Паспорт образовательно-информационного проекта «Все профессии хороши, выбирай на вкус».

 

Паспорт образовательно-информационного проекта «Все профессии хороши, выбирай на вкус».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский  сад  №27

Образовательно-информационный проект

«Все профессии хороши, выбирай на вкус»

Работу выполнила:

Чуракова Елена Петровна педагог-психолог

г. Ржев

Схема осуществления проекта: аналитическая часть, теоретическая, практическая.

  1. Аналитическая  часть

Актуальность: Труд- основа нашей жизни, нашего благосостояния. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. Перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный этап. Представления о профессиях у ребенка ограниченны его пока небогатым жизненным опытом: работа мамы и папы, воспитателя, продавца, но и об этих профессиях дети знают мало и поверхностно. Между тем в современном мире существует множество видов труда. Поэтому формирование представлений о мире труда и профессиях – это необходимый процесс социальной адаптации ребенка, который актуален в современном мире.

Гипотеза: если у детей будет слабо развиты знания о различных профессиях и труде взрослых, то у них со временем не выработается положительное отношение к труду и людям труда, такие дети будут не приспособлены к жизни в обществе из-за низкого уровня трудовых навыков и умений. А как известно, что именно труд сделал человека человеком, учеными давно доказано огромное влияние труда на развитие высших психических сфер человека.

Проблема: дети очень мало знают о том множестве профессий, которые существуют в мире, не уважительно относятся к результатам труда взрослых и других детей, малоактивны в желании помогать.

. Целеполагание

Цель: расширить и обогатить знания детей о многообразии профессий взрослых , воспитывать нравственное отношение к людям труда.

Задачи: 1. расширить представления детей о различных профессиях, дать понятие слову- профессия; формировать представления о роли современной техники в трудовой деятельности и жизни человека;

2. расширить и пополнить словарный запас детей, учить анализировать, обобщать и делать выводы;

3. воспитывать уважение к людям труда, способствовать формированию желания беречь результаты труда.

Вид проекта –  информационно - творческий.

Участники проекта: дети средней группы №8 (4-5 лет), работники детского сада, родители, музыкальный руководитель, воспитатель по   физической   культуре.

Образовательные области: познание, коммуникация, чтение  художественной  литературы, музыка, социализация, физическое развитие, здоровье, безопасность, труд..

Продолжительность проекта: средней продолжительности (1 год, с сентября по август   включительно 2012-13 год )

2. Теоретическая часть

Ресурсное обеспечение: научно – методическая и художественная литература, фотографии профессии, мультфильм, фломастеры, бумага ,  ватман.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

1. Расширятся знания и представления детей о многообразии профессий.

2. На основе характерных трудовых процессов и результатов труда у детей сформируется понимание значимости труда в жизни каждого человека.

3. Дети научаться организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях.

4. Сформируется потребность проявлять заботу и уважение к людям труда, к результатам труда.

5. Проявят творческую инициативу и самостоятельность в выражении своих впечатлений (в творческих рассказах, рисунках).

6. Пополнится словарный запас, обозначающий названия профессий, предметы и материалы, орудия и действия труда, результаты труда.

7.Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.

3. . Практическая часть:

 Разработка   проекта ( этапы  реализации проекта ):

1.Провести диагностическое обследование детей.

2. Донести до участников проекта важность данной темы.

3. Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Профессии».

4. Подобрать материал для продуктивной деятельности.

5. Составить перспективный план мероприятий.

Продукт проектной деятельности: составление композиции «Кем я хочу стать», фотовыставка «Дело мастера боится», развлечение «Все профессии хороши—выбирай на вкус».

Выполнение проекта:

 

Формы работы

 

 

 


 

Совместная деятельность

Непосредственно – образовательная деятельность

                                             

 

С детьми

С родителями

 

 

 

 


 

Наблюдения

Игра

                                                                    

 

Фотовыставка

Анкетирование

 

 

Труд

                                                                    

Беседа

Продуктивная деятельность

Наблюдения

Рассматривание наглядности, иллюстраций

Фотовыставка

Помощь в создании развивающей среды

Труд

Фотовыставка

Беседа

Консультации

Выставка рисунков

Помощь создания развивающей среды

Фотовыставка

Экскурсия

Беседа

Рассматривание наглядности, иллюсчтраций

Слушание музыкальных произведений

Беседа

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Чтение художественной литературы

.

