Разработка урока-экскурсии
Разработки уроков пополняют индивидуальную методическую копилку, которую можно использовать в своей педагогической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока-экскурсии "Влияние загрязнений на живые организмы" | 27.73 КБ |
Разработка урока "Вирусы и неклеточные формы жизни" | 69.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ СЕВЕРНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ
ЧЕЛНО-ВЕРШИНСКИЙ РАЙОН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. КАМЕННЫЙ БРОД
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЛНО-ВЕРШИНСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Конспект урока-экскурсии биологии
в 11 классе
по теме «Влияние загрязнений на живые организмы»
Учитель биологии:
Етриванова Е.В.
.
2013– 2014 учебный год
1
Цель: продолжить формирование знаний о целостности экосистем, о пагубном воздействии на устойчивость биогеоценозов загрязнений, вызванных хозяйственной деятельностью человека, убедиться в важности бережного отношения к природе, осознать необходимость строить человеческую деятельность с учетом сохранения взаимосвязей в природе; понять необходимость знания экологических закономерностей для предотвращения исчезновения всего живого на Земле.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с основными типами антропогенного загрязнения окружающей среды;
- выявить антропогенное воздействие на конкретное природное сообщество;
- научить их определять положительные и отрицательные воздействия человека на природное сообщество;
- продолжить формирование умений и навыков проводить наблюдения, сравнивать объекты и явления, делать обобщения, формулировать выводы;
- составлять отчеты, делать коллекции; продолжить экологическое воспитание школьников.
Развивающие:
- Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы,
- развивать логическое мышление, интерес к предмету биология развивать образное мышление,
- уметь отстаивать свою точку зрения.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство ответственности за окружающую среду.
2
- формировать коммуникативные навыки, умение работать в группах.
Тип урока: закрепления знаний, выработки умений и навыков.
Методы обучения: поисковый метод (выполнение самостоятельных исследований), словесный (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы); наглядный (наблюдение).
Оборудование: рулетки, линейки, колышки, листы белой бумаги, липкая лен-(скотч), карандаши, блокноты, карточки с заданиями для самостоятельной работы.
Провожу экскурсию в ближайшее к школе природное сообщество. Маршрут экскурсии выбираю так, чтобы посетить несколько сообществ: парк, луг, пруд с целью выявления степени антропогенного воздействия на них.
План урока-экскурсии
№№ п/п | Этапы урока | Время, мин |
1 | Организационный момент -вводная беседа по установлению места экскурсии; -определение и разъяснение целей занятия; | 2 |
2 | Воспроизведение знаний -сообщение содержания задания и инструктаж его выполнения; - самостоятельная исследовательская работа учащихся - заполнение таблицы 1,2 | 15 |
3 | Проведение эксперимента. -выполнение задания 3; - выполнение задания 4; - выполнение задания 5; | 20 |
4 | Подведение итогов урока, рефлексия. -домашнее задание | 3 |
Итого | 40 |
Ход экскурсии
1.Организационный момент
- проверка готовности к уроку, определение отсутствующих;
- создание позитивного психологического настроя на работу;
- организация внимания учащихся;
- раскрытие общих целей и плана проведения экскурсии.
2.Актуализация знаний.
По дороге к месту экскурсии напоминаю учащимся правила поведения в природе. Обращаю внимание на конкретные природные сообщества, встречаемые на маршруте, предлагаю учащимся назвать каждое из них перечислить признаки, на основе которых они определили эти сообщества. Первую остановку планирую на пруду, т.е. участке, мало подвергшемуся антропогенному воздействию.
Учитель: ребята, ответьте на вопросы:
- Как называется это природное сообщество?
- Какое это сообщество — естественное или искусственное?
- Какие экологические факторы воздействуют на него?
- В чем они проявляются?
3
4
К каким группам их относят?
Ученики отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга. В ходе беседы учащиеся подводятся к выводу о том, что сообщество пруда — это сложный комплекс живой и неживой природы, для которого характерно разнообразие связей, обеспечивающих поддержание его жизнедеятельности.
Вторую остановку делаем на лугу, в той части сообщества, где обнаруживается четко выраженное воздействие человека на природу.
Учитель: фронтальная беседа с учащимися по вопросам:
- что вкладывают в понятие «антропогенное воздействие»?
- Каковы возможные последствия антропогенного воздействия?
