Математика
Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Чтобы урок математики был интересен ученикам, учителю приходится осваивать новые методы подачи материала.
В нашу жизнь прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии, которые открывают новые горизонты в процессе обучения.
Применение компьютера на уроках может быть самым разнообразным: применение презентаций для объяснения нового материала, электронных математических диктантов и тестов для проверки знаний, видеороликов для создания проблемной ситуации на уроке, для мотивации к изучению нового материала, использование материалов ЦОР.
Новые информационные технологии я применяю как для самообразования, так и для проверки знаний, и повышения интереса к предмету.
ИКТ развивают познавательную активность учащихся на уроке, повышают самостоятельность учеников при подготовке домашних заданий, выполнении проектов, рефератов, внеклассной работе. Происходит усиление мотивации к учению, развиваются навыки коллективной работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
предмет | МАТЕМАТИКА( алгебра и начала анализа) | |||
класс | 10 | |||
ТЕМА | Формулы суммы (разности) синусов и косинусов двух аргументов | |||
Тип урока | Урок постановки учебной задачи, отработка умений и рефлексии | |||
Технология | сотрудничества | |||
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Организационный момент Самоопределение к деятельности. | Создание благоприятного психологического климата. Положительный настрой на работу, | Приветствие, мотивация к учебной деятельности На столе у каждого учащегося есть памятка по тригонометрии, бланк, в котором вы сами будете отмечать степень своего участия в работе на уроке на каждом этапе урока. | Самоопределение к учебной цели | Личностные: Самоопределение Регулятивные: Целеполагание Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Этап актуализации опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения | создание условий для осознанного восприятия нового материала. Актуализация опорных знаний и способов действий |
Вам было предложено домашнее задание найти ответ на вопрос : «Где же применяется тригонометрия, в каких профессиях она важна? Что означает слово тригонометрия?» Показать несколько слайдов на применение тригонометрии. На слайде высказывание «Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе. (М.И. Калинин)»
Через проектор показываются задания двух вариантов Выполнение диктанта (2 вар-та, 5 мин) 3) На слайде решение заданий диктанта (3 мин) 4) На слайде критерии оценивания диктанта. 5) Выставите, пожалуйста оценки в таблицу за данный этап урока. Поднимите, пожалуйста руки, у кого нет ни одной ошибки? | Отвечают на поставленные вопросы. Выполняют задание (на 2 варианта) самопроверка Вариант1
Sin150 (cos27030’-sin27030’)
Вариант2
2(sin237030’-cos2 37030’) sin750
Взаимопроверка диктанта. Учащиеся обмениваются своими листами с диктантом. Оценивают работу одноклассника, выставляют оценки в таблицы результатов за данный этап урока | Коммуникативные: Сотрудничество с учителем и сверстниками Познавательные: Логические-анализ объектов с целью выделения признаков Уметь использовать формулы суммы и разности одноименных функций при решении уравнений, упрощении выражений. Личностные: Навыки самопроверки и самооценки |
Этап выявления места и причины затруднения Постановка учебной задачи | Мотивация изучения Постановка проблемной задачи:в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Давайте составим алгоритм решения тригонометрических уравнений. Назовите формулу понижения степени дляcos2 x Назовите формулу понижения для sin2 x Назовите формулу для тангенса двойного угла. Назовите формулу для косинуса двойного угла. Используя составленный алгоритм решения уравнений, решите уравнения. Проверка решенных уравнений ( на слайде решение) Какую формулу применили для приведения уравнения к простейшему тригонометрическому уравнению? Возможность применения формул двойного аргумента при решении тригонометрических уравнений: cos2 x – sin2 x =1 решить уравнение: sin5x + sinx=0 какой метод напрашивается? Назовите методы решения тригонометрических уравнений, приводящие уравнение к простейшему тригонометрическому уравнению? Хотя бы один из методов позволяет нам решить это уравнение? Хватает ли нам знания тех