Гарденотерапия – как новая форма работы с воспитанниками в оранжерее
Гарденотерапия- английское слово означающее сад, растения то есть лечение садом растениями, так же называют комнату или помещение с растениями и цветами которые радуют глаз и душу. Гарденотерапия это особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации при помощи приобщения детей к работе с растениями.
Известно, что работа с растениями благотворно влияет на физическое и психологическое благополучие человека и является одним из старейших видов активной терапии.
Недавно Британские ученые обнародовали своё заключение о том, что занятия садоводством и огородничеством оказывают самое положительное влияние на тех, кто в силу различного рода отклонений испытывает трудности с учёбой. Важно не только научить детей выращивать зелень, но привить им уважение к природе, умение ценить её, наблюдать за ней и умение вести здоровый образ жизни.
В США и Канаде сотни госпиталей работают с растениями, обеспечивая мощную форму терапии для пациентов с эмоциональными и физическими проблемами. В Северной Америке зарегистрировано более 250 профессиональных садовых терапевтов, успешно работающих в различных организациях от домов престарелых до школ, детских домов и госпиталей. Многие университеты этих стран готовят профессиональных садовых терапевтов.
В России пока такая профессия отсутствует в перечне специальностей, но существует широкий спектр программ садовой терапии. Так 2012 году в реабилитационном центре проводился семинар по программе «Гарденотерапия для детей, подростков, молодых людей с ограниченными возможностями здоровья» разработанной Полярно-альпийским ботаническим сад-институтом Кольского научного центра Российской академии наук.
Элементы гарденотерапии включаемые в различные виды коррекционного воздействия, позволяют создать своеобразную атмосферу, способствующую плавному переходу от общения с природными объектами к нормализации взаимоотношений с окружающими. В ней соединяются положительное воздействие работы на свежем воздухе, благотворное влияние красоты природы и возможность практического использования результатов труда, кроме того, этот вид деятельности благотворно влияет на психику воспитанников. Наглядность плодов деятельности находится в прямой зависимости от усилий, которые воспитанник вкладывает в свой труд.
На занятиях воспитанники знакомятся с различными видами семян и растений, учатся различать обычные и декоративные сорта, сами сажают, наблюдают за ростом и развитием растений, зарисовывают все изменения, сравнивают результат. Учатся быть терпеливыми, внимательными, заботливыми и трудолюбивыми. Гарденотерапия позволяет воспитанникам узнать о многообразии форм и цвета плодов и растений, правилах и условиях сбора семян растений, расширяются знания о растительном мире. Воспитанники с ограниченными возможностями учатся изготавливать поделки из природного материала, передавая образы и характеры своих героев, что дает формирование целостной картины мира природы. Ухаживая за цветами и животными, воспитанники преодолевают замкнутость, неуверенность в себе, да и просто радуются жизни! И именно этот метод важен в реабилитации.
Коррекционные возможности гарденотерапии.
Развитие познавательной активности, коррекция эмоциональной сферы, расширения функциональных возможностей кистей рук, развитие элементов трудовых навыков.
Медики констатируют -уход за растениями положительно сказывается на здоровье детей с ограниченными возможностями.
Различные мероприятия используемые в гарденотерапии и направленные на повышение эмоционального подъёма воспитанников с ограниченными возможностями позволяют усилению чувства собственного достоинства и веры в себя, становлению адекватной самооценки. Для этого отбираются растения, которые не сложны в уходе и успешно произрастают. Так например воспитанники реабилитационного центра Аккуратов Анатолий, Григорьев Андрей, Сорокин Антон, Никифоров Андрей и другие в начале проявляя малый интерес к растениям в последствии достигли больших успехов в цветоводстве. Сегодня они самостоятельно планируют, создают, выращивают посадочный материал для клумб, которые радуют глаз, поднимают хорошее настроение как воспитанникам так и взрослым. Ребята слышат положительные отзывы о своей работе. Тем самым воспитывается чувство гордости за успех, так же как и чувство ответственности, приведшие к успеху, влекут за собой повышение самооценки. Работа в группе улучшает, межличностные отношения между воспитанниками разных групп Реабилитационного центра. Воспитанники понимают, что от них зависят живые существа.
