Ребятам на заметку

Лоскутова Светлана Евгеньевна

Таблицы, тесты, образцы и т.д.

Памятка по работе над ошибками по русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В январе мы поздравляем с днём рождения Малышкину Полину и Демидова Данилу!

Уж таков закон природы:

Вы взрослее год от года!

Это просто восхищает

И немного удивляет!

В день всеобщего веселья

Поздравляем с днем рожденья!

Сделайте жизнь свою приятной,

Интересной и занятной!



Предварительный просмотр:

*

ФО Н Е Т И Ч Е С К И Й  Р А З Б О Р

Фонетический разбор -                     И несложен он, и скор:                                      Надо нам сперва толково Разделить на слоги слово                И - труда в том нет почти -                     Ударение найти.                                                А потом на том же листике                   Звукам дать характеристику. Сколько букв и сколько звуков Посчитать - и вся наука.

Образец:

Правильно сокращай !

жильё    [жыл'й'о]

глас. - гласный

жи-льё, 2 слога

удар. - ударный

ж - [ ж ] - согл., зв., тв.

безуд. - безударный

и- [ы] - глас.,безуд.

согл. - согласный

л - [л] -  согл., зв., мяг.

зв. - звонкий

ь        

глух.  - глухой

ё - [й'] - согл., зв., мяг.  

      о  - глас. , удар.                        

тв. - твёрдый

мяг. - мягкий

б. - букв

5 б. , 5 зв.

зв.- звуков

Имя существительное.

Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет  и отвечает на вопросы Кто? Что?

     Имена существительные бывают: одушевлённые и неодушевлённые.                                                                              Одушевлённые отвечают на вопрос Кто?                                                                                                    Вопрос Кто? мы задаем,  когда спрашиваем о людях или о животных.

Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос Что?

   Имена существительные бывают: собственные и нарицательные. 

   Собственные - географические названия, имена людей, клички жи вотных... Имена собственные пишутся с большой буквы   (собака Шарик, воздушный шарик).

Имена существительные относятся к женскому (она, моя), мужскому (он, мой), среднему (оно, мое)роду.

Существительные

бывают

склонении:

1

2

3

м.р.                      

- а,

- я

ж. р.

-а, -я

м.р. - - 

с.р

- о, - е

ж.р.

- ь

Существительные изменяются по падежам:

И. ппп.

Кто? Что?

Р.п.

Кого? Чего?

Д. п.

Кому? Чему?

В.      п

Кого? Что?

Т.  п.

Кем? Чем?

П.  п.

О ком? О чём?

 

1

2

3

Р. п

- и

- и

Д..  п.

- е

- и

П.   п.

- е

- е

- и

Безударные окончания сущ. проверяй ударным:                    по дороге - по земле,, значит по дороге,                        из деревни - из земли, значит из деревни.                     Различай  И. и  В. падежи!

Вместо слова, стоящего в предложении, поставь слово девушка
в
И.п. будет окончание - и, а в В.п. - у.
НАПРИМЕР:        Стоит стол (девушка) -
И.п.

   Купил стол (девушку) - В.п.

У  И.п. нет предлогов.                                                                                                                   Сущ. в И.п. в предложении являются Подлежащим.                                              Существительные изменяются по числам:                                                         Единственное число (один) - стол                                                                                Множественное число ( много) - столы.                                                                  предложении сущ. может быть: подлежащим, сказуемым,

второстепенным членом.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ -  часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы

Какая?

 Какой?

 Какое? '

 Какие?

Имя прилагательное

Имя Существительное

род      число      падеж

ЗАПОМНИТЕ!

надо поставить вопрос

Утром каким?

В пору какую?

                                                               

весенним

весеннюю

СУФФИКСЫ

-ск-, -н-, -ев-, -лив-, -ист-, -еньк-

В предложении  прилагательное бывает определением, в краткой форме – сказуемым.

ГЛАГОЛ - Ч.Р.

ДЕЙСТВИЕ

Что делать?       Что сделать?

 НЕ

 пишется

раздельно

ГЛАГОЛЫ   ИЗМЕНЯЮТСЯ   ПО ВРЕМЕНАМ

Настоящее время

происходит

 Будушее время

будет

 Прошедшее время

было, -л-

бежал

НЕТ

ПРЕДЛОГОВ

 Произноси правильно:

понял, поняла, поняли, начал, начала, начали, звонить, звонишь, звонит.

Различай:

Солнышко всходило . Трава   всходила .

АЛГОРИТМ:

Вскочу - вскочить (на -ить, II спр.) - вскочит - вскочат. Вскакиваю - вскакивать (на -ать, I спр.) - вскакивает - вскакивают

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ:                                   ГЛАГОЛЫ-        Неопр. форма

ИСКЛЮЧЕНИЯ:             /\

-ешь

2 лицо

 2 лицо

-ишь

       -ть, -ти, -чь слышать, видеть                                                      и обидеть,                                                               гнать, дер жать                                                 и ненавидеть                   и дышать, смотреть, вер тететь  и зависеть,                        и терпеть.

