации, а сегодня таких источников очень много, они бьют ключом и оставаться на уровне конкурентоспособности сложно. Надо проявлять и усердие, и творческие навыки, и талант. Без этого быть интересным сегодняшнему ученику практически невозможно».

       Работа современного педагога нелегка.  Он, словно дирижер, умело направляет   деятельность  учеников в продуктивное русло, ведет их в новый, неизведанный мир знаний, дает им возможность самим  совершить небольшие, но очень значимые открытия. Все это возможно при условии, если  в глазах моих учеников горит огонек заинтересованности и жажды познания.

     Мое педагогическое кредо – плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить.  Поэтому общение с детьми    строю на принципах сотрудничества, вместе выполняя задуманные нами творческие задания, проекты. Никакая, даже самая совершенная техника, не может заменить живого собеседника, вдохновить, привить любовь, заинтересовать изучаемым материалом. Трудно представить, как даже самая умная машина будет заниматься духовно-нравственным воспитанием учащихся или пробуждать в них желание творить. Современные дети, они совсем другие, не такие как мы.… И чем старше, тем видней разница, тем трудней их принимать. Но их надо принимать именно такими. А для этого их надо понять. А чтобы понять, их надо узнать. Узнать, чтобы полюбить. Без любви воспитание не возможно!  А еще очень важно научить детей работать с книгой, привить интерес к чтению. Неважно, будет ли это художественное произведение, публицистическое или научно-познавательное. Главное – чтобы умел и хотел читать, тогда появится и кругозор, и культура общения, и уверенность в себе. 

     Я никогда не считала себя только учителем-предметником. Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Как дождь открывает потенциал зерна, так и  цель  учителя – выявить одаренность  ученика. Кто- то математик, кто-то физик или лирик, а  кто-то  мастер золотые руки или просто «Вовка-добрая душа». Все они имеют право на собственную индивидуальность и очень важно соблюсти простую заповедь «Не навреди!», помоги раскрыться нежному и ранимому бутону. Именно поэтому важным качеством настоящего учителя является умение найти общий язык со своими учениками, не подламывать их под себя, а идти рядом и чуть-чуть впереди.  Это очень непросто - стать на одну с ними ступеньку, не командовать, словно капитан у рубки, не отдавать распоряжения, а спокойно отойти в сторону и наблюдать, умело направляя деятельность учеников на уроке. Вот это будет высший пилотаж, когда без тебя смогут обойтись! Возможно, порой от этого станет немножечко грустно… , но,  вместе с тем,  и радостно. Важен положительный результат.

       А еще, я думаю, что хороший учитель должен быть продолжен в победах и достижениях своих учеников. Я горжусь нашими победами!

       Мои ученики стали призерами  олимпиад  по истории, по краеведению, победителями областных конкурсов научно - исследовательских работ:  «Байкальское кольцо»,  «Шаг в третье тысячелетие», Братского  отделения Всероссийского общества «Мемориал».  Весь этот путь  мы прошли вместе этап за этапом, учась на ошибках, совершенствуя знания и навыки, исследуя мир. Не всегда победа приходит сразу, иногда это целое совместное восхождение на вершину познания .  И чем круче вершина, тем радостнее сознавать, что смогли, победили.

        Я не знаю, что ждет моих учеников – залитая солнцем морская гладь или подводные глыбы, потопившие множество кораблей. Но самая  главная  моя задача  – научить не бояться  рисковать, идти дальше.    Если у вас есть паруса -  не цепляйтесь за якорь! Плывите смело по волнам жизни!