МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемые родители! Здесь Вы найдёте полезную информацию!
Спасибо, что Вы с нами!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_obucheniya_i_vospitaniya.ppsx | 462.83 КБ |
roditelyam_test_na_vyyavlenie_sposobnostey_rebyonka.docx | 18.16 КБ |
roditelyam_na_zametku_kak_vospityvat_odaryonnogo_rebyonka.docx | 15.09 КБ |
metody_semeynogo_vospitaniya.ppsx | 1.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В энциклопедическом словаре понятие «метод» определяется как способ достижения какой-либо цели, как способ действия. Метод воспитания – это «способ действия воспитателя»: «воздействовать» на ребёнка; «противодействовать», т.е. искоренять что-то дурное, бороться с его представлениями и взглядами, привычками и комплексами; «содействовать», значит помогать; «взаимодействовать», т.е. сотрудничать, действовать одновременно с ребёнком, «рука в руке».
Теория формирования методов воспитания берёт своё начало в трудах П.Ф.Коптерева, И.Я.Лернера. Методы воспитания – конкретные способы совместной, взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленные на решение воспитательной задачи (П.Ф.Коптерев) А.С.Макаренко называл методы воспитания «инструментом прикосновения к личности»
Классификация методов воспитания В основе любой классификации лежит определённый критерий, т.е. главный признак, основание, по которому методы группируются и обособляются В 1960-е годы В 1970-е годы В конце1970- начале 1980 годов В.А.Караковский В качестве критерия – средства воспитания: воспитание словом; воспитание делом; воспитание ситуацией; воспитание игрой; Воспитание общением; Воспитание отношениями. 3 направления деятельности воспитателя: Методы целенаправленного формирования качеств личности; Методы стимулирования естественного саморазвития личности; Методы коррекции развития личности Деятельностный подход к воспитанию (Т.Е Конникова, Г.И.Щукина: Методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности; Методы формирования общественного сознания; Методы стимуляции деятельности Методы направлены: на сознание ребёнка; на его поведение
Классификация методов воспитания Бориса Тимофеевича Лихачёва Методы организации и самоорганизации детского коллектива (игра, единые требования, самоуправление, соревнование); Методы повседневного общения и взаимодействия – метод уважения детской личности (педагогическое требование, убеждение, осуждение, понимание, сочувствие, предостережение, критика, конфликтные ситуации); Методы детской самодеятельности: методы самоорганизации духа (самоанализ,самокритика, самопознание); методы самоорганизации чувства и разума (самовыражение, самообучение, самообладание); методы самоорганизации воли и поведения (самовыражение, самоконтроль, самостимулирование). Методы педагогического воздействия, коррекции, стимулирования и торможения деятельности детей, побуждения их к саморегуляции, самостимулированию и самовоспитатанию: обращение к сознанию – пример, разъяснение, ожидание радости, активизация мечты, снятие напряжение; обращение к чувству – совести, достоинству, самолюбию и чести, чувству справедливости, сострадания, стыда, милосердия, страха, брезгливости и т.д. обращение к воле, поступкам – требование, внушение, упражнение, поощрение, наказание.
