Классному руководителю

Великих Елена Викторовна

Материалы для организации воспитательной работы.

http://www.proshkolu.ru/user/velikih555/folder/48361/

http://www.proshkolu.ru/user/velikih555/folder/109351/

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vospitatelnoy_deyatelnosti_e.v.velikih.doc225 КБ

Предварительный просмотр:

   

Паспорт программы


Наименование программы


На пути к образованному человеку


Основания для

разработки





Конвенция ООН о правах ребенка;

Конституция РФ;

Закон РФ “Об образовании”;

Национальные проекты;

Устав ОУ

Общешкольная программа воспитательной работы

Разработчики программы

Великих Елена Викторовна

Цель программы





Создание благоприятных условий для   социализации выпускника  в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Задачи программы

Воспитывать  сознательное отношение к учению, развивать познавательные интересы учащихся.

Воспитывать  активную жизненную позицию, чувство долга, готовность взять на себя ответственность.

Создавать условия для открытия и развития способностей детей в художественной и управленческой деятельности.

Формировать представления о важности и необходимости соблюдения в мире людей общечеловеческих, гуманных, нравственных, справедливых законов и норм.

Развивать свойства личности, которые помогут им в выборе

дальнейшего жизненного пути, в выборе профессии.

Система организации

контроля за исполнением программы

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, курирующий организацию профильного обучения и воспитательной работы.

Сроки реализации

2012-2016 гг.

Исполнители основных мероприятий программы



Классный руководитель, учащиеся, родители учащихся, представители различных общественных организаций и учебных заведений (по согласованию)

Ожидаемые результаты


Выпускник, адаптированный  к условиям современного общества:

сформировавший в себе личностные качества;

обладающий культурой общения;

объединяющий в себе нравственные нормы поведения и чувство патриотизма;

креативно мыслящий;

психологически адаптированный: стрессоустойчивый, имеющий навыки самопознания, саморегуляции и самокоррекции;

испытывающий потребность в труде, профессиональной деятельности;

способный руководить, решать проблемы, склонный к научно-исследовательской  работе;

способный рационально организовывать свой досуг;

свободно владеющий информационными и коммуникационными технологиями и применяющий их в своей деятельности.

Пояснительная записка

        Найти свою дорогу, узнать свое место – в этом все для человека, это для него значит сделаться сами собой.    

                В.Г. Белинский

               Ориентация образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности каждого школьника, успешную социализацию и активную адаптацию выпускников на рынке труда является важнейшим  требованием к школе, сформулированным в концепции модернизации российского образования  и в Концепции профильного обучения в учреждениях общего среднего образования.  

    В стратегических документах отмечается новая роль профессиональной ориентации как условия психолого-педагогической поддержки молодежи, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии. В контексте концептуальных идей профильного обучения школьнику необходимо оказать помощь в определении содержания своего образования с учетом индивидуальных способностей, склонностей, интересов; расширить возможности его социализации, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

К числу наиболее актуальных задач, стоящих перед классным руководителем  в условиях предпрофильного и  профильного обучения, относятся  задачи по  формированию таких качеств личности, которые помогли бы выпускнику в  самоопределении.

Результаты диагностики готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, проведенной в нашей школе, выявили ряд проблем:

затруднение в выборе профессии;

отсутствие представлений  о научных основах выбора профессии;

неопределенность ценностных представлений;

низкая степень социализации.

На решение выявленных проблем и направлена воспитательная работа в нашем образовательном учреждении.  В основу модели воспитания была положена теория  самоопределения, становления и самореализации личности, разработанная С.Н.Чистяковой, Н.С.Пряжниковым, Е.А.Климовым и другими. По их мнению, процесс самоопределения сложный, противоречивый и длительный, поэтому «на всех этапах образования необходима организация специальной научно-практической деятельности с целью оказания психолого-педагогической помощи школьнику в его жизненном, профессиональном и социальном самоопределении».

Воспитательная работа в нашей школе строится по ступеням обучения,  и целью   воспитания  в старшей  школ (8-11 классы) является  создание условий и механизмов для самореализации  личности, формирование и развитие качеств, связанных с выбором направления дальнейшего образования, развитие ключевых компетенций.

На основе школьной модели воспитания мною была создана программа воспитательной работы в старших классах «На пути к образованному человеку» (далее Программа). В названии Программы отражена главная идея: воспитание личности, способной к жизненному, личностному и профессиональному самоопределению. Такой личностью является образованный человек.    

В основу Программы были  положены следующие основные понятия: старший школьный возраст, учебно-профессиональная деятельность, самосознание, самоопределение, самореализация, гражданская зрелость: готовность к труду, готовность к самообразованию, готовность к семейной жизни, профориентация, ценностные ориентации.  

Программа  рассчитана на четыре года обучения (8-11 классы). Участниками программы являются подростки 13-17 лет. Данный период – это переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что, с одной стороны, предполагает завершение полового созревания, а, с другой, - достижение социальной зрелости. Эти возрастные особенности лежат в основе Программы.

  Программа носит комплексный характер, т.к. она дает возможность сочетания разных видов деятельности и форм работы, налаживания связей между урочной и внеурочной сферами жизни школьника, одновременного использования возможностей воспитания и дополнительного образования, образования основного и дополнительного.

