Главные вкладки
Елистратова Лариса Анатольевна
Профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки
Почему мы объединяем воедино проблемы связанные с плоскостопием и искривлением осанки? Потому, что все в скелете человека взаимосвязано. Если у ребенка плоскостопие, последует обязательно искривление позвоночника. Плоскостопие может вызвать не только изменение в скелете стопы и ноги, но и нарушить совокупность скелетной структуры и работу всего организма. Уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника.
Сутулая спина затрудняет нормальное движение грудной клетки, слабые брюшные мышцы тоже не способствуют углублению дыхания. Следствие – меньшее поступление кислорода к тканям. Сидение не отдых, а акт статистического напряжения. Дети при сидении, в отличии от взрослых, проделывают значительную мышечную работу. А стояние, особенно в определенной позе, очень утомительно для ребенка. Так как мышцы спины быстро расслабляются, не выдерживая статистической нагрузки.
Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведет к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения.
На сегодняшний день, при загруженности детей, показатель этих заболеваний (искривление позвоночника и плоскостопие) очень велик. А еще хуже то, что дети, выпускаясь из детских садов, уже имеют эти заболевания. Конечно, мы знаем, что они могут быть врожденными, наследственными, но могут быть и приобретенными. Поэтому мы с вами должны делать все возможное, чтобы предупредить эти заболевания. Дети прибывают в саду пять дней, с утра до вечера. И поэтому вся ответственность за их здоровье лежит на наших плечах.
Работу определенную вы, конечно, проводите. Это и гимнастика, и босохождение по коврикам после сна, и физминутки на занятиях. Постоянное контролирование поз детей при сидении, стоянии и ходьбе. Но я хотела бы дать вам несколько советов, которые так же помогают в работе с коррекцией плоскостопия и осанки.
Осанка. В группе, в свободное от занятий время, заменить чтение книг (например перед обедом, когда обычно детей усаживают на стульчики) на упражнения для укрепления мышц спины. Если есть шведская стенка – вис, если нет, упражнения «Достань предмет» (дети тянутся к верху, чтобы достать тот или иной предмет, но, обязательно, левой и правой рукой поочередно), Упражнения сидя на коленях, лежа на спине, на животе (упражнения которые укрепляют мышцы в межлопаточной области, брюшной и тазобедренной). Упражнения связанные с ходьбой, положив на голову какой либо предмет.
Плоскостопие. Это, опять же шведская стенка (забираемся, спускаемся), массаж голени и стоп, хождение по песку и гальке, хождение а носочках, пятках, внешней стороне стопы; Зарядка для стопы: попеременно сгибать пальчики на ногах, вращать стопами внутрь и наружу; Массажеры для стоп (можно счеты), положите на пол по листочку бумаги, пусть дети сначала здорово помнут его пальчиками, а потом пробуют поднять с пола и переложить в любую сторону от себя. Подойдут ровные палки, трубки (дети могут прокатывать их стопами, ходить по ним, сначала носочками, затем серединой стопы и пяточками); прокатывание скакалки, приподнимание разных предметов с пола: карандаши, губки, резинки, мелкие игрушки.
А для родителей, на родительских собраниях, ко всему сказанному можно добавить такие упражнения с детьми: маршировать по мягким душкам от софы, перекатывать камушки (в тазик налить воды и положить пригоршню гальки), сделать песочницу в ящике, занятия плаванием и ездой на велосипеде.
Теперь важные моменты, которые мы должны помнить всегда: - если у ребенка плоскостопие, прыжки и спрыгивания в его двигательной деятельности исключаются; - упражнения в прыжках в глубину (спрыгивание) для детей мл. гр. допускается с предметов высотой не более 10-15 см и используются редко, т.к. стопа у детей развита еще не достаточно, координация движений слабая и приземление получается довольно жестким. В ср. и ст. группах – 20-30 см, в подг. гр. – 40 см. Прыжки на одной ноге вводятся со средней группы. Необходимо чтобы количество прыжков как на левой так и на правой ноге было одинаковым; - специальные ортопедические стельки в возрасте до 5 лет носить нельзя. Наступает отрофия связок стопы; - домашние тапочки с мягкой подошвой очень плохо влияют на свод стопы.