- Какие виды деятельности человека могут привести к отрицательным последствиям в окружающей среде?
Ученики: отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга.
Учитель: приведите, ребята, конкретные примеры воздействия человека на данное природное сообщество и определите последствия этого влияния на продолжительность жизни организмов (растений и животных), их видовое и численное разнообразие.
Ученики: приводят конкретные примеры, дополняют ответы друг друга.
3.Воспроизведение знаний.
Третью остановку делаем на территории, прилегающей к школе.
Учитель: Мы находимся на рекреационной территории, примыкающей к школе, предлагаю вам обследовать санитарное состояние произрастающих здесь деревьев и кустарников.
Ученики: с этой целью объединяются в две группы, по пять человек в каждой, и выполняют задания. Время на выполнение заданий равно 15 минутам.
5
Задание 1(выполняет первая группа)
1. Изучите деревья, произрастающие на данном участке. Определите их названия и количество; сведения занесите в табл. 1.
2. Изучите санитарное состояние деревьев. Определите, какие виды повреждений встречаются наиболее часто.
3. Подсчитайте количество деревьев с различными видами повреждений.
Предположите, к каким последствиям для деревьев эти повреждения могут привести.
4. Подумайте, что вы могли бы сделать для сохранения этих деревьев.
5. По результатам исследования заполните табл. 1.
Таблица 1
Состояние деревьев обследуемого сообщества
Название деревьев | Количество деревьев (всего) | Количество повреждённых деревьев | Количество здоровых деревьев |
Задание 2(выполняет вторая группа)
1. Изучите кустарники, произрастающие на данном участке. Определите их названия и количество; сведения занесите в табл. 2.
2. Изучите санитарное состояние кустарников. Определите, какие виды повреждений встречаются чаще всего.
3. Подсчитайте количество кустарников с различными видами повреждений. Предположите, к каким последствиям эти повреждения могут привести.
4. Подумайте, что вы могли бы сделать для сохранения этих кустарников.
5. По результатам исследования заполните табл. 2.
6
Таблица 2
Состояние кустарников обследуемого сообщества
Название кустарников | Количество (всего) | Количество повреждённых кустарников | Количество здоровых кустарников |
Учитель: после выполнения заданий обращаю внимание школьников на значение санитарного состояния древесно-кустарниковой растительности, которая выполняет защитную роль, поглощая шумовое загрязнение и собирая на листовой поверхности большое количество пыли. Чтобы доказать это экспериментальным путем, предлагаю выполнить следующее задание.
4. Выполнение биологического эксперимента.
Учитель: время на проведение биологического эксперимента равно 20 минутам.
Задание 3 (первой группе)
1. Определите степень запыленности воздуха в различных участках: примыкающих к автомобильной дороге, около школы, у школьной котельной, в жилом секторе. Для этого соберите в указанных местах листья с разных видов деревьев приложите к их поверхности клеящуюся прозрачную пленку. Затем снимите пленку и той ее стороной, где отпечатался контур листа вместе с пылью, прикрепите на лист белой бумаги. Сравните степень запылённости листьев разных мест, сделайте соответствующие выводы.
2. Подсчитайте примерно, какое количество пыли способны задержать деревья, произрастающие на обследуемом участке. Для этого подсчитайте
7
количество деревьев каждого вида, произрастающих на обследуемом участке, и, используя следующий справочный материал, произведите расчеты (дома). На листовой поверхности взрослого вяза за летний период осаждается до 23 кг пыли, на иве - до 38 кг, на клене -34 кг, на ясене - до 27 кг, на сирени -1,6 кг, на акации - до 0,2 кг. На основании произведенных расчетов сделайте вывод; роли деревьев в улучшении микроклимата территории.
Учитель: оказывается, ребята, и травянистый покров выполняет важную роль в создании микроклимата территории. Травянистые растения испаряют большое количество водяного пара, что способствует повышению влажности воздуха. Предлагаю вам обследовать травянистый покров, определить процент вытоптанной территории. С этой целью учащиеся выполняют задание.
Задание 4 (второй группе)
1. Подсчитайте количество тропинок обследуемом участке.
2. Определите площадь вытоптанной поверхности. Для этого измерьте длину каждой тропинки, ее среднюю ширину.
3. Визуально определите, какой примерно процент территории вытоптан.
