Математика

Васильева Нина Михайловна

     Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Чтобы урок математики был интересен  ученикам, учителю приходится осваивать новые методы подачи материала.

     В нашу жизнь прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии, которые открывают новые горизонты в процессе обучения.

     Применение компьютера на уроках может быть самым разнообразным: применение презентаций для объяснения нового материала, электронных математических диктантов и тестов для проверки знаний, видеороликов для создания проблемной ситуации на уроке, для мотивации к изучению нового материала, использование материалов ЦОР.

     Новые информационные технологии я  применяю как для самообразования, так и для проверки знаний, и повышения интереса к предмету. 

ИКТ развивают познавательную активность учащихся на уроке, повышают самостоятельность учеников при  подготовке домашних заданий, выполнении проектов, рефератов,  внеклассной работе. Происходит усиление мотивации  к учению, развиваются навыки коллективной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

предмет

МАТЕМАТИКА( алгебра и начала анализа)

класс

10

ТЕМА

Формулы суммы (разности) синусов и косинусов двух аргументов

Тип урока

Урок постановки учебной задачи, отработка умений и рефлексии

Технология

сотрудничества

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент

Самоопределение к деятельности.

Создание благоприятного психологического климата. Положительный настрой на работу,

Приветствие, мотивация к учебной деятельности

 На столе у каждого учащегося есть памятка по тригонометрии, бланк, в котором вы сами будете отмечать степень своего участия в работе на уроке на каждом этапе урока.

Самоопределение к учебной цели

Личностные:

Самоопределение

Регулятивные:

Целеполагание

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Этап актуализации опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения

создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Актуализация опорных знаний и способов действий

  1. Когда мы начинаем изучать новую тему по математике, всегда задаем себе вопрос: «А для чего нам нужно изучать эту тему? Пригодится ли она мне где-нибудь в жизни?

Вам было предложено домашнее задание найти ответ на вопрос : «Где же применяется тригонометрия, в каких профессиях она важна? Что означает слово тригонометрия?»

Показать несколько слайдов на применение тригонометрии.

На слайде высказывание «Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе. (М.И. Калинин)»

  1. Математический диктант

Через проектор показываются задания двух вариантов

Выполнение диктанта (2 вар-та, 5 мин)

3) На слайде решение заданий диктанта (3 мин)

4) На слайде критерии оценивания диктанта.

5) Выставите, пожалуйста оценки в таблицу за данный этап урока.

Поднимите, пожалуйста руки, у кого нет ни одной ошибки?

Отвечают на поставленные вопросы.

Выполняют задание (на 2 варианта)

самопроверка

Вариант1

  1. Запишите формулу синуса двойного угла
  2. Запишите формулу для нахождения Sinα, если известен Cosα
  3. Вычислите значение выражения

Sin150 (cos27030-sin27030)

  1. Допишите формулу Sin(α –β)=
  2.  Запишите алгоритм решения данного уравнения Sin2x –Cos2x=1

Вариант2

  1. Запишите формулу косинуса двойного угла
  2. Запишите формулу для нахождения tgα, если известныCosα и Sinα
  3. Вычислите значение выражения

2(sin237030-cos2 37030’) sin750

  1. Допишите формулу Cos(α –β)=
  2.  Запишите алгоритм решения данного уравнения Sin22x+2Sin2x-3=0

Взаимопроверка диктанта. Учащиеся обмениваются своими листами с диктантом. Оценивают работу одноклассника, выставляют оценки в таблицы результатов за данный этап урока

Коммуникативные:

Сотрудничество с учителем и сверстниками

Познавательные:

Логические-анализ объектов с целью выделения признаков

Уметь использовать формулы суммы и разности одноименных функций при решении уравнений, упрощении выражений.

Личностные:

Навыки самопроверки и  самооценки

Этап выявления места и причины затруднения

Постановка учебной задачи

Мотивация изучения

Постановка проблемной задачи:в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Давайте составим алгоритм решения тригонометрических уравнений.

