Разработки уроков

Исправникова Наталия Алексеевна

Предварительный просмотр:

 Обобщение "Эволюционное учение"

Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме “Эволюционное учение”

Задачи:

  • Закрепить знания учащихся о наследственности, изменчивости, естественном отборе, борьбе за существование, результатах эволюционного процесса.
  • Расширить и углубить знания о макроэволюции, способах её достижения, направлениях и путях.

Методы: репродуктивные, словесные (беседа), наглядные (использование презентации Power Point (Приложение 1), частично- поисковые, работа в группах.

Ход урока

  1. Организационный момент
  • Приветствие
  • Выбор спикера в группах
  • Индивидуальные оценочные листы, жетоны

Распределение учащихся по группам происходит заранее. Принцип деления – по усмотрению учителя: по интересам, по силе и т.п.

  1. Актуализация знаний

Работа со слайдами презентации. (Приложение 1)

Учитель: “Какова цель нашего последнего урока в теме?”

Организация работы в группах методом кластера: на листе бумаги записать все термины и понятия по теме “Эволюция”, установив между ними смысловые связи.

http://festival.1september.ru/articles/527485/img1.gif

Слайды 2, 3.

Возможные ответы: “Повторить”, “Обобщить знания по теме”.

Работа в группах - 3-5 мин., затем выступления при условии, что уже названное не повторяется.

Учитель: “Получилось ли выстроить много связей?”

Уточняем и конкретизируем цель урока:обобщение и систематизация знаний по теме “Эволюционное учение”

  1. Организация деятельности

Комментарий учителя:

Вернувшись из пятилетнего кругосветного путешествия убежденным сторонником изменяемости видов, Ч.Дарвин задался вопросом:

Почему в природе так много видов, а в сельском хозяйстве пород и сортов?

Изучив практику работы английских фермеров, Дарвин сформулировал принцип искусственного отбора.

Слайды 4, 5.

Ответы на вопросы по содержанию слайда. Спикеры в группах отмечают ответы учащихся жетонами.

Учитель: Почему же многим особям не удаётся выжить и оставить потомство?

  • Что такое “борьба за существование?”
  • Виды борьбы за существование?

Слайд 6.

Возможные ответы:

  • Ограниченность жизненных ресурсов.
  • Несоответствие между возможностью видов к беспредельному размножению и ограниченностью ресурсов.

Ответы учащихся на вопросы. Спикеры в группах отмечают ответы жетонами.

ЗАДАНИЕ 1.

“Виды борьбы за существование”

А. межвидовая борьба 
Б. внутривидовая борьба 
В. борьба с неблагоприятными условиями жизни

Текст задания – каждому; время выполнения – 2 мин. Проверка: ответы появляются на слайде. Учащиеся отмечают правильность своего ответа в оценочном листе.

  1. токование тетеревов
  2. гибель рыбы в зимнем водоёме.
  3. конкуренция скворцов за скворечник
  4. паразитизм лямблий и трипаносом в кишечнике и крови человека
  5. горностай и ласка охотятся за полевой мышь
  6. молодые побеги тополя прорастают через трещины в асфальте.
  7. стрекозы и пауки поедают мух и комаров.
  8. турнирные бои самцов зебры
  9. семя календулы попало в болото

Учитель: Что такое “естественный отбор?”

Слайд 7.

Работа с текстом слайда. Ответы на вопросы учителя:

  • Движущие силы эволюционного процесса?
  • Что является результатом эволюции?

Слайд 8.

Учитель: Какие формы приспособленности изображены на слайде?

Слайд 9.

Работа в группах, обсуждение.

Слайд 10, 11.

Тексты заданий на экране; время выполнения на каждое – по 2 мин. Проверка: ответы появляются на слайде

Учитель: Эволюция происходит на двух уровнях: первый – микроэволюция (видообразование)

Слайд 12.

Работа с терминами и вопросом слайда. Время выполнения- 3 мин. Спикеры отмечают ответы жетонами.

Учитель: Второй уровень – макроэволюция - образование надвидовых систематических групп.

Слайд 13, 14.

Обсуждение, беседа.

