Главные вкладки
"Как помочь ребёнку адаптироваться в школе" - методическая разработка 15.07.2024г
«Как помочь ребенку адаптироваться в школе»
Школа — самый важный этап в жизни ребенка. Именно здесь он будет приобретать все необходимые знания, умения, получать навыки для дальнейшего творческого, профессионального развития.
Адаптация к школе - один из самых сложных и ответственных этапов в жизни ребенка.
Подготовку ребенка к школе необходимо начинать желательно со старшей группы детского сада. Естественно, в рамках ДОУ проводится работа педагогов по ознакомлению детей с принципами школьной программы, поведения, дисциплины, осуществляется кратковременная видимость рабочего процесса первоклассника. Однако как показывает практика, данных процедур зачастую явно недостаточно — ребенок, все равно воспринимает вышеописанные мероприятия в сугубо игровой форме, этому же способствует регулярное посещение дошкольной группы.
Не смотря на то, что все дошкольное детство, так или иначе, шла подготовка к школе: в детском саду на развивающих занятиях ребенок учился взаимодействовать с детьми и другими взрослыми, получал определенные знания, укреплялся иммунитет ребенка - родителю важно понимать значимость родительской помощи в вопросе адаптации.
Если социальная адаптация ребенка к будущей школе во многом зависит от социума и детского окружения, а также педагогического влияния ДОУ, домашних условий, то психологический вектор приспособления представляет собой целостную сложную систему взаимосвязанных компонентов. Они включают в себя мотивацию, достаточность познавательного, речевого и интеллектуального развития, регуляции действий ребенка по отношению к ряду ситуаций, отношений ребенка со сверстниками и взрослыми.
Приходя в школу, ребенок испытывает три вида стресса:
- социальный – построение взаимоотношений с новыми детьми, с учителем, принятие новых правил;
- интеллектуальный – существенная интеллектуальная нагрузка, приобретение новых знаний;
- иммунологический – в возрасте 7-9 лет (очередной возрастной кризис) происходят существенные изменения в организме ребенка: быстрая прибавка в росте, изменения в работе сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной и других систем. Это приводит к появлению необычных внутренних ощущений: повышенная утомляемость, раздражительность, перепады настроения.
Первоклассник еще слишком мал, чтобы преодолевать школьные трудности в одиночку. Многое зависит от нас, взрослых, от нашей поддержки, от участливости первого учителя и внимания родителей. Рекомендаций, которые помогут ребенку более успешно адаптироваться к школе очень много. Мы остановимся на тех, которые под силу любому любящему родителю.
Родитель может помочь ребенку правильно организовать его время. Важен разумный режим дня, обратите внимание на следующие моменты:
Сон. Очень важно, чтобы в этот период ребенок полноценно высыпался. Если же ребенок будет испытывать дефицит сна, то «досыпать» он будет на первых двух уроках. Понятно, что эффективность обучения при таких обстоятельствах будет не слишком высокой. Если ребенок привык днем спать, то укладывайте его на послеобеденный сон. Детям семи лет необходимо спать 10-11 часов в сутки. Постарайтесь, чтобы вечером он укладывался не позже 9 часов.
Старайтесь, чтобы перед сном ребенок не играл в шумные возбуждающие игры или не играл на компьютере.
Перед сном сделайте ему расслабляющий массаж, предложите принять теплую ванну. Очень хорошее расслабляющее средство – чашка теплого молока, выпитая перед сном.
Выспавшийся ребенок встречает утро в радостном настроении. Если ваш ребенок с утра выглядит хмурым или вялым, то значит отведенных для сна часов ему недостаточно.
Организуйте режим ребенка так, чтобы у него было достаточно времени перед выходом в школу. Ребёнок не должен чувствовать спешки и нервничать, он должен спокойно привести себя в порядок, позавтракать и настроиться на «рабочий день».