         Особое внимание при планировании мероприятий, направленных на реализацию Программы,  отводится проведению социально значимых дел в форме акций и проектов. Возрождение этого направления в системе воспитания имеет огромное общественное значение. Только так можно реально способствовать развитию духовно-нравственной сферы подрастающего поколения, развивать гражданскую активность, лидерские качества, ответственность за порученное дело.

Несмотря на достаточную разработанность механизма реализации предпрофильного и профильного обучения  на образовательном уровне, в теории и практике  обучения до сих пор остаётся нерешённым вопрос о качественных изменениях в воспитательной работе с учениками предпрофильных и профильных классов. Актуальность предлагаемой Программы и заключается именно в том, что в ней  предлагаются конкретные направления деятельности с учениками старших классов по развитию свойств личности и психологических установок, которые могут им помочь в профессиональном самоопределении  в условиях современного рынка труда и современных жизненных реалиях.

В теории и практике подготовки школьников к социальному и профессиональному самоопределению наблюдается отход от рассмотрения его с позиции управления и переход на парадигмы личностно ориентированного воспитания. Поэтому в работе по созданию Программы я  опиралась на  современные воспитательные концепции, основанные на личностно ориентированном подходе:

системное построение процесса воспитания (Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, В.А. Караковский);

воспитание как педагогический компонент социализации (М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, О.С. Гребенюк и др.);

формирование образа жизни, достойной человека (Н.Е. Щурковой);

самовоспитание школьников (Г.К. Селевко).

 Как было уже сказано выше, в основу Программы  положена теория  самоопределения личности. О самоопределении личности в процессе трудовой деятельности писали А. Маслоу, К. Яспер, И. Кон, П. Щедровицкий,  Е. Климов и др. В начале  XXI века в образовании и профессиональной ориентации востребована феноменологическая модель (А. Маслоу, А. Комтс, К. Роджерс и др.), предполагающая персональный характер образования и самоопределения с учетом индивидуально – психологических особенностей обучающихся, бережное и уважительное отношение к их интересам и потребностям.        Представители данного направления стремятся создать условия для самопознания и поддержки уникальности каждого ученика, предоставить как можно больше свободы выбора и условий для самореализации.

Изучив перечисленные воспитательные концепции, философские и психологические труды о самоопределении личности, я попыталась создать Программу, которая, во-первых,  решает проблемы социализации и самоопределения личности, во-вторых, она является составной частью механизма, обеспечивающего практическую реализацию предпрофильного и профильного обучения на старшей ступени обучения.  В этом и есть новизна  Программы.

         Цель  Программы:  Создание благоприятных условий для успешной социализации выпускника  в обществе и активной адаптации на рынке труда.

         В ходе выполнения Программы  решаются следующие задачи:

Воспитывать  сознательное отношение к учению, развивать познавательные интересы учащихся.

Воспитывать  активную жизненную позицию, чувство долга, готовность взять на себя ответственность.

Создавать условия для открытия и развития способностей детей в художественной и управленческой деятельности.

Формировать представления о важности и необходимости соблюдения в мире людей общечеловеческих, гуманных, нравственных, справедливых законов и норм.

Развивать свойства личности, которые помогут им в выборе

дальнейшего жизненного пути, в выборе профессии.

            Программа предусматривает среди наиболее важных видов деятельности классного руководителя профильного класса  следующие:

изучение личности каждого обучающегося старших классов, его склонностей, интересов;

создание благоприятной микросреды и морально-психологического климата для каждого обучающегося в классе;

развитие у обучающихся навыков общения, помощь в решении проблем, возникающих в общении с товарищами, учителями, родителями;

содействие получению дополнительного образования обучающимися через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в образовательном учреждении, учреждениях дополнительного образования детей и по месту жительства, тесная связь с ВУЗами и коррекция работы по мере становления каждого учащегося;

обновление содержания жизни коллектива старшего класса в соответствии с возрастными интересами обучающихся и требованиями жизни общества;

ведение совместно с образовательным учреждением активной пропаганды здорового образа жизни, физкультурно-массовых, спортивных и другие мероприятий, способствующих укреплению здоровья обучающих.

Воспитательная работа строится в соответствии со следующими принципами:

  Принцип «само» – направлен на самостоятельную реализацию человека в любой сфере жизнедеятельности, прежде всего, в самоуправлении (самодеятельность, самоуправление, самовоспитание, самостоятельность и т.д.).

Принцип творческой активности – направлен на поиск нового, на развитие оригинальности, инициативы, фантазии обучаемых и является главным стимулом в проведении традиционных и новых дел школы.

Принцип общения – направлен на развитие коммуникативных качеств, диалогичности, принятие особенностей и непохожести другого, умение понимать.

Принцип выборности – направлен на умение делать выбор в различных ситуациях: от выбора поступков, характера поведения до выбора путей жизненного самоопределения.

  Сроки реализации Программы: 2011  –  2016 годы

  Возраст воспитанников, участвующих в реализации программы: ученики 18-11 классов 13-17 лет.

В связи с тем, что программа рассчитана на четыре года, в ней выделяется два этапа:

I этап: 2011-2014 гг

8-9 классы

        Цели:

1. Формирование классного коллектива.

2. Развитие свойств личности учащихся, которые помогут им в выборе дальнейшего жизненного пути, жизненных позиций.

       Задачи:

1. Объединить учащихся вокруг идеи создания в классе оптимальных условий для жизнедеятельности.