 

 

Итог проекта:

В ходе работы по данной теме дети познакомились различными профессиями, узнали много пословиц и поговорок о труде. Могут составить краткий рассказ о профессиях. Дети проявляли инициативу в ходе беседы, игры, в художественном творчестве. У детей появилось желание помогать друг другу, помогать взрослым, появилось желание беречь результаты своего и чужого труда.

Родители были заинтересованы к образовательному процессу, творческому развитию детей и участию их в жизни группы, в полной мере ощутили свою ответственность за воспитание и подготовке детей к будущей взрослой жизни.

Сотрудники детского сада   создали   условия для реализации проекта .

 

 

Диагностика познавательного развития детей средней группы по теме «Многообразие профессий».

1 задание: детям задаются вопросы «Кем работают твой папа, твоя мама ?»

                                                              «Что делают на работе твои мама, папа?»

2 задание: детям поочередно показываются картинки с изображением повара, врача, продавца, парикмахера, шофера, летчика, полицейского и задается вопрос: »Кто это?»

3 задание: детям задается вопрос «Что делает повар, врач, продавец, парикмахер, шофер ?»

Интерпретация результатов диагностического обследования:

Высокий уровень—ребенок правильно ответил на все вопросы самостоятельно

Средний уровень—ребенок затрудняется ответить без помощи взрослого или ответил на половину вопросов

Низкий уровень—ребенок не справился с заданием

Результаты:

Сентябрь  : Высокий – 7 человек= 36%               Май: Высокий—14 человек= 70%

                  Средний—7 человек= 36%                          Средний—4  человек   = 20%

                 Низкий--   5 человек= 18%                            Низкий—1 человек= 5%

                                                               

Приложение 1.

Перспективный план мероприятий

Формы работы с детьми:

 

 

Сроки

Содержание

Методические приемы

Сентябрь

Труд взрослых в д/с

Наблюдения за трудом сотрудников детского сада.

Беседы с сотрудниками.

 

Рассказ воспитателя о труде взрослых в д/с.

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».

Продуктивная деятельность «Как мы помогаем нашей няне».

Октябрь

Труд повара в д/с: делает фарш с помощью мясорубки, лепит котлеты, пирожки, нарезает овощи, варит супы, борщи, кашу. Помощники повара на кухне – разные машины и механизмы.

Экскурсии на кухню.

НОД «Знакомство с профессией повара».

Рассматривание иллюстрации о труде повара.

Беседа «Что мы видели на кухне».

Дид. Игры «Что из чего приготовлено», «Что нужно, чтобы приготовить».

Сюжетно-ролевые игры

«Семья», «Детский сад», «Овощной магазин».

Продуктивная деятельность: пирожки для мишки, конфеты для кукол, красивый фартук для нашего повара.

Ноябрь

Работа врача и м/с д/с: прослушивают фонендоскопом, измеряют температуру, рост, вес, дают лекарство, делают перевязку, смазывают царапины.

Наблюдение.

Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением медицинских инструментов.

Беседа «Что мы видели в мед. Кабинете»

НОД «Знакомство с профессией врача, медсестры».

Дид. Игра «Кому, что надо для работы».

Сюжетно-ролевые игры «Поликлиника».

Продуктивная деятельность: совместный труд с воспитателем по уборке участка.

Декабрь

Работа шофёра в д/с:

Возит продукты и другие грузы, содержит в порядке машину, заправляет её бензином, ремонтирует, соблюдает правила дорожного движения.

Целевые прогулки и наблюдение по улице за транспортом, к продуктовой машине, к светофору.

Рассматривание иллюстраций с изображением видов городского наземного транспорта.

Беседы «Кто привозит продукты в д/с», «На чём мы ездим по городу».

Чтение А. Барто «Грузовик».