Предмет воспитания : социальный опыт детей, их деятельность и отношения к миру и с миром, к себе и с самим собой Методы формирования социального опыта детей; Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения; Методы самоопределения личности ребёнка; Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе Система методов
Педагогическое требование Индивидуальное (от воспитателя) Слабое требование (напоминание, просьба, совет, намёк, порицание) Среднее требование (ярко выраженная категоричность, жёсткость, не опирающаяся на какие-либо особо сильные репрессивные меры) – распоряжение, требование-установка, предостережение, запрещение. Сильная форма (наибольшая степень категоричности и строгости подкрепляется возможностью проведения строгих санкций) – требование-угроза, приказ-альтернатива. Коллективное (от коллектива) Педагогическое требование нельзя предъявлять сгоряча или из простого желания добиться немедленного послушания ребёнка. Требование должно быть проконтролировано (необязательно, чтобы ребёнок замечал этот контроль). Строгих, жёстких требований, если педагог относится по доброму к детям, должно быть очень немного. Наиболее результативно детей включают в деятельность те педагогические требования, которые они устанавливают вместе со взрослыми: «Правила доброго поведения», детские Конституции, законы, заповеди. УСЛОВИЯ
Упражнение (позволяет «удержать» ребёнка в деятельности) Прямые Косвенные Упражнение должно быть доступным, соразмерным его силам. Некоторая доля механических повторений действия необходима. Но основная деятельность детей в ситуации упражнения требует осознанного, мотивированного участия. В ситуации упражнения, особенно в самом начале освоения действия, где важны точность и последовательность, правильнее выполнить часть этих действий вместе с ребёнком или группой детей, обращая их внимание не достижения каждого. Упражняя детей, педагог должен организовать контроль за всеми их действиями и в каждом необходимом случае – помощь. УСЛОВИЯ Результат Устойчивые качества личности, навыки и привычки
Поручение Индивидуальное Групповое Коллективное Постоянное Временное Любое поручение должно иметь понятный детям социальный смысл. «На пользу – кому, на радость - кому». Метод поручения, особенно продолжительного, требует от педагога организации «первичного успеха». Важное условие - сменяемость поручений. В коллективе должно быть столько поручений, чтобы их хватило на всех. УСЛОВИЯ Любое поручение имеет две стороны : Меру полномочия (тебе доверили, тебя попросили, от тебя этого ждут, кроме тебя это никто не сможет сделать, от тебя зависит успех общего дела; Меру ответственности (от тебя требуется усилие воли, требуется отложить свои занятия и найти время, довести порученное дело до конца
Пример Действие этого метода строится на подражании. Подражание обеспечивает растущему человеку возможность присвоить большой объём обобщенного социального опыта Важно показать, как он шёл к своим достижениям. Но не доводить до абсурда «Не сотвори себе кумира». Метод не даёт результата при слишком частом к нему обращении. Пример взрослого (безнадёжно подавать специально. Примером можно только быть. Для этого необходимо любить ребёнка, понимать его, иметь с ним глубокую духовную связь, тесные отношения и общие интересы) Пример сверстника (ошибка: прямое навязывание примера их сверстника). Каждому ребёнку хотя бы один раз нужно пережить ситуацию, когда он стал примером для других. Реальная жизнь «подбрасывает»примеры отрицательные. Обходить их не стоит. На таких примерах детям следует показать последствия дурных поступков, эгоистического поведения, бескультурья. Но доля отрицательных примеров должна быть многократно меньше. Пример великого человека – высокая форма идеала.
Ситуации свободного выбора Естественные (реальные) Искусственные (вербальные) «На каждом шагу перед ребёнком, подростком, юношей – камень, который можно обойти, но можно и убрать с дороги, освободив его для других людей и расчистив тропинку к собственной совести. Искусство и мастерство воспитателя заключается в том, чтобы ни один камушек не остался обойдённым» (В.А. Сухомлинский)
Методы самоопределения личности «Я не один год думал: в чём выражается наиболее ярко результат воспитания? Когда я имею моральное право сказать: мои усилия принесли плоды? Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Самые изощрённые методы и приёмы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой» (В.А. Сухомлинский) В возрасте 6-7 лет у ребёнка начинает возникать потребность и формируется способность к рефлексии. От воспитателя дети ждут ориентации в тех способах, которые помогли бы им самоопределиться, разобраться в себе. Основные направления самоопределения личности
На каждый день ребёнок назначает себе какое-либо дело (полезное и нужное для окружающих, а не только самому себе), а вечером подводит итог. Это может быть запись в «Дневнике добрых дел», обсуждение с родителями и даже оценка по 5-ой шкале. Важно обеспечить внимание родителей и старших членов семьи к работе ребёнка над собой. С помощью родителей или учителя ребёнок определяет на конкретный срок (на неделю, месяц), что он будет делать, чтобы стать лучше, чтобы приобрести недостающее качество. Ход выполнения задания можно фиксировать в «Дневнике добрых дел», а итоги подвести на общем сборе всего класса или дома, в присутствии всей семьи. Вариант «задания самому себе». Ребёнок ставит перед собой цель – выполнить дело как бы «по секрету», не обсуждая с товарищами. Задание можно записать на листе бумаги и поместить «секретики» всего класса в яркую коробку, чтобы открыть её в определённое время.