2. Содействовать процессам  самовоспитания, самообразования, самопознания.

3. Вовлекать каждого ученика в решение проблем классного коллектива и школы для полноценной самореализации и развития творческой активности.

4. Формировать высокие нравственные качества, гражданские чувства.

5. Оказывать педагогическую поддержку в выборе профиля.

II этап: 2014--2016 гг

10-11классы

         Цель: Формирование личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

        Задачи:

1.Создавать условия для самовыражения и самоопределения учащихся.

2.Содействовать формированию качеств личности,  способной адаптироваться в современных условиях жизни.

3. Оказывать помощь в  профессиональной ориентации, в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии.

4.Оптимизировать взаимодействие родителей, педагогов и учащихся в рамках подготовки к ЕГЭ.

      В структуре Программы выделяется шесть основных блоков:

Блок I. Психологическое сопровождение воспитательной работы

Направления:

 1. Сохранение и укрепление психологического здоровья.

 2. Оказание помощи в вопросах профориентации.

Блок II. Организация разновидовой  деятельности учащихся

Направления:

1. Общеинтеллектуальное.

2. Социально-нравственное.

3. Общекультурное.

Блок III. Формирование личностных качеств учащихся

Направления:

1. Я – личность.

2. Я и коллектив.

Блок IV. Профориентационная работа

Направления:

1. Профинформирование и профпросвещение.

2. Профконсультирование.

Блок       V. Взаимодействие  с родителями

Направления:

1. Коллективная деятельность.

2. Индивидуальная работа.

Блок VI. Организация мониторинга и аналитико-диагностической деятельности

Направления:

1. Организация и проведение диагностических мероприятий.

2. Организация и проведение мониторинга и пробных экзаменов разных уровней.

3.Мониторинг учебных и внеучебных достижений учащихся – формирование портфолио.

Механизм  реализации Программы:

Внедрение научно-методических подходов к созданию условий, способствующих личностному росту, социальной адаптации, профессиональному самоопределению обучающихся старших классов.

Организация и внедрение в практику воспитательной работы мероприятий, направленных на формирование способностей и компетентностей, необходимых для  успешной самореализации в условиях либеральной экономики, смены технологий, динамичного развития социальных отношений.

       Реализация  мероприятий Программы предполагает тесное взаимодействие представителей различных   сообществ-партнеров с целью педагогического сопровождения школьников в процессе выбора ими своего жизненного пути: учащихся, родителей, педагогического коллектива, психологической службы, управления образования и др.

Необходимым условием реализации Программы воспитания является ее ресурсное обеспечение. В школе создана и постоянно обновляется материально-техническая база организации урочной и внеурочной деятельности и дополнительного образования. В школе есть  специализированный спортивный зал, спортивная площадка, тренажерный зал. Постоянно обновляется и пополняется база спортинвентаря. Все кабинеты и помещения, используемые для организации дополнительного образования и организации внеурочной деятельности отвечают санитарно-гигиеническим требованиям и нормам техники безопасности.

В старшей  школе работают квалифицированные специалисты:  все классные руководители старших классов имеют первую или высшую квалификационную категорию; педагог организатор; социальный педагог; педагог-психолог.   У школы сложилась система социального партнерства. К организации воспитательной работы традиционно привлекаются специалисты учреждений дополнительного образования, культуры и других учреждений.

В школе накоплена информационная  база  воспитательной работы. Имеются нормативные документы, необходимые для организации воспитательной работы: необходимые государственно-правовые акты, локальные акты. Создана база методических разработок по разным направлениям воспитания.   Создано методическое объединение классных руководителей, ведется обучение педагогов современным технологиям, формам и приемам воспитания.  

Ожидаемые конечные результаты Программы

  Программа   ориентирована  на создание образовательно- воспитательного  поля, которое смогло бы подготовить выпускника, способного:

гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);

быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело, выходя из любых конфликтных ситуаций;

 самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня;

обладающего культурой общения;

объединяющего в себе нравственные нормы поведения и чувство патриотизма;

креативно мыслящего;

 психологически адаптированного: стрессоустойчивого, имеющего навыки самопознания, самоорганизации, саморегуляции и самокоррекции;

испытывающего потребность в труде, профессиональной деятельности;

способного руководить, решать проблемы, склонного к научно-исследовательской работе;

способного рационально организовать свой досуг;

свободно владеющего информационными и коммуникационными технологиями и применяющего их в своей повседневной деятельности.

Критерии и показатели эффективности воспитательной деятельности

          Критериями эффективности воспитательного процесса является готовность ребёнка к процессам «самости»: самоопределению, самореализации, самоорганизации, самореабилитации; развитость индивидуальных способностей ученика; физическое и психическое развитие ученика; защищённость и комфортность ребёнка в классной и школьной сообщности.

Для исследования эффективности воспитательной системы используются следующие показатели:

воспитанность учащихся;

удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;

сформированность классного коллектива;

репутация класса.

      В качестве методов изучения результативности воспитательной программы  в соответствии с названными критериями используются  следующие методики:

Тест Н.Е. Щурковой «Размышление о жизненном опыте»

 «Изучение воспитанности учащихся. Методика БП. М.И. Шиловой

«Диагностика ценностных отношений школьника» Б. П. Битинаса

Методика А.А. Андреева «Изучение  удовлетворенности учащегося школьной жизнью».

