Паспорт образовательно-информационного проекта «Все профессии хороши, выбирай на вкус».
Паспорт образовательно-информационного проекта «Все профессии хороши, выбирай на вкус».
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №27
Образовательно-информационный проект
«Все профессии хороши, выбирай на вкус»
Работу выполнила:
Чуракова Елена Петровна педагог-психолог
г. Ржев
Схема осуществления проекта: аналитическая часть, теоретическая, практическая.
- Аналитическая часть
Актуальность: Труд- основа нашей жизни, нашего благосостояния. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. Перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный этап. Представления о профессиях у ребенка ограниченны его пока небогатым жизненным опытом: работа мамы и папы, воспитателя, продавца, но и об этих профессиях дети знают мало и поверхностно. Между тем в современном мире существует множество видов труда. Поэтому формирование представлений о мире труда и профессиях – это необходимый процесс социальной адаптации ребенка, который актуален в современном мире.
Гипотеза: если у детей будет слабо развиты знания о различных профессиях и труде взрослых, то у них со временем не выработается положительное отношение к труду и людям труда, такие дети будут не приспособлены к жизни в обществе из-за низкого уровня трудовых навыков и умений. А как известно, что именно труд сделал человека человеком, учеными давно доказано огромное влияние труда на развитие высших психических сфер человека.
Проблема: дети очень мало знают о том множестве профессий, которые существуют в мире, не уважительно относятся к результатам труда взрослых и других детей, малоактивны в желании помогать.
. Целеполагание
Цель: расширить и обогатить знания детей о многообразии профессий взрослых , воспитывать нравственное отношение к людям труда.
Задачи: 1. расширить представления детей о различных профессиях, дать понятие слову- профессия; формировать представления о роли современной техники в трудовой деятельности и жизни человека;
2. расширить и пополнить словарный запас детей, учить анализировать, обобщать и делать выводы;
3. воспитывать уважение к людям труда, способствовать формированию желания беречь результаты труда.
Вид проекта – информационно - творческий.
Участники проекта: дети средней группы №8 (4-5 лет), работники детского сада, родители, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре.
Образовательные области: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, социализация, физическое развитие, здоровье, безопасность, труд..
Продолжительность проекта: средней продолжительности (1 год, с сентября по август включительно 2012-13 год )
2. Теоретическая часть
Ресурсное обеспечение: научно – методическая и художественная литература, фотографии профессии, мультфильм, фломастеры, бумага , ватман.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
1. Расширятся знания и представления детей о многообразии профессий.
2. На основе характерных трудовых процессов и результатов труда у детей сформируется понимание значимости труда в жизни каждого человека.
3. Дети научаться организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях.
4. Сформируется потребность проявлять заботу и уважение к людям труда, к результатам труда.
5. Проявят творческую инициативу и самостоятельность в выражении своих впечатлений (в творческих рассказах, рисунках).
6. Пополнится словарный запас, обозначающий названия профессий, предметы и материалы, орудия и действия труда, результаты труда.
7.Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.
3. . Практическая часть:
Разработка проекта ( этапы реализации проекта ):
1.Провести диагностическое обследование детей.
2. Донести до участников проекта важность данной темы.
3. Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Профессии».
4. Подобрать материал для продуктивной деятельности.
5. Составить перспективный план мероприятий.
Продукт проектной деятельности: составление композиции «Кем я хочу стать», фотовыставка «Дело мастера боится», развлечение «Все профессии хороши—выбирай на вкус».
Выполнение проекта:
Формы работы |
Совместная деятельность |
Непосредственно – образовательная деятельность |
С детьми |
С родителями |
Наблюдения |
Игра |
Фотовыставка |
Анкетирование |
Труд |
Беседа |
Продуктивная деятельность |
Наблюдения |
Рассматривание наглядности, иллюстраций |
Фотовыставка |
Помощь в создании развивающей среды |
Труд |
Фотовыставка |
Беседа |
Консультации |
Выставка рисунков |
Помощь создания развивающей среды |
Фотовыставка |
Экскурсия |
Беседа |
Рассматривание наглядности, иллюсчтраций |
Слушание музыкальных произведений |
Беседа |
Беседа |
Чтение художественной литературы |
.
