Внеклассное мероприятие
Предварительный просмотр:
Занятие кружка « Занимательная физика»
Учитель физики: Шевцова Л.Н.
Тема занятия: Физика вокруг нас
Цель данного занятия :
– научить ребят удивляться явлениям природы, объяснять их, опираясь на приобретенные знания, профессиональная ориентация уч-ся.
-воспитывать познавательный интерес, любознательность, активность, интерес к изучаемому предмету.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к занятию, «черный ящик», калейдоскоп ,прибор для выдувания мыльных пузырей.
Ведущий 1:
Когда-то Лобачевский думал,
Кутаясь в пальто:
«Как мир прямолинеен,
Видно, что-то здесь не то!»
Но он вгляделся пристальней
В безоблачную высь
И там все параллельные
Его пересеклись.
---------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 2 :
Все известно вокруг,
Тем не менее
На земле еще много того,
Что достойно, поверь, удивления
И твоего, и моего.
Ведущий 1
Удивляйся росе,
Удивляйся цветам,
Удивляйся упругости стали,
Удивляйся тому,
Чему люди порой,
Удивляться уже перестали!
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 2
Уважаемые друзья! Сегодня вы присутствуете на заседании кружка
« Занимательная Физика», тема занятия - «Физика вокруг нас» .Это занятие для уч-ся 7 класса, которые только начинают изучать физику проводят уч-ся 8,9 классов.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 1
Как с греческого переводится слово «Физика»? (Вопрос к залу)
Физика – наука о природе.(Слайд на экране)
Вспомним строчки стихотворения Федора Ивановича Тютчева:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
«Физика в гостях у лириков»
Ведущий 2
Вы спросите: «Что общего между физикой и поэзией, наукой и искусством?»
Давайте сегодня вместе попытаемся найти связь между ними.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 1
Мы с вами изучаем одну из наук о природе .Поразительно, насколько, точно А.С.Пушкин понимал важную роль и проблемы науки. В связи с этим нельзя не вспомнить его удивительное стихотворение, где каждая строчка - глубокая мысль:
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Чтец1 О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 1
Наш общий дом – планета Земля.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 2
Наш адрес во Вселенной –«Метагалактика. Галактика. Солнечная система. Планета Земля.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 1
С незапамятных времен человек осознал неразрывную связь Земли и неба. Наука, религия, искусство – все это так или иначе было связано с небом.
Звездное небо – великая книга Природы.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 2
Не посвященному в секреты звездного небо даже трудно себе представить, какое богатство материальных форм, какое неистощимое творчество Природы скрыто за теми замысловатыми узорами из звезд, которые называются созвездиями.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 1
Солнце, Луна, звезды – вечный источник вдохновенья для поэтов.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Чтец 2 «Небесный свод, горящий славой
Звездной,
Таинственно глядит из глубины.
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены…»
Федор Иванович Тютчев
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Чтец 3 «Открылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне - дна
Михаил Васильевич Ломоносов
Чтец 4 Марина Цветаева
«Косматая звезда,
Спешащая в никуда
Из страшного ниоткуда.
Между прочих овец Приблуда,
В златорунные те стада
Налетающая, как Ревность,-
Волосатая звезда древних!
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 2 : О каком небесном явлении, а точнее небесном теле здесь идет речь?
Ответы уч-ся
Да, конечно это комета
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 1
Что мы знаем о кометах?
В 1908 г. К.Бальмонт писал:
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Чтец 5 «По яйцевидному пути
Летит могучая комета.
О чем хлопочет пляской света?
Что нужно в мире ей найти?
Она встает уж много лет,
Свой путь уклончивый проводит,
Из неизвестного приходит,
И вновь ее на долго нет.
Как слабый лик туманных звезд,
Она в начале появленья –
Всего лишь дымное виденье,
В ней нет ядра, чуть тлеет хвост.
Но ближе к Солнцу – и не та.
Уж лик горит, уж свет не дробен,
И миллионы верст способен
Тянуться грозный след хвоста.
Густеет яркое ядро,
И уменьшается орбита.
Комета светится сердито.
Сплошной пожар ее нутро».
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 2 Кометы воспевали, ими любовались, о них слагали стихи, полные восторга и удивления , но их и боялись, как предвестников страшных событий: войн, голода, болезней
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 1
У Вольтера мы находим такие строки:
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Чтец 6 «Кометы – тьмы и зла ужасные знаменья,
Довольно приводить народы вам в смятенье.