  Методика эмоционально-символической аналогии (СКЭСА) А.Н. Лутошкина.

Методика социально-психологической самоаттестации коллектива (СПСК) Р.С. Немова.


Содержание Программы

(Мероприятия, направленные на реализацию Программы)

I БЛОК. Психологическое сопровождение воспитательной работы

 Направление

Сроки и формы  реализации

Ответственные

2012-2014

2014-2016

1.Сохранение и укрепление психологического здоровья:

проведение

дней психологической адаптации;

факультативные занятия;

тренинги;

беседы;

классные часы

изучение

уровня психологического здоровья обучающихся
















2. Оказание помощи в вопросах профориентации:

групповая

форма консультирования;

индивид.

 проф. консультирование;

диагност. проф. консультирование

сентябрь

Психологический тренинг «Ребята, давайте жить дружно!»;

игра «Наши учителя»


Факультативный курс «Психология личности»

Игра по развитию толерантности «Волшебный кристалл»

Курс по выбору «Культура эмоций».

Тренинг «Я живу среди людей»

Тренинг «Как подготовиться к экзамену и сохранить здоровье»

Классный час «Лидер на все  времена»

В течение года



Изучение интересов и склонностей учащихся  классов с целью определения профессиональной направленности

(февраль-март)

Дифференциально-    

диагностический опрос.

Курс «Моя профессиональная карьера»









Тренинг «Учимся себя вести»; классный час «Способности человека»;

классный час «Конфликты и их разрешение»


Тренинг «Учимся слушать, вести разговор. Учимся расслабляться»

Классный час «Толерантность»

Анкетирование «Мои эмоции»

В течение года




Изучение интересов и склонностей учащихся  классов с целью определения профессиональной направленности

(февраль-март)


Тренинги профопределения

(второе полугодие)  

Тестирование «Могу. Хочу»

Составление рекомендаций по выбору профессии.

Школьный психолог







Школьный психолог, классный рук.







Школьный психолог, классный  рук.



Школьный психолог, классный  рук.





Школьный психолог, классный  рук, уроки ТПК

II БЛОК. Организация разновидовой   деятельности

Направление

Сроки и формы реализации

Ответственные

2012-2014

2014-2016

Общеинтеллектуальное
































Социально-нравственное































Общекультурное

Беседа «Как тебе может помочь библиотечный каталог?»

«НОТ старшеклассникам» (беседа)



Посещение дома – музея Чивилихина (г. Марииинск) (экскурсия)

Турнир ораторов


Участие в предметных  олимпиадах, предметных неделях.


Участие в научно-исследовательской деятельности (всероссийский фестиваль «Портфолио» и др.)


Круглый стол «Учитель – учащиеся» по предметам


«Мои права и обязанности» (беседа)


Проектная деятельность «Моя семья»

Беседа «Великие женщины великой страны»


Кл. час «День воинов –интернационалист.»

Проектная деятельность «Письмо солдату»



Лит-муз. комп. «Живая память поколений»

«Посади дерево»

Создаем листки здоровья для малышей.

КТД «Спасем озеро!»

Проект «Игрушка для елочки»



Музыкальная гостиная

«Нас приглашают в гости»

Игра «Зеркало»

Прогулка «Времена года»

Традиционное творческое дело (Новый год,  «Армейский магазин», «Хозяюшки»)




Поход «Краски осени»

Осенний кросс

«Возможен ли здоровый образ жизни?» (круглый стол)

Турнир по настольному теннису.


Проектная деятельность «Болезни 21 века»

Лыжный кросс

«Мода и здоровье» (проектная деятельность)

 

День здоровья (по плану УО)


Инструктаж по ТБ (в течение года)


«Энциклопедии: за и против» (диспут)



«Сколько лет живет великий» (кл.час)



Викторина «Мой край»

Участие в предметных олимпиадах, предметных неделях.



Участие в научно-исследовательской деятельности (всероссийский фестиваль «Портфолио» и др.)


Круглый стол «Учитель – учащиеся» по предметам


«…а гражданином быть обязан» (круглый стол)


Классный час «День Матери»


Кл. час «история государственной символики»


Кл. час «День воинов –интернационалист.»







Лит-муз. комп. «Живая память поколений»

«Помоги школе»

Проект «Мы – за здоровый образ жизни» (цикл занятий с младшими школьниками)


Проект «Подари малышу Новый год»



Вечер русского романса



«Школа, в которой я учился»

Игра «Русские забавы»

Традиционное творческое дело (Новый год,  «Армейский магазин», «Хозяюшки»)

Презентация песни


Поход «Дружба»

Осенний кросс

«Современный человек и вредные привычки» (проект)



Турнир по шахматам.




Экскурсия «Русская зима»


Лыжный кросс

«Киномания. Миф или реальность?» (диспут)


День здоровья (по плану УО)

 

Инструктаж по ТБ (в течение года)

Классный рук.



Классный рук.




Классный рук.



Классный рук.

Классный рук., учителя-предметники, администр. ОУ.

