"Всероссийский мастер-класс учителей родного, включая русский, языков - 2020"

Тойлу Менги Вадимовна

Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь и

любить тех, кому преподаешь.

 

В.О. Ключевский

 

 

Эссе «Мои методические находки»

В детстве, как и большинство детей, я мечтала стать учителем: усаживала младших сестёр за стол и обучала их писать и читать. Легко и просто мы создавали  смешные стишки, разыгрывали небывалые композиции.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_toylu_m.v.docx15.7 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь и

любить тех, кому преподаешь.

В.О. Ключевский

Эссе «Мои методические находки»

В детстве, как и большинство детей, я мечтала стать учителем: усаживала младших сестёр за стол и обучала их писать и читать. Легко и просто мы создавали  смешные стишки, разыгрывали небывалые композиции.

После школы я уже решила быть педагогом, так как для меня  учитель – эталон культуры, порядочности, пример для подражания. Это совершенно бескорыстный человек, который, несмотря на свои жизненные трудности, отдаёт свою жизнь, свою любовь, свои знания, всю свою душу детям, иногда ущемляя в этом  своих собственных детей и родных.

Я учитель! Учитель … слово-то какое! Учитель на всю жизнь запоминается людям как личность, как характер, как индивидуальность. Будущее народа в его руках, в его золотом сердце. По-моему, быть учителем – не только профессия, но и призвание. Учителем в МКУ Адыр-Кежигской средней общеобразовательной школе я работаю с 1 сентября 2010 года. Я искренне горжусь тем, что именно в год Учителя и в своей родной школе начала свою педагогическую деятельность. Вот уже 9 лет занимаюсь преподаванием родного языка, учу, знакомлю учеников с его красотой и поэтичностью. Мои искреннее желание превратить уроки родного языка в уроки душевной радости, гордость за свой народ.

Я – учитель родного языка и литературы и мой предмет открывает для меня дополнительные возможности влиять на сознание школьников. На  своих  уроках  стараюсь  заинтересовать  учащихся  историей,  культурой,  жизнью  языка  своего народа.

Как сделать, чтобы ребята росли добрыми, отзывчивыми, порядочными людьми? Как научить их любить свой родной язык, культуру, традиции, обычаи своего народа? Обучение без воспитания невозможно. Часто только в школе ребенок получает вместе со знаниями понятия о нравственности, навыки культурного поведения, испытывает радость дружеского общения.

         Моя методическая тема по самообразованию – изучение и применение местного краеведческого материала, в том числе топонимию с. Адыр-Кежиг, и устного народного творчества на уроках родного языка и литературы.

История  родных  мест  дорога  и  близка  сердцу  каждого  человека.  Она  вокруг  нас  в  памятниках,  обелисках,  в  великих  и  малых  событиях  прошлого  и  настоящего,  в  самих  людях — творцах  истории.  История  родного  края — благодатный  материал для  духовного  просвещения  подрастающего  поколения. Я как  учитель  тувинского  языка  и  литературы, активно  использую  краеведческий  материал  в  учебно—воспитательной  работе.

Активизация словарного запаса, развитие устной и письменной речи учащихся через использование местного краеведческого материала – одна из главных задач моих уроков.  

Учащиеся нашей школы, дети тувинцев-тоджинцев, на уроках малоактивны, закрыты. Но в этих детях есть удивительное восприятие прекрасного  в  природе, они любознательны, наблюдательны, и  я это использую для  активизации обучения детей-северян.

Приобщая учащихся к культурным ценностям своего народа, провожу уроки-путешествия, уроки-игры с целью ознакомления с малыми жанрами фольклора, развития творческих способностей. Развивая родную речь и творческие способности учащихся в процессе освоения образного языка, на своих уроках, использую такие жанры тувинского фольклора, как загадки, пословицы, поговорки, сказки.  На этих уроках дети с интересом усваивают не только значение родного слова, но и постигают культуру и мудрость  своего народа. Часто  я  использую  загадки  для   словарных диктантов. Такие элементы я использую при изучении тем "Сложные имена  существительные", «Имя числительное». А при изучении морфологии и синтаксиса всегда мне помогают пословицы и поговорки. В 2019-2020 учебном году провела декаду родного языка и литературы  только с использованием топонимии с.Адыр-Кежиг.

Изучение устного народного творчества, истории и культуры своего народа осуществляется не только на уроках родного языка и литературы, но и во внеурочных мероприятиях. Учащиеся знакомятся с народной мудростью, познают основы традиций и обычаев своего народа, овладевают умениями применять полученные знания на практике.

Я считаю, что для развития познавательной деятельности большую роль играет использование и изучение местного языкового материала, который имеет и образовательное и воспитательное значение. Родной язык, родная речь передают особые реалии национальной жизни, имеют многовековую историю, составляют предмет гордости носителей национального языка. Еще одним источником в обучении родному языку может стать использование на уроках текстов художественных произведений местных писателей. Местный материал очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров, заставляет учащихся задуматься над многими вопросами жизни.

Для лингвистического анализа на уроках родного языка я использую не только поэтические тексты, но и пословицы, поговорки, лирические песни, бытующие в нашем районе, мини-тексты, состоящие из двух-трех предложений, выбранных в соответствии с изучаемой темой из художественных  произведений  местных писателей:  Л. Чадамба, Ю. Кюнзегеша, М. Мендуме и др. Литература расширяет кругозор учащихся,  формирует их эмоциональную сферу, помогает в выборе будущей профессии. Как учитель-словесник я должна научить ребенка видеть красоту окружающего мира, пробудить мысли и чувства, показать нравственно – духовное лицо и перспективу его духовного роста. А для этого нужно не только привить каждому ученику любовь к чтению, но и сделать прочитанное личностно значимым для него.

Как научить детей грамотно писать, свободно и красиво выразить свои мысли?

Применение игровых форм, нетрадиционных форм обучения, открытие нового на каждом уроке, контроль за знаниями, умениями, навыками учащихся – вот обязательные условия успешной работы.

Знание возникает в результате практической деятельности – вот успех современного урока и главное содержание образования. Только то, что ученик прочитал, пропустил через себя, обдумал, станет его настоящим достоянием.

Важную роль я отвожу исследовательской работе, поиску новой информации в дополнительной литературе, энциклопедиях и сети Интернет. Я хочу, чтобы мои ученики любили свою Родину, свой язык, культуру и традиции.

Я нисколько не жалею, что выбрала профессию педагога. Значит, я пошла по верной дороге, по прямому пути и уже не сверну с него.