учащимся 7В класса
методические материалы по биологии и химии для учащихся 7В класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
схема для изучения строения моллюсков | 94.8 КБ |
практическая работа по зоологии | 55.04 КБ |
внешнее и внутреннее строение различных групп членистоногих | 587.22 КБ |
внешнее и внутреннее строение насекомых | 1.34 МБ |
задание по химии на 25.12.14г. | 13.87 КБ |
organy_chuvstv.docx | 246.2 КБ |
vneshnee_stroenie_lyagushki_pr.rab_.no18.doc | 365 КБ |
pr._rabotano19.docx | 160.85 КБ |
тест по Земноводным и Пресмыкающимся вар.1 | 483.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Практическая работа №
«Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих»
Цель: изучить особенности внешнего строения членистоногих на примере майского жука; познакомиться с многообразием членистоногих.
Оборудование: майский жук, ванночка, препаровальный нож, лупа или рисунки членистоногих разных классов, коллекции членистоногих.
Ход работы
I. Изучить особенности внешнего строения типа членистоногих на примере класса насекомых, майского жука
1. Рассмотрите и зарисуйте нерасчлененного майского жука (рис.1), определите его размеры, окраску тела.
Рисунок 1 Рисунок 2
2. На расчлененном жуке (рис.2) найдите и нарисуйте три отдела тела: голову, грудь, брюшко. (подписать)
3. Описать голову жука, описать: усики на ней – органы осязания, обоняния; глаза — органы зрения и ротовые органы.
4. Описать особенности строения ног жука, определите, сколько их, к какому отделу тела они прикрепляются.
5. На груди жука найдите две пары крыльев: переднюю пару, или надкрылья, и заднюю пару – перепончатые крылья.(подписать)
6. Рассмотрите брюшко, найдите на нем насечки и рассмотрите с помощью лупы дыхальца.
II. Знакомство с многообразием членистоногих.
- Составьте таблицу «Особенности строения классов членистоногих». (с использованием материалов экскурсии)
Название класса | Представители | Особенности строения |
|
|
|
|
|
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В Н Е Ш Н Е Е П И Щ Е А Р е н и е внутреннее Туловище Голова нога Р А К О В И НА Рот Органы чувств Несколько пар нервных узлов нервы Органы чувств Осязания-щупальца на голове Равновесия Химического чувства => Ротовое отверстие Рот-я полость+ ТЁРКА+ + слюнные железы глотка Желудок кишечник Выделительная Система - почки Жабры или легкие Раздельнополые Внутреннее оплодотворение Органический Фарфоровидный перламутровый Моллюски Около 130 тыс видов Брюхоногие, двустворчатые, головоногие Среды обитания Наземная Водная М А Н Т ИЯ Мантийная полость Сердце Желудочек 2предсердия Сосуды + =>
п и щ е в а Р и т е л ь н а я Членистоногие > 1,5 млн. видов Среды обитания Наземно-воздушная водная тело (Двусторонняя симметрия) Голова Грудь брюшко Х И Т И н ракообразные 30-35 тыс. видов Особенности строения У С И К и 1 Антеннулы -короткие (обоняние) 2 Антенны- длинные (осязание) Внешнее строение тело Голова Грудь брюшко Головогрудь П а н ц и р ь карапакс 1 пара-верхняя челюсть 2 пары-нижняя челюсть 3 пары- ногочелюсти 5 пар-ходильные ноги – (1я пара – клешни) 5 пар-брюшные ножки конечности в идоизмененные Ротовой аппарат Внутреннее строение Органы дыхания- жабры Н.С. Надглоточное Н. кольцо Подглоточное Н. кольцо Окологлоточный Н. узел 2 нервных ствола с нервными узлами Кровеносная система Сердце Кровеносные сосуды с и с т е м а Рот Глотка Пищевод Желудок Кишечник Анальное отверстие жевательный железистый Проток печени 1,2 + орган равновесия ( статоцист ) фасеточные глаза Органы чувств Зеленая железа Раздельнополые (в большинстве) Десятиногие-раки, крабы…. Листоногие -дафнии; Равноногие-мокрицы; Веслоногие - циклопы