Физическая активность и прогулки. К сожалению, с приходом в школу у детей в два раза сокращается двигательная активность. В силах родителей ввести в традицию утреннюю зарядку, подвижные игры, активный отдых на свежем воздухе не менее 3х часов. Лучший вариант - прививать ребенку культуру активного отдыха: пусть он проводит свободное время не у телевизора и компьютера, а в движении. Запишите его в бассейн, приучите к совместным пробежкам, к прогулкам перед сном - все это пойдет ему на пользу и поможет предотвратить многие заболевания. Естественно, родитель должен быть примером для своего ребенка.
Приготовление уроков следует организовать в середине дня (пик мозговой активности 9-12 часов и 16-18 часов). Следует помнить, что после 15 – 20 минут занятий необходимо делать 10 – 15 минутные подвижные переменки. Начинать домашнюю работу лучше всего с чтения, а потом делать остальные предметы. Это поможет ребенку настроиться на выполнение заданий по другим предметам. Если ребенок хочет начать с задания, которое в данный момент кажется ему более интересным, то родителям необходимо предоставить ему в этом вопросе полную свободу.
Во время выполнения домашней работы устраивайте малышу «переменки на 10 минут. И пусть он привыкнет, что домашняя «переменка» – это не сиденье перед телевизором или компьютером. Лучше всего если он» попрыгает, покувыркается или потанцует.
Обратите внимание на содержание времяпровождения ребенка.
Интересуйтесь учебой своего ребенка, но в меру. Не забывайте, что первокласснику очень сложно в течение всего учебного дня быть внимательным, старательным и аккуратным. Поэтому не расстраивайтесь, если в первое время он будет что-то забывать или не успевать, палочки в прописях будут неровными, а цифры будут написаны наоборот. Нормально развивающийся, здоровый ребенок непременно со временем научится читать, считать и писать. Ребенку необходимо время, чтобы научиться «учиться».
Родителю важно помнить, что школа – это не только место где ребенок живет полноценной жизнью: строит взаимоотношения со сверстниками и учителем, получает опыт поведения в различных ситуациях, учится контролировать себя и много другое. Инициируйте встречу с учителем, чтобы рассказать об особенностях вашего ребенка, чтобы с первого дня учитель смог учитывать их при построении взаимоотношений.
Родитель должен эмоционально поддержать ребенка в самых разных ситуациях. Сохраняйте с ним доверительные отношения, избегайте оценочных суждений. Не сводите беседы о школе только на темы получения отметок, спросите своего ребенка о том, с кем он сегодня играл на перемене, с кем делился своим интересным событием. Помогите ребенку подружиться с детьми из школы – можно приглашать детей с класса домой - это сближает, способствует установлению дружеских отношений.
В этом возрасте самое важное – сохранить интерес к учебе и познанию нового.
Ни при каких обстоятельствах не упрекайте ребенка за то, что у него что-то плохо получается или он что-то прослушал, или забыл. Ваша поддержка в вопросах учебы должна основываться на принципе: Найти даже в самом неуспешном деле хотя бы маленький успех! Например: «Из всех написанных букв у этой получился хороший наклон». Ребенку нужно показать то, что он может.
Не сравнивайте его школьные успехи с успехами других детей или своими собственными, когда вы были в его возрасте, ни в лучшую, ни в худшую сторону.
Не пугайте его двойками, которые он будет получать, если не научится писать, считать и вообще быть внимательным и усидчивым, каким полагается быть прилежному ученику.
Не рассказывайте страшилок, типа, «будешь плохо учится, станешь дворником».
Не подключайте к своим наставлениям такой аргумент: «Как тебе не стыдно, перепачкался весь! Ты же большой - в школу ходишь!». Или это становится новым аргументом для каких-то ограничений или побуждений: «Уступи сестренке. Ты ведь теперь школьник!» Иногда родители считают, что, став первоклассником, ребенок перешел «в другой ранг» и поэтому должен отказаться от каких-то своих детских привычек. Ребенку тяжело справиться с этим грузом, он переживает и волнуется, оказавшись в этой новой школьной жизни, и время от времени ему необходимо чувствовать себя маленьким ребенком, который никому ничем не обязан.