Итог проекта:
В ходе работы по данной теме дети познакомились различными профессиями, узнали много пословиц и поговорок о труде. Могут составить краткий рассказ о профессиях. Дети проявляли инициативу в ходе беседы, игры, в художественном творчестве. У детей появилось желание помогать друг другу, помогать взрослым, появилось желание беречь результаты своего и чужого труда.
Родители были заинтересованы к образовательному процессу, творческому развитию детей и участию их в жизни группы, в полной мере ощутили свою ответственность за воспитание и подготовке детей к будущей взрослой жизни.
Сотрудники детского сада создали условия для реализации проекта .
Диагностика познавательного развития детей средней группы по теме «Многообразие профессий».
1 задание: детям задаются вопросы «Кем работают твой папа, твоя мама ?»
«Что делают на работе твои мама, папа?»
2 задание: детям поочередно показываются картинки с изображением повара, врача, продавца, парикмахера, шофера, летчика, полицейского и задается вопрос: »Кто это?»
3 задание: детям задается вопрос «Что делает повар, врач, продавец, парикмахер, шофер ?»
Интерпретация результатов диагностического обследования:
Высокий уровень—ребенок правильно ответил на все вопросы самостоятельно
Средний уровень—ребенок затрудняется ответить без помощи взрослого или ответил на половину вопросов
Низкий уровень—ребенок не справился с заданием
Результаты:
Сентябрь : Высокий – 7 человек= 36% Май: Высокий—14 человек= 70%
Средний—7 человек= 36% Средний—4 человек = 20%
Низкий-- 5 человек= 18% Низкий—1 человек= 5%
Приложение 1.
Перспективный план мероприятий
Формы работы с детьми:
Сроки | Содержание | Методические приемы |
Сентябрь | Труд взрослых в д/с | Наблюдения за трудом сотрудников детского сада. Беседы с сотрудниками.
Рассказ воспитателя о труде взрослых в д/с. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад». Продуктивная деятельность «Как мы помогаем нашей няне». |
Октябрь | Труд повара в д/с: делает фарш с помощью мясорубки, лепит котлеты, пирожки, нарезает овощи, варит супы, борщи, кашу. Помощники повара на кухне – разные машины и механизмы. | Экскурсии на кухню. НОД «Знакомство с профессией повара». Рассматривание иллюстрации о труде повара. Беседа «Что мы видели на кухне». Дид. Игры «Что из чего приготовлено», «Что нужно, чтобы приготовить». Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад», «Овощной магазин». Продуктивная деятельность: пирожки для мишки, конфеты для кукол, красивый фартук для нашего повара. |
Ноябрь | Работа врача и м/с д/с: прослушивают фонендоскопом, измеряют температуру, рост, вес, дают лекарство, делают перевязку, смазывают царапины. | Наблюдение. Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением медицинских инструментов. Беседа «Что мы видели в мед. Кабинете» НОД «Знакомство с профессией врача, медсестры». Дид. Игра «Кому, что надо для работы». Сюжетно-ролевые игры «Поликлиника». Продуктивная деятельность: совместный труд с воспитателем по уборке участка. |
Декабрь | Работа шофёра в д/с: Возит продукты и другие грузы, содержит в порядке машину, заправляет её бензином, ремонтирует, соблюдает правила дорожного движения. | Целевые прогулки и наблюдение по улице за транспортом, к продуктовой машине, к светофору. Рассматривание иллюстраций с изображением видов городского наземного транспорта. Беседы «Кто привозит продукты в д/с», «На чём мы ездим по городу». Чтение А. Барто «Грузовик». Дид. Игры «Лото», «Найди и назови», «Разрезные картинки», «На чём люди ездят». Сюжетно-ролевые игры «Транспорт», «Детский сад». Продуктивная деятельность: конструирование «Построим машину», рисование «Машины на нашей улице». |