Назовите формулу понижения степени дляcos2 x

Назовите формулу понижения  для sin2 x

Назовите формулу для тангенса двойного угла.

Назовите формулу для косинуса двойного угла.

Используя составленный алгоритм решения уравнений, решите уравнения.

Проверка решенных уравнений ( на слайде решение)

Какую формулу применили для приведения уравнения к простейшему тригонометрическому уравнению?

Возможность применения формул двойного аргумента при решении тригонометрических уравнений:

cos2 x – sin2 x =1

решить уравнение:

sin5x + sinx=0

какой метод напрашивается?

Назовите методы решения тригонометрических уравнений, приводящие уравнение к простейшему тригонометрическому уравнению?

Хотя бы один из методов позволяет нам решить это уравнение?

Хватает ли нам знания тех формул, которые мы знаем и алгоритма решения тригонометрических уравнений для решения данного уравнения?

Докажем , что

Доказательство на слайде:

Пусть

  (2)

Сложим (1) и (2) выражения,

 Получим:

Вычтем   (1) –(2)

Подставим значения  и в исходную формулу

Выявление проблемы

  Работа в группах:

Решите уравнение:

1 группа

Cos22x–Sin22x=1

2 группа

Проверим решение ваших уравнений.

предлагают способы решения, выявляют

Оцените степень своего участия в групповой работе. Выставите себе оценки за данный этап урока в таблицу.

Решите уравнение Sin5x+Sinx=0

проблему: необходима соответствующая формула

формулировка и запись темы урока, постановка дальнейших задач.

Цель урока:знакомство с формулами, позволяющими решать тригонометрические уравнения, содержащие сумму и разность одноименных функций

Записывают формулы и проговаривают их вслух.

Доказательство одной из формул

Регулятивные:

Умение формулировать проблему

Коммуникативные:

предлагать пути её решения

Познавательные:

Самостоятельное формулирование познавательной цели,ориентировка на разнообразные способы решения

уравнений

Структурирование знаний

Осмысление, систематизация полученных знаний

Изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей между тригонометрическими функциями

ПРИМЕРЫ: записаны на слайде

  1. sin6x +sin4x
  2. sin430+sin170

Работа в парах с проговариванием формул

Самопроверка по записи на слайде

Коммуникативные:

Умение работать в парах.

Логические:

Повышение грамотности устной и письменной речи

Познавательные:самостоятельное

создание способов решения,

Первичное закрепление

знаний

Отработка умений применения формул при решении уравнений,установление осознанности изучения темы,

Коррекция выявленных пробелов

Решение предложенного уравнения.

Задания для групповой работы:

Задания 1 группы: на прямое усвоение формул( ср-ср) 9.35 в, стр267

Выполнение заданий в тетради. Ученик решает на доске это уравнение

Регулятивные:

Контроль,коррекция

Познавательные:

Рефлексия  выбора формул, условий действий.

Умение принимать решение при выборе задания, развитие самостоятельности

Коммуникативные:

Сотрудничество с партнером,коррекция,оценка действий партнера

Постановка домашнего задания

Обеспечение понимания цели,содержания и способов выполнения домашнего задания:

Выучить формулы суммы и разности синусов и косинусов.

Домашняя самостоятельная работа

(дифференцированная)

Для сильных, средних, слабых уч-ся

Вариант 1

1. Найдите sinα, cosα, tgα,

еслиCos2α=0,2 и

  1. Выполните задание из учебника  № 9.35 д,ж,  стр 267
  2. Докажите справедливость формулы разности синусов

Вариант2

1. Найдите

sinα, cosα, tgα, если Cos2α=0,6и

  1. Выполните задание из учебника  № 9.39 а,гстр 268
  2. Докажите справедливость формулы суммы косинусов

Вариант3

1. Найдите  

если    и

  1. Выполните задание из учебника  № 9.37 а,б стр 268
  2. Докажите справедливость формулы суммы косинусов

Записывают домашнее задание.