       

-ТСЯ   ?!   -ТЬСЯ

(Что делать?) учиться (Что делает?) учится

 СУФФИКСЫ:

- л -, -а-, -о-, -и-, -е-

В ПРЕДЛОЖЕНИИ ОБЫЧНО:



Предварительный просмотр:

                 Памятка работы над ошибками 1-2 класс.

  1. Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.

- Выпиши предложение. Поставь в конце предложения нужный знак, подчеркни его.

 

Москва – столица нашей Родины.

  1. Слог.

Раздели слово для переноса.                                                                                            

У-ЧИ-ТЕЛЬ

Запомни!  

Сколько в слове гласных букв, столько в слове  и слогов.

  1. Перенос слова.  

Раздели слово для переноса.  

  ОСИ-НА 

 

Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять  на строке и нельзя переносить на новую строку.

  1. Мягкий знак на конце слова.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова на это правило.

ЕЛЬ, ТЕНЬ, ПЕНЬ

  1. Мягкий знак в середине слова.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.

 МАЛЬЧИК, ШКОЛЬНИК, КОНЬКИ 

  1. Гласные после шипящих.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.

           МАШИНА, МАЛЫШИ,КАРАНДАШИ

            Запомни: Слова с ЖИ-ШИ пишутся с буквой  И , слова с  ЧА-ЩА пишутся с            буквой  А  , слова с ЧУ-ЩУ  пишутся с буквой   У.

  1. Ударение в слове.

Выпиши слово. Поставь над словом знак ударения.

ДЕВОЧКА

  1. Безударная гласная в слове, проверяемая ударением.

Выпиши слово. Поставь знак ударения. Безударную гласную в слове проверь ударной.

ВОЛНА-ВОЛНЫ

Запомни! Безударные гласные в словах пишутся так же , как ударные.

                   

  1. Безударна гласная в слове, не проверяемая ударением (словарное слово)

Выпиши слово, в котором была допущена ошибка, правильно. Поставь ЗНАК УДАРЕНИЯ. Напиши его 3 раза. Запомни ,как оно пишется.

РЕБЯТА, РЕБЯТА, РЕБЯТА

  1. Парные звонкие и глухие согласные.

Выпиши слово правильно. Проверь согласную.

            МОРОЗ- МОРОЗЫ

            Запомни! Согласные на  конце слов пишутся так же, как и в этих словах перед   гласными.

  1. Большая буква в именах , отчествах, фамилиях.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.

Таня, Саша, Андрей

Запомни! Имена , отчества, фамилии пишутся с большой буквы.

  1. Большая буква в кличках животных.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.

Мурка, Зорька , Белянка

             Запомни ! Клички животных пишутся с большой буквы.

  1. Большая буква в названиях стран , городов, деревень, улиц, рек.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.

Санкт-Петербург, Москва, Ростов

Запомни! Названия стран, городов, рек, улиц, озёр пишутся с большой буквы.

                                                                                                                                         



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

1.Пропуск, замена, искажение букв.
Выпиши слово, поставь ударение, раздели на слоги.

Например: пе-нал.

2. Словарные слова.
Выпиши слово 3 раза, поставь ударение, подчеркни орфограмму.

Например: вагон, вагон, вагон.

3. Заглавная буква в именах собственных.
Выпиши слово, поясни значение заглавной буквы.

Например: Саратов - название города.

4. Сочетания: жи - ши, ча - ща, чу - щу, чк, чн.
Выпиши слово, напиши ещё 2 слова с этим сочетанием.

Например: ужин, чижик, лыжи.

5. Перенос слов, 
Выпиши слово, раздели на слоги, потом раздели для переноса.

Например: у/че/ник, уче-ник.

6. Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука.
Выпиши слово, напиши ещё 2 слова на это же правило.

 Например: деньки, коньки, зверьки.

7. Парные согласные.
Выпиши слово, подчеркни парный согласный, подбери проверочное слово.

Например: снег - снега.

8. Безударные гласные.
Выпиши слово, поставь ударение, подчеркни безударную гласную, подбери проверочное слово.

Например: морской – море.

9. Разделительный мягкий знак.
Выпиши слово, напиши 2 слова на это же правило. Например: ручьи, муравьи, соловьи.

10. Двойные согласные.
Напиши слово 3 раза, подчеркни удвоенный согласный.

Например: аллея, аллея, аллея.

11. Предлоги.
Выпиши слово, поставь между предлогом и словом вопрос или другое слово.

Например: в лесу - в_(сосновом) лесу.

12. Приставки.

