ШКОЛЬНОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО И СОЦИУМ
6. Влияние школьного лесничества на социально-культурную среду поселения
На протяжении многих лет у школьного лесничества «Сосенка» МКОУ Троицко – Сунгурской средней общеобразовательной школы сложились тесные отношения сотрудничества с Троицкосунгурским поселением. Воспитанники лесничества целенаправленно участвуют в жизни села, района, области, тем самым повышают свой уровень значимости в социуме. В дальнейшем труд детей переходит в их профессиональное самоопределение.
6.1. Основные формы эколого – просветительской деятельности
В школьном лесничестве используются следующие формы эколого – просветительской деятельности:
· акции, операции, программы;
· конференции, олимпиады, конкурсы;
· праздники, слеты;
· работа с населением;
· работа на экологической тропе;
· публикации и репортажив СМИ.
6.2. Регулярные природоохранные мероприятия
Воспитанники лесничества принимают участие в посадках леса, проводят уход за питомником на площади 0,1га, очищают посадки леса от валежника. Ребята собрали 10 кг шишек хвойных пород (Приложение № 1, фото № 1, 2).
Члены школьного лесничества не только стражи леса, они и рачительные хозяева, думающие о будущем. Они понимают, что хозяин леса должен быть и воспитателем, и сторожем, и умелым лекарем своих подопечных, потому что у леса есть не только друзья, но и многочисленные враги. Пока главное оружие от нападения вредителей – профилактика. Большую помощь лесу оказывают неутомимые лесные санитары – птицы. Для них члены школьного лесничества развешивают кормушки и искусственные гнезда.
Практически вся школа участвует в трудовых операциях, акциях, программах: “Птичья столовая”, “Домик для пернатых”, “Посади дерево”, “Чистый лес”, “Лес без огня“, “Подари жизнь елке“, “Муравейник”, «Больше кислорода». (Приложение № 1, фото № 3 - 6).
Ведется работа над Красной книгой своей местности, ребята выявляют особо охраняемые территории и благоустраивают их (Приложение № 1, рис. 1, фото № 7).
На счету нашего лесничества много хороших дел. Нелёгким был для юных лесоводов 2010 год. Сильная засуха, халатность людей привели к крупному пожару в нашем районе. Многие учащиеся нашего лесничества принимали участие в тушение лесных пожаров: Клетнов Александр и Пчелкин Иван были награждены благодарственными письмами политической партией «Единая Россия» и главой муниципального образования «Новоспасский район» (Приложение № 2).
Членами школьного лесничества ведется экологическая работа с младшими школьниками школы. Члены школьного лесничества организуют с ребятами экологические игры, викторины, праздники. Эти мероприятия приносят большую пользу, воспитывая в ребятах уважительное отношение к природе, чувства гордости за богатую и щедрую родную землю, желание беречь её сокровища (Приложение 3, фото № 8,9).
Коллектив школьного лесничества не замыкается в кругу только своих интересов. Они часто выступают инициаторами многих общешкольных мероприятий, организуют посвящённые охране природы и жизни леса походы, экскурсии, конкурсы, выставки, праздники: “День птиц”, “День Земли”, “День воды”, “Неделя леса”, “День здоровья“ и т.д. Все ученики заранее готовятся к торжествам, приглашают в гости сотрудников лесничества, родителей, классных руководителей, главу поселения и т.д. (Приложение № 3 фото № 10, 11).
Учащиеся школьного лесничества создали экологическую тропу «В тайничках сунгурского леса».Создание экологической тропы позволило ребятам вовлечься в научно - исследовательскую, краеведческую деятельность по изучению своей Малой Родины (Приложение 1).
Участвуя в операциях, акциях, а также написании исследовательских работ воспитанники школьного лесничества проводят социологические опросы. Например, при написании исследовательской работы «Мониторинг лесных пожаров Новоспасского лесничества и противопожарная пропаганда среди населения» ребятами был провиден социологический опрос на тему: «От каких обстоятельств зависят лесные пожары». Затем ребята сделали вывод по этому социологическому опросу. Кроме социологических опросов ребята размещают в общественных местах листовки, буклеты, аншлаги на противопожарную, природоохранную тематику, тем самым призывая жителей села к бережному отношению лесных богатств Милой Родины (Приложение № 4).
