Методическое сообщение

Нуяндина Ольга Александровна

Методическое сообщение на тему "Использование ИКТ в целях повышения мотивации школьников к изучению иностранного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение ИКТ в целях повышения мотивации школьников к изучению иностранного языка.

Введение.

         Стремительные изменения и развитие социально-экономической ситуации в мире в целом и в России в частности качественно меняют требования, предъявляемые обществом к личности. От современного выпускника школы требуется высокий уровень самостоятельности, развитое продуктивное мышление и относительная сформированность таких ключевых компетентностей, как межличностная, социальная, информационная. С изменением социальных требований к человеку меняется содержание, методы и формы образовательного процесса, который подготавливает будущих выпускников школ к взрослой жизни и трудовой деятельности.

      Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и ее результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации; именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов, упорядочение для достижения цели. Мотивация является  «запускным механизмом» (И.А.Зимняя) всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или понимание.

Учащихся без мотивации к обучению просто не существует. Любая познавательная деятельность учащихся наряду с операционными компонентами (знания, умения, навыки) включает и мотивационные (мотив, интерес, отношение). Мотивация является источником активности и направленности личности на предметы и явления действительности, в результате чего и возникает активность.

          Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности. Среди разнообразных мотивов школьника особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных. В основе познавательной мотивации лежит бескорыстная жажда познания, неудержимое стремление познать все новое и новое. При такой мотивации учащийся с большой легкостью справляется с трудностями.

        Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков в средней школе. До момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке, декламировать стихотворения, петь песни, читать. Но происходит ее снижение от класса к классу: т. к.  начинается процесс овладения иностранным языком, и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления «строительного материала», преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. В результате уменьшается мотивация, пропадает активность, снижается успеваемость.       

 Анализ результатов моей педагогической деятельности показал, что  в преподавании английского языка так же возникают определенные противоречия:

1. между снижением мотивации школьников и ее значением в процессе обучения;

2. противоречия между непрерывным ростом объёма знаний и трудностью его усвоения в сжатые сроки обучения;

3. падением интереса к иностранному языку как предмету и повышением интереса к изучению иностранного языка на фоне компьютеризации обучения;

4. едиными программными требованиями к изучению иностранного языка и разным уровнем учебных возможностей школьников.

На основе выявленных противоречий можно сформулировать существующую профессиональную проблему: изыскать дополнительные ресурсы, позволяющие повысить  мотивации школьников к иностранному языку.

Инновационный поиск новых средств обучения привёл меня к пониманию того, что на уроках нужны деятельностные методы обучения: групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие. Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.).

В своей педагогической практике я использую разные педагогические технологии и чаще всего, урок включает в себя объединение нескольких технологий, происходит  процесс интеграции.

Но подробно остановлюсь на одной технологии, которую активно и целенаправленно применяю на протяжении нескольких лет – это информационно - коммуникативные технологии.

«ИКТ – это программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе средств микропроцессорной вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, накоплению, обработке, хранению, продуцированию, передаче, использованию информации, возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей, в том числе и глобальных»,  -  сформулировал  И.В.Роберт.

        Основная образовательная ценность информационных технологий состоит в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с  неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в  распоряжении и учителя, и ученика.

         ИКТ обучения на уроках английского языка являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков.  Применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки. Уроки иностранного языка с использованием ИКТ отличаются разнообразием, повышенным интересом учащихся к иностранному языку, эффективностью.

          Однако, несмотря на то, что требования современного общества диктуют необходимость воспитания информационной грамотности, нельзя преувеличивать роль средств современных ИКТ в учебном процессе. Необходимо их разумное сочетание с традиционными средствами обучения.  В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

           К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:

-электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,

- электронные энциклопедии и справочники,

- тренажеры и программы тестирования,

- образовательные ресурсы Интернета,

- DVD  и CD диски с картинами и иллюстрациями,

- видео и аудиотехника,

- научно-исследовательские работы и проекты.

Использование ИКТ на уроках английского языка.

       Возможность применения ИКТ средств в обучении иностранному языку необычайно широка.  Компьютер может быть эффективно использован для ознакомления с новым языковым материалом, на этапе тренировки, на этапе применения сформированных знаний, навыков, умений и на этапе их контроля.  Компьютер может быть использован в самых разнообразных коммуникативных заданиях и ситуациях с учетом личностных особенностей обучаемых.