Соревнование Оно создаёт сильные эмоционально-ценностные стимулы, которые усиливают основные мотивы, например, в трудовой, учебной деятельности детей, особенно если деятельность длительная и уже «потускнела» её привлекательность. Соревнование способно проявить совершенно неожиданные способности детей, которые в привычной обстановке не давали о себе знать. Соревнование сплачивает детей, развивает дух коллективизма, укрепляет дружбу. Организуется в связи с конкретной педагогической задачей. Например, оно может выполнять роль «пускового механизма» в начале новой деятельности, к которой детей надо привлечь, или помочь совершить трудную работу, снять напряжение. Не все виды деятельности требуют применения метода соревнования(по внешности, нравственные качества). В учебной деятельности в качестве предмета соревнования нельзя выбирать отметки, считать отличников победителями, а слабоуспевающих проигравшими. Нужна широкая система соревнований-конкурсов. Принцип таких соревнований один – каждый ученик независимо от его учебных успехов должен стать победителем хотя бы в одном конкурсе. Соревнование должно быть обставлено яркой атрибутикой. Важны в соревновании гласность и сравнимость результатов. Воспитательные возможности ! Но соревнование – «орудие обоюдоострое». Если оно организовано методически неверно, то может вызвать у детей стремление победить любой ценой, высокомерие, хвастовство, , жадность, погоню за призами. Возникает ложное чувство товарищества, возникают ссоры, конфликты. УСЛОВИЯ
Поощрение Переживание ребёнком радости, счастья, гордости, удовлетворения (собой, сделанной работой, товарищами). Одобрить правильные действия и поступки детей; поддержать и развить у них стремление так действовать , самоутвердиться в правильной линии поведения Функции Воспитательный механизм Секрет настоящих воспитателей Они обладают непререкаемым личным авторитетом. Для детей достаточно взгляда, прикосновения, обращения по имени, а поручение вообще воспринимается как особая награда.
Наказание Психотерапевт В.Леви: «Важно помнить: Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай». За один поступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу (ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: что бы не случилось, не лишайте ребёнка заслуженной похвалы и награды). Недопустимо запоздалое наказание. Уже сам факт обнаружения проступка ребёнка в большинстве случаев – достаточное наказание. Ребёнок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева, а огорчения родителей. Не унижайте ребёнка. Наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение его человеческого достоинства. Если ребёнок наказан, значит, он уже прощён. О прежних его проступках больше ни слова!» В. Даль «Толковый словарь» «Семь правил наказания» «наказывать» - «дать совет», т.е. совет, в некоторых случаях – повеление, взыскание. Педагогический механизм Указать ребёнку на его ошибку, помочь осознать её, признать свою вину, направить к действиям, которые помогли бы исправить ошибку, а в некоторых случаях убедить, что без ошибок в жизни невозможно научиться ничему.
Автор презентации: педагог дополнительного образования высшей кв. категории Мельникова Елена Викторовна Пермский край г. Березники Центр детского творчества «Гном»
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители! С помощью этого вопросника Вы сможете определить способности интересы Вашего ребёнка
ГРАФИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ СПОСОБНОСТЕЙ И ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА
Внимательно посмотрите на вопросы по каждой из 8 областей таланта в анкете де Хаана и Кафа. Дайте оценку в баллах (по пятибалльной системе) каждой из указанных характеристик. Для объективности сопоставляйте способности ребенка со способностями его сверстников. Если по конкретной характеристике ребенок не выделяется среди своих сверстников, то ему выставляется 3 балла. Только в том случае, если та или иная способность отличается, выставляйте балл выше среднего: 4 - если заметно отличается и 5 - если очень заметно.
Интеллектуальные способности
1. Ребенок учится новым знаниям быстро и все схватывает легко.
2. Обладает чувством "здравого смысла" и использует знания в практических, повседневных ситуациях.
3. Хорошо рассуждает. Ясно мыслит, не путается в мыслях. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
4. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
5. Знает многое о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются.
6. Богатый словарный запас, легко пользуется новыми словами, легко выражает свою мысль.
7. Любит читать книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше на год или два.
8. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.
9. Задает очень много вопросов. Имеет много разных интересов, по поводу которых часто спрашивает взрослых.
10. Обгоняет своих сверстников по учебе, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе. Часто скучает на уроке из-за того, что учебный материал ему(ей) уже знаком из книг, журналов и т.п.
11. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные, оригинальные ответы, решения.
Художественные способности
1. В своих рисунках и картинах изображает большое разнообразие разных предметов, ситуаций, людей ( нет однообразия в сюжетах рисунков).
2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
3. Оригинален в выборе сюжета ( в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции ( из цветов, рисунков, камней, марок, открыток, и т.д.).
4. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.).
6. Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может высказать свою собственную оценку и пытается воспро
извести то, что ему понравилось в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
8. Любит работать с клеем, пластилином, глиной для того, чтобы изображать события или вещи в трех измерениях.