4. Изучите растения, произрастающие в непосредственной близости от тропинок. Каково их санитарное состояние?
5. Подумайте, что можно сделать, что предотвратить вытаптывание травянистого покрова.
Ученики: выполняют задания, фиксируют полученные данные у себя в блокнотах.
Учитель: посмотрите, ребята, и отметьте, как сильно механически загрязнены природные сообщества. Предлагаю вам ещё задание 5.
Задание 5(двум группам)
1. Встаньте цепочкой на расстоянии вытянутой руки друг от друга.
8
2. Двигаясь вперед, не торопясь, собирайте в полиэтиленовые мешки все предметы, характеризующие следы пребывания на данной территории человека. Данные фиксируйте в табл.3.
Таблица 3
Загрязнение территории мусором
Виды мусора | Количество предметов |
3. Сделайте вывод о преобладающем мусоре.
4. Подумайте, можно ли утилизировать этот мусор? Если да, то предложите варианты.
5. Подумайте, можно ли использовать те механические предметы, которыми засорена территория, с пользой для человека? Если да, предложите свои варианты.
Ученики: отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга.
Учитель: вспомните места нахождения поблизости от школы так называемых стихийных свалок и какие предметы составляют их основу. Ученики: отмечают, что среди предметов механического загрязнения преобладают пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, бумажная тара.
5. Подведение итогов экскурсии, рефлексия.
Ученики: группы собираются вместе, организуется обсуждение результатов биологического эксперимента.
Учитель: подводит итоги экскурсии, заостряет внимание на знаниях о целостности экосистем, о пагубном воздействии на устойчивость биогеоценозов загрязнений, вызванных хозяйственной деятельностью человека.
Ученики:
- убеждаются в важности бережного отношения к природе,
- осознают необходимость строить человеческую деятельность с учетом
9
сохранения взаимосвязей в природе;
- понимают необходимость знаний экологических закономерностей для предотвращения исчезновения всего живого на Земле.
Домашнее задание.
- завершить работу по заданиям,
- оформить итоговый отчет по экскурсии;
- сделать классификацию (в табличном варианте) основных загрязнителей природной среды и подумать, как можно эффективнее и безопаснее для природы их утилизировать.
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Каменно-Бродская средняя общеобразовательная школа муниципального района Челно-Вершинский Самарской области
Конспект
открытого урока биологии в 10 классе
по теме «Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги»
(окружной семинар директоров)
Учитель биологии:
Етриванова Е.В.
Дата проведения:
25.11. 08 г.
2008-2009 учебный год
Цель:
1.формирование знаний о вирусах как неклеточной форме жизни, особенностях их строения и функционирования.
Задачи:
Образовательная:
- Систематизировать фактические знания о вирусах как неклеточной форме жизни, особенностях их строения и функционирования.
- Показать роль вирусов в природе и жизни человека; о возможных последствиях глобальной экологической катастрофы, связанной с эпидемией вируса птичьего гриппа.
Развивающаяся:
- развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
- развивать навыки работы с текстом, обобщать полученную информацию;
- вырабатывать собственное отношение к изучаемому материалу;
- развивать логическое мышление, интерес к предмету биология ;
- развивать образное мышление;
- уметь отстаивать свою точку зрения.
- вырабатывать собственное отношение к изучаемому материалу.
Воспитательная:
- формировать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе.
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, как высшей ценности человеческой жизни.
- Воспитывать требовательность к себе, настойчивость, артистические качества.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование и материалы:
- компьютер,
- проектор,
- интерактивная доска, программное обеспечение SMART Notebook компьютерная презентация «Неклеточные формы жизни. Вирусы»
- Учебное электронное издание Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс. Республиканский мультимедиацентр, 2007г.
План урока
№№ п/п | Этапы урока | Время, мин |
1 | Организационный момент | 2 |
2 | Актуализация знаний - стадия вызова | 10 |
3 | Изучение нового материала-стадия осмысления | 23 |
4 | Стадия рефлексии | 5 |
Итого | 40 |
Ход урока.
1. Организационный момент.
- проверка готовности к уроку, определение отсутствующих;
- создание позитивного психологического настроя на работу;
- организация внимания учащихся;
- раскрытие общих целей и плана проведения урока.
- Актуализация знаний - стадия вызова
Фронтальная беседа по вопросам:
Учитель:
1 . Все ли организмы на Земле имеют клеточное строение?