П И Щ Е А Р е н и е внешнее Головогрудь брюшко Х И Т И н 6 пар конечностей внешнее внутреннее Головной мозг (20-30% от V головы) 2нервных узла Брюшная Н.цепочка с крупными узлами Органы чувств Глаза- простые от 2до 12 Орган слуха Осязания Обоняния Вкуса Чувствительные волоски на ногах => Глотка слюнные железы Желудок кишечник жертва Выделительная система Мальпигиевы сосуды Трахеи или легкие Раздельнополые Внутреннее оплодотворение Ядовитые железы Паутинные бородавки 1пара -хелицеры (короткие) 1пара -педипальпы ( дл ) (у скорпионов-клешни) 4пары -ходильные ноги Паукообразные > 36 тыс. видов Среды обитания Наземная Водная (паук-серебрянка…) Скорпионы Пауки Сенокосцы Клещи Отряды
П И Щ Е А Р е н и е внешнее внутреннее Органы чувств => жертва Мальпигиевы сосуды Ядовитые железы Паукообразные > 36 тыс. видов Среды обитания Наземная Водная (паук-серебрянка…) Скорпионы Пауки Сенокосцы Клещи Отряды
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Органы чувств. Зрение.
Орган зрения — глаз по своему устройству напоминает фотографический аппарат, причем хрусталик глаза подобен объективу, а сетчатка — пленке, на которой получается изображение. У наземных животных хрусталик имеет чечевицеобразную форму и способен изменять свою кривизну, поэтому животные могут приспосабливать зрение к расстоянию. Хрусталик у рыб шарообразный и не может менять форму. Зрение их перестраивается на различные расстояния при приближении или удалении хрусталика от сетчатой оболочки.
Оптические свойства водной среды не позволяют рыбе видеть далеко. Практически пределом видимости у рыб в прозрачной воде считают расстояние 10—12 м, а ясно рыбы видят не далее 1,5 м. Лучше видят дневные хищные рыбы, живущие в прозрачной воде (форель, хариус, жерех, щука). Некоторые рыбы видят в темноте (судак, лещ, сом, угорь, налим). У них в сетчатке глаза есть особые светочувствительные элементы, способные воспринимать слабые световые лучи.
Угол зрения рыб очень велик. Не поворачивая тела, большинство рыб способно видеть каждым глазом предметы в зоне около 150° по вертикали и до 170° по горизонтали (рис. 1).
Предварительный просмотр:
Практическая работа №18
«Внешнее строение лягушки как приспособление
к водной и наземно-воздушной среде обитания»
Цель. Изучить внешнее строение земноводного. Выявить черты приспособленности к обитанию в водной и наземно-воздушной среде.
Оборудование. Рисунки в учебнике, цифровые модели.
Ход работы.
- Установите, чем по внешнему виду лягушка отличается от рыбы (обратите внимание на форму тела, покровы, наличие конечностей, укороченность и компактность тела, отсутствие шеи, хвоста).Какова окраска тела лягушки?
- Изучите информацию о строении покрова тела лягушки. Какое значение имеет такое строение покрова тела для жизни земноводного?
- Рассмотрите конечности лягушки. Выясните, из каких отделов они состоят. Чем задние конечности отличаются от передних? Какое значение имеет такое строение конечностей?
- Осмотрите голову лягушки. Найдите глаза, ноздри, барабанные перепонки. Отметьте особенности строения этих органов (сравните с соответствующими органами рыбы).
- Выясните с помощью цифровых моделей, как дышит лягушка. Какие дыхательные движения она совершает? Какую роль в дыхании лягушки играют движения дна ее ротовой полости?
- Определите, какие особенности внешнего строения лягушки являются приспособлением к жизни в воде, какие – к жизни на суше.
- Заполните таблицу:
Черты приспособленности | |
к жизни в воде: | к жизни на суше: |
- Выполните тренировочные задания и тесты по теме «Земноводные»
Серая жаба
Признаки приспособленности земноводных к жизни на суше:
- Тело короткое.