Учитель: Вспомним, каковы главные направления эволюции

Слайд 15.

Работа с материалом слайда

ЗАДАНИЕ 2.

“Пути достижения прогрессивной эволюции”

1.Ароморфоз

А.“Прилаживание, “приноравливание”

Б. Упрощение общей организации организма

2.Дегенерация

В.“Вырождаться”

Г.Совершенствование форм организма, способствующее повышению общей организации, обеспечивающее преимущества в разной среде обитания

3.Идиоадаптация

Д. “Поднимаю” + “форма”

Е. Приспособления к специальным условиям, но не изменяющие уровень организации

Слайд 16.

Текст задания на экране. Время выполнения - 2 мин.

Проверка: ответы появляются на слайде. Учащиеся отмечают правильность своего ответа в оценочном листе.

Учитель: Каковы результаты и причины биологического регресса?

Слайд 17.

Беседа

Пояснения схемы учителем.

ЗАДАНИЕ 3.

“Главные направления эволюции”

Приспособительные признаки, возникшие в ходе эволюции

Направления эволюции

  1. Возникновение полового процесса.
  2. Образование позвоночника.
  3. Образование пятипалых конечностей.
  4. Возникновение теплокровности.
  5. Образование хобота у слона.
  6. Утрата органов пищеварения и кровообращения (у цепня)
  7. Утрата конечностей у китов.
  8. Усложнение головного мозга
  9. Возникновение фотосинтеза.
  10. Дифференциация тела растения на органы.
  11. Возникновение ползучего стебля у земляники.
  12. Утрата листьев и превращение их в колючки у кактуса.
  13. Появление цветка у покрытосеменных.
  14. Появление зацепок на плодах лопуха и череды.
  15. Утрата листьев и стебля у повилики.
  16. Появление семян у голосеменных.

 

Слайд 18.

Текст задания – каждому; время выполнения – 4 мин. Проверка: ответы появляются на слайде через гиперссылку (Приложение 2).Учащиеся отмечают правильность своего ответа в оценочном листе.

Учитель: Какие примеры путей достижения прогрессивной эволюции вы видите на экране?

Слайд 19.

  • Обсуждение, беседа.
  • Спикеры отмечают ответы жетонами.

Учитель комментирует итоговую схему

Слайд 20.

Распечатка схемы выдаётся учащимся

  1. Рефлексивный момент

http://festival.1september.ru/articles/527485/img2.gif

Учащимся предлагается оценить своё настроение и степень удовлетворённости работой на уроке.

На доску помещается схема “Соотношение путей эволюции”: при помощи любого символа (красный круг, фигурка животного, человека и т.п.) отметить своё местонахождение.

  1. Получение конкретного результата, подведение итогов урока

Учащиеся сдают учителю индивидуальные оценочные листы.

Оценка на данном уроке не обязательна, важнее самооценка учащимися результатов своего труда, коррекция знаний на этапе подготовки к контрольной работе по теме.

Индивидуальный оценочный лист ____________________________

(Ф.И.)

обобщения по теме “Эволюционное учение”

Этап обобщения

Критерии самооценки: “Я справился(ась)

  1.  “Виды борьбы за существование”

____полностью ____частично _____затрудняюсь

  1. “Пути достижения прогрессивной эволюции”

____полностью ____частично _____затрудняюсь

  1. “Главные направления эволюции”

____полностью ____частично _____затрудняюсь

  1. Количество жетонов

____3 и более- “5” ____ 2-“4” _____1 – “3”

Список литературы:



Предварительный просмотр:

Тема: «Воздушное питание растений. Фотосинтез». (6 класс)

Цели и задачи урока:

Образовательная цель: Раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле.

 Задачи урока: углублять и расширять представления о питании растений; рассказать об истории открытия фотосинтеза, об условиях необходимых для этого процесса; показать роль света как необходимого условия протекания фотосинтеза; прививать практические умения и навыки закладки и проведения опытов и наблюдений; на основе опытов доказать поглощение углекислого газа и выделение кислорода листьями на свету; подчеркнуть значение фотосинтеза в природе и жизни человека; обратить внимание учащихся на проблему загрязнения воздушной среды.

