Инновационная деятельность на базе КФУ
Участвую в инновационной деятельности образовательного учреждения и вношу свой вклад:
Публикации
1.Сборник статей Международной научно-практической конференции «Образовательная среда сегодня: стратегии развития»
2.Сборник тезисов Республиканской заочной научно-практической конференции педагогических идей и решений «Модернизация образования: вызовы времени».
3. Публикация на сайте Infourok.RUметодическая разработка по русскому языку «Склонение местоимения он»
4.Публикация на сайте Infourok.RUметодическая разработка по окружающему миру «Кешеләр, саклагыз җиремне
5.”Мәгариф №6 2015 “Азкомплектлы мәктәптә яңа буын стандартларын тормышка ашыру”
Участие в семинарах, конференциях и вебинарах
1. Выступление в августовской конференции «Использование информационно-коммуникативных технологий в активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов» 23 августа 2013 года
2. Выступление на педагогическом совете «Реализация требований ФГОС ООО – успехи и трудности»
3. Участие в вебинаре«Реализация требований ФГОС ООО в УМК издательства «Просвещение» по математике»Москва, 19 ноября 2013 года
4. Участие в вебинаре «Актуальные вопросы преподавания ОБЖ в условиях реализации ФГОС ООО» Москва, 11 ноября 2013 года
5. Участие в вебинаре «Программа «Радуга»: на пути к Федеральным государственным стандартам дошкольного образования» Москва, 23 октября 2013 года
6. Участие в вебинаре «Особенности методической работы и управления по внедрению программы «Радуга» Москва, 2 октября 2013 года
7. Участие в семинаре «Реализация требований ФГОС начального общего образования средствами учебно-методических комплексов издательства «Просвещение». Системно-деятельностный подход. Достижение планируемых результатов. Система контроля и оценка знаний младшего школьника» Казань, 5 июня 2014 года
8.Выступление на едином методическом дне "Азкомплектлы мәктәптә яңа буын стандартларын тормышка ашыру"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bez_tvorchestva_net_uchitelya.docx | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Без творчества нет учителя
Учитель немыслим без творчества. На уроках и после них, в будни и в праздники, в хорошем настроении и в грусти учитель всегда проявляет креативность, новаторство, мастерство, неравнодушие, активную жизненную позицию. И не важно, сколько лет такому учителю и какой опыт работы в школе у него за плечами. Без творчества нет учителя
Педагогический труд не творческим не бывает и быть не может,
ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя,
и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда
нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего
с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит
уже за гранью того, что называется словом «педагогический».
(М.М. Поташник)
А что такое творческий педагог, способный увлечь за собой своих воспитанников? Как измерить количество педагогического творчества и как соотнести это с качеством обучения?
Безусловно, педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности поэтому является важнейшей ее особенностью. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.
Очень важно учитывать мотивы творческих порывов — то, что побуждает деятельность учителя, ради чего она совершается.
Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку учитель на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые, оригинальные пути и способы ее решения. Но опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, кто добросовестно относится к труду, постоянно стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта лучших школ и учителей.
Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все ее стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов.
В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, учитель так же, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: анализом педагогической ситуации; проектированием результата в соответствии с исходными данными; анализом имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценкой полученных данных; формулировкой новых задач.
Однако творческий характер педагогической деятельности нельзя свести только к решению педагогических задач, ибо в творческой деятельности в единстве проявляются познавательный, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностный компоненты личности. Тем не менее решение специально подобранных задач, направленных на развитие каких-либо структурных компонентов творческого мышления (целеполагание, анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов, перебор вариантов, классификация и оценка и т.п.), является главным фактором и важнейшим условием развития творческого потенциала личности учителя.
Опыт творческой деятельности не вносит принципиально новых знаний и умений в содержание профессиональной подготовки учителя. Но это не означает, что научить творчеству нельзя. Можно, при обеспечении постоянной интеллектуальной активности будущих учителей и специфической творческой познавательной мотивации, которая выступает регулирующим фактором процессов решения педагогических задач.
Это могут быть задачи на перенос знаний и умений в новую ситуацию, на выявление новых проблем в знакомых (типичных) ситуациях, на выделение новых функций, методов и приемов, на комбинирование новых способов деятельности из известных и др. Этому же способствуют и упражнения в анализе педагогических фактов и явлений, выделении их составляющих, выявлении рациональных основ тех или иных решений и рекомендаций.