Январь | Работа прачки в д/с. Работа продавца – трудовые действия, последовательность, результат. | Экскурсия в прачечную д/с. НОД «Знакомство с профессией прачка». Целевая прогулка к магазину. Рассматривание иллюстраций. Беседы «Как мы можем помочь нашей прачке», «Что мы видели на витрине магазина», «Как работает продавец». Сюжетно-ролевая игра «Магазин». Продуктивная деятельность: помощь в смене полотенец, стирка кукольного белья. |
Февраль | Работа парикмахера – трудовые действия, результат, добросовестное отношение к работе. | Показ работы парикмахера мамой кого-либо из детей. Рассказ о работе парикмахера. Беседа «Как вы были в парикмахерской» Дид. Игры «Завяжем бант», «Сделаем кукле красивую причёску». Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская». |
Март | Как трудятся наши мамы дома и на работе, бережное отношение к результатам их труда, посильная помощь. | Рассматривание иллюстраций. Беседы «Наши мамы», «Как мы поздравим маму», «Мамина работа», «Как мы помогаем маме дома». Чтение Г. Виеру «Мамин день», Е. Серова «Не терпит мой папа безделья и скуки». Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Праздник мам». НОД «Знакомство с профессией художника». Продуктивная деятельность: изготовление подарков для мам и бабушек. |
Апрель | Как работают врач, музыкальный руководитель, воспитатель по физкультуре, заботливое отношение к детям. | Беседа о работе врача, муз. руководителя, и воспитателя по физкультуре. Дид. Игра «Кому что нужно для работы». Сюжетно-ролевые игры «Поликлиника», «Детский сад». Продуктивная деятельность: изготовление сувениров. |
Май | Как трудятся люди: закрепление знаний о труде работников д/с, парикмахера, продавца. | Рассматривание иллюстраций о труде людей. Беседы «Кто работает в д/с», «Забота взрослых о детях». Дид. Игры «Кому что нужно для работы», «Кто что делает». Чтение В. Маяковского «Кем быть», «Конь-огонь», «Это книжечка моя про моря и про маяк». Сюжетно-ролевые игры «Транспорт», «Парикмахерская», «Детский сад», «Магазин». |
Июнь-август | Уточнение и закрепление знаний о профессиях людей, работающих в д/с, труде шофёра, продавца. Закрепление знаний о профессиях родителей. | Рассматривание иллюстраций о труде взрослых. Беседа о труде родителей. Чтение Д. Родари «Стихи о профессиях», загадки. Дид. Игра «Кому что нужно для работы». Сюжетно-ролевые игры «Детский сад», «Кафе», «Магазин», «Поликлиника». Продуктивная деятельность: предметы для игры в магазин, рисование «Апельсины в ящиках», аппликация «Ящики для апельсинов». |
Формы работы с родителями:
- Участие в изготовлении атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
- Анкетирование с целью изучения семейного опыта по познавательному развитию детей.
- Семейный просмотр мультфильмов, диафильмов, кино, телепередач с познавательной направленностью «Все работы хороши- выбирай на вкус»
- Привлечение родителей к созданию книжной выставки произведений о разнообразии профессий, труда взрослых.
- Участие в тематических вечерах посвященных профессии полицейского ,парикмахера, дворника, медицинской сестры родителей и детей.
- Развлечение для детей «Праздник профессий».
- Консультация для родителей «Развивая трудолюбие»
- Участие детей и родителей в субботниках по благоустройству участка, группы.
- Проведение детско-родительской выставки «Кем бы я хотел встать».
- Помощь родителей в проведении целевых прогулок и экскурсий за пределы д\с.
- Проведение фото-выставки «Дело мастера боится».
- Помощь родителей в создании наглядности для дошкольников «Многообразие профессий».