По эллипсу нестись гигантскому в эфире,
Всходить и заходить не лучше ль в нашем мире,
И , став естественным явлением природы,
Являться в должный срок и пробуждать народы?».
-------------------------------------------------------------------------------------------------------Ведущий 2
Периодически спешит засвидетельствовать землянам свое почтение комета Галлея. Теперь вновь прибудет в 2061 году.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 1
В сочинениях Козьмы Пруткова читаем:
Но вот уж меркнет Солнца луч,
Выходит месяц из-за туч
И освещает на пути
Все звезды млечного Пути»
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 2
Как известно, Млечный Путь – это наблюдаемая на звездном небе неярко светящая полоса неправильной формы. Она состоит из огромного числа слабых звезд и видимых отдельно невооруженным глазом, .но почему возникло такое название – Млечный путь?
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 1
Греческий миф рассказывает о струе молока, брызнувшей на небо из груди богини Геры в то время, когда она кормила младенца Геркулеса.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Звучит песня «Две звезды « ( А.Пугачева, И.Николаев)
Ведущий 2
Наиболее часто поэты обращаются к звездопаду. С «падением звезд» связано много легенд. И конечно, такое удивительно прекрасное зрелище приковывает сердце поэтов и композиторов.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 1
«Август – астры,
Август – звезды,
Август - грозди
Винограда и рябины
Ржавой - август !
…
Август! – Месяц
Ливней звездных!»
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 2
На самом деле в августе часто можно видеть «падающие звезды»?
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 1
«Падающие звезды» - это метеориты. Август действительно богат метеоритными дождями.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------на экране портрет М.Цветаевой
Чтец 7: «Стихи растут, как звезды и как розы
Как красота – ненужная в семье.
И на венцы и на апофеозы –
Один ответ: - «Откуда мне сие?»
Мы спим – и вот, сквозь каменные плиты,
Небесный гость в четыре лепестка.
О, мир, пойми! Певцом - во сне –
Открыты
Закон звезды и формула цветка»!
Звучит романс « Гори, гори , моя звезда»
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Слайд «Неизвестное об известном»
Ведущий 1 Следующая страница нашего занятия «Неизвестное об известном»
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 2
Федор Иванович Тютчев написал такое стихотворение:
Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла –
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла
Ведущий 1
- Как вы думаете, какое явление он описал в этих поэтических строках?
- Ответ учащихся - Радуга Слайд Радуги
Ведущий 2 Все цвета, которые содержит радуга, называют спектром.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 1.
Складывая цвета спектра можно получить белый цвет. При подходящих погодных условиях мы можем в небе видеть радугу благодаря тому, что при прохождении света через капельки воды, находящиеся в атмосфере, происходит обратный процесс разложения белого света на составляющие
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 2
В 1672 г. Исаак Ньютон провел опыт по разложению белого света в спектр. Для этого он пропускал пучок света через стеклянную призму. На стене кабинета при этом появлялась цветная полоса. В ней Ньютон выделил 7 основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Запомнить цвета спектра вам поможет детская считалочка: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.»
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 1 Парят в воздухе и переливаются всеми цветами радуги на Солнце и мыльные пузыри. Их красота буквально заворожила Сергея Яковлевича Маршака:
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Чтец 8 Горит, как хвост павлиний,
Каких цветов в нем нет!
Лиловый, красный, синий,
Зеленый, желтый цвет.
Огнями на просторе
Играет легкий шар.
То в нем синеет море,
То в нем горит пожар.
В нем столько блеску было,
Была такая спесь,
А он – воды и мыла
Раздувшаяся смесь.
-Ведущий 2
На мыльных пузырях ученые изучали строение и поведение тонких пленок, силы поверхностного натяжения. Тонкая пленка мыльного пузыря была предметом исследований и размышлений Исаака Ньютона. Мы с вами сегодня тоже займемся выдуванием мыльных пузырей. Для этого годится любой мыльный раствор, но пузыри будут прочнее, если в раствор добавить немного глицерина.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 1 Итак, любуемся красотой самых обыкновенных мыльных пузырей.