Классный рук., учителя-предметники




Классный рук., учителя-предметники


Классный рук., инспектор ИДН

Классный рук., актив класса

Классный рук., актив класса


Классный рук., актив класса, отдел по работе с военнослужащими  при УПСЗН


Классный рук., ДМШ


Классный рук., волонтеры




Классный рук., волонтеры


Классный рук.,организаторы


Классный рук., родит комитет








Классный рук., ДМШ

Классный рук., актив класса





Классный рук., спортивный комитет

Классный рук., актив класса

Классный рук., актив класса



Классный рук.,учителя физ-ры

Классный рук., учительОБЖ

III БЛОК. Формирование личностных качеств

 Направление

Сроки и формы реализации

Ответственные

2012-2014

2014-2016

Я – личность




























2. Я  и  коллектив

Цикл мероприятий «Познай себя»:

«Я как индивидуальность» (кл. час)

«Как выразить мое Я» (кл. час)

«Идеал, авторитет, кумир» (дел. игра)

«Способности, одаренность, талант» (кл. час)

«Цена и ценности в жизни» (дел. игра)

«Скромность гордого и гордость скромного» (кл. час)

«Этическая защита моего «Я» (диспут)

«Как достичь успеха» (кл. час)

«Конформист и нонконформист» (беседа)

«Достоинство как качество личности» (кл. час)


«Давайте познакомимся» (час общения)

«Что вы знаете о толерантности?» (кл. час)

«14 правил бесконфликтного общения» (тренинг)

Наше самоуправление (кл. час)

Микроисследование «Атмосфера в классе»

Цикл мероприятий «Воспитай себя»:

«Тогда и теперь» (развитие самооценки) (кл. час)

«Белая ворона – самая красивая птица»

«Капитан? Пассажир? Рулевой?» (круглый стол)

«На пути к образованному человеку» (деловая игра)

«Как жить, чтобы чувствовать себя счастливым?» (круглый стол)

Эссе «Жизнь, достойная человека»




«Чем мы будем заниматься?» (мозговой штурм)

«Ложное товарищество и круговая порука» (кл. час)

«Мудрость в повседневных  конфликтах» (круглый стол)

Самоаттестация  коллектива

Классный рук., психолог



























Классный рук., психолог

 

IV БЛОК.  Профориентационная работа  

Направление 

Сроки и формы  реализации

Ответственные

2012-2014

2014-2016

1.Профинформирование и профпросвещен.


































2.Профкосультирование

Интеллектуальный марафон



Экскурсии на предприятия поселка.

Заочные экскурсии.


Классификация профессий.

Выявление профнамерений.


Знакомство с системой средних учебных заведений.

Систематизация знаний о правилах выбора профессий и мире профессий. КВН.


Проект  «Моя будущая профессия»









Мониторинг состояния здоровья.

Определение физических возможностей к освоению  профессий

Изучение интересов и склонностей к той или иной профессии.

Мой темперамент и моя профессия.

Тест «Интеллект»


Особенности нервной системы и выбор профессии. Диагностическая консультация (Тест «Пластичность-ригидность по Кеттелу»

Оценка своих возможностей и согласованности их с профессиональными намерениями (диспут)

Типичные ошибки при выборе профессии

Научно-практическая деятельность по предметам

Экскурсии в учебные заведения.

Знакомство с сайтами учебных заведений.

Что востребовано сегодня на рынке труда?

Выявление профнамерений.


Знакомство с системой высших учебных заведений.


Потребность региона в кадрах или состояние на рынке труда


Быть или казаться?
Навыки самопрезентации.
Ролевая игра «Пресс-конференция»


Информация о подготовительных курсах.



Мониторинг состояния здоровья

Анкета «Мое здоровье».


Анкета «Карта интересов»


Как влияет характер на выбор профессии?

Тест «Профиль специальных способностей»

Особенности памяти.


Диагностика слухо-речевой памяти. Советы психолога

Профессиональный тип личности
(Опросник Холланда)



Приемы саморегуляции.
Ролевая игра «Экзамен»

Учителя-предметники


Классный рук., родители, учителя информатики.


Классный рук.




Классный рук.


Классный рук., библиотека


Классный рук., представитель ЦЗН


Классный рук



Классный рук




Классный рук





Мед. работник.




Классный рук., психолог


Классный рук., психолог


Классный рук., психолог




Классный рук., психолог









Классный рук., психолог

V БЛОК. Взаимодействие  с родителями

 Направление

Сроки  и формы реализации

Ответственные

2012-2014

2014-2016

1. Коллективная деятельность



















2.Индивидуальная работа

Родительское собрание «Особенности обучения в профильной школе»

Родительский лекторий «Профилактика вредных привычек у подростков»


«Как сформировать положительные привычки  у подростков?»(круглый стол)


«Склонности и интересы подростков в выборе профессии»

Индивидуальные консультации по предметам (в течение года)

Индивидуальные консультации психолога (в течение года)

Мини-собрания по профилям (3 раза в год)


Родительское собрание «Психологические особенности старшеклассников»


Родительский лекторий «Профессиональное определение ваших детей»

Вечер вопросов и  ответов «Права и обязанности»



Беседа «Как подготовить ребят к ЕГЭ?»


Индивидуальные консультации по предметам (в течение года)

Индивидуальные консультации психолога (в течение года)

Мини-собрания по профилям (3 раза в год)

Классный рук., психолог





Классный рук., психолог


Классный рук, инспектор ПДН


Классный рук., психолог


Классный. рук.



