Педагогический опыт .
Представлены практические материалы для коллег.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар-практикум. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя. | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
учителя-логопеда Солдатовой Нины Ивановны
« Рекомендации по автоматизации звуков у детей,
занимающихся с логопедом»
ГБОУ СОШ №633 СПДО №1
Целевая аудитория: воспитатели СПДО №1
Цель : информирование о возможностях повышения эффективности работы воспитателей над звуковой культурой речи.
Задачи: актуализация требований ФГОС по развитию речи детей;
актуализация требований ФГОС по организации образовательно-воспитательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями развития;
практическое усвоение приемов автоматизации в образовательно-воспитательном процессе поставленных звуков.
План: 1. Теоретическая часть. Сообщение «Принципы дошкольного образования ФГОС и развитие речи»
2. Практическое усвоение приемов автоматизации звуков в образовательно-воспитательном процессе.
3. Обсуждение. Идеи. Творческие варианты воспитателей : примеры приемов, фраз-стимулов и т.д
В настоящее время все практикующие педагоги отмечают у подавляющего числа детей дошкольного возраста отставание в речевом развитии. Патология затрагивает все стороны речи детей: и звукопроизношение, и фонематическое восприятие, и словарный запас, и грамматический строй, и связную речь. Такие особенности речевого развития ребенка существенно снижают его потенциальные возможности в освоении Программы образовательного учреждения не только дошкольной ступени, но и в дальнейшем.
В ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СТАНДАРТЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ сформулированы основные принципы дошкольного образования (п.1.4). Одним из этих принципов является «возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям разви-
тия);»
Кроме того, Стандарт предписывает учитывать( п.1.3.) «индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жиз-
ненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые
условия получения им образования (далее - особые образовательные
потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий
детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья»
В соответствии со Стандартами необходимо обеспечить речевое развитие, что включает в себя владение речью как средством обще-
ния и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной,
грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной
культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной
культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различ-
ных жанров детской литературы; формирование звуковой аналити-
ко-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Конкретное (п. 2.7.) содержание указанных образовательных облас-
тей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей,
определяется целями и задачами Программы и может реализовы-
ваться в различных видах деятельности (общении, игре, познава-
тельно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах
развития ребенка).
В Стандарте рекомендуется организовать построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.
Учитывая требования Стандарта, целесообразно проводить работу по автоматизации поставленных звуков воспитателями в процессе образования и воспитания. Логопед всегда доводит до сведения воспитателей результаты коррекционной работы детей, и воспитатель смело может контролировать звукопроизношение детей при проведении занятий, организации дежурства, в игре, на прогулке, при наблюдении за осуществлением санитарно-гигиенических режимных моментов.
Для привлечения внимания детей к собственной речи в группе, воспитатель может использовать специальные фразы-стимулы для активизации у ребенка самоконтроля над речью. Например: «Скажи правильно», «Ты можешь сказать правильно», «Подумай, ты правильно сказал?», «Ты помнишь, как правильно надо говорить этот звук? Я знаю , ты уже умеешь правильно говорить» и т.д.
На фронтальных занятиях, наметив себе в плане проконтролировать звукопроизношение конкретного ребенка, воспитатель может попросить ребенка назвать цвета, цифры, предметы, лежащие на столе детей, предметы, изображенные на картине для рассказывания, на рисовании, аппликации, конструировании , лепке можно предложить ребенку назвать последовательность действий, которые надо выполнить для достижения результата и т.д.
Время сборов на прогулку так же можно использовать с указанной целью: перечисли название предметов одежды, и расскажи о том, что ты будешь делать на прогулке и т.д.
Во время прогулки , подзывая ребенка к себе, воспитатель может придумать массу вопросов и вариантов заданий для ребенка с целью потренировать его звукопроизношение: назови деревья, растущие на участке, в какую игру ты играл и т.д.
Таким образом, воспитатель имеет возможность повысить эффективность работы над культурой звукопроизношения, используя результаты коррекционной работы логопеда с ребенком.