Выдувают мыльные пузыри.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Звучит песня « Притяжение Земли»
. «Космос – гигантский океан» слайд на экране
Ведущий 2 : Человек всегда мечтал о полетах. Что же влекло его в неземные
дали? Прежде всего дерзновение, желание постигнуть неведомое,
фантазии …
Наш великий соотечественник К.Э. Циолковский ( слайд Портрет Циолковского)
считал, что использование внеземных ресурсов сулит человечеству «горы
хлеба и бездну могущества». Сегодня мы убеждены : выход в космос диктуется необходимостью развития науки, производства, медицины… Современную науку и практику уже не удовлетворяет информация, получаемая в земных условиях .Выйдя за пределы своей планеты, человек обретает возможность без ряда очень существенных помех наблюдать Вселенную, изучать многие земные явления и объекты.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 1: Людей всегда манили дали,
Их вечно звали океаны…
А космос жил не торопясь,
Он был загадочен и страшен.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 2: Советские люди используют достижения космонавтики на благо человека, в мирных целях. Результаты космических исследований сегодня находят широкое применение в народном хозяйстве, в разных областях науки и техники: в телевидении, сверхдальней телефонной и телеграфной связи, метеорологии, морской навигации, геологии и др.
У истоков всех этих свершений - работы гениального русского ученого и изобретателя Константина Эдуардовича Циолковского, конструктора первых современных ракетоносителей, искусственных спутников Земли и кораблей- спутников Сергея Павловича Королева, первый полет человека в космос, осуществленный тоже нашим соотечественником Юрием Алексеевичем Гагариным.
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 1: Ребята! Эти исторические данные, надеюсь, вам известны .А вот как начиналась космическая эра.
Хроника космической эры (на фоне музыки « Таинственная Галактика» с диска «Зодиак)
- 1-11 вв.н.эры Портрет древнегреческого ученого и инженера Герона Александрийского.
Текст: он предложил механизм, использовавший для своей работы реакцию струи водяного пара; это был первый предок реактивного двигателя.
- 1680 г. Первое в России «Ракетное заведение» и Петровская сигнальная ракета
Текст: Эта ракета образца 1717 г. применялась без изменений почти 150 лет
- 1881 г. Портрет Н.И. Кибальчича
Текст: Находясь в заключении, этот народоволец и изобретатель создал проект ракетного летательного пилотируемого аппарата.
- 1903г. Титульный лист работы К.Э. Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами»,портрет ученого.
Текст: портрет и важнейший труд основоположника космонавтики.
- 1933г. Полигон в Нахабине под Москвой .
Запуск созданной под руководством М.К.Тихонравова первой советской жидкостной ракеты.
- 1949г. Полет геофизической ракеты.
Текст: В Советском Союзе начаты регулярные исследования верхних слоев атмосферы и космоса при помощи геофизических ракет.
- 1957г. Первый в мире искусственный спутник Земли
Текст: С его запуском человек впервые разорвал цепи земного притяжения.
- 1957 г. Первый пассажир искусственного спутника Земли - собака Лайка.
- 1958 г.Портрет С.П.Королева
Текст Главный конструктор первых советских ракетоносителей, ИСЗ, пилотируемых космических кораблей.
- 1959 г. Автоматическая межпланетная станция «Луна-3» в полете.
Текст: Станция сфотографировала обратную сторону нашего естественного спутника.
- 1961 г. Первая в мире межпланетная станция «Венера-1».
Текст: Ее запуском было положено начало непосредственному изучению планет.
- 1961 г. Портрет Ю.А.Гагарина. Космический корабль «Восток» на стартовой площадке.
Текст: Совершен первый в истории полет человека в космос.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Звучит песня А.Пахмутовой «Знаете каким он парнем был»
На фоне музыки « Волшебная ночь» с диска «Зодиак»
Ведущий 2: Двадцатый век, к Галактикам взлетая,
Несет нам всем торжественную весть:
Есть космонавт – профессия такая,
Уже такая должность есть
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 1: С каждым годом растет космическая семья. Теперь она интернациональна. Космонавты работают не только для науки и народного хозяйства, они выполняют огромного значения политическую миссию.
( слайды фото космонавтов или вымпелов и медалей, выпущенных в честь международных космических полетов)
Сотрудничество государств в исследовании космического пространства в мирных целях – важнейший элемент сегодняшней жизни нашей планеты.
( слайд Фото Земли)
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Громче звучит музыка с диска «Зодиак» на экране слова Ю.А.Гагарина
Ведущий 2: «Облетев Землю в корабле- спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и преумножать эту красоту, а не разрушать ее!»
Музыка звучит на экране слова
«Космос – гигантский океан, открытый для человечества, для того чтобы оно сплотилось в борьбе за новые знания, делающие людей могучими и добрыми властелинами планеты, одной на всех! В этом состоит цель работы, которую ведут в космосе Россия и миролюбивые страны Земли.»