Психолог



Классный рук., учителя - предметники

VI. БЛОК. Организация мониторинга и аналитико-диагностической деятельности

 Направление

Сроки  и формы реализации

Ответственные

2012-2014

2014-2016

1. Организация и проведение диагностических мероприятий:

- диагностика адаптации в 8,10кл. классе;

- диагностика уровня учебной мотивации;

-диагностика проф. выбора;

-диагностика уровня развития классного коллектива;

-диагностика уровня эмоционального состояния;

-диагностика «группы риска»


2. Организация и проведение мониторинга и пробных экзаменов разных уровней.


3.Мониторинг учебных и внеучебных достижений учащихся – формирование портфолио.





Октябрь-декабрь



Декабрь, апрель


Март



Февраль


Март



Ноябрь






В течение года











В течение года







Октябрь, март



Февраль



Январь


Апрель


Октябрь









В течение года











В течение года





Классный рук, психолог


Классный рук, психолог


Классный рук.


Классный рук.


Психолог



Классный рук.






Администрация УО










Классный рук.

ЛИТЕРАТУРА

Воспитательная система сельской школы/ под ред. Е.Н. Степанова [Текст]/Е.Н. Степанов. – Псков, 1997, с. 144-146.

Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания [Текст]/Н.К.Голубев. - М.,  1989 с. 100-117.

Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. Метод. рекомендации [Текст]/О.С. Газман. - М., 1992.

Дубровина, И.В. Руководство практического психолога. [Текст]/И.В.Дубровина. - М., 1995

Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание ... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем [Текст]/В.А. Караковский.  - М., 1996.

Коновалова О.Б., Культяпова Ж.В. Основы ученического самоуправления // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2006. - № 6. – С. 77–84.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Вестник образования, № 6, 2002.

Новое в воспитательной работе школы / Сост. Е.Н. Щуркова, В.Н. Швырева.– М., 1991, с. 59-69.

Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе [Текст]/ М.И. Рожкова. - М., 1999.

Степанов Е.Н. 8-я Лекция. Самоуправление в классном коллективе// Классный руководитель. – 2006. - № 8. – С. 14–20.

Черноусов,  Е.В.Система воспитания как условие становления личности. [Текст]/Е.В.Черноусов. - М.,1995

Щуркова, Н.Е. Классное руководство. Настольная книга учителя[Текст]/ Н.Е.Щуркова. -  М., 2000

Щуркова, Н.Е Программа воспитания школьника [Текст]/ Н.Е.Щуркова - М., 2000

ПРИЛОЖЕНИЕ

Мониторинг в деятельности классного руководителя

        Мониторинг – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием развития.  

       Мониторинг – регулярный сбор   и представление данных по тому или иному показателю.

Изучение эффективности воспитательного процесса

Алгоритм изучения:

определение цели и задач изучения;

подбор критериев и показателей для определения результативности образования учащихся;

выбор методик изучения;

подготовка диагностического инструментария;

исследование испытуемых;

обработка и интерпретация результатов исследования;

анализ, оценка и обсуждение результатов мониторинга.

Критерии и показатели образовательного процесса
Вариант 1

I. Интеллектуальная развитость учащегося:

 Освоенность учащимися образовательной  программы.

 Развитость познавательных процессов и интересов.

 Сформированность учебной деятельности.

II. Нравственная развитость учащегося:

 Сформированность основных нравственных качеств.

 Социальная активность учащихся.

III. Физическая развитость учащегося:

 Состояние здоровья ребенка.

 Овладение навыками личной гигиены.

 Развитость силы, быстроты, ловкости, выносливости и гибкости.

Вариант II

Сформированность познавательного потенциала личности

Обученность учащихся.

Развитость мышления.

Познавательная активность

Сформированность нравственного потенциала личности

Нравственная направленность.

Сформированность отношений личности  к Родине, обществу, семье, школе, классному коллективу, себе, природе, учебе и труду.

Ориентированность на национальные ценности.

Сформированность коммуникативного потенциала

 Коммуникабельность.

Сформированность коммуникативной культуры учащегося.

Сформированность эстетического потенциала личности

Развитость чувства прекрасного и других эстетических чувств.

Сформированность физического потенциала личности

 Состояние здоровья учащихся.

 Развитость физических качеств.        

Вариант III

Самоактуализированность личности:

Умение и стремление к познанию и реализации своих способностей.

Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или

 нескольких видах деятельности.

Выбор нравственных форм и способов самореализации и самоутверждения.

Наличие положительной самооценки, уверенности в своих   силах и возможностях.

Обладание способностью к рефлексии.

         

Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе:

Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе.

Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями трудовой  деятельности, взаимоотношениями в школьном сообществе.

Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своего

ребенка, его положением в школьном коллективе

Конкурентоспособность учебного заведения:

 Усвоение учащимися образовательной программы.

 Поступление выпускников школы в высшие учебные заведения.

 Участие учащихся и педагогов в смотрах, конкурсах, соревнованиях.

 Отток учащихся в другие учебные заведения.

Репутация образовательного учреждения.

Диагностические средства изучения

Сформированность познавательного потенциала личности учащегося:

Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости.

 Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка.

Школьный тест умственного развития (ШТУР).

Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.

Педагогическое наблюдение.  

Сформированность нравственного потенциала личности учащегося:

Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» для определения нравственной направленности личности.

Методика С.М. Петровой «Пословицы» для определения направленности личности.

Методики Б.П. Битинаса и М.И. Шиловой для изучения воспитанности учащихся.

Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.

Педагогическое наблюдение.

Сформированность коммуникативного потенциала личности учащегося:

Методика выявления коммуникативных склонностей.

 Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.

 Педагогическое наблюдение.

Сформированность эстетического потенциала личности учащегося:        

Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.

Педагогическое наблюдение

Сформированность физического потенциала личности учащегося:

Статистический медицинский анализ состояния здоровья учащихся.

Выполнение контрольных нормативов в беге на 30 метров, шестиминутном беге, прыжках в длину с места, подтягивании (юноши), поднимании туловища (девушки).

Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся

Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в классе (школе):

Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся

        школьной жизнью».

Методики Е.И. Степанова для исследования удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном   учреждении.

Сформированность классного коллектива:

Методика Р.С. Немова «Социально-психологическая самоаттестация коллектива СПСК».

Методика М.И. Рожкова «Определение уровня развития ученического самоуправления».

Методика Л.В. Байбородовой для изучения степени развития основных  компонентов педагогического взаимодействия.

Материалы для проведения диагностики

Методика «Изучение мотивов участия школьников в деятельности»

(по Л.В. Байбородовой)

Цель: выявление мотивов учащихся в деятельности.

Возраст: 11- 15 лет.

Инструкция. Дорогой друг! Оцени предлагаемые 12 высказываний с

позиций того, что и в какой степени привлекает тебя в совместной

деятельности. Для ответов используй следующие оценки:

3 - привлекает очень сильно;

2 - привлекает в значительной степени;

1 - привлекает слабо;

0 — не привлекает совсем.

Текст анкеты:

В совместной деятельности меня привлекает:

1. Интересное дело.

2. Возможность общения с разными людьми.

3. Возможность помочь товарищам.

4. Возможность передать свои знания.

5. Возможность творчества.

6. Возможность приобрести новые знания, умения.

7. Возможность руководить другими.

8. Возможность участвовать в делах своего коллектива.

9. Возможность заслужить уважение товарищей.

10. Возможность сделать доброе дело для других.

11. Возможность выделиться среди других.

12. Возможность выработать у себя определенные черты характера.

Обработка и интерпретация данных

Подсчитайте сумму баллов по трем группам высказываний:

1 группа - 3, 4, 8, 10 высказывания (сумма баллов = ...);

2 группа - 1,2, 5, 6,12 высказывания (сумма баллов = ...);

3 группа 7, 9, 11 высказывания (сумма баллов = ...).

Полученные результаты позволят констатировать возможные из трех групп

преобладающих мотивов:

1 группа - коллективистские;

2 группа - личностные;

3 группа – престижные.

Методика "Атмосфера в коллективе"

(по Л.Г. Жедуновой)

Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе.

Возхраст: 11- 17лет.

Инструкция: Оцените каждую из предложенных пар характеристик

присущих вашему коллективу по пятибалльной шкале.

Текст анкеты

Баллы: 5 4 3 2 1

1. Дружелюбие Враждебность

2. Согласие Несогласие

3. Удовлетворенность Неудовлетворенность

4. Взаимоподдержка Недоброжелательность

5. Теплота Холодность

6. Сотрудничество Отсутствие сотрудничества

7. Увлеченность Равнодушие

8. Взаимовыручка Отсутствие взаимовыручки

9. Занимательность Скука

10. Успешность Не успешность

Обработка и интерпретация данных

Вычислив среднюю оценку по каждой паре слов (сумма всех оценок данного

качества, деленная на количество опрошенных учащихся), можно на сводном

графике представить оценку психологической атмосферы в классе. Чем левее

расположен получившийся график, тем благоприятнее атмосфера в классе.

Методика "Готовность к саморазвитию"

(по С. Грачеву)

Цель: Определить степень сформированности навыков саморазвития

учащихся.

Возраст: 10-17 лет.

Инструкция. Дорогой друг! Тебе предлагается оценить следующие

высказывания. Определи наличие или отсутствие у себя приведенных ниже

качеств знаком (+) или знаком (-):

1. У меня часто появляется желание больше узнать о себе.

2. Я считаю, что мне нет необходимости в чем-то меняться.

3. Я уверен в своих силах.

4. Я верю, что все задуманное мною осуществиться.

5. У меня нет желания знать свои плюсы и минусы.

6. В моих планах я чаще надеюсь на удачу, чем на себя.

7. Я хочу лучше и эффективнее работать.

8. Я умею заставить себя, когда надо, работать.

9. Мои неудачи во многом связаны с неумением это делать.

10. Я интересуюсь мнением других о моих качествах и возможностях.

11. Мне трудно самостоятельно добиться задуманного и воспитать себя.

12. В любом деле я не боюсь неудач и ошибок.

13. Мои качества и умения соответствуют требованиям моей будущей

профессии.

14. Обстоятельства сильнее меня, даже если я очень хочу что то сделать.

Обработка и интерпретация данных:

Посчитайте количество совпадений ответов с ключом дешифратором.

Ключ: 1. (+); 2. (-); 3.(+); 4.(+); 5. (-); 6. (-); 7.(+); 8. (+); 9. (+):

10.( + ); 11.(-); 12. (+); 13. (-); 14. (-).

При совпадении каждого ответа со значением ключа выставляется 1 балл.

