Методическая разработка урока «Атомная энергетика и ее экологические проблемы»
Саратовское бюджетное образовательное учреждение
Саратовской области среднего профессионального образования
«Саратовский политехникум"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока по физике
«Атомная энергетика и ее экологические проблемы»
Выполнила преподаватель физики
Антропова Валентина Викторовна
Саратов
2013 год
Цель урока:
· образовательная: обобщить знания учащихся по данной теме; показать необходимость такой отрасли как атомная энергетика;
· развивающая: развивать интерес к предмету, умения выступать перед аудиторией.
· воспитательная: воспитывать умение слушать и слышать, самостоятельно работать с полученной информацией, ответственность перед группой.
Задачи урока:
·Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний, выявить преимущества и недостатки использования энергии атома.
·Вызвать интерес учащихся к занятию, придать ему проблемно-творческий характер.
·Развивать у учащихся умение работать с полученной информацией, делать выводы.
Тип урока: повторительно-обобщающий в форме конференции
Межпредметные связи: ОБЖ «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия»; краеведение «Работа АЭС г.Балаково»
Уровень усвоения: II
Методы, методические приемы: фронтальный опрос, частично-поисковый, репродуктивный.
КМО: комплект мультимедиа, презентация, электрофицированная модель атома Резерфорда, опорный конспект, набор портретов ученых, годы их открытий, магниты.
План урока
Ход урока | Деятельность преподавателя | Прогнозируемая деятельность учащихся |
I. Организационная часть урока (приветствие, проверка готовности к уроку (ручки), тема и цель урока. | Подготовить учащихся к работе. | Готовность группы к работе, быстрое включение в деловой ритм. |
II. Актуализация знаний путем построения ленты времени. 1.Что представляет собой явление радиоактивности? Кто открыл это явление и когда?
2.Кто предложил первую модель атома и в каком году? Что представляла собой эта модель атома?
3.Кто проверил распределение положительного заряда в атоме Томсона?
4.Какую модель предложил Резерфорд по результатам своих опытов?
5.Кто открывает новую элементарную частицу? Какими свойствами она обладает?
6. Какие еще события происходят в этом 1932 году?
7. Какое открытие сделали немецкие ученые Ган и Штрассман?
8.Каков следующий этап развития ядерной физики?
9. Кто из российских ученых занимался по данной тематике? III. Закрепление знаний 1.С чего все начиналось? 2. Ядерная реакция. Ядерный реактор. 3.Виды радиационных излучений и их последствия. 4.Чем сегодня опасен Чернобыль? 5. Балаковская АЭС. IV. Взаимопроверка опорного конспекта, оценивание работы.
V. Выводы: стоит или нет развивать атомную энергетику?
VI. Рефлексия 1. Понравилась ли вам конференция? 2. Что нового вы узнали по данной теме? 3. Есть ли у вас пожелания для проведения последующих уроков? VII. Подведение итогов. Оценки. Д/з: сочините стихи или песню об атоме, атомной энергетике, изобразите в рисунках ее использование и значение, можно составить кроссворд по данной теме.
|
Преподаватель задает наводящие вопросы, контролирует правильность ответов, корректирует их.
Преподаватель контролирует деятельность учащихся по заполнению опорного конспекта.
Проблемная беседа по поставленному вопросу с формулировкой общего вывода, в котором заключается ответ на вопрос, поставленный к уроку в целом. | Учащиеся отвечают на вопросы с места, а один обучающийся на доске строит ленту времени при помощи набора портретов ученых и указанных лет произошедших событий, магнитов.
Демонстрация электрофицированной модели атома Резерфорда. 6.Иваненко и Гейзенберг предложили модель ядра. 7.Установили, что при бомбардировке урана нейтронами возникают элементы средней части периодической системы. 8.Фриш и Лиза Мейтнер объяснили этот факт делением ядра урана, захватившего нейтрон; Кокрофт и Уолтон провели первую ядерную реакцию.
Учащиеся смотрят презентацию, слушают выступления товарищей, заполняют опорный конспект.
Учащиеся проверяют конспекты друг у друга, проставляют оценки.
Учащиеся формулируют ответы на поставленные вопросы.
Учащиеся формулируют ответы на поставленные вопросы.
|
Аргументы «против»: а) несмотря на то, что это неисчерпаемый источник энергии, компактный, бездымный, он тоже дает отходы. Это ставшие радиоактивными детали и отработавшие тепловыделяющие элементы. Просто так их выбросить нельзя, приходится хранить в специальных контейнерах, сделанных из свинца, и опускать глубоко в землю в специальные шахты, чтобы не дать возможности излучениям вырваться наружу. А это все дорого. Иначе обезвредить отходы мы пока не можем. Вот и получается: тот выигрыш, мы имеем при использовании ядерной энергии, перекрывается проигрышем, связанным с захоронением отходов. б) далее, взрыв реактора на АЭС - грозная опасность для жизни на Земле. А если таких взрывов будет несколько, на нашей планете может наступить ядерная зима. Человек не сможет выжить, он погубит и себя, и Землю! Аргументы «за»: а) многие готовы отказаться от развития атомной энергетики только потому, что живут днем сегодняшним, не думая о будущем. Но какую энергию будет использовать человек, когда иссякнут запасы твердого топлива, нефти и газа? А ведь они не безграничны. б) Кроме того, обычное топливо, сгорая, очень сильно загрязняет воздух и нарушает экологию Земли. в)Необходимо задуматься еще и над тем, что, развиваясь технически, наша цивилизация требует все больше и больше энергии, и решить эту проблему помогает атомная энергетика. Ею надо пользоваться только разумно и крайне осторожно.
Вывод: Использование ядерной энергии имеет как положительные, так и отрицательные результаты. Увидев положительное в применении ядерной энергии, человек начал ее пропагандировать, потерял бдительность и не до конца отработал системы контроля и безопасности. Но когда случилась беда (по вине самого человека), он бросился в другую крайность: потребовал запретить ядерную энергию, прекратить ее использование. Это не выход. Человек должен всегда помнить, что, вторгаясь в тайны природы, нельзя нарушать ее законы. В своих действиях нужно руководствоваться правилом «Не навреди!», быть осмотрительным и внимательным, просчитывать последствия на несколько ходов вперед. А главное – помнить о других людях, ценности жизни, уникальности нашей планеты.