Домашнее задание отправлено учащимся на их электронную почту в прикрепленном к письму файле.

Каждый учащийся самостоятельно определяет, какой вариант он сможет выполнить.

На слайде высвечиваются самостоятельные работы.

Выяснение непонятных моментов.

Определение границ собственных знаний

Уметь работать с тренажерами

Итог урока, рефлексия

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Воспроизводится слайд с формулами, которые проговариваются.

Оценивание:  Каждый учащийся заполняет таблицу

Самоанализ учащимися своих результатов, своей деятельности.

Общий вывод о работе в парах

Представьте в виде произведения  

Регулятивные:

Оценка-осознание уровня и качества усвоения темы,

Познавательные: рефлексия

составитель

Васильева Н.М.

ресурсы

С.М.Никольский. «Алгебра и начала математического анализа»,10 кл


М-10

Домашняя самостоятельная работа

«Сумма и разность синусов и косинусов»

Вариант 1

  1. НайдитееслиCos2α=0,2и
  2. Выполните задание из учебника  № 9.35 д,ж,  стр 267
  3. Докажите справедливость формулы разности синусов.

Вариант2

  1. Найдите, если Cos2α=0,6  и
  2. Выполните задание из учебника  № 9.39 а,г стр 268
  3. Докажите справедливость формулы суммы косинусов.

Вариант3

1. Найдите  , если       и  

2. Выполните задание из учебника  № 9.37 а,б стр 268

3. Докажите справедливость формулы суммы косинусов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология модерации на уроках математики

Слайд 2

Тригонометрия – математическая дисциплина, изучающая зависимость между сторонами и углами треугольника. Trigonon – «треугольник» и metreo – «измеряю» .

Слайд 3

Тригонометрия возникла из практических нужд человека. С её помощью можно определять расстояние до недоступных предметов и существенно упрощать процесс геодезической съёмки местности для составления географических карт.

Слайд 4

Радуга возникает из-за того, что солнечный свет испытывает преломление в капельках воды, взвешенных в воздухе по закону преломления: sin α / sin β = n 1 / n 2 n 1 - показатель преломления первой среды n 2 - показатель преломления второй среды α -угол падения, β -угол преломления света Теория радуги

Слайд 5

Проникновение в верхние слои атмосферы планет заряженных частиц солнечного ветра определяется взаимодействием магнитного поля планеты с солнечным ветром. Сила, действующая на движущуюся в магнитном поле заряженную частицу называется силой Лоренца. Она пропорциональна заряду частицы и векторному произведению поля и скорости движения частицы. Северное сияние

Слайд 6

Тригонометрия играет важную роль в медицине. С ее помощью иранские ученые открыли формулу сердца - комплексное алгебраически-тригонометрическое равенство, состоящее из 8 выражений, 32 коэффициентов и 33 основных параметров, включая несколько дополнительных для расчетов в случаях аритмии. Тригонометрия и медицина

Слайд 7

Биология и тригонометрия К тому же в биологии используется такое понятие как синус сонный (каротидный), венозный (пещеристый синус). Сонный (каротидный) синус - место расширения общей сонной артерии перед разветвлением её на наружную и внутреннюю; важная рефлексогенная зона, участвующая в обеспечении постоянства артериального давления; работы сердца и газового состава крови Венозный синус - венозная пазуха, тонкостенный задний отдел сердца позвоночных животных, открывающийся в предсердие. Представляет резервуар, собирающий венозную кровь и перекачивающий её в предсердие.

Слайд 8

Тригонометрия в живой природе Одно из фундаментальных свойств живой природы - это цикличность большинства происходящих в ней процессов. Движение рыб в воде происходит по закону синуса или косинуса, если зафиксировать точку на хвосте, а потом рассмотреть траекторию движения. При плавании тело рыбы принимает форму кривой, которая напоминает график функции y = tgx .