Данный вид оформления учебного материала помогает учащимся ощутить реальность происходившего, существенно влияет на их заинтересованность, повышает учебную мотивацию.

Программа курса, по которому ведется преподавание английского языка во 2-9 классах, соответствует современным базовым стандартам. Автор программы Ю. Е, Ваулина (5-9 кл.), Н. И. Быкова (2-4 кл.).  

       Использование компьютерных технологий в обучении английскому языку я осуществляю в нескольких направлениях:

  • Информационная поддержка предмета.
  • Использование мультимедийных средств на уроках иностранного языка
  • Метод проектов и ИКТ-технологии
  • Использование  интерактивной  доски  на уроках

Информационная поддержка предмета выражается в использовании стандартного программного обеспечения по английскому языку: мультимедийные приложения к учебникам 3-4 классов. На  уроках  с использованием DVD video учащиеся не только слушают новую лексику, диалоги, песни, основные языковые модели, но выполняют упражнения для их запоминания, отрабатывают навыки произношения и интонацию. В каждый модуль входит сказка The Toy Soldier и комиксы Arthur and Rascal, которые учащиеся имеют возможность не только слышать любимых персонажей, но и наблюдать за ними, что повышает их интерес к изучаемому материалу. CD-ROM диск содержит интерактивные задания для закрепления лексико-грамматических знаний и развития устной речи. Он построен с использованием анимации и игровых приемов в соответствии с возрастными психологическими особенностями учащихся. CD-ROM обеспечивает высокую мотивацию и активную деятельность учащихся при самостоятельной работе над освоением языка.

Для учащихся 2-9 классов я использую  «Электронное приложение к учебникам для 2-9 классов» - совместный продукт издательства "Просвещение" и компании ABBYY. 

Диск содержит следующие материалы:

- Аудиокурс для самостоятельных занятий дома;

- Учебно-игровая программа для быстрого запоминания слов;

- Англо-русский и русско-английский словарь.

УМК 2-9 классов включает комплект CD для работы в классе и самостоятельной работы учащихся. Аудиоматериалы содержат специальные задания для развития умений аудирования, а также практичеси все текстовые материалы курса.

В настоящее время  разработана компьютерная поддержка курса английского языка. Не подменяя собой учебник или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями. Основную роль играет различный материал, использование которого

 

варьируется учителем. Программное обеспечение включает в себя обучающие и контролирующие программы, электронные учебники.

          В практике работы использую материал данных учебных “пособий” в виде интерактивных упражнений, состоящих из теоретического и практического разделов по различным аспектам, включённым в обязательный минимум содержания образования по английскому языку. Организую на его основе  дополнительную работу на уроке.

Интерактивный режим позволяет учащимся самим контролировать скорость прохождения учебного материала; разветвлённая структура гиперссылок позволяет получить пояснение, дополнительную информацию.        

           В 2008 году издательство “PEARSON” выпустило электронное приложение по грамматике к учебнику “Grammar Time” для разных ступеней обучения.  Считаю, что данные мультимедийные приложения являются чрезвычайно полезными и делают уроки красочными, интересными и необычными.

С помощью мультимедийных обучающих программа по английскому языку в практике работы использую различные методические приёмы, позволяющие в активной форме проводить ознакомление, тренировку и закрепление знаний и умений учащихся.

Использование мультимедийных средств на уроках иностранного языка я начала с того, что научилась сама создавать электронные презентации, работая с программой “Powerpoint” и освоила программу “LearningApps.org”. Цель мультимедийной презентации – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме.

Мультимедийные презентации могут использоваться для:

    1. объяснения новой темы;

    2. контроля знаний;

    3. создания проблемной ситуации.

        Для объяснения грамматического материала мною создан электронный сборник «Грамматические времена». Данный вид оформления учебного материала помогает учащимся легче воспринимать правила по грамматике и использовать его при выполнении упражнений, существенно влияет на их заинтересованность, повышает учебную мотивацию.  

