Театрализованная деятельность в ДОУ.
Театрализованная деятельность в ДОУ.
Театр-это волшебный край, в котором ребёнок радуется играя, а в игре он познаёт мир!
С. И. Мерзлякова.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать и делать выводы. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи.
Театрализованные игры также позволяют формировать социальные навыки благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей имеют нравственную направленность, позволяет решать многие проблемные ситуации как в поведении, так и в поступках опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Очень часто потенциал театрализованной игры используется недостаточно и тому 2 противоречащие друг другу тенденции.
1 тенденция-театрализованные игры применяются главным образом в качестве некого зрелища на праздниках. Здесь путём многократных репетиций и заучиваний ребёнка обучают быть хорошим артистом. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную деятельность. Ещё бы-ведь и подготовка и сам спектакль так непохожи на игру!
2 тенденция-это невмешательство взрослого: дети предоставлены самим себе, а воспитатель только готовит атрибуты для театра. Из группы в группу ребёнка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюмов, фигурок героев… Младших дошкольников это привлекает прежде всего возможностью переодеться, а значит измениться, а старшего дошкольника это уже не привлекает, поскольку не соответствует его познавательным интересам. Уровню развития психических процессов. Но вот появился новый сценарий и круг замкнулся…
Противоречие между потенциалом театрализованной деятельности и его недостаточным использованием в ДОУ может быть разрешён только при условии планомерного сочетания 3 этапов:
- художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
-освоение специальных умений для становления основных ( актёр, режиссёр) и дополнительных позиций( сценарист, оформитель, костюмер);
-самостоятельная творческая деятельность.
Мл. дошк. возраст- прежде всего формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребёнку потешек, сказок, стихов. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссёрской театрализованной игры-настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра.
Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений:
1-это зритель- дослушать до конца, поблагодарит
2-первичное становление позиции артист- мимика, жесты, тембр голоса и др.
3-умение взаимодействовать с др. участниками- играть дружно, исполнять привлекательные роли по очереди и др.
Средний дошк. возраст- основные направления развития театрализованной деятельности состоят в постепенном переходе ребёнка от игры для себя к игре, ориентированной на зрителя: »Зимовье зверей»,» Лиса и волк», «Красная Шапочка» и др. Содержательную основу составляют образно-игровые этюды( «Угадай, что я делаю?” “Покажи, не называя литературного героя “и т. д.)
В ср. возрасте ребёнок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязанный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Доступен детям и театр верховых кукол( без ширмы, а к концу года- и с ширмой), театр ложек и пр. Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности.
Усложняются театрально-игровые умения дошкольников: 1- дальнейшее развитие позиции зритель: быть доброжелательным зрителем, не покидать своего зрительского места, адекватно реагировать на происходящее на сцене и др.
2-совершенствование позиции артист-умение использовать невербальные и интонационные средства выразительности
3-умение создавать игровое пространство на плоскости стола
4-умение договариваться, устанавливать ролевые отношения.
В этом возрасте детей подводят к идее о том. Что одного и того же героя можно показать по-разному.
Старш. дошк возраст- постепенный переход ребёнка от игры по одному литературному произведению к свободному построению сюжета, в котором литературная основа переплетается со свободной интерпретацией ребёнком или соединяются несколько произведений.” Путешествие по сказкам Пушкина», «Новые приключения героев Ш. Перро» и др.
Опыт режиссёрской игры обогащается за счёт марионеток, кукол с живой рукой, тростевых кукол. Усложняются тексты для постановок, появляется юмористический подтекст при постановке сказок-басен (»Лиса и журавль»)-теневой театр. В таком театре куклами могут быть и наши собственные руки. Хороши и паркетные куклы .
Новым аспектом совместной деятельности воспитателя и детей становится приобщение их к театральной культуре, т. е. знакомство с назначением театра, деятельностью людей, работающих в театре, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный), кукольный, театр зверей, клоунада и пр.
Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в речевой план. Для старших дошкольников характерны игры с продолжением.
Исходя из выше сказанного, можно прийти к выводу, что организованная таким образом работа будет способствовать тому, что театрализованная деятельность станет средством самовыражения и самореализации ребёнка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счёт интеграции игры и разных видов искусства, которые находят своё воплощение в театрально-игровой деятельности.