Воспитанники школьного лесничества «Сосенка» являются постоянными журналистами районной газеты «Сельская правда». Они пишут в газету о проделанной работе, призывают жителей района к противопожарной безопасности, природоохранной деятельности, привлекают их к акциям, операциям. В апрели 2008 года ребята участвовали в областном конкурсе «Семь чудес света Ульяновской области», представляя ООТ - Черная береза. Материалы о ней были опубликованы в областной газете «Дыхание Земли» В 2010 году этот же материал был опубликован в Молодежной газете. Районный телевизионный канал «Сфера ТВ» и областной канал «2Х2 на Волге» снимали видеоматериалы о Черной березе, где воспитанники школьного лесничества давали интервью об этом уникальном объекте.
Таблица 1
Публикации и телерепортажи учащихся в средствах массовой информации
Учебный год | Жанр публикации | Название темы | Уровень |
2006-2007 | 1. Статья в газете «Сельская правда» | «Защитим лес от пожара»
| муниципальный
|
2007- 2008 | 1. Статья в газете «Сельская правда» | «Берегите елочки - сосеночки»
| муниципальный
|
2.Статья в газете «Сельская правда» | «Оч. умелые ручки подвластно все: елки бумажные, снеговики ватные» | муниципальный
| |
3. Статья в газете «Сельская правда» | «Здесь будет город – сад»
| муниципальный
| |
4.Телевизи-онный репортаж на канале «2х2 на Волге» | «Семь чудес света Ульяновской области – чудо Черная береза» | региональный
| |
6. Статья в газете «Дыхание Земли» | «Семь чудес света Ульяновской области – чудо Черная береза» | региональный
| |
6. Статья в газете «Сельская правда» | «Черная береза под моим окном» | муниципальный
| |
2008- 2009 | 1. Статья в газете «Сельская правда» | «Учимся познавать живое» | муниципальный |
2. Телевизион-ный репортаж на канале «Сфера ТВ» | «О достопримечательностях села» | муниципальный | |
3. Статья в газете «Молодежная газета» | «Горе – береза» | региональный | |
2009-2010 | 1. Телевизи-онный репортаж на канале «Сфера ТВ» | «О школьном лесничестве «Сосенка» | муниципальный |
2. Брошюра «ЭКО-2009» Материалы X областной научно- практической конференции обучающихся | Тезисы из докладаисследовательской работы «Исследования распространения зеленой дубовой листовертки в лесах Новоспасского лесничества Ульяновской области» ученица 9 класса Гаврилина М. | региональный | |
4.Статья в газете «Сельская правда» | «Мой край родной» | муниципальный | |
2010-2011 | 1. Брошюра «ЭКО-2011» Материалы XII областной научно- практической конференции обучающихся | Тезисы из доклада исследовательской работы «Оценка состояния древостоя смешанного леса в Новоспасском лесничест- ве» ученица 9 класса Панькова Ю. | региональный |
2.Статья в газете «Сельская правда» | На страже у леса | муниципальный |
Итак, 8 раз воспитанники лесничества публиковали материалы в районной газете, а также имеют 4 публикации на региональном уровне, кроме этого ребята сотрудничают с телевидением. (Приложение № 5).
6.3. Участие обучающихся школьного лесничества в мероприятиях, результативность их участия
Воспитанники школьного лесничества «Сосенка» принимают активное участие в мероприятиях разного уровня (Приложение № 6, фото № 12,13).
Таблица 2
Результаты обучающихся в предметных олимпиадах
Учебный год | Класс | Предмет | Результат |
Всероссийский этап | |||
2009-2010 | 9 | Экология, биология | Удостоверение |
Региональный этап | |||
2007-2008 | 10 | Экология | Диплом с отзывом II степени |
2009-2010 | 9 | Экология, биология | I место |
2010-2011 | 10 | Экология | III место |
Итак, наблюдается положительная динамика достижений обучающихся в предметных олимпиадах по экологии и биологии(Приложение № 7).
