Педагогический опыт .

Представлены практические материалы для коллег.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

учителя-логопеда Солдатовой Нины Ивановны

« Рекомендации по автоматизации  звуков у детей,

занимающихся с логопедом»

ГБОУ    СОШ №633 СПДО №1

Целевая аудитория: воспитатели СПДО №1

Цель : информирование о возможностях повышения эффективности  работы воспитателей над звуковой культурой речи.

Задачи: актуализация требований ФГОС по  развитию речи детей;

              актуализация требований ФГОС по организации образовательно-воспитательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями развития;

               практическое усвоение приемов автоматизации в образовательно-воспитательном процессе поставленных звуков.

План: 1. Теоретическая часть. Сообщение «Принципы дошкольного образования ФГОС  и  развитие речи»

2. Практическое усвоение приемов автоматизации  звуков в образовательно-воспитательном процессе.

3. Обсуждение. Идеи. Творческие варианты воспитателей : примеры приемов, фраз-стимулов и  т.д

     В настоящее время все практикующие педагоги отмечают у подавляющего числа детей дошкольного возраста отставание в речевом развитии.  Патология затрагивает все стороны речи детей: и звукопроизношение, и фонематическое восприятие, и словарный запас, и грамматический строй, и связную речь. Такие особенности речевого развития ребенка существенно снижают его потенциальные возможности в освоении Программы образовательного учреждения не только дошкольной ступени, но и в  дальнейшем. 

       В ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СТАНДАРТЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ сформулированы основные принципы дошкольного образования (п.1.4). Одним из этих принципов  является «возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям разви-
тия);»

       Кроме того, Стандарт предписывает учитывать( п.1.3.) «индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жиз-
ненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые
условия получения им образования (далее - особые образовательные
потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий
детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья»

В соответствии со Стандартами необходимо обеспечить  речевое развитие, что включает в себя владение речью как средством обще-
ния и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной,
грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной
культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной
культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различ-
ных жанров детской литературы; формирование звуковой аналити-
ко-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Конкретное (п. 2.7.) содержание указанных образовательных облас-
тей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей,
определяется целями и задачами Программы и может реализовы-
ваться в различных видах деятельности (общении, игре, познава-
тельно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах
развития ребенка).

     В Стандарте рекомендуется организовать построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.

      Учитывая требования Стандарта, целесообразно проводить работу по автоматизации поставленных звуков воспитателями в процессе образования и воспитания. Логопед всегда доводит до сведения воспитателей  результаты коррекционной  работы детей, и воспитатель смело может контролировать звукопроизношение детей  при проведении занятий, организации дежурства, в игре, на прогулке, при наблюдении за осуществлением санитарно-гигиенических режимных моментов.

 Для привлечения внимания детей к собственной речи в группе, воспитатель  может использовать специальные фразы-стимулы для активизации  у ребенка самоконтроля над речью. Например: «Скажи правильно», «Ты можешь сказать правильно», «Подумай, ты правильно сказал?», «Ты помнишь, как правильно надо говорить этот звук? Я знаю , ты  уже умеешь правильно говорить» и т.д.

На  фронтальных занятиях, наметив себе в плане проконтролировать звукопроизношение конкретного ребенка, воспитатель может попросить ребенка назвать цвета, цифры, предметы, лежащие на столе детей, предметы, изображенные на картине для рассказывания, на рисовании, аппликации,  конструировании , лепке можно предложить ребенку назвать последовательность действий, которые надо выполнить для достижения результата и т.д.

Время сборов на прогулку так же можно использовать с указанной целью: перечисли название предметов одежды, и расскажи о том, что ты будешь делать на прогулке и т.д.

Во время прогулки , подзывая ребенка к себе, воспитатель может придумать массу вопросов и вариантов заданий для ребенка с целью потренировать его звукопроизношение: назови деревья, растущие на участке, в какую игру ты играл и т.д.

 Таким образом, воспитатель имеет возможность повысить эффективность работы над культурой звукопроизношения, используя  результаты  коррекционной работы логопеда с ребенком.