Педагогические технологии: проблемно- развивающее обучение, метод эвристических вопросов  –  «кто? -что? -где? -чем? -зачем? -как? -когда?» (словесная формула Цицерона), элементы эвристической беседы.

Формы работы: вступительное слово учителя, групповая работа по решению познавательных заданий, выступления представителей групп с результатами своей познавательной деятельности, заполнение таблицы, общее обсуждение проблемных заданий, проверка усвоения новых знаний с помощью теста.

Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группах с познавательными материалами), проблемный метод (при решении проблемных заданий).

Оборудование: медиапроектор, компьютер, экран, таблица «Внутреннее строение листа», презентация по теме «Фотосинтез», Электронное пособие «Кирилла и Мефодия.6 класс», видеофильм «Значение фотосинтеза», задания для индивидуальной проверки, карточки с познавательными материалами и заданиями, кинофрагмент “Фотосинтез”, таблица “Клеточное строение листа”, тестовый раздаточный материал.

Тип урока: изучение новой темы.

Планируемые результаты обучения:

Ученик должен знать:

- что фотосинтез – воздушное питание;

- что способность к фотосинтезу – важнейшее свойство зеленых растений;

- условия необходимые для протекания фотосинтеза;

- что в результате фотосинтеза в растениях образуются органические вещества;

- что атмосферный кислород – побочный продукт фотосинтеза.

                                                                             

Учебно-методическая литература: Пономорёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс» М.: вентана-Граф, 2009.

Ход урока:

I.     Проверка знаний, умений и повторение изученного.

 На рошлом уроке мы изучили тему «Корневое питание растений».  Закрываем учебники, тетради. Положите на край стола.

1 слайд

Работа у доски, нарисовать схему, которую ученики начали заполнять на предыдущем уроке. (1 Ученик):

Работа с классом.   Фронтальный опрос:

  1. С каким важным свойством живых организмов мы познакомились на предыдущем уроке?
  2. Что такое питание?
  3. Какое значение этот процесс имеет для живых организмов?
  4. Какой орган растения обеспечивает почвенное питание?
  5. Какие клетки корня принимают участие в поглощении этих веществ из почвы?
  6. Какие вещества поглощает корень из почвы?

                                                           

Оценки за домашнее задание.

                                                                                     

  1. Актуализация знаний.  Определение темы урока.

Учитель: Природа любит загадывать загадки. Вот обычный лист растения. Что в нём интересного?

400 лет учёные изучают процессы в нём  происходящие, и до сих пор не всё ясно.

  Что такое корень, каково его значение понятно. А какова роль листа?

   Листья называли по-разному: «дети солнца», покорившие солнце», «утеха взора». Человек пытался понять, почему они тянутся к солнцу, их обрывали, и растение погибало. Но значение листа так и не удавалось выявить.

   Уже в Древней Греции ученые пытались ответить на вопрос: как питаются растения? Они видели, что человек и животные существуют за счет потребляемой пищи. Но какую пищу поглощает растение и как оно это делает?

Ещё в 6 веке встал вопрос о том, как питается растение. Казалось бы просто: растение корнями из земли берёт всё, что ему необходимо.

   Голландский учёный Ван-Гельмонт решил проверить это на практике. (Ребята получили опережающее задание, используя интернет-ссылки подготовить в кратце сообщение. Какой опыт поставил учёный?)

  2 слайд:  Ученик знакомит учащихся с историческим фактом (создание проблемной ситуации): Более четырехсот лет назад бельгийский естествоиспытатель Ян Ван – Гельмонт поставил опыт – поместил в горшок 80 килограмм земли и посадил в него ветку ивы, предварительно взвесив ее. Растущему в горшке растению в течении пяти лет не давали ни какого питания, а только поливали дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву, через пять лет, ученый обнаружил, что ее вес увеличился на 65 килограмм, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50 граммов. Откуда растение добыло 64 кг 950 гр питательных веществ для Ван – Гельмонта осталось загадкой.

    Вывод: учёный думал, что растение растение растёт и развивается с помощью воды. Растение строит своё тело с участием воды.