Таблица 3
Результаты обучающихся в конференциях, конкурсах
Учебный год | Форма творческого конкурса | Класс | Результат |
Международный уровень | |||
2009-2010 | Международная конференция «Экология моря» | 9 | Грамота за участие |
Всероссийский уровень | |||
2009-2010 | Всероссийский юниорский конкурс «Подрост» | 9 | Диплом |
Региональный уровень | |||
2007-2008 | Областная научно-практическая конференция «ЭКО-2007» | 8, 11 | I место |
2008-2009 | Областной юниорский конкурс «Подрост» | 11 | I место |
Областная научно-практическая конференция «Шаг в будущее» | 11 | II место | |
Областная краеведческая конференция, посвященная 160-летию И.Я.Яковлева | 9 | III место | |
2009-2010
| Областной юниорский конкурс «Подрост» | 9 | I место |
10 | I место | ||
Областная научно-практическая конференция «ЭКО-2010» | 9 | III место | |
Областной конкурс на лучший проект туристско-краеведческого маршрута среди обучающихся «Мой край» | 10
| I место
| |
2010-2011 | Областной юниорский конкурс «Подрост» | 8 | III место |
10 | II место | ||
11 | I место | ||
Областная научно-практическая конференция «ЭКО-2010» | 10 | II место | |
2011-2012 | Областной юниорский конкурс «Подрост» | 11 | I место |
11 | I место | ||
9 | II место |
Итак, на региональном уровне за последние три года учащиеся 15 раз становились победителямив научно-практических, краеведческих конференция и конкурсах, а также принимали участие в международных и всероссийских конференциях и конкурсах(Приложение № 8).
Таблица 4
Достижения обучающихся в слетах, форумах и праздниках
Учебный год | Форма творческого конкурса | Количество участников | Результат |
Межрегиональный уровень | |||
2010-2011 | Программа «Больше кислорода!» | 14 | Благодарственное письмо |
Региональный уровень | |||
2007-2008 | Областной слет школьных лесничеств | 5 | Грамота за участие |
Областной конкурс «Лесная газета» | II место | ||
Областной экологический праздник «Самый добрый фестиваль» | 3
| Диплом лауреаты | |
Областной конкурс русского языка «Письмо в защиту окружающей среды» | II место | ||
2008-2009 | Областной слет юных лесоводов «Лесной форум» | 5
| III место |
Областной конкурс «Лесная газета» | I место | ||
Областной конкурс «Символика слета» | III место | ||
Областной экологический праздник «Самый добрый фестиваль-2008» | 5 | III место | |
2009-2010 | Областной слет юных лесоводов «Лесной форум» | 5 | II место |
2010-2011 | Областной слет юных лесоводов «Лесной форум» | 5 | III место |
| Областной слет юных лесоводов «Лесной форум» | 5 | II место |
Областной конкурс «Мы за сохранение лесов России!» | 15 | I место |
Итак, на региональном уровне за последние три года учащиеся 9 раз становились победителями слетов, форумов и праздников. В 2010-2011 году ребята отмечены благодарственным письмом на межрегиональном уровне.(Приложение № 9).
Воспитанники школьного лесничества признаны общественным признанием, как на муниципальном, так и на региональном уровне.
Таблица 5
Общественная признательность обучающихся на региональном уровне
Год | Номинация | Уровень | Количество участников | Класс |
2008-2009 | Социально – значимая и общественная деятельность | региональный | 1 | 11 |
2009-2010 | Научно - исследовательская деятельность | региональный | 1 | 9 |
2010-2011 | Научно - исследовательская деятельность | региональный | 1 | 10 |
Социально – значимая и общественная деятельность | региональный | 1 | 11 |
Итак, на региональном уровне за последние три года учащиеся 4 раза становились обладателями губернаторской премии (Приложение № 10).
Таблица 6
Общественная признательность обучающихся на муниципальном уровне
Год | Номинация | Уровень | Количество участников | Класс |
2009-2010 | Благодарственное письмо за активное участие и личный вклад в ликвидации лесных пожаров | муниципальный | 2 | 9, 10 |
Свидетельство за достижения высоких показателей по итогам 2010 года | муниципальный | 1 | 10 | |
2010-2011 | Благодарность за активное участие в работе школьного лесничества | муниципальный | 2 | 11 |
Почетная грамота за активное участие в противопожарной пропаганде среди населения | муниципальный | 5 | 9,11 | |
Благодарственные письма за активное участие в общественной жизни села и района | муниципальный | 8 | 11 |
Итак, на муниципальном уровне за последние два года учащиеся школьного лесничества 18 раз были отмечены благодарственными письмами, грамотами за активное участие в общественной жизни села и района (Приложение № 2, 11).
Итак, школьное лесничество «Сосенка» благоприятно влияет на социально-культурную среду Троицкосунгуркого поселения.