Часто сферу проявления творчества учителя непроизвольно сужают, сводя ее к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач. Между тем творчество педагога не в меньшей мере проявляется и при решении коммуникативных задач, выступающих своеобразным фоном и основанием педагогической деятельности. B.A-Кан-Калик, выделяя наряду с логико-педагогическим аспектом творческой деятельности учителя и субъективно-эмоциональный, детально конкретизирует коммуникативные умения, особенно проявляющиеся при решении ситуативных задач. К числу таких умений в первую очередь следует отнести умеия управлять своим психическим и эмоциональным состоянием, действовать в публичной обстановке (оценить ситуацию общения, привлечь внимание аудитории или отдельных учеников, используя разнообразные приемы, и т.п.) и др. Творческую личость отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность.
Е.С.Громов и В.А.Моляко называют семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазию, активность, концентрированность, четкость, чувствительность. Педагогу-творцу присущи также такие качества, как инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, высокая потребность в достижении, целеустремленность, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память.
Каждый учитель продолжает дело своих предшественников, но учитель-творец видит шире и значительно дальше. Каждый учитель так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только учитель-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.
«Творчество – это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура, искусство, знание, труд, красота. Творческий учитель – “это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет”» (Н. Рерих).
Меру открытия в образовательных системах установить однозначно затруднительно из-за относительности новизны. Относительности по отношению и ко времени («новое – хорошо забытое старое»), и к ресурсам (сегодня происходит не только анализ различий, но и поиск сходства разных носителей информации на основе идеи информационного поля как виртуального гипертекста), а также и по отношению к реализаторам этой новизны – учителям. Педагогический поиск, педагогическое творчество – эти понятия образуют смысловое поле, в пространстве которого каждым преподавателем формируется та мера профессиональной свободы, которая превращает профессию из ремесла в искусство. А там, где правит искусство, меры относительны…
Возникает вопрос: насколько творческой должна быть работа учителя, чтобы инициировать и поддержать развитие творческих способностей ученика.
Общее определение педагогического творчества как «активного процесса, направленного на поиск более совершенных форм учебно-воспитательной работы, успешное решение педагогических проблем, улучшение качества обучения и воспитания учащихся», не обеспечивает однозначно определение системы мер, критериев «творческого почерка» педагога в его профессиональной деятельности. А тем, что мы не умеем измерять, мы и управлять не можем.
Настоящее творчество по сути своей не что иное, как результат успешного управления профессионалом средой в нестандартной ситуации. А что может быть более нестандартным, чем школьные ситуации, ежедневно, ежечасно, ежеминутно рождающие проблемы, решить которые под силу только учителю-управленцу?
В школе учитель имеет возможность проявить свои творческие способности и педагогическое мастерство как в учебной, так и в воспитательной деятельности.
Работа «от творчества учителя – к творчеству ученика» достигает своей цели в том случае, если ребенок видит результаты своего труда и чувствует позитивное отношение к себе. В школе устраиваются выставки творческих работ, ребята оформляют свои материалы в папки. Результаты своей работы – рисунки, доклады, стихи, грамоты и благодарности – учащиеся накапливают в портфолио.
Кроме того, одним из факторов, влияющих на результативность деятельности учителя, является возможность проявить себя в коллективе, поделиться опытом с коллегами . Данный подход к образовательному процессу в школе стал для всех нас нормой, а это значит, что наши выпускники после окончания школы будут строить свою жизнь тоже творчески, «потому что человек, который делает открытие, и вовсе неважно какое – большое или маленькое, звезду открыл или песню, травинку или соседа, пожаловавшего за табаком и солью, это все не важно, – открытие всегда приходит единственным путем: человек прислушивается к себе и слышит тихий взрыв.
Тихий взрыв может услышать каждый, но слышит в одиночку и, значит, один из всех. Потому что нет двух одинаковых, а есть равные. И, значит, каждому свое, и что свое, то для всех, а что только для всех, то не нужно никому, потому что дешевка, сердечный холод, второй сорт». (М.Л. Анчаров. «Самшитовый лес»)