2. Что вы знаете о вирусах?
3. Что бы хотели узнать об этой форме жизни?
Ученики : отвечают на вопросы, высказывают свои версии.
(Используя приём опережающего домашнего задания к этому уроку: учащиеся должны заранее составить дома синквейн по теме «Вирусы», а также познакомиться с актуальной проблемой — о возможных последствиях глобальной экологической катастрофы, связанной с эпидемией вируса птичьего гриппа)
Ученики: зачитывают примеры синквейнов, которые звучат, например, так:
Вирус
Опасный, коварный
Пугает, заражает, уничтожает
Необъяснимая загадка природы
Враг
Ученик: записывает несколько синквейнов на интерактивной доске.
Учитель: и так, тема нашего урока: Неклеточные формы жизни. Вирусы.
Демонстрирует слайд №1на интерактивной доске.
Слайд № 1 .Тема урока. Неклеточные формы жизни. Вирусы.
Учитель: давайте сформулируем цели нашего урока.
Учащиеся: сами формулируют цели урока, а учитель их корректирует.
Учитель демонстрирует слайд №2на интерактивной доске.
Слайд № 2. Цель урока.
- Изучение нового материала-стадия осмысления
Учитель: формулирует проблему.
Представьте, что вы находитесь на табачной плантации. Где растения поражены неизвестной болезнью. Какими способами можно выявить возбудителя этого заболевания? Предложите пути решения проблемы.
Учитель демонстрирует слайд №3 на интерактивной доске.
Слайд №3 Предыстория открытия вирусов.
Ученики: распределяются по парам, самостоятельно составляют схему проведения эксперимента.
Затем её переносят на интерактивную доску.
Слайд №4 Схема проведения биологического эксперимента
Учитель: корректирует, вносит поправки если нужно.
Учитель: а как были открыты вирусы?
Ученик: выступление с заранее подготовленным докладом по теме «Открытие вирусов»
(выступление с использованием слайдов №5.№6)
Слайд № 5 История открытия.
Слайд № 6 История открытия вирусов.
Ученики: до выступления делятся на две группы. Первая группа отмечает только удачные и понравившиеся моменты выступления, вторая должна прокомментировать моменты, которые можно было бы улучшить, расширить, исправить.
Обе группы учащихся в ходе прослушивания доклада составляют краткое резюме в рабочих тетрадях.
Примерный текст доклада (см.приложение1)
Учитель: обратите внимание на открытии, сделанным в 1935 году. ( обращаюсь к слайду №6)
Учитель: Скажите, ребята, вирусы - это живая или неживая субстанция? Ученики: рассуждают, отстаивают свою точку зрения.
Учитель: дополняет, корректирует. Если живой считать структуру, имеющую генетический материал (ДНК или РНК) и способную воспроизводить себя, то можно сказать, что вирусы живые. Если же живой считать структуру, имеющую клеточное строение, то ответ должен быть отрицательным. Также вирусы не способны воспроизводить себя вне клетки хозяина. Они находятся на самой границе между живым и неживым, что еще раз напоминает нам о существовании непрерывного спектра все возрастающей сложности, который начинается с простых молекул и заканчивается сложнейшими замкнутыми системами клеток.
Учитель: Ребята, какие Вы можете назвать гипотезы происхождения вирусов.
Ученики: называют гипотезы происхождения вирусов, рассуждают, отстаивают свою точку зрения.
Учитель: Происхождение вирусов пока не ясно. Но большинство ученых предполагают, что вирусы произошли от клеточных структур, вследствие утраты ими всего, без чего «можно обойтись» при паразитическом образе жизни, оставив только наследственный аппарат в виде нуклеиновой кислоты и защитную белковую оболочку. Таким образом, вирусы не могут рассматриваться как примитивные предшественники клеточных организмов.
Учитель: А какое строение имеют вирусы?
Ученики: высказывают свою точку зрения.
Учитель: объясняет, дополняет или корректирует ответы учащихся, используя слайды: №7.№8.
Слайд №7 Строение простых вирусов.
Дополнение к слайду – рассказ учителя.
Слайд№8 Строение сложных вирусов.