Учитель: Гельмонт не знал откуда берётся пища для растения. Сегодня мы ответим на вопрос, на который в свое время не смог ответить известный ученый.

      Вывод: листья – это своеобразные лаборатории, в которых на свету образуются органические вещества. Благодаря этому биологическому явлению существует всё живое на Земле. На сегодняшнем уроке нам предстоит расскрыть механизмы этого биологического процесса. Как вы догадались, речь пойдёт о фотосинтезе.

Тема сегодняшнего урока «Воздушное питание растений. Фотосинтез».

   Цель урока: расскрыть сущность фотосинтеза.  Проблемный вопрос: Где, из каких веществ, при каких условиях образуются органические вещества?

3 слайд:

Учитель: А что вы знаете об этом процессе? (Ответы учащихся: 1) хлорофиллоносной ткани – в мякоти осуществляется воздушное питание – фотосинтез; 2) образуются органические вещества; 3) ткань, составляющая мякоть листа часто называют фотосинтезирующей.)4) Лист – спец орган для фотосинтеза.

4 слайд: «Фотосинтез» 

Используя получившуюся схему, попробуйте дать определение процесса фотосинтеза.

Расшифровку термина, определение записываем в  рабочих тетрадях, используя учебник стр. 103. Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды при участии энергии солнечного света. ( от греч. «фото» - свет, «синтез» - образование).

Раз мы разговариваем о воздушном питании. Как вы думаете, можно ли питаться воздухом? Чем питаются живые организмы? (органическими веществами)

 Учитель: по типу питания различают организмы: афтотрофы и гетеротрофы.

5 слайд:

Така растения – живые организмы, значит тоже питаются органическими веществами, но они их образуют сами, в процессе воздушного питания. Все животные, грибы, большинство бактерий и человек являются гетеротрофми, т.е. питаются готовыми орг веществами.

  Учитель: найдите в учебнике определения. Задание2 в РТ пункт 3 заполнить пропуски в тексте.

Учитель: Зелёный лист – специализированный орган воздушного питания. Какое вещество поступает в листья при воздушном питании? Как же происходит воздушное питание?

Проверим ваше предположение: Давайте мы с вами откроем дверь в нашу воображаемую лабораторию и посмотрим опыты, которые впервые поставил немецкий учёный Юлиус Сакс в 1864 году. На экране демонстрируется видео «Воздушное питание растений». После просмотра видео с учениками ведётся беседа.

  • Какое вещество образовалось в листьях? Какое вещество при обработке раствором йода даёт синий окрас?(крахмал)
  • При каком условии образуется крахмал в листьях? (солнечный свет)
  • Какие вещества необходимы для образования крахмала? (углекислый газ и вода)
  • Как углекислый газ проникает в лист? (через устьица).
  • Образуется ли крахмал в листьях растений, находящегося 3 дня в тёмном помещении?  (в темноте крахмал не образуется).

 Учитель: ваши предположения подтвердились. Задание№3 РТстр.54.

 Учитель: Какие клеточные структуры окрасились в синий цвет? (Хлоропласты)

Учитель: Что содержат хлоропласты? (Хлорофилл) Фрагмент виртуальная лаборатория.

6 слайд:

 Учитель: Как назвал К.А. Тимирязев хлорофилловое зерно? («Ловушка солнечных лучей». Зелёная окраска специально приспособлена для поглащения солнечных лучей.)

Растение: зебровидная традескация. На зелёном листе имеет белые полосы.

Учитель ставит проблемный вопрос: все ли клетки листа образуют крахмал?

Вывод: органические вещества образуются в зелёных листьях, содержащих  хлорофилл, при наличии света.

Учитель: Получается, что растение питается только крахмалом и минеральными солями почвы? Но это так не вкусно! Вовсе нет, крахмал, образовавшись в клетках листа, здесь же превращается в сахар. Раствор сахара по ситовидным трубкам луба передвигается от листьев ко всем частям растения.

 

 На экран выводится 7 слайд  «Превращения веществ в растении».

Так, например, в семенах подсолнечника накапливаются жиры, в семенах фасоли или чечевицы – белки, а вот в клубнях картофеля сахар вновь превращается в крахмал и откладывается в лейкопластах.

