Советы родителям по речевому развитию детей

Фёдорова Надежда Борисовна

Важное направление работы по развитию речи детей – взаимодействие педагогов и родителей.

Цель взаимодействия – объединение усилий взрослых для успешного речевого развития каждого ребенка.

В рамках развития словаря ребенка хочется напомнить родителям, что расширение и активизация словарного запаса происходит на основе углубления представлений детей об окружающем мире. Поэтому по-прежнему необходимо:

- много рассказывать и показывать детям,

- читать им познавательную литературу,

- водить на экскурсии,

- внимательно рассматривать отдельные объекты и предметы.

Хорошо бы, при этом учитывать познавательные интересы (предпочтения) своего ребенка, которые достаточно ярко начинают проявляться в старшем дошкольном возрасте.

В старшем дошкольном возрасте можно более подробно рассказывать о своей работе или учебе, о тех людях, которые вас окружают. Очень привлекательны для детей воспоминания родителей об их детстве, об играх, в которые они играли. Можно предложить ребенку поиграть в такие игры. Попросить ребенка описать игры, в которые он играет со своими товарищами в детском саду, и поиграть в эту игру вместе с ним.

Просматривая семейные фотографии, необходимо рассказать ребенку о родственниках: где они живут, кем работают, какие они замечательные люди, кем они приходятся ребенку.

Обязательно следует начать и продолжать семейную традицию ежедневных бесед с ребенком о прожитом дне:

- Чем тебя порадовал сегодняшний день? Чем удивил?

- Что нового ты узнал? и т.п.

Не стоит забывать, что все совместные мероприятия обсуждаются взрослыми вместе с ребенком.

Можно проводить специальные речевые игры с целью обогащения и совершенствования лексической стороны речи ребенка.

Так, для развития словаря различных частей речи (существительных, прилагательных, глаголов) можно использовать игровые упражнения типа:

«Зимние слова», «Сладкие слова», «Стеклянные (деревянные, пластмассовые и т.п.) слова»;

«Вежливые слова», «Веселые (грустные) слова» и другие.

При этом родители должны дать установку на игру: «Давай с тобой вспомнить все возможные слова, которые напоминают нам о зиме. Это «зимние» слова».

Необходимо в повседневном общении расширять у детей запас слов-обобщений за счет уточнения их значения, а также с помощью речевых упражнений «Магазин обуви (канцелярских товаров и т.д.)», «Транспорт наземный (подземный)», «Посуда кухонная (столовая, чайная и т.д.)».

Продолжая работу со словами-антонимами и синонимами, следует играть со своими детьми в игры типа:

«Скажи наоборот» (светлый – темный, веселый – грустный и т.п.) для закрепления слов-антонимов.

Игровые упражнения «Дружные слова», «Сердитые (веселые, ласковые и т.д.) слова», «Скажи по-другому» направлены на закрепление слов-синонимов.

Можно упражнять ребенка в умении вычленять в разнообразных предметах их части и называть их, например, с помощью игрового упражнения «Кто больше назовет деталей (частей)?».

 

Развивая грамматический строй речи ребенка, родителям следует упражнять детей в правильном употреблении глаголов. Можно провести с ребенком речевые игры:

«Кто, что умеет делать?» на подбор глаголов. Например: «Что умеет и любит делать кошка?» - «Бегать, спать, лакать, играть, мяукать» и т.п.).

Игровое упражнение «Измени словечко» развивает у ребенка умение употреблять и образовывать глаголы с приставками у-, при-, вы-, за-, пере-, под-, от-, и другие. Данное упражнение можно проводить в форме небольших рассказов с последующим разбором (например, «Как мы меняли слово ползать»).

В повседневном общении с ребенком необходимо создавать речевые ситуации, позволяющие ему согласовывать существительные с числительными. Для этого можно сыграть в игру «Поиграем-посчитаем»: взрослый (или ребенок) выбирает слово, которое надо согласовать с разными числительными, например карандаш; дети по желанию или по указанию составляют словосочетания (один карандаш, два карандаша, десять карандашей).

Также необходимо следить за тем, как ребенок употребляет сложные формы существительных множественного числа в родительном падеже.

Следует поощрять стремление ребенка использовать в речи сложные типы предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные).

В игровых ситуациях необходимо упражнять ребенка в составлении простых и распространенных предложений. В игре «Молчун и говорун» - один игрок (молчун), на первом этапе лучше ребенок задает основу предложения, а другой (говорун) – расширяет «основу» как только может. Например: Стоит дом. – В зеленом лесу стоит деревянный дом. – На опушке дальнего зеленого леса стоит деревянный дом с резными ставнями.

Для развития фонематического слуха родителям необходимо упражнять ребенка в выделении первого звука в его имени, в именах окружающих, в названии предметов, а затем в определении последовательности звуков в этих словах.

Необходимо следить за правильным ударением при произнесении слов. Закреплять произносительную сторону речи можно с помощью чистоговорок, скороговорок.

Например: Ра-ра-ра начинается игра; ри-ри-ри ты здесь,братец не сори…(чистоговорка).

«Три сороки тараторки тараторили на горке, три сегодня, три вчера, три еще позавчера» (скороговорка).

Взаимодействие родителей и воспитателей значительно повышает эффективность речевых навыков и умений детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка.