Методы, формы организации деятельности учащихся
Опубликовано 25.03.2019 - 17:24 - Забанова Ольга Кимовна
Роль информатики в системе образования возрастает с каждым годом, что обусловлено не только острой необходимостью формирования у учащихся целостного представления о мире, об общности информационных основ процессов управления в живой природе, обществе, технике, но и тем фактом, что для эффективного участия в производственной и общественной деятельности от современного специалиста требуется широкий кругозор, умение активно использовать стремительно развивающиеся информационные и коммуникационные технологии. Наряду с этим следует отметить, что интенсификация информационной деятельности в современном обществе настолько велика, что даже специалист, владеющий информационными технологиями на достаточно высоком уровне, не в состоянии справиться с существующими потоками информации. Из этого вытекает необходимость, обусловленная поиском путей воспитания разносторонней, творческой личности, способной реализовать свой творческий потенциал, как в собственных интересах, так и в интересах общества.
В связи с этим, применяю в работе с учащимися следующие формы обучения:
учебно-плановую (включающую фронтальную, групповую, парную и индивидуальную формы - урок);
внеплановую (стимулирующие занятия);
вспомогательную (консультации).
Организованный урок с фронтальной формой охватывает работу всего класса по теме. Это урок изучения нового материала с демонстрационными фрагментами, видеовставками, презентациями. Для урока я использую необходимый материал из электронных средств обучения, из Интернета, электронных средств, созданных мною. Использование проектора или демонстрационного компьютера помогает фронтальной демонстрации объектов изучения или процессов.
Групповая форма обучения используется мною для проектной деятельности. Каждая группа работает над своим заданием в проекте, в результате чего формируется единое решение по проектному заданию для всего класса. Группа при этом выполняет весь запроектированный цикл активности от начала и до конца: придумывает, разрабатывает, корректирует, производит работы, связанные с внедрением и сопровождением. При таком уроке приходится тщательно прорабатывать задания для каждой группы и готовить специализированное дополнительное оборудование, позволяющее ученикам не только выполнить задание качественно и в единый срок, но и затем объединить каждый фрагмент решения и получить единый результат. Для каждой группы возможно использование оборудования различной комплектации: например, группа сбора информации должна иметь цифровые устройства для сохранения результатов наблюдения за объектом, процессом, их ввода в компьютер для дальнейшей обработки. Группы обработки информации должны иметь специальное программное обеспечение. Группа обобщения результатов должна использовать презентационное оборудование. При этом на уроке могут использоваться компьютеры с четким их использования группами. Проекты, предусмотренные мною многообразны: информационные буклеты-памятки, буклеты-справочники; образовательные модели стендов, наглядных пособий; электронные фотоальбомы разной тематики, слайдовые мультипликационные сказки и др. Опыт последних нескольких лет свидетельствует, что метод проектов, как ни какая другая методика повышает качество обученности по информатике, формирует межпредметные связи и повышает эффективность изучения той школьной дисциплины, проект для которой реализовывался.
Также на уроках информатики я широко использую парный метод обучения, сформированный из-за нехватки компьютеров, где основное взаимодействие происходит между двумя учениками, которые могут обсуждать задачу, осуществлять взаимообучение и взаимоконтроль. Данный выбор мотивирую тем, что для учащегося помощь товарища оказывается полезнее, чем помощь учителя.
Для людей характерна информационная деятельность, связанная, как правило, с работой в коллективе. Поэтому я применяю учебные дискуссии, коллективно-распределительные формы работы школьников с учебным материалом.
В то же время при обучении информатике видно быстрое расслоение детей по степени заинтересованности и уровню подготовленности. При проведении практических занятий нужен индивидуальный подход к каждому школьнику, необходима тщательно разработанная система индивидуальных заданий. Таковых заданий у меня достаточно. Они сформированы самостоятельно с использованием множества источников.
Из опыта работы выделяю следующие формы работы на уроках информатики, как наиболее эффективные:
фронтальная беседа;
работа за компьютером индивидуально и попарно;
демонстрация презентации или работы программы всему классу;
обсуждение материала всем классом и последующее индивидуальное выполнение заданий.
Эффективность обучения с помощью компьютеров в значительной степени зависит от правильного выбора приемов их использования. Даже с самым совершенным программным продуктом ученик работает с истинным удовольствием лишь до тех пор, пока присутствует элемент новизны. На коротком временном интервале необходимые мотивы для учения могут быть созданы новизной средства обучения, занимательностью изложения, но сам процесс обучения в принципе не может быть реализован длительное время без интеллектуального контакта между учеником и учителем.
Для обеспечения такого контакта выполняю общие методические требования:
разъясняю ученикам познавательную задачу так, чтобы она стала их личной задачей;
возбуждаю интерес ребят, мобилизуя их познавательные усилия и прежде всего их внимание;
обсуждаю с детьми способы решения задачи, проблемы, разрабатывать гипотезы и пути их проверки;
восстанавливаю в памяти учеников предшествующий познавательный опыт, необходимый для усвоения нового знания;
не устраняюсь от управления познавательным процессом во время работы школьников на компьютерах.
