Конкурсный отбор на соискание гранта «Поддержка профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан» по номинации «Учитель-наставник»
Реализация проекта "Повышение профессиональной ИКТ-компетентности учителей русского языка и литературы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурсный отбор на соискание гранта
«Поддержка профессионального роста учителей
общеобразовательных организаций Республики Татарстан»
по номинации «Учитель-наставник»
Повышение профессиональной
ИКТ-компетентности учителей
русского языка и литературы
Заббарова Алсу Галимулловна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ «Каратунская СОШ»
2019 г.
Введение
Современной школе нужен профессионально - компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы, внедряемые в сферу образования.
Профессиональное становление педагога в психолого-педагогической науке рассматривается как становление личностных, личностно-деловых качеств, профессиональных компетентностей и профессионализма педагога.
Активные инновационные процессы в системе отечественного образования формируют новые вызовы для учителей и учащихся современных школ. Для учителей компьютер становится не опциональным средством расширения своего педагогического инструментария, а ключевым элементом организации образовательного процесса. Меняются и профессиональные требования к педагогам в разрезе информационно-коммуникационных технологий. Профессиональная ИКТ-компетентность подразумевает под собой квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах мира средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) при решении профессиональных задач, ориентированных в пространстве и во времени.
Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями, отмечено наряду с формированием универсальных учебных действий, формированием мотивации к обучению и в перечне трудовых действий, выполняемых учителем по требованиям Профессионального стандарта педагога начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Кроме того, в необходимых умениях также указано владение ИКТ-компетентностями:
- общепользовательской ИКТ-компетентностью;
- общепедагогической ИКТ-компетентностью;
- предметно-педагогической ИКТ-компетентностью (отражающей профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).
Общепользовательская составляющая может включать в себя видео и аудио- фиксацию процессов, ввод данных через клавиатуру, мультимедийную и мультиканальную коммуникацию, поиск информации в интернете и работу с базами данных.
Общепедагогическая составляющая может включать в себя: дистанционное консультирование, организацию деятельности учащихся в открытом контролируемом информационном пространстве, комплексную подготовку и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в телекоммуникационной среде [2].
Предметно-педагогическая составляющая может включать в себя: организацию экспериментов в виртуальных лабораториях и с использованием виртуальных стендов [3], получение и накопление исходных числовых данных через системы автоматического считывания с цифровых датчиков, владение информацией о доступе к качественным информационным источникам по своему предмету, использование цифровых технологий визуального воспроизведения информации.
Одним из приоритетных направлений развития российского образования на современном этапе является обеспечение доступности и равных возможностей получения полноценного образования, а также достижение принципиально нового качества профессиональных образовательных услуг. Формирование ИКТ-компетентности учителя является важной составляющей его профессионализма.
Информационная карта проекта.
Полное наименование проекта: Повышение профессиональной ИКТ-компетентности учителей русского языка и литературы
География проекта: Апастовский муниципальный район
Цель проекта: организация помощи учителям русского языка и литературы в формировании ИКТ-компетентности в соответствии с Профессиональным стандартом педагога.
Задачи проекта: 1) разработка вопросов для анкетирования учителей;
2) проведение ознакомительных бесед с учителями о возможностях и эффективности использования интернет-сайтов информационной и образовательной направленности (таких как Российская цифровая образовательная платформа LECTA, Российская электронная школа, образовательный онлайн-ресурс ЯКласс, приложение Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей LearningApps.org, онлайн-конструктор учебных тренажёров еТреники и др.);
3) оказание практической помощи учителям во включении материалов образовательных платформ при преподавании предмета;
4) обеспечение постоянного освоения современных образовательных технологий;
5) проведение обмена опытом успешной педагогической деятельности в данной сфере;
6) оказание помощи в самообразовательной работе специалистов.
Сроки реализации проекта: 2019-2020 учебный год.
Этапы реализации проекта
№ | Этапы | Мероприятия |
1 2 3 | Сентябрь Октябрь – май Май | Принятие и утверждение плана работы. Организационные мероприятия, беседы. Работа с учителями по программе, по плану. Заключительные мероприятия. |
Предполагаемые участники: учителя русского языка и литературы Апастовского муниципального района РТ
Постановка проблемы:
Если общепользовательской и общепедагогической ИКТ-компетентностью обладают многие из современных педагогов, то предметно-педагогическая доступна не каждому учителю, причем не только опытным и довольно консервативным учителям «старой школы», но и молодым, недавно начавшим педагогическую деятельность, хотя молодое поколение и выросло на информационных технологиях.
В связи с этим возникает необходимость решения следующих проблем:
а) проведение диагностики уровня ИКТ-компетентности педагогов, выявление затруднений;
б) организация обучения основам использования интернет-ресурсов в целях повышения качества образования и эффективности обучения школьников.
Методические приемы:
- анкетирование;
- изучение и анализ различных источников информации по теме;
- работа с интернет – ресурсами и образовательными платформами;
- сбор, обобщение информации.
