Инновационная деятельность на базе КФУ.

Лихачева Ольга Александровна

Я занимаюсь инновационной деятельностью по теме: Развитие творческой деятельности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения во внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС. Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. И.Э.Унт, определяет творческие задания как «…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое». В  своей  работе  для  активизации  творческого  мышления  учащихся предпочтение отдаю следующим методам:

методу проблемного обучения;

методу мозгового штурма;

методу синквейна.

Метод  проблемного  обучения – это  метод,  связанный  с  самостоятельным поиском и открытием школьниками тех или иных истин. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности. Мозговой штурм позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но так, же формирует нестандартное мышление, то есть получение максимального количества новых идей за минимально отведённый отрезок  времени.  Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

Метод  синквейна часто  использую как  метод  проверки  уровня  знаний учеников. С помощью синквейна можно проверять знания на любом из этапов обучения, чтобы понять, как понимают учащиеся то, что они уже успели пройти, а также таким образом можно немного сменить вид деятельности, чтобы избежать однообразия  в  обучении.  По  результатам  написания  синквейна  уже  можно подкорректировать  то,  что  вы  собираетесь  давать на  уроке  ученикам  для правильного  усвоения  ими  изученного  материала.  Используя  метод  синквейна, учащиеся могут показать не только свои знания, но и глубину понимания темы урока.

Правила написания синквейна:

Первая строчка –записывается одно слово –существительное. Это и есть тема синквейна.

Вторая  строчка –пишутся  два  прилагательных,  раскрывающих  тему синквейна.

Третья  строчка–записываются  три  глагола,  описывающих  действия, относящиеся к теме синквейна.

Четвёртая  строчка –здесь  размещается  целая  фраза,  предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого автор характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме.

Пятая строчка –это  слово-резюме,  которое  дает  новую  интерпретацию темы, выражает личное отношение автора к теме. 

Скачать:


Подписи к слайдам:

Слайд 1
Ольга Александровна Лихачева учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №175» Практико-ориентированные формы и методы в неурочной деятельности

Слайд 2
Метод «незаконченного предложения» Подумайте и закончите предложение: «Семья – это…»

Слайд 3
Семья – это родственники, самое дорогое в жизни, место, где меня понимают, люди, которые меня хорошо знают и любят. Семья – это дом, в котором меня всегда ждут и любят. В семье взрослые помогают детям, а дети помогают взрослым. Семья – это мама, папа, дети. Это счастье, радость каждого человека, забота о близких. Семья – это свет, дом и самые желанные мечты. Семья – это где вас поймут, где на вас надеются, где вас не забудут никогда. Семья – это надежда, опора, ласка, добро, дружба, радость жизни со своими родными. Семья – это родные люди, которые живут в мире и согласии, которым можно доверять свои секреты.

Слайд 4
ЛЮБОВЬ согласие милосердие забота гордость искренность Семейные традиции О роди- телях О детях О дедушках и бабушках понимание доверие дети родители

Слайд 5
Кластер – педагогический метод, который развивает вариативность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы . Цель: подготовить учащихся к восприятию новой информации.

Слайд 6
Притча «Ладная семья » Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. - Вы скажете, ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царил в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого Императора страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно не очень силен был в грамоте. Затем передал лист Императору. Тот взял лист и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился …

Слайд 7

Слайд 8
Три слова были начертаны на бумаге : любовь, прощение и терпение . Прочел Император, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да ответил старик: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение , - это и есть основа всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

Слайд 9
АНТИЦИПАЦИЯ (от лат. anticipatio – означает предопределение, предвосхищение, предугадывание событий ) заранее составленное представление о чем-либо, способность человека представить себе возможный результат действия до его осуществления. П овышает осознанность и активность детей, заинтересовывает их, сочетает этот процесс с интенсивным речевым развитием учащихся и с развитием важнейших интеллектуальных качеств ребенка (мышления, внимания, памяти), поднимает ученика на принципиально иную позицию – позицию субъекта учебной деятельности .

Слайд 10
Синквейн - пятистрочная стихотворная форма, в озникшая в США в начале 20 века. В России синквейн стал использоваться с 1997 года, как эффективный метод развития образной речи

Слайд 11
11 Синквейн – стихотворение, состоящее из пяти строк. Первая строка – существительное, обозначающее тему синквейна. Вторая строка – два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна. Четвёртая строка – фраза, раскрывающая суть данного явления, предмета, усиливающая две предыдущие строки. Третья строка – три глагола, раскрывающие свойственные данному явлению или предмету действия, воздействия… Пятая строка – существительное, выступающее как итог, вывод, которое подводит черту.

Слайд 12
Синквейн Семья Дружная, добрая Любит, понимает, помогает Каждый рад, если в семье лад Уют

Слайд 13
Спасибо за внимание!