Выпиши слово, выдели приставку, напиши ещё 2 слова с этой приставкой.

Например: побежал, поехал, посмотрел.

13. Непроизносимые согласные.
Выпиши слово, подбери проверочное слово, подчеркни орфограмму.

Например: грустный - грусть.

14. Разделительный твёрдый знак.
Выпиши слово, выдели приставку, подчеркни Ъ, напиши ещё 2 слова на это же правило. Например: подъезд, съезд, объезд.

15. Мягкий знак после шипящих.
Выпиши слово, укажи род существительного, подчеркни Ь.

Например: речь — ж. р., обруч - м. р.

16. Частица не с глаголом.
Выпиши слово, напиши ещё 2 глагола с частицей не.

Например: не ел, не хотел, не гулял.

17. Окончания имён существительных.
Выпиши слово, укажи склонение и падеж, выдели окончание.

Например: к пристани-3 скл., Д. п.; в деревне-1 скл., П п.

18. Имена существительные мн. ч., Р. п.
Выпиши слово, подчеркни шипящий, укажи число и падеж.

Например: задач - мн. ч., Р. п.

19. Окончания имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится, поставь вопрос, вспомни по вопросу окончание.

Например: к лесу (какому?) сосновому.

20. Глаголы 2 лица единственного числа.
Выпиши слово, укажи лицо и число глагола, подчеркни Ь.

Например: играешь-2 л., ед. ч.

21. Окончания глаголов 1 и 2 спряжения.
Выпиши глагол, укажи неопределённую форму и спряжение, выдели окончание. Например: пишет (писать) - 1 спр., строят (строить) - 2 спр.
Памятка. 1 спр. - глаголы с окончаниями -е, -ут, -ют; все остальные и (брить, стелить). 2 спр. - глаголы с окончаниями -и, -ат, -ят; глаголы на -ить и (терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, гнать, держать, дышать, слышать).

22. Неизученные правила.
Выпиши слово правильно, поставь ударение, подчеркни то место, где ошибся.

Начинаю работу над ошибками со 2 класса.
2 класс - 1-11 пункты памятки + Неизученные правила.
3 класс - 1-16 пункты памятки + Неизученные правила.
4 класс - 1-22 пункты памятки.
Ежедневная домашняя работа по Памятке и самостоятельная работа на уроках по теме "Работа над ошибками, допущенными в диктанте, сочинении или изложении", дают хорошие результаты.



Предварительный просмотр:

Математика

Компоненты арифметических действий и их взаимосвязь.

  1. Компоненты при сложении:

1слагаемое, 2слагаемое, сумма.

  1. Компоненты при вычитании:

уменьшаемое, вычитаемое, разность.

  1. Компоненты при умножении:

1 множитель, 2множитель, произведение.

  1. Компоненты при делении:

делимое, делитель ,частное.

  1. Назвать результаты всех действий:

при сложении - сумма

при вычитании - разность

при умножении - произведение

при делении – частное

  1. Как найти неизвестное слагаемое?

Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.

Х+4=12                        или                4+х=12

Х=12-4                                        х=12-4                                        

Х=8                                                 х=8

8+4=12                                        4+8=12

  12=12                                        12=12

  1. Как найти неизвестное уменьшаемое?

Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.

Х-7=3

Х=3+7

Х=10

10-7=3

        3=3

  1. Как найти неизвестное вычитаемое?

Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.

8-х =5

х=8-5

х=3

8-3=5

   5=5

9                Как найти неизвестный множитель?        

Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.

х·3=6                                4·х=8

х=6:3                                х=8:4

х=2                                х=2        

2·3=6                                4·2=8

   6=6                                   8=8

10           Как найти неизвестное делимое?

Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель.

х:5=3

х=3·5

х=15

15:5=3

     3=3

  1. Как найти неизвестный делитель?

Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное.

6:х=2

х =6:2

х=3

6:3=2

   2=2

Геометрический материал.

  1. Что такое квадрат?

Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.

  1. Что такое прямоугольник?

Прямоугольник – это четырёхугольник, у которого все углы прямые. Противоположные стороны прямоугольника  равны.

  1. Что такое треугольник?

Треугольник – многоугольник, у которого три угла и три стороны.

15     Что такое четырёхугольник?

Четырёхугольник – геометрическая фигура, у которой четыре угла и четыре стороны.

  1. Что такое периметр?

Периметр( Ρ) – это сумма длин сторон какой-нибудь геометрической фигуры.

  1. Что такое площадь?

Площадь(S) – это внутренняя часть какой-нибудь геометрической  фигуры

(прямоугольника, квадрата и т.д)

  1. Как найти периметр квадрата?

У квадрата 4 стороны, равные между собой. Чтобы найти сторону квадрата, нужно Ρ разделить на 4.

a= Ρ: 4

  1. Как найти периметр прямоугольника?