Дид. Игры «Лото», «Найди и назови», «Разрезные картинки», «На чём люди ездят».

Сюжетно-ролевые игры «Транспорт», «Детский сад».

Продуктивная деятельность: конструирование «Построим машину», рисование «Машины на нашей улице».

Январь

Работа прачки в д/с.

Работа продавца – трудовые действия, последовательность, результат.

Экскурсия в прачечную д/с.

НОД «Знакомство с профессией прачка».

Целевая прогулка к магазину.

Рассматривание иллюстраций.

Беседы «Как мы можем помочь нашей прачке», «Что мы видели на витрине магазина», «Как работает продавец».

Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

Продуктивная деятельность: помощь в смене полотенец, стирка кукольного белья.

Февраль

Работа парикмахера – трудовые действия, результат, добросовестное отношение к работе.

Показ работы парикмахера мамой кого-либо из детей.

Рассказ о работе парикмахера.

Беседа «Как вы были в парикмахерской»

Дид. Игры «Завяжем бант», «Сделаем кукле красивую причёску».

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская».

Март

Как трудятся наши мамы дома и на работе, бережное отношение к результатам их труда, посильная помощь.

Рассматривание иллюстраций.

Беседы «Наши мамы», «Как мы поздравим маму», «Мамина работа», «Как мы помогаем маме дома».

Чтение Г. Виеру «Мамин день», Е. Серова «Не терпит мой папа безделья и скуки».

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Праздник мам».

НОД «Знакомство с профессией художника».

Продуктивная деятельность: изготовление подарков для мам и бабушек.

Апрель

Как работают врач, музыкальный руководитель, воспитатель по физкультуре, заботливое отношение к детям.

Беседа о работе врача, муз. руководителя, и воспитателя по физкультуре.

Дид. Игра «Кому что нужно для работы».

Сюжетно-ролевые игры «Поликлиника», «Детский сад».

Продуктивная деятельность: изготовление сувениров.

Май

Как трудятся люди: закрепление знаний о труде работников д/с, парикмахера, продавца.

Рассматривание иллюстраций о труде людей.

Беседы «Кто работает в д/с», «Забота взрослых о детях».

Дид. Игры «Кому что нужно для работы», «Кто что делает».

Чтение В. Маяковского «Кем быть», «Конь-огонь», «Это книжечка моя про моря и про маяк».

Сюжетно-ролевые игры «Транспорт», «Парикмахерская», «Детский сад», «Магазин».

Июнь-август

Уточнение и закрепление знаний о профессиях людей, работающих в д/с, труде шофёра, продавца. Закрепление знаний о профессиях родителей.

Рассматривание иллюстраций о труде взрослых.

Беседа о труде родителей.

Чтение Д. Родари «Стихи о профессиях», загадки.

Дид. Игра «Кому что нужно для работы».

Сюжетно-ролевые игры «Детский сад», «Кафе», «Магазин», «Поликлиника».

Продуктивная деятельность: предметы для игры в магазин, рисование «Апельсины в ящиках», аппликация «Ящики для апельсинов».

 

 

Формы работы с родителями:

  1. Участие в изготовлении атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
  2. Анкетирование с целью изучения семейного опыта по познавательному развитию детей.
  3. Семейный просмотр мультфильмов, диафильмов, кино, телепередач с познавательной направленностью «Все работы хороши- выбирай на вкус»
  4. Привлечение  родителей к созданию книжной выставки произведений о разнообразии профессий, труда взрослых.
  5. Участие в тематических вечерах посвященных профессии полицейского ,парикмахера, дворника, медицинской сестры родителей и детей.
  6. Развлечение для детей «Праздник профессий».
  7. Консультация для родителей «Развивая трудолюбие»
  8. Участие детей и родителей в субботниках по благоустройству участка, группы.
  9. Проведение детско-родительской выставки «Кем бы я хотел встать».
  10. Помощь родителей в проведении целевых прогулок и экскурсий за пределы д\с.
  11. Проведение фото-выставки «Дело мастера боится».
  12. Помощь родителей в создании наглядности для дошкольников «Многообразие профессий».