На экран выводится 8слайд  «Превращения веществ в растении».

 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Наши алые цветки)

Работа в группах

Ученые называют лист – лабораторией растения.

Представим себя в лаборатории растения.

На ваших столах – зеленые листы с изображением листа. Ваша задача – выбрать карточки с нужными словами на лотках и приклеить на правую часть схемы условия фотосинтеза, а на левую продукты. 

Проверка.

- У вас осталась чистая карточка. Может быть она лишняя? А может еще какое- то вещество образуется при фотосинтезе?
- Давайте выясним. Вспомним опыт английского химика Джозефа Пристли. Проделал опыт: посадил мышь под стеклянный колпак, и через пять часов животное погибло. При введении же под колпак веточки мяты, мышь осталась живой. Ученый пришел к выводу, что зеленые растения способны осуществлять реакции противоположные дыхательным процессам.

- Какое вещество, кроме названных, образуется при фотосинтезе? (кислород)

Напишите это слово на пустых карточках.

- Как вы думаете, через что выделяется кислород? (через устьица)

Задание 1  в РТ выполняем письменно стр.55

 Просмотр видеофрагмента. Вывод. 2 типа питания у растений.

Ученики заканчивают в тетрадях схему:

                                

                                                                                     

                                                                         

Мы ответили на все вопросы, а теперь проверим сами себя, как пригодятся нам полученные знания при решении биологических задач.

  1. Осмысление нового материала (рефлексия).

1. Учитель предлагает ребятам решить познавательные задачи.

Сегодня у нас работают группы “математиков”, “фантазеров”, “натуралистов”, “историков”. У каждой группы – свое задание. Надеюсь, что вы справитесь с ним. После выполнения – 1 человек от команды оглашает результат вашей работы.

Работа в группах

На ваших партах лежат карточки. На них задания различного содержания

Фантазеры”.

1.Вспомните сказку. К Чуковского “ Как крокодил солнце проглотил”. Представьте, что так случилось. К чему это может привести? (Энергию растение получает от Солнца. Вот почему фотосинтез возможен только на свету. Свет - это один из видов энергии, или одна из её форм существования. Ни человек, ни животное, ни грибы, ни растения, лишенные хлорофилла не могут усвоить энергию от солнца, хотя для жизни энергия необходима. Это может сделать только зеленое растение. На Земле благодаря зеленому растению накапливается энергия, которая поступила из космоса от Солнца.

2. “Математики” Решите задачу: Корневая  масса небольшого дерева 5 кг. Один кг корневой массы потребляет в сутки 1 г кислорода. Какую массу кислорода потребляют корни дерева за месяц и год?                                          (ответ: за 30 дней – 150 г; за 365 дне – 1825 г)

3. “Натуралисты” На Крайнем Севере, в условиях полярной ночи и вечной мерзлоты, в теплицах выращивают огурцы и помидоры. Кругом снег, а в теплице зреют плоды. Каким образом  создаются необходимые условия для выращивания данных овощей?

 (Для более быстрого роста и развития растений, образования плодов и семян.

В теплицах и парниках человек создает определенные условия – освещенность, температурный режим, минеральное питание растений, концентрация углекислого газа. Все эти условия увеличивают скорость фотосинтеза. )

4. “Историки”

 В опыте лист растения смазали вазелином. Несмотря на то, что этот лист хорошо освещался солнцем, органические вещества в нём не образовались. Объясните результаты опыта. (Органические вещества не образовались, так как вазелин затрудняет газообмен через устьица, закупоривает устьица. Значит поступление углекислого газа не может произойти, что не позволяет протеканию фотосинтезу.)

Все молодцы справились с очень непростыми задачами.

- А что вы можете сделать для поддержания в воздухе кислорода? ( посадить дерево), а в комнате?(Посадить растение).

Сегодня на уроке вы хорошо работали. Оценки за урок.

Вы очаровали меня своими знаниями, умением работать в команде, мыслить, рассуждать

Домашнее задание.

Ваше домашнее задание на цветных карточках, вы их сможете выбрать сами по своему желанию.