Теоретическая и практическая значимость проекта определяется возможностью его использования как в муниципальном, так и в республиканском масштабе.
Необходимые ресурсы/условия для реализации проекта –
- наличие в школах подключенных к интернету компьютеров и проектора;
- бесперебойная работа интернета;
- открытость педагогов к усвоению новых технологий и приемов;
- наличие желания и стремления к самосовершенствованию.
Возможные риски и пути их преодоления
Цель проекта может быть частично не достигнута под влиянием следующих рисков:
- неисправность компьютера или сбой работы интернета;
- сопротивление со стороны участников проекта;
- объективные риски (болезнь, сложные межличностные отношения, конфликты).
Меры по их преодолению:
- техническое сопровождение работы компьютеров специалистами;
- формирование позитивного мнения через совещания с руководителями, заседания методического совета, семинары учителей;
- возможные изменения по индивидуальным образовательным маршрутам;
- психологические тренинги.
Ожидаемые результаты у целевой группы (изменение модели поведения)
1. Профилактика профессионального выгорания педагогов;
2. Формирование навыков совместной деятельности по реализации коллективного проекта;
3. Формирование у наставляемых и наставников потребности к непрерывному саморазвитию;
4. Развитие методической компетентности всех участников проекта;
5. Формирование потребности в использовании в практике преподавания цифровых ресурсов и современных педагогических технологий.
6. Повышение качества преподавания.
Этапы и сроки реализации проекта:
Этапы | Сроки реализации | Цель | Задачи | Ожидаемые результаты: |
1 этап – прогностический | Сентябрь- Октябрь | Определение уровня профессиональной ИКТ-компетентности учителя. | — определить уровень теоретической и методической подготовки учителя; — проанализировать результаты практической деятельности педагога; -проанализировать интересы и запросы педагога в сфере его деятельности; — определить уровень готовности специалиста к дальнейшему образованию; — исследование собственных возможностей и ограничений (уровень компетентности, предпочтения в методиках и др.); — создание благоприятного психологического микроклимата, атмосферы сотрудничества, снятия барьеров в общении педагогов с наставником и друг с другом | Определение методических затруднений у педагога. Создание методической базы для реализации проекта. Разработка программно-методического, информационного обеспечения. |
2 этап – основной (практический). | Ноябрь-Март | Проектирование индивидуального образовательного маршрута для педагога. | — определение видов и форм взаимодействия наставника; — посещение и взаимопосещение уроков, диагностика затруднений и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей; — демонстрация опыта успешной педагогической деятельности наставником; -помощь наставника в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы в соответствии с требованиями ФГОС; — ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеучебное время (олимпиады, смотры, предметные недели, и др.); — совершенствование педагогического мастерства в соответствии с моделью профессионального роста учителей. | Повышение профессиональной компетенции педагога. Повышение результативности обучения школьников. Расширение возможностей для творческого развития личности ребенка, реализации его потенциальных возможностей. — повышение профессиональной компетентности педагога в вопросах использования ИКТ — обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания -совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности школьников |
3 этап – контрольно — оценочный. | Апрель -Май | Анализ, оценка, перспектива развития профессионального мастерства педагога. | — обеспечение выполнения плана образовательного маршрута педагога; — разработка методического сопровождения процесса; — разработка контрольно-измерительных материалов; — разработка способов анализа ошибок, допущенных в процессе наставнической деятельности; — организация мониторинга эффективности деятельности. | - активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания — использование в работе современных педагогических технологий |
Функциональные обязанности наставников заключаются в координации, проектировании, организации профессионального развития наставляемых, методической помощи им, а также аналитики профессиональных достижений. В то же время в рамках указанных функций задачи у наставников различные.
Наставник-учитель – педагогический работник учреждения, выполняющий роль наставника для одного или несколько молодых специалистов, менее опытных и/или менее мотивированных коллег. В рамках указанного проекта наставник определяет профессиональные дефициты наставляемого, проектирует индивидуальные маршруты развития профессиональных компетенций, участвует в организации тренингов, мастер-классов и т.д., осуществляет методическую и психологическую поддержку, контролирует, анализирует и оценивает успешность реализации индивидуального маршрута.
План работы по реализации проекта
№ п/п | Вид деятельности наставника | Примерные сроки | Место |
1 | Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме проекта, проведение анкетирования участников семинара для выявления уровня ИКТ-компетентности | Конец сентября -начало октября | В ОУ по плану РМО |
2 | Мастер-классы по основам работы с образовательными сайтами: а) образовательный онлайн-ресурс ЯКласс; б) приложение Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей LearningApps.org; в) Российская электронная школа; г) Российская цифровая образовательная платформа LECTA; д) онлайн-конструктор учебных тренажёров еТреники | Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль | В ОУ по плану РМО |
3 | Проведение открытого урока с применением образовательного онлайн-ресурса ЯКласс | Март | МБОУ «Каратунская СОШ» |
4 | Изготовление и распространение раздаточных материалов для учителей по применению образовательных интернет-ресурсов | Апрель | МБОУ «Каратунская СОШ» |
5 | Посещение, анализ и самоанализ уроков учителей с применением образовательных интернет-ресурсов | Апрель-май | По индивидуальным заявкам |
6 | Обмен опытом (открытые уроки на районных семинарах, публикации в методических изданиях) по применению образовательных интернет-ресурсов между учителями Апастовского МР | Май | В ОУ по плану РМО |
Методы/способы измерения результатов и успешности проекта
Анкетирование и тестирование участников, проведение опросов среди участников мероприятий различного уровня, на которых будет проводиться распространение опыта использования педагогами интернет-ресурсов.