- Подвижное соединение головы с туловищем.
- Веки.
- Ноздри.
- Развитие задних конечностей.
- Кожа выделяет слизь.
Признаки приспособленности земноводных к жизни в воде:
- Обтекаемая форма тела.
- Глаза и ноздри верхней стороне головы.
- Плавательные перепонки.
- Кожа голая.
Ресурсы Интернет по теме «Земноводные»:
- Внешнее строение лягушки
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c4e8e0b1-0a01-022a-009b-2f35b8e28d10/%5BBIO7_09-36%5D_%5BIM_02%5D.swf
- Внутреннее строение земноводного, размножение и развитие
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ce0d2170-3173-11dd-bd11-0800200c9a66/les7_29.swf
- Места обитания земноводных, их внешнее строение, костно-мышечная система
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6bd3fa70-3172-11dd-bd11-0800200c9a66/les7_28.swf
- Строение кровеносной и дыхательной системы земноводных
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3559a8da-6d80-4624-8f23-a01eea4eec42/%5BBI7GI_10-02%5D_%5BAN_02%5D.swf
- Пищеварительная система земноводных
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4838e8e3-d880-448d-a393-1a9ff9de9358/[BI7GI_10-02]_[IL_03]-k1.html
- Метаморфоз лягушки видеофрагмент
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00affb03-ff86-4474-a8f5-24bbfc3a80e9/%5BBI9ZD_4-06%5D_%5BVI_06%5D.html
Предварительный просмотр:
ПР/Р № 19 «Строение скелета лягушки»
Цель работы:
- Выявить особенности скелета лягушки в связи со средой обитания.
- В чём проявляется усложнение строения скелета лягушки по сравнению со скелетом костных рыб?
Рис. 61. Передняя конечность и плечевой пояс лягушки:
Строение передней конечности: 1 — плечевая кость, , 3 — предплечье, 4 — локтевая кость, 5 — лучевая кость, , 7 — запястье, 8 — пясть, 9 — фаланги пальцев,
Строение пояса верхних конечностей: 10 — лопатка, 11 — надлопаточный хрящ, 12 — коракоид, , 15 — ключица, 16 — грудина, I — редуцированный первый палец, II — V — хорошо развитые пальцы
- Найдите в скелете лягушки основные отделы: череп, позвоночник, пояса передних и задних конечностей, кости передних и задних конечностей.
- Рассмотрите череп, определите его форму. Найдите мозговую часть черепа и кости верхней и нижней челюстей.
- Найдите позвоночник, подсчитайте число позвонков в нём. Обратите внимание на то, что многие из них прочно соединены между собой.
- Найдите плечевой пояс - опору передних конечностей. Он состоит из вороньих костей, лопаток, ключиц и грудины, которые полукольцом охватывают туловище.
- Рассмотрите кости передних конечностей, плечо, предплечье, которое состоит из двух костей, и кисть с четырьмя пальцами.
- Найдите пояс задних конечностей - таз. Он состоит из сросшихся костей и очень плотно примыкает к позвоночнику.
- Обратите внимание на длинные кости задних конечностей: бедро, голень, стопу.
- Заполните таблицу.
Отделы скелета | Название костей, особенности строения. | Значение. |
1.Череп. |
|
|
2.Позвоночник. |
|
|
3.Плечевой пояс. |
|
|
4.Скелет передней конечности |
|
|
5.Пояс задних конечностей. |
|
|
6.Скелет задней конечности. |
|
|
Вывод:
Проверка выполнения работы по вопросам поставленной цели.
1. В связи с жизнью на суше и передвижением с помощью прыжков можно различить в скелете лягушки: широкий череп; один шейный позвонок; позвоночник, разделённый на отделы: шейный, туловищный, крестцовый; наличие поясов конечностей, длинные задние и короткие передние конечности.
2. Усложнение проявляются в строении черепа, позвоночника (дифференциация на отделы), пояса конечностей, нет ребер.