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 1 Ну а сейчас, дорогие ребята, наступает и ваш звездный час
---------------------------------------------------------------------------------------------------==
Звездный час
«Природа и явления в ней»
-----------------------------------------------------------------------
Ведущий 2 (Обращаясь к залу)
Вы тихонько все сидите,
За всем внимательно следите.
Когда вопрос задам вам я,
Вы будьте сдержаны, друзья:
Сначала руку поднимите,
Потом уж смело говорите.
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 1 На все вопросы дан ответ –
Приз от нас вам –
Горсть конфет.
Ведущий 1
- Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят? (Б.Медведица_
- По какому пути нельзя пройти? (По Млечному)
- Днем спит, ночью глядит? (Луна)
- Летит жар птица, хвостом гордится (Комета)
- Что без огня горит (Солнце)
- Никого не родила, а все матушкой зовут (Земля)
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 2 А теперь задание усложняем . К каждой отгадке ставим физический вопрос.
- Чего в сундук не спрячешь?
Отгадка: луч света
Вопрос к отгадке: Какого цвета белый свет?
Ответ: белый свет состоит из ряда разноцветных лучей красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового.
-Ведущий 1
- Ревнул вол на сто сел, за сто речек
Отгадка: гром
Вопрос: вдалеке бушует гроза. Какое явление мы зафиксируем раньше? услышим гром или увидим молнию.
Ответ: раньше увидим вспышку молнии, а позднее услышим раскаты грома.
Так будет потому, что скорость распространения света 300000 км/с, а звука 340 м/с.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
На слайде портреты ученых
1. И. Ньютон
2. С. Королев
3.К.Э.Циалковский
4.М.В. Ломоносов
5. Ю.Гагарин
6. Г.Галилей
Ведуший 2
Вопросы
- Ученый и изобретатель, основатель отечественной космонавтики.
- Один из крупнейших физиков и математиков мира. Изучал световые явления. Он сформулировал основные законы механики.
3. Первый космонавт Земли.
4. Конструктор, под руководством которого были построены первые пилотируемые космические корабли, отработана аппаратура для выхода человека в космос.
5. Открыл законы падения тел, первый указал на существование явления инерции и применил телескоп для астрономических исследований.
6. Первый русский академик. Он ввел в русский язык слово «Физика»
---------------------------------------------------------------------------------------------------
( В зал вносят и устанавливают на столе черный ящик)
Ведущий 1: Сейчас я прочитаю стихотворение
Смотрю – и что ж в моих глазах?
В фигурах разных и звездах
Сапфиры, яхонты, топазы,
И изумруды, и алмазы,
И аметисты, и жемчуг,
И перламутр – все вижу вдруг!
Лишь сделаю рукой движенье –
И новое в глазах явленье!
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 2: Уважаемые ребята и наши гости ! Что за прибор, которому посвящено только что прочитанное стихотворение, находится в «черном ящике»?
Ответ : слайд на экране
Калейдоскоп – состоит из трубки с зеркальными пластинами и осколками цветных стекол. Предназначен для наблюдения быстро сменяющихся красочных узоров. Изобретен в 1817 г. шотландским физиком Д.Брюстером.
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 1 :
Человеческий разум могуществен, он способен понять любые «тайны» окружающего нас мира, а что действительно чудесно, так это творение рук человеческих: они достойны и удивления и восхищения
------------------------------------------------------------------------------------------------
-
Ведущий 2
Я еще не устал удивляться
Чудесам, что есть на Земле:
Телевизору, голосу раций,
Вентилятору на столе.
Самолеты летят сквозь тучи,
Ходят по морю корабли –
Как до этих вещей могучих
Домечтаться люди могли?
Ведущий 1
Я вверяю себя трамваю,
Я гляжу на экран кино.
Эту технику понимая,
Изумляюсь ей все равно.
Ток по проволоке струится,
Спутник ходит по небесам,
Человеку стоит дивиться
Человеческим чудесам!
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 2
Так писал поэт В.Шефнер о созданиях человеческого разума. А в основе их - законы физики.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 1.
Подходит к концу наша встреча. В заключении мы хотим сказать, что одним ближе физика, а другим – ботаника. Кому-то нравится математика, а кому-то история. Каждый человек особенный, поэтому и его взгляд на мир неповторим. И если вас увлекла физика, смелее идите навстречу этой древней науке. Она того стоит.
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 2. Ребята, у вас на столах лежат маленькие листочки, нам хотелось бы, чтоб каждый из вас на них написал, что вам больше всего запомнилось сегодня, что больше всего понравилось