Использованная литература
1. Никифорова Е.И. К вопросу об ИКТ-компетентности современного педагога. Журнал «Новаинфо». Педагогические науки. №54-3, 15.11.2016 [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://novainfo.ru/article/8662
2. Никифоров О.Ю., Корепина Т.А. Развитие информационно-технического потенциала сети Интернет в аспекте генерации сетевых обучающих систем // Современная техника и технологии. 2014. № 4.
3. Никифоров О.Ю., Селезнева А.Л. Виртуальные интерактивные стенды // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 4.
4. Профессиональный стандарт. Педагог начального общего, основного общего, среднего общего образования
Ссылки на образовательные сайты
1. Образовательный онлайн-ресурс ЯКласс https://www.yaklass.ru/testwork
2. Онлайн-конструктор учебных тренажёров еТреники https://etreniki.ru/cabinet/#/trainings
3. Приложение Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей LearningApps.org. https://learningapps.org/my.php
4. Российская цифровая образовательная платформа LECTA https://lecta.rosuchebnik.ru/myclasswork
5. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
Приложения
Вопросы для анкетирования учителей
по определению уровня ИКТ-компетентности
Уважаемый коллега!
Для определения степени использования информационных технологий в педагогической деятельности ответьте на следующие вопросы.
1. Используете ли Вы информационно-компьютерные технологические (нужное подчеркнуть):
- при подготовке к занятию;
- на занятии;
- для самообразования;
- другое (укажите).
2. Какие средства информационно-компьютерных технологий Вы используете (нужное подчеркнуть):
- текстовый редактор;
- электронные таблицы;
- мультимедийные диски;
- специализированные программы;
- Интернет;
- другое (укажите).
3. Как часто Вы используете информационно-компьютерные технологии (нужное подчеркнуть):
- ежедневно;
- 1 раз в неделю;
- 1-2 раза в месяц;
- 1-2 раза в четверть;
- другое (укажите).
4. Считаете ли Вы, что использование информационно-компьютерных технологий существенно облегчает подготовку к занятиям и позволяет разнообразить их?
_____________________________________________________________________________
5. Созданы ли условия в Вашем ОУ для использования информационно-компьютерных технологий? __________________________________________________________________
6. Ваши достижения в области использования информационно-компьютерных технологий?
_____________________________________________________________________________
7. Какие проблемы возникают при использовании информационно-компьютерных технологий?
_____________________________________________________________________________
8. Какие цифровые образовательные ресурсы чаще всего Вы используете?
_____________________________________________________________________________
9. Укажите в цифрах, насколько вы осведомлены о следующих образовательных ресурсах:
а) Образовательный онлайн-ресурс ЯКласс ________
б) Онлайн-конструктор учебных тренажёров еТреники ________
в) Приложение Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей LearningApps.org. _________
г) Российская цифровая образовательная платформа LECTA ________
д) Российская электронная школа __________
1 – не слышал
2 – слышал, но не пользуюсь
3 – использую время от времени
4 – пользуюсь активно
10. Хотели бы вы научиться использовать эти образовательные ресурсы в своей педагогической деятельности? _______________________________________
Вопросы для оценки работы наставника
1. Наименование ОУ _________________________________________________________
2. Дайте оценку деятельности Вашего наставника по 10-бальной шкале. (0 - очень плохо, 10- превосходно) ___________________
3. Насколько Ваш наставник был дружелюбен и отзывчив к Вам? Дайте оценку по 10-бальной шкале. (0 - очень плохо, 10- превосходно)____________
4. Как часто Вам приходилось обращаться к наставнику за помощью? Часто_______ Время от времени ______ Почти не приходилось______
5. Опишите в свободной форме и приведите примеры, в чем именно и в каких ситуациях проявлялась помощь Вашего наставника:
____________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Как вы считаете, Ваш наставник приложил все усилия, чтобы помочь Вам? Дайте оценку по 10-бальной шкале (0 - не прилагал усилий, 10 - приложил все усилия, чтобы помочь) _____________________
7. Вы удовлетворены оказанной Вам наставником помощью? Дайте оценку по 10-бальной шкале (0 - не удовлетворен, 10 – удовлетворен вполне) _______
8. Пригодились ли Вам в дальнейшей работе советы Вашего наставника?
Да_____________ Нет_______________