       Считаю, что использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Для этой цели я использую программу ‘LearningApps.org”, в которой составляю различные типы заданий, с помощью которых проверяю знание тематической лексики: викторина с выбором правильного ответа, найти пару, соответствия в сетке, таблица соответствий, заполнить пропуски, заполнить таблицу, кроссворд.

            Для формирования речевых умений использую Интернет ресурсы.

 Видеоролики, песни и сайты,  описывающие реалии англоязычных стран, помогают в знакомстве с иноязычной культурой.  Например, сайт о королеве Елизавете II и её семье или ролики, описывающие Лондон, помогают в выполнении упражнений  по теме «Страна изучаемого языка». Эти ИКТ средства помогают создать на уроке ситуацию игры и, в то же время способствуют более быстрому овладению фонетическими, лексическими, грамматическими навыками на уроке.

Для подготовки  к высказыванию на уроке учащиеся  используют Интернет-ресурсы, которые помогают составить информативное сообщение или презентацию, полный  ответ по заданной теме: о музеях, достопримечательностях, информацию о текущих событиях в разных странах, информацию об экологической ситуации в разных уголках мира, о национальных праздниках и т.д. И эти материалы выступают в роли «реального «культурного носителя» в процессе межкультурной коммуникации. При этом моя роль, как учителя английского языка состоит в том, чтобы адаптировать их к данному учебному курсу, изучаемой теме и языковому уровню учащихся.

    Высказывания (монологические, диалогические) с опорой на информацию, взятую из сети, отличаются более полным ответом и повышенным интересом учащихся к теме.

Метод проектов и ИКТ-технологии. Учитывая особенности предметов филологического цикла, учителю необходимо создать такие педагогические условия, когда каждый учащийся включается в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально-значимых проблем. Существует множество форм работы в данном направлении: предметные кружки, олимпиады, конкурсы. Но, на мой взгляд, наиболее эффективной формой является выполнение творческих проектов.

Проект – это возможность для учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш, объявлений, проведение интервью и исследований с последующим оформлением, составление планов посещения различных мест с иллюстрациями и т.д. Любознательность, стремление найти дополнительную информацию характерно большинству учащихся, но чем раньше учитель начнет строить свою работу, учитывая наличие данного качества учащихся, тем раньше будет достигнут положительный результат. Я работаю по учебникам Ю. Е. Ваулиной, Н. И. Быковой, программа которых уже предусматривает выполнение проектов. Конечно, сначала это небольшие по объёму работы, но от класса к классу они усложняются.

Это так называемые программные проекты. Среди самых удачных я хочу назвать:  

5класс. Сувениры   России.

6 класс. Праздники в Великобритании.

8 класс. Национальные костюмы Великобритании. Исторические памятники мира, которые находятся в опасности. Obento.

9 класс. Праздники России.

 В настоящее время все больше и больше учащихся при защите своих проектов отдают предпочтение презентациям  в Microsoft Power Point. Они очень удобны и для учителя, и для учеников.  Презентация кроме текста может включать картинки, анимацию, графики, таблицы, музыкальное сопровождение.

Готовясь к олимпиадам,  конкурсам, научно-практическим конференциям, школьники активно используют информационные ресурсы - справочную, научную литературу, просматривают видеофильмы. Считаю, что использование этих  средств делает процесс обучения ещё более интересным и современным.

Использование  интерактивной  доски  на уроках. В своей работе я также использую интерактивную доску на своих уроках. Основное преимущество интерактивной доски – наглядность и интерактивность. Она оказывает одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия – слух и зрение, что позволяет достичь гораздо большего эффекта. А использование богатых иллюстративных, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося. Дети не только получают важную и нужную информацию, но и испытывают очень сильные положительные эмоции, такие как удивление, восторг, радость, азарт. Ученики с увлечением работают, если применяется интерактивная доска. Они выполняют интерактивные задания, и не боятся ответить неправильно. Благодаря наглядности и интерактивности изучаемого материала, все дети вовлекаются в активную работу. Таким образом, использование возможностей интерактивной доски оказывает положительное эмоциональное воздействие на учащихся, способствует развитию речевой активности, внимания, воображения, творчества, и самое главное, росту положительной мотивации к изучению предмету.
Ученики говорят: «Работая на доске, чувствуешь себя скорее учителем, чем учеником». 