  1. “Желтые” - прочитать текст в учебнике “Воздушное питание растений”. Ответить на вопросы 1-4 стр.105
  2. “Синие” - надо подумать, догадаться: “Происходит ли фотосинтез у красных водорослей ?”  Ответ поясните”. Придумать способы борьбы с загрязнением воздуха. Выписать термины по теме «Фотосинтез» и дать им определение.
  3. “Красные” - выполнив его, вы сможете всех удивить на следующем уроке. Подумать: Во всех ли клетках листа образуются органические вещества? Привести доказательства своих выводов?  Составить рассказ об особенностях строения листа, связанных  с осуществлением процесса фотосинтеза.  “Происходит ли фотосинтез у красных водорослей ?”

В заключение урока я приведу слова русского поэта Ф. Тютчева: “Учись у них, у дуба, у березы…”  Чему бы вы хотели поучиться у дерева?

Я желаю вам научиться дарить радость друг другу, тепло своих сердец. Спасибо всем за урок.



Предварительный просмотр:

Биология 7 класс

Тема: Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу

Задачи: познакомить учащихся с разнообразием взаимосвязей между компонентами в биоценозе и с их приспособленностью к жизни в одном сообществе; показать, что приспособленность компонентов в биоценозе — результат эволюции.

Оборудование: коллекции животных; аквариум; таблицы с изображениями животных, иллюстрирующие их приспособленность к условиям обитания.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка знаний

Выполнение тестовых заданий. Выбрать один ответ из четырех.

1. Цепью питания называют:

а)        взаимосвязь организмов в биоценозе;

б)        механизм передачи веществ и энергии в пищевых взаимоотношениях;

в)        использование в пищу одного организма другим;

г) потребление и усвоение пищи организмами в биоценозе.

2.        Пищевой пирамидой называют:

а)        убывание биомассы каждого последующего звена в цепи питания;

б)        взаимосвязь организмов в цепи питания;

в)        переход от одного звена пищевой цепи к другому;

г)        сохранение биомассы каждого последующего звена в цепи питания.

3.        Энергетическая пирамида показывает:

а)        количество энергии, содержащейся в каждом звене цепи питания;

б)        передачу энергии, содержащуюся в биомассе организмов, от одного звена цепи питания к другому;

в)        накопление энергии в каждом звене цепи питания;

г)        превращение одного вида энергии в другой.

4.        Причиной сокращения продуктивности естественного биоценоза может служить:

а)        длина цепи питания;

б)        уничтожение особей одного вида другими членами биоценоза;

в)        среда существования биоценоза: водная, наземно-воздушная;

г)        ярусность биоценоза.

5.        Первым звеном всякой цепи питания являются:

а)        продуценты;

б)        консументы I порядка;

в)        консументы II порядка;

г)редуценты.

6.        Второе звено в цепи питания составляют:

а)        продуценты;

б)        первичные потребители;

в)        вторичные потребители;

г)        редуценты.

7.        Заключительное звено в цепи питания принадлежит:

а)        первичным потребителям;

б)        вторичным потребителям;

в)        консументам;

г)        редуцентам.

8.        Цепи питания не могут быть длинными, поскольку:

а)        каждое звено включает большое число организмов;

б)        на каждой ступени питания теряется до 90% энергии;

в)        на каждой ступени питания идет накопление биомассы с заключенной в ней энергией;

г)        между организмами устанавливаются очень сложные взаимоотношения.

III. Изучение нового материала

  1. Типы взаимосвязей компонентов биоценоза. Самостоятельная работа с текстом учебника на с. 278—282 по заданиям:
  • прочитать текст и определить типы связей между организмами в биоценозе;
  •  заполнить таблицу «Взаимосвязи компонентов биоценоза».

Взаимосвязи компонентов биоценоза

Типы взаимосвязей между организмами в биоценозе

Примеры

  1. Типы взаимосвязей между организмами аквариума. Самостоятельная работа учащихся по заданиям:
  • рассмотреть и определить организмы, населяющие аквариум;
  •  назвать типы взаимосвязей, которые существуют между обитателями аквариума;
  • объяснить, как обитатели аквариума приспособлены друг к другу.