На практике также мною применяются комбинированные уроки. Такие уроки имеют разнообразную структуру и обладают рядом достоинств:
обеспечивают многократную смену видов деятельности;
создают условия для быстрого применения новых знаний;
обеспечивают обратную связь и управление педагогическим процессом;
приносят много отметок;
реализуют индивидуальный подход в обучении.
В комбинированных уроках информатики можно выделить следующие основные этапы:
1) организационный момент;
2) активизация мышления и актуализация ранее изученного (разминка, короткие задания на развитие внимания, сообразительности, памяти, фронтальный опрос и актуализация ранее изученного материала);
3) объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, составлению алгоритмов и так далее, сопровождаемая, как правило, компьютерной презентацией. На этом этапе учитель четко и доступно объясняет материал, по возможности используя традиционные и электронные наглядные пособия. В процессе беседы я ввожу новые понятия, организую совместный поиск и анализ примеров, при необходимости переходящий в игру или в дискуссию. Правильность усвоения учениками основных моментов также желательно проверять в форме беседы, обсуждения;
4) работа за компьютером (клавиатурный тренажер, компьютерный практикум, логические игры и головоломки);
5) подведение итогов урока.
Используя мультимедийный проектор или демонстрационный компьютер, демонстрирую ученикам различные учебные элементы содержания курса, ввожу новые технологические приемы. Разработанные мною обучающие мультимедийные презентации придают новые краски рассказу, беседе, диалогу, решению проблемных ситуаций и так далее. Презентации обладают наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала. При их систематическом использовании возрастает (увеличивается) продуктивность обучения. Использую презентации и без мультимедийного проектора, когда объясняю материал, а дети по команде производят смену слайдов на своих компьютерах. В таком случае успех заключается в синхронной, слаженной работе всех участников. Возможна и полностью самостоятельная работа учеников с презентацией, но это реально при условии соответствия сложности темы возможностям детей и обеспеченной должным образом мотивации учеников, чтобы они понимали, для чего это нужно. Стараюсь четко ставить вопросы, ответы на которые дети в ходе просмотра презентации должны найти самостоятельно. После такого просмотра важно получить эти ответы, проверить степень понимания материала презентации и при необходимости вернуться к отдельным слайдам, содержание которых прокомментировать или объяснить. Такая форма, как самостоятельная работа с презентацией в индивидуальном режиме, наиболее удачна при повторении материала, когда необходимо актуализировать имеющиеся по теме знания. При повторении и закреплении я прошу детей самим прокомментировать тот или иной слайд, раскрыть суть иллюстрируемого понятия, объяснить взаимосвязи и содержание представленных на слайдах объектов. Презентацию также использую при устном опросе учеников в начале или в конце урока.
Фронтальные практические работы обеспечивают закрепление и развитие умений и навыков школьников в области использования средств компьютерных технологий. В условиях практической работы все ученики под моим руководством одновременно работают на своих рабочих местах с определенным программным средством, имеющим одно из следующих дидактических назначений:
освоение нового материала (например, с помощью обучающей программы);
закрепление нового материала, объясненного учителем (например, с помощью программы-тренажера);
отработка операционных навыков (например, при работе в среде текстового или графического редактора);
проверка усвоения полученных знаний (например, с помощью контролирующей программы).
Действия школьников могут быть синхронными, например, при выполнении одних и тех же заданий с одинаковыми средствами.
В условиях компьютерного урока управлять деятельностью учащихся достаточно сложно: ситуация за каждым компьютером практически разная. Выход для меня состоит в том, чтобы привлечь к обучению сильных учащихся, использовать имеющиеся программные средства и информационные ресурсы.
Индивидуальная практическая работа — более сложная форма работы по сравнению с фронтальной практической работы. Ее характерные черты:
разнотипность заданий по уровню сложности;
большая самостоятельность;
большая опора на учебник и справочный материал;
более сложные вопросы к учителю.
Эта работа может приобретать черты учебно-исследовательской практики, когда ученики получают от учителя индивидуальные задания для протяженной самостоятельной работы (в течение одного-двух или более уроков, включая выполнение части задания вне уроков, в частности дома). Такое задание выдаю для отработки знаний и умений по целому разделу (теме) курса.
Учитывая гигиенические требования к организации работы школьников с компьютерами, стараюсь успевать следить за тем, чтобы время непрерывной работы не превышало рекомендуемых норм.
Виды домашней работы для учащихся также разнообразны: индивидуальная (проверяю знания конкретного ученика с целью коррекции имеющихся знаний по конкретной теме) – на карточках, в электронной форме; групповая (как часть общего классного задания); творческая (составление докладов, сообщений, макетов слайдов с разным тематическим сюжетом), дифференцированная, одна на весь класс.
Организую по мере необходимости консультации учащихся (текущие, тематические, обобщающие), которые проводятся эпизодически.
Информатика сформировала новый вид индивидуальной формы обучения: один на один с компьютером. Работая один на один с компьютером (а точнее, с обучающей программой), учащийся в своем темпе овладевает знаниями, сам выбирает индивидуальный маршрут изучения учебного материала в рамках заданной темы урока.
Только такая организация уроков предполагает, по-моему мнению, высокую степень свободы и творчества учителя. Только так можно сделать предмет интересным для учащихся. Только так можно достичь требуемых результатов обучения и воспитания.