Готовность "Хочу знать себя" сформирована в учащемся при совпадении

следующих ответов с ключом: 1, 2, 5, 7, 9 10, 13 - учащийся набирает 7

баллов.

Готовность "Могу совершенствоваться" сформирована в учащемся при

совпадении следующих ответов с ключом:: 3,4, 6, 8, I 1, 12, 14 - учащийся

набирает 7 баллов.

Методика "Определение уровня развития самоуправления

в ученическом коллективе"

(по М.И. Рожкову)

Цель: определить уровень развития ученического самоуправления

Возраст: 11- 16 лет

Инструкция: Дорогой друг! Оцени предлагаемые 24 высказывания. Для

ответов используй следующие оценки:

4 - "да";

3 – «скорее да, чем нет»;

2 - "трудно сказать";

1 - "скорее нет, чем да";

0 - "нет".

Текст анкеты

1. Считаю для себя важным заниматься, чтобы коллектив моего класса

работал лучше;

2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса;

3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе;

4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших

задач;

5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям.

6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между

учащимися.

7. Выбранный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех

членов коллектива.

8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется

со своими обязанностями.

9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к

выполнению своих общественных обязанностей.

10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или

активом класса.

11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед

коллективом, были выполнены.

12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих

товарищей.

13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом

школы.

14. Учащиеся моего класса часто участвуют в opraнизации разнообразных

мероприятий всего коллектива школы.

15. Мы стремимся помочь представителям коллектива в органах

самоуправления всего коллектива школы в решении задач, стоящих перед

ними.

16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих

перед коллективом школы.

17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач, стоящих

перед всем коллективом, с другими классами и объединениями.

18. Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.

19. Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим в разрешении

трудностей, возникающих перед ними.

20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления школы,

пользуются заслуженным авторитетом.

21. Учащиеся моего класса добросовестно относятся выполнению поручений

органов ученического самоуправления всего коллектива.

22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких

результатов.

23. Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах

и общественных организациях.

24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего школьного

коллектива.

Ответы оформляйте в следующем виде (пример)

1 -3;

2-0;

3 - 1 и т.д.

Обработка и интерпретация данных

При обработке результатов 24 высказывания разбиваются на шесть групп:

1 группа - 1, 2, 3, 4 высказывания (включенность учащихся в

самоуправленческую деятельность);

2 группа - 5. 6, 7, 8 высказывания (организованность классного коллектива);

3 группа - 9, 10, 11, 12 высказывания (ответственность членов первичного

коллектива за его дела);

4 группа - 13,14, 15, 16 высказывания (включенность класса в дела

общешкольного коллектива);

5 группа - 17, 18, 19, 20 высказывания (отношения класса с другими

классами);

6 группа - 21, 22, 23, 24 высказывания (ответственность учащихся класса за

дела общешкольного коллектива).

По каждой группе подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми

участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на 16

(максимальное количество баллов, которое может указать респондент по

каждой группе).

Уровень развития самоуправления определятся по следующей шкале:

- если результат < 0.5 балла - низкий уровень;

- если результат >0.5, но < 0.8 - средний уровень;

- если результат > 0,8 - высокий уровень.

Методика для выявления готовности школьников к выбору профессии

(по В.Б. Успенскому)

Цель: определение готовности учащихся к выбору профессии.

Возраст: 15-17 лет

Инструкция. Дорогой друг! Прочитай, пожалуйста, 24 ниже перечисленных

утверждения и вырази свое согласие или несогласие с ними ответами "да"

или "нет".

1. Вы уже твердо выбрали будущую профессию.

2. Основной мотив выбора - материальные интересы.

3. В избранной профессии Вас привлекает, прежде всего, сам процесс труда.

4. Вы выбираете профессиональное учебное заведение потому, что туда

пошли учиться Ваши друзья.

5. Вы выбираете место работы (учебы) потому, что оно недалеко от дома.

6. Если Вам не удастся получить избираемую профессию, то у Вас есть

запасные варианты.

7. Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.

8. Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной

профессии.

9. Не важно, кем работать, важно, как работать.

10. Вы думаете. Что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует

получить аттестат.

11. Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной

деятельности, Вам не достает.

12. Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств.

13. Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии?

14. Учителя одобряют Ваш выбор будущей профессии.

15. Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.

16. Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей

профессии.

17. Вы консультировались о выборе профессии у врача.

18. Главное в выборе профессии - возможность поступить в

профессиональное учебное заведение.

19. Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение.

20. Вам известно о возможностях трудоустройства но избираемой профессии

21. Вы уверены, что родственники помогут Вам устроиться на работу

(учебу).

22. Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой Вами

профессии.

23. Если не удастся поступить в избранное учебное заведение, то Вы будете

пытаться еще раз.

1. Для правильного выбора профессии достаточно Вашего слова «хочу».

Обработка и интерпретация u1076 данных:

Проставьте полученные варианты ответов в два столбца следующим

образом:

1 2

1 2

3 4

6 5

7 9

8 10

11 13

12 15

16 18

17 21

19 24

20

22

23

Подсчитайте в первом столбце сумму ответов «да», во втором столбце сумму

ответов «нет». Сложите полученные суммы и определите уровень готовности

школьников к выбору профессии по следующей шкале:

0-6 баллов – неготовность

7-12 баллов - низкая готовность

13 - 18 баллов - средняя готовность

19 - 24 баллов - высокая готовность