формул, которые мы знаем и алгоритма решения тригонометрических уравнений для решения данного уравнения? Докажем , что Доказательство на слайде: Пусть (2) Сложим (1) и (2) выражения, Получим: Вычтем (1) –(2) Подставим значения и в исходную формулу | Выявление проблемы Работа в группах: Решите уравнение: 1 группа Cos22x–Sin22x=1 2 группа Проверим решение ваших уравнений. предлагают способы решения, выявляют Оцените степень своего участия в групповой работе. Выставите себе оценки за данный этап урока в таблицу. Решите уравнение Sin5x+Sinx=0 проблему: необходима соответствующая формула формулировка и запись темы урока, постановка дальнейших задач. Цель урока:знакомство с формулами, позволяющими решать тригонометрические уравнения, содержащие сумму и разность одноименных функций Записывают формулы и проговаривают их вслух. Доказательство одной из формул | Регулятивные: Умение формулировать проблему Коммуникативные: предлагать пути её решения Познавательные: Самостоятельное формулирование познавательной цели,ориентировка на разнообразные способы решения уравнений Структурирование знаний |
Осмысление, систематизация полученных знаний | Изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей между тригонометрическими функциями | ПРИМЕРЫ: записаны на слайде
| Работа в парах с проговариванием формул Самопроверка по записи на слайде | Коммуникативные: Умение работать в парах. Логические: Повышение грамотности устной и письменной речи Познавательные:самостоятельное создание способов решения, |
Первичное закрепление знаний | Отработка умений применения формул при решении уравнений,установление осознанности изучения темы, Коррекция выявленных пробелов | Решение предложенного уравнения. Задания для групповой работы: Задания 1 группы: на прямое усвоение формул( ср-ср) 9.35 в, стр267 | Выполнение заданий в тетради. Ученик решает на доске это уравнение | Регулятивные: Контроль,коррекция Познавательные: Рефлексия выбора формул, условий действий. Умение принимать решение при выборе задания, развитие самостоятельности Коммуникативные: Сотрудничество с партнером,коррекция,оценка действий партнера |
Постановка домашнего задания | Обеспечение понимания цели,содержания и способов выполнения домашнего задания: Выучить формулы суммы и разности синусов и косинусов. Домашняя самостоятельная работа (дифференцированная) Для сильных, средних, слабых уч-ся | Вариант 1 1. Найдите sinα, cosα, tgα, еслиCos2α=0,2 и
Вариант2 1. Найдите sinα, cosα, tgα, если Cos2α=0,6и
Вариант3 1. Найдите если и | Записывают домашнее задание. Домашнее задание отправлено учащимся на их электронную почту в прикрепленном к письму файле. Каждый учащийся самостоятельно определяет, какой вариант он сможет выполнить. На слайде высвечиваются самостоятельные работы. Выяснение непонятных моментов. | Определение границ собственных знаний Уметь работать с тренажерами |
Итог урока, рефлексия | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | Воспроизводится слайд с формулами, которые проговариваются. Оценивание: Каждый учащийся заполняет таблицу | Самоанализ учащимися своих результатов, своей деятельности. Общий вывод о работе в парах Представьте в виде произведения | Регулятивные: Оценка-осознание уровня и качества усвоения темы, Познавательные: рефлексия |
составитель | Васильева Н.М. | |||
ресурсы | С.М.Никольский. «Алгебра и начала математического анализа»,10 кл |
М-10
Домашняя самостоятельная работа
«Сумма и разность синусов и косинусов»
Вариант 1
- НайдитееслиCos2α=0,2и
- Выполните задание из учебника № 9.35 д,ж, стр 267
- Докажите справедливость формулы разности синусов.
Вариант2
- Найдите, если Cos2α=0,6 и
- Выполните задание из учебника № 9.39 а,г стр 268
- Докажите справедливость формулы суммы косинусов.
Вариант3
1. Найдите , если и
2. Выполните задание из учебника № 9.37 а,б стр 268
3. Докажите справедливость формулы суммы косинусов
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тригонометрия – математическая дисциплина, изучающая зависимость между сторонами и углами треугольника. Trigonon – «треугольник» и metreo – «измеряю» .
Тригонометрия возникла из практических нужд человека. С её помощью можно определять расстояние до недоступных предметов и существенно упрощать процесс геодезической съёмки местности для составления географических карт.
Радуга возникает из-за того, что солнечный свет испытывает преломление в капельках воды, взвешенных в воздухе по закону преломления: sin α / sin β = n 1 / n 2 n 1 - показатель преломления первой среды n 2 - показатель преломления второй среды α -угол падения, β -угол преломления света Теория радуги
Проникновение в верхние слои атмосферы планет заряженных частиц солнечного ветра определяется взаимодействием магнитного поля планеты с солнечным ветром. Сила, действующая на движущуюся в магнитном поле заряженную частицу называется силой Лоренца. Она пропорциональна заряду частицы и векторному произведению поля и скорости движения частицы. Северное сияние
Тригонометрия играет важную роль в медицине. С ее помощью иранские ученые открыли формулу сердца - комплексное алгебраически-тригонометрическое равенство, состоящее из 8 выражений, 32 коэффициентов и 33 основных параметров, включая несколько дополнительных для расчетов в случаях аритмии. Тригонометрия и медицина
Биология и тригонометрия К тому же в биологии используется такое понятие как синус сонный (каротидный), венозный (пещеристый синус). Сонный (каротидный) синус - место расширения общей сонной артерии перед разветвлением её на наружную и внутреннюю; важная рефлексогенная зона, участвующая в обеспечении постоянства артериального давления; работы сердца и газового состава крови Венозный синус - венозная пазуха, тонкостенный задний отдел сердца позвоночных животных, открывающийся в предсердие. Представляет резервуар, собирающий венозную кровь и перекачивающий её в предсердие.
Тригонометрия в живой природе Одно из фундаментальных свойств живой природы - это цикличность большинства происходящих в ней процессов. Движение рыб в воде происходит по закону синуса или косинуса, если зафиксировать точку на хвосте, а потом рассмотреть траекторию движения. При плавании тело рыбы принимает форму кривой, которая напоминает график функции y = tgx .
Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте голову математикой, пока есть возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе. М.И. Калинин
Математический диктант
Вариант 1 1. Запишите формулу синуса двойного угла. Вариант 2 1. Запишите формулу косинуса двойного угла.
Вариант 1 2 . Запишите формулу для нахождения , если известен Вариант 2 2. Запишите формулу для нахождения tg , если известны и
Вариант 1 3 . Вычислите значение выражения Вариант 2 3 . Вычислите значение выражения
Вариант 1 4 . Допишите формулу: Sin( α - β ) = Вариант 2 4 . Допишите формулу: Cos( α - β ) =
Вариант 1 5 . Запишите алгоритм решения данного уравнения Sin2x +cos2x=0 Вариант 2 5 . Запишите алгоритм решения данного уравнения Sin 2 2x+2sin2x-3=0
Взаимопроверка диктанта
Вариант 1 1 . Sin 2 α = = 2Sin α· Cos α Вариант 2 1. Cos 2 α = =Cos 2 α – Sin 2 α Проверка диктанта
Вариант 1 2 . = Вариант 2 2. Проверка диктанта
Вариант 2 3. = =-2 = = = = Проверка диктанта Вариант 1 3.
Вариант 2 4. Cos( α - β ) = Проверка диктанта Вариант 1 4 .
Вариант 2 5.Sin 2 2x+2sin2x-3= 0 Ввести новую переменную sin2x=t,-1≤t ≤ 1 . Решить уравнение t 2 +2t-3=0 . Решить уравнение sin2x=1 . Проверка диктанта Вариант 1 5 . Sin2x +cos2x=0 Однородное уравнение. Почленно разделить обе части уравнения на cos2x≠0 . Решить уравнение tg2x+1=0 .
Критерии оценивания: 1.Верно выполнено оценка 5 заданий 5 4 задания 4 3 задания 3 менее 3 заданий 2
Вспомним алгоритм решение тригонометрических уравнений
Работа в группе 1,3,5 группы: cos 2 2x -sin 2 2x=1 2 ,4 группы:
Работа в группе 1,3,5 группы: cos 2 2x -sin 2 2x=1 cos4x=1 4x=2 π n, n є Z x= Ответ:
Проверка 2 ,4группы: Ответ:
Решит е уравнение: sin 5 x + sinx =0;
Сумма и разность синусов и косинусов
1. 2. 3. 4.
Пример 1
Закрепление: Работа в парах: sin6x - sin4x Sin43 0 +sin17 0
Проверка sin6x - sin4x = =
Проверка 2) Sin43 0 +sin17 0 = = = =
Проверка 3) = = = -2sin = = -2sin = =
Решит е уравнение: sin 5 x + sinx =0;
Работа в парах: №9.35в, стр267
Задание на дом: Домашняя самостоятельная работа на 3 варианта, Стр266 п.9.4
Вариант 1 1.Найдите если Cos 2α=0,2 и 2. Выполните задание из учебника № 9.35 д,ж , стр 267 3. Докажите справедливость формулы разности синусов.
Вариант 2 1. Найдите , если Cos 2α=0,6 и 2. Выполните задание из учебника № 9.39 а,гстр 268 3. Докажите справедливость формулы суммы косинусов
Вариант 3 Найдите , если и 2. Выполните задание из учебника № 9.37 а,б стр 268 3. Докажите справедливость формулы суммы косинусов
Спасибо за урок