Комплекс своевременных реабилитационных мероприятий с использованием гарденотерапевтических методов позволяет не только восстановить ряд нарушенных функций организма, но и усилить, воссоздать, а в ряде случаев сотворить заново способность инвалидов к полноценной жизни в обществе. Воспитанники раскрывают в себе новые ресурсы и тем самым улучшают качества жизни.
При реализации принципа наглядности применяемой в гарденотерапии значительным является наблюдения и уход за растениями, это уменьшает проявление агрессии, приводит к улучшению самоконтроля через перераспределение агрессивной энергии. У воспитанников наблюдается формирование позитивного взгляда в будущее, они интересуются, что произойдете растениями на следующей неделе, в следующем году. Например, важно наблюдение за открытием цветочного бутона или за растениями. Так с этой целью мы приобрели для оранжереи растение стыдливая мимоза, листья которой обладают способностью реагировать на прикосновение, они моментально складываются и опускаются. Биологически активные вещества, выделяемые растениями в атмосферу, которые убивают патогенные микроорганизмы и очищают воздушную среду, так же способствуют оздоровлению растениями. В течение работы используя методику гарденотерапии наблюдаю динамику у воспитанников с ограниченными возможностями:
- Улучшились взаимодействия внутри группы. Воспитанники учатся общаться друг с другом для достижения общей цели, что хорошо способствует развитию речи.
- Разумная физическая нагрузка и закаливание на свежем воздухе укрепляют здоровье.
- Мы получаем заряд энергии, устанавливается эмоциональный баланс, запускаются механизмы звуко—арома и цветотерапии.
- Зрительные образы, звуки, запахи, которые окружают нас, тантильные контакты оказывают огромное влияние на эмоции воспитанников с ограниченными возможностями.
Подготовила:
Педагог дополнительного образования
Казакова Е.Л..
Заслушано на заседании МО ПДО
25.04.2011 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Комплекс своевременных реабилитационных мероприятий с использованием гарденотерапии | 18.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №1» Комитета по социальной политике
СООБЩЕНИЕ
«Гарденотерапия – как новая форма работы с воспитанниками в оранжерее»
Подготовила:
Педагог дополнительного образования
Казакова Е.Л..
Заслушано на заседании МО ПДО
25.04.2011 года
Петергоф
Гарденотерапия- английское слово означающее сад, растения то есть лечение садом растениями, так же называют комнату или помещение с растениями и цветами которые радуют глаз и душу. Гарденотерапия это особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации при помощи приобщения детей к работе с растениями.
Известно, что работа с растениями благотворно влияет на физическое и психологическое благополучие человека и является одним из старейших видов активной терапии.
Недавно Британские ученые обнародовали своё заключение о том, что занятия садоводством и огородничеством оказывают самое положительное влияние на тех, кто в силу различного рода отклонений испытывает трудности с учёбой. Важно не только научить детей выращивать зелень, но привить им уважение к природе, умение ценить её, наблюдать за ней и умение вести здоровый образ жизни.
В США и Канаде сотни госпиталей работают с растениями, обеспечивая мощную форму терапии для пациентов с эмоциональными и физическими проблемами. В Северной Америке зарегистрировано более 250 профессиональных садовых терапевтов, успешно работающих в различных организациях от домов престарелых до школ, детских домов и госпиталей. Многие университеты этих стран готовят профессиональных садовых терапевтов.
В России пока такая профессия отсутствует в перечне специальностей, но существует широкий спектр программ садовой терапии. Так 2012 году в реабилитационном центре проводился семинар по программе «Гарденотерапия для детей, подростков, молодых людей с ограниченными возможностями здоровья» разработанной Полярно-альпийским ботаническим сад-институтом Кольского научного центра Российской академии наук.
Элементы гарденотерапии включаемые в различные виды коррекционного воздействия, позволяют создать своеобразную атмосферу, способствующую плавному переходу от общения с природными объектами к нормализации взаимоотношений с окружающими. В ней соединяются положительное воздействие работы на свежем воздухе, благотворное влияние красоты природы и возможность практического использования результатов труда, кроме того, этот вид деятельности благотворно влияет на психику воспитанников. Наглядность плодов деятельности находится в прямой зависимости от усилий, которые воспитанник вкладывает в свой труд.