На самом деле первоклассник и так страдает от того, что на него свалился целый ворох новых правил, требований и обязанностей, причем до конца ему не понятных и не известных.
Уважаемые родители внушайте ему оптимизм. Уверенным голосом говорите, что все получится, хотя сейчас ему бывает трудновато.
Не награждайте (и уж тем более не наказывайте) за успехи в учебе. Лучшая награда для первоклассника — это не игрушки и сладости (они должны предоставляться в меру и не как плата за хороший результат в учебе либо поведении), а доверительное, открытое общение и похвала. К делам детей относитесь внимательно, доброжелательно, но вместе с тем, будьте требовательны к результатам его деятельности.
С интересом относитесь к тому, чему ребенок научился, с радостью отмечайте, если что-то ему удалось хорошо сделать. Спрашивайте, что интересного он сегодня узнал, что нарисовал на уроке рисования, во что играл с друзьями на перемене. Если ребенок поделился с вами чем-то из услышанного на уроке, что показалось ему интересным, постарайтесь развить тему, например, расскажите еще что-нибудь интересное об этом.
Старайтесь при ребенке не допускать волнующие и негативные разговоры о школе, поддерживайте авторитет учителя в его глазах. Ребенок должен чувствовать уверенность, что у него все нормально. Наполняйте эмоциональный резервуар своего маленького школьника! Совместные игры, прогулки, чтение. А еще лучше, если это будет специальные психотерапевтические сказки, имеющие целью помочь ребенку решить трудности адаптации в школе.
Как можно понять, что ребенок полноценно освоился в школе? В первую очередь, понаблюдать за ним!
Признаки завершения адаптации и перехода к продуктивному учебному процессу с социальной интеграцией в новое для себя общество:
- Ребенку нравиться ходить в школу, он с большим удовольствием рассказывает обо всех аспектах нахождения в классе, своих маленьких победах и неудачах;
- Ребенок хорошо спит, жизнерадостный, активный, любопытный, не жалуется на разнообразные боли (в том числе мнимые), редко болеет;
- Ребенок самостоятельно одевается и переодевается (как дома, так и в школе), хорошо ориентируется в здании учебного учреждения, без проблем ходит в столовую и туалет, а при необходимости может обратиться к педагогам за помощью;
- У ребенка появились друзья в классе, он знает их по именам и общим интересам;
- Ребенок положительно относится к основному учителю и иным преподавателям, а на предложение вернуться в дошкольное учреждение отвечает решительным отказом.
В заключении хочется отметить, что подготовка ребенка к школьной жизни и адаптация в школе рассматривается как результат психологической готовности, а это сложный и энергозатратный процесс. Ребенок очень нуждается в поддержке родителей в этот момент. Взрослые должны учитывать особенности адаптации ребенка к школе и помнить, что от того, как пройдет привыкание к учебе, зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы, а также дальнейший профессиональный и личностный рост. Можно сделать вывод, что в семьях, где субъект-объектные отношения, т.е. когда родители хотят влиять на детей как на объекты (воспитывать, учить, одевать и т.д.) и не учитывают их желание, мнение, самочувствие и реальные возможности, их дети испытывают сложности как с адаптацией, так и с социализацией.
Лучше всего приспосабливаются к школе дети — участники субъект-субъектных отношений с родителями. Именно в таких семьях признают право ребенка действовать и совершать ошибки, при этом не душат его контролем, а лишь дают четкие и посильные инструкции.
Родителям важно понимать, что невозможно стать учеником в один прекрасный момент. Должно пройти время, прежде, чем Ваш ребенок станет настоящим школьником. Время и Ваша поддержка и любовь!!!