Слайд 9

Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте голову математикой, пока есть возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе. М.И. Калинин

Слайд 10

Математический диктант

Слайд 11

Вариант 1 1. Запишите формулу синуса двойного угла. Вариант 2 1. Запишите формулу косинуса двойного угла.

Слайд 12

Вариант 1 2 . Запишите формулу для нахождения , если известен Вариант 2 2. Запишите формулу для нахождения tg , если известны и

Слайд 13

Вариант 1 3 . Вычислите значение выражения Вариант 2 3 . Вычислите значение выражения

Слайд 14

Вариант 1 4 . Допишите формулу: Sin( α - β ) = Вариант 2 4 . Допишите формулу: Cos( α - β ) =

Слайд 15

Вариант 1 5 . Запишите алгоритм решения данного уравнения Sin2x +cos2x=0 Вариант 2 5 . Запишите алгоритм решения данного уравнения Sin 2 2x+2sin2x-3=0

Слайд 16

Взаимопроверка диктанта

Слайд 17

Вариант 1 1 . Sin 2 α = = 2Sin α· Cos α Вариант 2 1. Cos 2 α = =Cos 2 α – Sin 2 α Проверка диктанта

Слайд 18

Вариант 1 2 . = Вариант 2 2. Проверка диктанта

Слайд 19

Вариант 2 3. = =-2 = = = = Проверка диктанта Вариант 1 3.

Слайд 20

Вариант 2 4. Cos( α - β ) = Проверка диктанта Вариант 1 4 .

Слайд 21

Вариант 2 5.Sin 2 2x+2sin2x-3= 0 Ввести новую переменную sin2x=t,-1≤t ≤ 1 . Решить уравнение t 2 +2t-3=0 . Решить уравнение sin2x=1 . Проверка диктанта Вариант 1 5 . Sin2x +cos2x=0 Однородное уравнение. Почленно разделить обе части уравнения на cos2x≠0 . Решить уравнение tg2x+1=0 .

Слайд 22

Критерии оценивания: 1.Верно выполнено оценка 5 заданий 5 4 задания 4 3 задания 3 менее 3 заданий 2

Слайд 23

Вспомним алгоритм решение тригонометрических уравнений

Слайд 24

Работа в группе 1,3,5 группы: cos 2 2x -sin 2 2x=1 2 ,4 группы:

Слайд 25

Работа в группе 1,3,5 группы: cos 2 2x -sin 2 2x=1 cos4x=1 4x=2 π n, n є Z x= Ответ:

Слайд 26

Проверка 2 ,4группы: Ответ:

Слайд 27

Решит е уравнение: sin 5 x + sinx =0;

Слайд 28

Сумма и разность синусов и косинусов

Слайд 29

1. 2. 3. 4.

Слайд 30

Пример 1

Слайд 31

Закрепление: Работа в парах: sin6x - sin4x Sin43 0 +sin17 0

Слайд 32

Проверка sin6x - sin4x = =

Слайд 33

Проверка 2) Sin43 0 +sin17 0 = = = =

Слайд 34

Проверка 3) = = = -2sin = = -2sin = =

Слайд 35

Решит е уравнение: sin 5 x + sinx =0;

Слайд 36

Работа в парах: №9.35в, стр267

Слайд 37

Задание на дом: Домашняя самостоятельная работа на 3 варианта, Стр266 п.9.4

Слайд 38

Вариант 1 1.Найдите если Cos 2α=0,2 и 2. Выполните задание из учебника № 9.35 д,ж , стр 267 3. Докажите справедливость формулы разности синусов.

Слайд 39

Вариант 2 1. Найдите , если Cos 2α=0,6 и 2. Выполните задание из учебника № 9.39 а,гстр 268 3. Докажите справедливость формулы суммы косинусов

Слайд 40

Вариант 3 Найдите , если и 2. Выполните задание из учебника № 9.37 а,б стр 268 3. Докажите справедливость формулы суммы косинусов

Слайд 41

Спасибо за урок