На занятиях воспитанники знакомятся с различными видами семян и растений, учатся различать обычные и декоративные сорта, сами сажают, наблюдают за ростом и развитием растений, зарисовывают все изменения, сравнивают результат. Учатся быть терпеливыми, внимательными, заботливыми и трудолюбивыми. Гарденотерапия позволяет воспитанникам узнать о многообразии форм и цвета плодов и растений, правилах и условиях сбора семян растений, расширяются знания о растительном мире. Воспитанники с ограниченными возможностями учатся изготавливать поделки из природного материала, передавая образы и характеры своих героев, что дает формирование целостной картины мира природы. Ухаживая за цветами и животными, воспитанники преодолевают замкнутость, неуверенность в себе, да и просто радуются жизни! И именно этот метод важен в реабилитации.
Коррекционные возможности гарденотерапии.
Развитие познавательной активности, коррекция эмоциональной сферы, расширения функциональных возможностей кистей рук, развитие элементов трудовых навыков.
Медики констатируют -уход за растениями положительно сказывается на здоровье детей с ограниченными возможностями.
Различные мероприятия используемые в гарденотерапии и направленные на повышение эмоционального подъёма воспитанников с ограниченными возможностями позволяют усилению чувства собственного достоинства и веры в себя, становлению адекватной самооценки. Для этого отбираются растения, которые не сложны в уходе и успешно произрастают. Так например воспитанники реабилитационного центра Аккуратов Анатолий, Григорьев Андрей, Сорокин Антон, Никифоров Андрей и другие в начале проявляя малый интерес к растениям в последствии достигли больших успехов в цветоводстве. Сегодня они самостоятельно планируют, создают, выращивают посадочный материал для клумб, которые радуют глаз, поднимают хорошее настроение как воспитанникам так и взрослым. Ребята слышат положительные отзывы о своей работе. Тем самым воспитывается чувство гордости за успех, так же как и чувство ответственности, приведшие к успеху, влекут за собой повышение самооценки. Работа в группе улучшает, межличностные отношения между воспитанниками разных групп Реабилитационного центра. Воспитанники понимают, что от них зависят живые существа.
Комплекс своевременных реабилитационных мероприятий с использованием гарденотерапевтических методов позволяет не только восстановить ряд нарушенных функций организма, но и усилить, воссоздать, а в ряде случаев сотворить заново способность инвалидов к полноценной жизни в обществе. Воспитанники раскрывают в себе новые ресурсы и тем самым улучшают качества жизни.
При реализации принципа наглядности применяемой в гарденотерапии значительным является наблюдения и уход за растениями, это уменьшает проявление агрессии, приводит к улучшению самоконтроля через перераспределение агрессивной энергии. У воспитанников наблюдается формирование позитивного взгляда в будущее, они интересуются, что произойдете растениями на следующей неделе, в следующем году. Например, важно наблюдение за открытием цветочного бутона или за растениями. Так с этой целью мы приобрели для оранжереи растение стыдливая мимоза, листья которой обладают способностью реагировать на прикосновение, они моментально складываются и опускаются. Биологически активные вещества, выделяемые растениями в атмосферу, которые убивают патогенные микроорганизмы и очищают воздушную среду, так же способствуют оздоровлению растениями. В течение работы используя методику гарденотерапии наблюдаю динамику у воспитанников с ограниченными возможностями:
- Улучшились взаимодействия внутри группы. Воспитанники учатся общаться друг с другом для достижения общей цели, что хорошо способствует развитию речи.
- Разумная физическая нагрузка и закаливание на свежем воздухе укрепляют здоровье.
- Мы получаем заряд энергии, устанавливается эмоциональный баланс, запускаются механизмы звуко—арома и цветотерапии.
- Зрительные образы, звуки, запахи, которые окружают нас, тантильные контакты оказывают огромное влияние на эмоции воспитанников с ограниченными возможностями.