Во 3 классе я использую Программное обеспечение для интерактивной доски; авторы: В. Эванс, Дж. Дули. Это  учебник в мультимедийной форме, разработанный специально для интерактивной доски. Яркое и наглядное представление грамматического материала, анимационное видео, аудио-упражнения, веселые игры и многое другое позволяет делать уроки английского языка живыми и увлекательными.

Интерактивная доска используется мною для презентации грамматического материала, при закреплении  отдельных блоков нового учебного материала, для контроля изученной лексики. При проведении уроков с интерактивной доской я использую разные задания:

- фонетическую зарядку: разнообразные двигающиеся, всплывающие буквы помогают вспомнить звуки, звукосочетания и правила чтения,

- распределить слова в три колонки,

- подписать картинки,

- заполнить пропуски,

- составить предложение.  

Хочется сказать, что уроки, на которых есть такие задания, становятся для обучающихся намного интереснее. Детям легко и интересно передвигать предметы и слова на доске, пользоваться электронным пером и ластиком, чувствовать то, что они владеют современными инновационными технологиями.

Использование интерактивной  доски помогает экономить время урока, активизировать работу учащихся, сделать процесс обучения увлекательным как для учащихся, так и для самого учителя.

 Также мною осваиваются возможности программы Smart Notebook к интерактивной доске Smart Board и их применение в учебной деятельности.

Положительное влияние ИКТ на образовательный процесс:

1. Компьютеры существенно расширяют возможности преподавателей по индивидуализации обучения и  повышения мотивации(активизации познавательной деятельности) учащихся в обучении английскому языку, позволяют максимально адаптировать процесс обучения к индивидуальным особенностям учащихся. Каждый ученик получает возможность работать в своём ритме, т.е. выбирая для себя оптимальные объём и скорость усвоения материала. Причём компьютер является самым терпеливым педагогом, способным сколько угодно повторять любые задания, добиваясь правильного ответа и, в конечном счёте, автоматизации отрабатываемого навыка. 

2. Компьютер снимает такой отрицательный психологический фактор, как «ответобоязнь». Во время традиционных аудиторных занятий различные факторы (дефекты произношения, страх допустить ошибку, неумение вслух формулировать свои мысли.) не позволяют многим учащимся показать свои реальные знания. Оставаясь же "наедине" с дисплеем, учащийся, как правило, не чувствует скованности и старается проявить максимум своих знаний.

 3. Мультимедийные эффекты, такие как графика, музыкальные фрагменты или музыкальный фон, снимают напряжение, способствуют эстетическому воспитанию. Компьютерные программы развивают у обучающихся умение организовывать свою деятельность, принимать ответственные решения.

 4.Применение компьютеров на уроках английского языка значительно повышает интенсивность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за одно и то же время в условиях традиционного обучения. Кроме того, материал при использовании компьютера усваивается прочнее.

5.Компьютер обеспечивает и всесторонний (текущий, рубежный, итоговый) контроль учебного процесса. Контроль, как известно, является неотъемлемой частью учебного процесса и выполняет функцию обратной связи между учащимся и преподавателем. При использовании компьютера для контроля качества знаний учащихся достигается и большая объективность оценки. Кроме того, компьютерный контроль позволяет значительно сэкономить учебное время, так как осуществляется одновременная проверка знаний всех учащихся. Это даёт возможность преподавателю уделить больше внимания творческим аспектам работы с учащимися. 

6.Ещё одно достоинство компьютера – способность накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса. Анализируя статистические данные (количество ошибок, правильных/неправильных ответов, обращений за помощью, времени, затраченного на выполнение отдельных заданий.), преподаватель судит о степени и качестве сформированности знаний у учащихся. 

Результат  использования ИКТ в повышении качества образования и мотивации к изучению английского языка демонстрируют следующие показатели:

Положительная динамика среднего балла по годам учащихся

2009-2010

2010-2011

2011-2012

3,72

3,76

3,78

Стабильный результат качества знаний учащихся

2009-2010

2010-2011

2011-2012

53,5

56,1

56,6

Рост учащихся  имеющих оценку «5»

2009-2010

2011-2012

2012-2013

24

28

30

Положительное отношение учащихся к использованию мультимедийных и интерактивных способов обучения (по итогам опроса учащихся 6 класса)