Музыкальный талант
1. Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, всегда вслушивается в них.
2. Хорошо поет.
3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
4. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
5. Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
6. В пении или музыке выражает чувства, свое состояние.
7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
Способности к занятиям научной работой
1. Выражает мысли ясно, точно (устно или письменно).
2. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.
3. Обладает выше средней способностью к пониманию абстрактных понятий, установлению обобщений.
4. Хорошая "моторная" координация, особенно между зрительным восприятием и рукой ( хорошо фиксирует то, что видит и записывает то, что слышит).
5. После уроков любит читать научно-популярные журналы и книги и делает это с большим удовольствием, чем чтение книг художественных, детективов и прочее.
6. Пытается выяснить причины и смысл событий.
7. Проводит много времени над созданием собственных "проектов": конструирование радиоприемника, построение телескопа, летательного аппарата, собирание коллекции и т.д.
8. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
Литературное дарование
1. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
2. Придает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом и известном всем.
3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
4. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного стиля.
5. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
6. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь ( что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий.
7. Любит писать рассказы и стихи.
8. Изображает в рассказах своих героев очень живыми, передает их чувства и настроения, характер героев.
Артистический талант
1. Легко входит в роль другого персонажа, человека и т.д.
2. Интересуется актерской игрой.
3. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
4. Понимает и изображает конфликт, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую ситуацию.
5. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
6. Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
8. Пластичен и открыт всему новому, "не зацикливается" на старом. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов, не боится новых попыток, всегда проверяет новую идею и только после "экспериментальной" проверки может от нее отказаться.
Технические способности
1. Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.
2. Интересуется механизмами и машинами.
3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей
поездов, радиоприемников.
4. Может чинить слегка испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
5. Разбирается в капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на "поиск".
6. Любит рисовать чертежи и наброски механизмов.
7. Читает журналы, статьи о создании новых приборов, механизмов.
Способности к спорту
1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым.
2. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
3. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивных состязаний или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре.
4. Бегает быстрее всех в детском саду, классе.
5. Лучше других физически координирован в движениях среди сверстников, движется легко и грациозно.
6. Любит ходить в походы, играть на открытом воздухе.
7. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх, в игре в хоккей, баскетбол, футбол и т.д.
Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри каждой из восьми областей таланта. Общее количество набранных баллов внутри каждой области разделите на количество вопросов в этой области.
Полученные результаты отложите по оси оценок в графике:
5
4
3
2
1
I II III IV V VI VII VIII
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Хотите вырастить одаренного ребенка? В помощь вам – советы Дэвида Льюиса, обобщившего опыт тысяч семей, где имеются одаренные дети:
- Я отвечаю на вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.
- У нас в квартире стоит витрина, на которой ребенок может демонстрировать свои работы. Я не ругаю ребенка за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
- Я предоставил ребенку комнату или специальный уголок исключительно для самостоятельных творческих занятий.
- Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
- Я предоставляю ребенку посильную возможность в проявлении заботы.
- Я помогаю ребенку строить его планы и принимать решения.
- Я стараюсь показать ребенку интересные места.
- Я помогаю ребенку улучшить результаты его работы.
- Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми и рад видеть их у себя в доме.
- Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.
- Я никогда не наказываю ребенка унижением.
- Я покупаю ребенку книги, связанные с его интересами.
- Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.
- Я регулярно читаю ребенку.
- Я приучаю ребенка к чтению с детства.
- Я пробуждаю фантазию и воображение ребенка.
- Я внимательно отношусь к потребностям ребенка.
- Я нахожу время, чтобы каждый день побыть с ребенком наедине.
- Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейного бюджета.
- Я никогда не ругаю ребенка за неумение и ошибки.
- Я хвалю ребенка за учебную инициативу.
- Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.
- Я позволяю ребенку играть со всяким хламом.
- Я побуждаю ребенка учиться решать проблемы самостоятельно.
- В занятиях ребенка я нахожу достойное похвалы.
- Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.
- Я помогаю ребенку быть личностью.
- Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы.
- Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.
- Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря: «Я это тоже не умею».
- Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.
- Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему.
Если вы согласны с 20 % этих советов, то вам необходимо срочно подумать над остальным.
Если советы устраивают вас и соответствуют вашей программе воспитания на 50 %, у вас должно получиться, у вас есть на это шансы.
Если вы выполняете эти советы на 90 %, дайте больше свободы ребенку и себе.