Учитель: вирусы не имеют клеточного строения, размеры их варьируют от 20 до 300 нм. В среднем они в 50 раз меньше бактерий, увидеть их можно только в электронный микроскоп. Устроены вирусы очень просто: они состоят из фрагмента генетического материала (либо ДНК, либо РНК), составляющей сердцевину вируса, и защитной белковой оболочки — капсида. У некоторых вирусов, таких, как вирусы герпеса или гриппа, есть еще дополнительная оболочка, которая возникает из плазматической мембраны клетки хозяина. Вирусы — это внутриклеточные паразиты и вне живой клетки они не проявляют никаких свойств живого.
Слайд№9 Строение бактериофага.
Дополнение к слайду – рассказ учителя.
Дополнение к слайду – рассказ учителя.
Учитель: особой группой вирусов являются бактериофаги, или просто фаги, которые поражают бактериальные клетки. Некоторые из них используются человеком для борьбы с болезнетворными бактериями, например с бактериями, вызывающими холеру, дизентерию, брюшной тиф.
Слайд №10 Классификация по химическому составу вирусов.
Дополнение к слайду – рассказ учителя.
Слайд № 11 Жизненный цикл вирусов
Дополнение к слайду – рассказ учителя.
Слайд № 12. Жизненный цикл вирусов
Дополнение к слайду – рассказ учителя.
Вирусы — это внутриклеточные паразиты и вне живой клетки они не проявляют никаких свойств живого. У вирусов отсутствует собственная система обмена веществ и энергии, они не потребляют пищу и не размножаются. Многие из них во внешней среде имеют форму кристаллов. Проникнув в живую клетку, вирус изменяет в ней обмен веществ, направляя ее деятельность на синтез вирусной нуклеиновой кислоты и вирусных белков, из которых собираются вирусные частицы. В клетке накапливается огромное количество вирусных частиц. В конечном итоге клетка гибнет, оболочка ее лопается, и вирусы выходят наружу (рис. 2). Иногда вирусы выделяются из клетки постепенно, по одному, и зараженная клетка живет долго.
Каждый вирус обладает специфичностью, он ищет именно «своего» хозяина. Так, вирус гепатита А или В проникает и размножается только в клетках печени, вирус гриппа — в клетках эпителия верхних дыхательных путей. Вирус СПИДа (ВИЧ) связывается с клетками крови — лейкоцитами, отвечающими за иммунитет. Молекула ДНК вирусов может встраиваться в хромосомы клетки хозяина и существовать в таком виде, являясь как бы дополнительным геном. В таком виде вирус может не проявлять себя неопределенно долгое время. По остроумному определению нобелевского лауреата П. Медавара, вирусы — «это плохие новости в упаковке из белка». В значительной мере это действительно так: ведь попавшие в клетку вирусные гены — "Плохие новости» — приводят к нарушению нормальных процессов в клетке, в ряде случаев к ее гибели, а также к заболеванию всего организма. Недаром свое название вирусы получили от латинского слова «virus» — яд.
Дополнение к слайду – рассказ учителя.
Слайд №14 Формы вирусов.
Дополнение к слайду – рассказ учителя.
Вирусы являются возбудителями большого количества заболеваний. Например, у растений это мозаичная болезнь табака, томатов, огурцов, скручивание листьев картофеля. Появление полосок на цветках некоторых сортов тюльпанов также обусловлено вирусом, а цветоводы продают эти тюльпаны, выдавая их за особый сорт. У животных вирусы вызывают ящур крупного рогатого скота, чуму у птиц, инфекционную анемию лошадей и др. К наиболее известным вирусным заболеваниям человека относят грипп, оспу, корь, краснуху, свинку, полиомиелит, бешенство, СПИД и др.
3-й этап «Стадия рефлексии»
- Учащиеся самостоятельно делают выводы по уроку, доказывают двойственную природу вирусов.
- Составляют сами схему на интерактивной доске.
Домашнее задание: изучить параграф №21. Обмен веществ и энергии в клетке.
4 ученика работают с учебником, 3 ученика работают работа с учебником и готовят сообщения, 2 ученика – разрабатывают презентацию.
Литература
- Биология.10-11кл. КаменскийА.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. М.: Просвещение. 2010.
- Загашен И.., Заир-Бек С.И.и др. Учим детей мыслить критически. - СПб: Альянс «Дельта», 2003.
- Вирусы. — М.: Кругосвет, Энциклопедия, 2006.-1
Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлер. Биология, Ч.1.