Чтобы найти периметр прямоугольника, нужно сложить все 4 стороны   прямоугольника

 Или

сложить длину и ширину прямоугольника и умножить на 2.

        Ρ▬=a+b+a+b

или

    Ρ▬=(a+b)·2

  1. Как найти периметр треугольника?

Чтобы найти периметр треугольника, нужно сложить все 3 стороны.

  1. Как найти сторону квадрата, если известен периметр? 

У квадрата 4 стороны, равные между собой. Чтобы найти сторону квадрата, нужно Ρ разделить на 4.

a=Ρ:4

  1.         Как найти сторону прямоугольника, если известен периметр и другая сторона? 

Чтобы найти сторону прямоугольника, нужно Ρ▬разделить на 2  и  вычесть другую сторону.

a▬=Ρ▬:2 – b

b▬=Ρ▬:2 – a

22        В каких единицах измеряется периметр?

    Периметр измеряется в мм, см, дм, метрах.

23         Как найти площадь квадрата?

Площадь квадрата равна произведению двух его сторон.

S□ =  a · a

24          Как найти площадь прямоугольника?

Чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину прямоугольника умножить на его ширину.

S█ =  a · b

25          Как найти сторону прямоугольника, если известна площадь и другая его сторона?

Чтобы найти одну из сторон прямоугольника,  нужно площадь прямоугольника разделить на известную сторону.

a▬=S▬ :  b

b▬= S ▬ : a

   26        В каких единицах измеряется площадь?

   Площадь измеряется в квадратных единицах: мм², см², дм², м².

27      Назвать единицы длины.

Единицы длины - мм, см, дм, м, км.

28           Рассказать таблицу мер длины.

1см  =  10мм

1дм  =  10см

1дм  =  100мм

1м  =    10 дм

1м  =  100 см

1км = 1000м

29       Сколько  квадратных сантиметров

в 1квадратном метре?

1м²  =  10 000см²  

30      Сколько  квадратных  дециметров  

в 1 квадратном  метре?

1м²  =  100дм²  

31            Рассказать  таблицу мер площади.

1м²  =  100дм²  = 10 000см²  

1дм²  = 100см²  =  10 000мм²

1см²  =  100мм²

Масса.

32            Назвать единицы массы.

Масса измеряется в граммах, килограммах, центнерах, тоннах.

33           Рассказать таблицу мер массы.

1кг  = 1000г

1ц  =  100кг

1т  =  10ц

1т  =  1000кг

Время.

        

34        Назвать  единицы измерения времени.

Время  измеряется секундами, минутами, часами, сутками, неделями, месяцами, годами, веками.

35           Рассказать таблицу мер времени.

1мин  =  60сек.

1час  =  60мин

1час  =  3600сек.

1сут.  =  24часа

1год  =  12мес.  =  365сут.  или  366сут.

1век  =  100лет

Взаимосвязь скорости, времени и расстояния.

36     Как  найти  скорость?

Чтобы найти скорость ( v ), надо расстояние ( S ) разделить на время ( t ), затраченное в пути.

v = S : t

37    Как найти время?

Чтобы найти время ( t ), надо расстояние ( S ) разделить на скорость ( v ).

t = S : v

38    Как найти расстояние?

Чтобы найти расстояние ( S ),  нужно скорость ( v ) умножить на время ( t ).

S = v · t

Взаимосвязь цены, количества, стоимости.

39    Что такое цена?

Цена – стоимость одного предмета, единицы товара.

40     Как найти стоимость?

Чтобы найти стоимость, нужно цену умножить на количество.

Ст = Ц · К

41     Как найти цену?

Чтобы найти цену, нужно стоимость разделить на количество.

Ц  =  Ст : К

42   Как найти  количество?

Чтобы найти количество, нужно стоимость разделить на цену.

К = Ст : Ц

Задачи на дроби.

43

Дробь  -

2 – числитель

3 – знаменатель

 

44  Как найти дробь числа?

Чтобы найти дробь числа, нужно число разделить на знаменатель, а потом умножить на числитель.

45      Как найти число по дроби?

Чтобы  найти число по дроби, нужно число разделить на числитель и умножить на знаменатель.

Взаимосвязь работы, времени и производительности.

46    Что такое производительность?

         Как найти производительность?

Производительностью ( v ) называют работу, выполненную за единицу времени.

Чтобы найти производительность ( v ), надо всю выполненную работу разделить на время.

v  =  A  :  t

47    Как найти выполненную работу?

Выполненная работа равна производительности, умноженной на время работы.

A  =  v  · t

48   Как найти время работы?

Чтобы узнать время работы, надо работу разделить на производительность.

t  =  A  :  v

49   Как  найти среднее арифметическое?

Чтобы найти среднее арифметическое надо сумму разделить на число слагаемых.