IV. Закрепление знаний

Фронтальная беседа.

  • Какие взаимосвязи существуют между организмами в биоценозе?
  • Как влияют взаимосвязи между организмами на устойчивость биоценоза?
  • Какие взаимосвязи между организмами считаются основными?
  • В связи с чем в биоценозе формируются экологические группы?
  • Какие примеры подтверждают факты приспособленности организмов к жизни в биоценозе?

V. Задание на дом

Изучить § 56, ответить на вопросы в конце параграфа. Повторить тему «Биоценозы».



Предварительный просмотр:

Урок № 35.

Тема: Дигибридное скрещивание.

Цель урока: изучить закономерности наследования при дигибридном скрещивании.

Задачи урока:

1. Выявить закономерности наследования при дигибридном скрещивании, полигибридном.

2. Продолжить формирование умений и навыков по использованию генетической терминологии и символики, выработать умения записывать схемы скрещивания и решетку Пеннета, генотипы родительских форм и потомства, умения решать задачи на дигибридное скрещивание.

3. Убедить учащихся в том, что методы биологической науки  позволяют со значительной долей вероятности предвидеть возможные результаты скрещивания организмов.

Оборудование:   таблица «Дигибридное скрещивание», ЦОР, инструктивные карточки

Ход урока

I Организационный момент 

   II Проверка знаний учащихся      

  1. Понятийная разминка: генетика, наследственность, изменчивость, гомозиготная особь, гетерозиготная особь, доминантный признак, рецессивный признак, генотип, фенотип, моногибридное скрещивание
  2.  Решение задачи у доски на моногибридное скрещивание
  3. Индивидуальный опрос:

- рассказать о  неполном доминирование.

- рассказать об анализирующем скрещивании.

Задача: У овец длинноухость неполно доминирует над безухостью. Какое потомство получиться от скрещивания безухого барана и длинноухой ярки? Какое потомство можно ожидать от скрещивания гибридов первого поколения между собой?

 III Изучение нового материала:

  1. Дигибридное скрещивание и его закономерности.        

Установить закономерности наследования двух и более пар альтернативных признаков, гены которых локализованы в разных парах гомологичных хромосом, можно путем дигибридного или полигибридного скрещивания.

В ходе объяснения нового материала учащиеся делают записи в тетради.

Для дигибридного скрещивания Мендель взял гомозиготные растения гороха, отличающиеся по двум генам, определяющим окраску семян (желтые и зеленые) и форму семян (гладкие и морщинистые). Доминантные признаки – желтая окраска (А) и гладкая форма (В) семян. Каждое растение образует один сорт гамет по изучаемым аллелям. При слиянии этих гамет все потомство будет единообразным – первый закон Менделя.

При образовании гамет у гибрида из каждой пары аллельных генов, расположенных в разных парах гомологичных хромосом, в гамету попадает только один, при этом вследствие случайности расхождения отцовских и материнских хромосом в первом делении мейоза ген А может с равной вероятностью попасть в одну гамету с геном В или с геном в. Точно так же как и ген а может объединиться в одной гамете с геном В или в. Поскольку в каждом организме образуется много половых клеток, в силу статистических закономерностей у гибрида – дигетерозиготного организма, образуются четыре сорта гамет в одинаковом количестве (по 25%): АВ; Ав; аВ; ав.

Во время оплодотворения каждая из четырех типов гамет одного организма случайно встречается с любой из гамет другого организма, получается 16 типов зигот.

Все возможные сочетания мужских и женских гамет можно легко установить с помощью решетки Пеннета.      (учитель строит решетку на доске, учащиеся у себя в тетрадях)

Над решеткой по горизонтали вписывают гаметы одного родителя, а по левому краю решетки по вертикали – другого родителя. В квадратики вписывают генотипы зигот. Самостоятельное заполнение решетки Пеннета

-  Подсчитайте число фенотипов (9:3:3:1)

- Рассмотрите каждый признак в отдельности.  

Подсчитайте, какое расщепление получится:

- по признаку окраски семян (3:1)

- по признаку формы семян (3:1)

Запишите для этих признаков расщепление по генотипу (1:2:1)

Третий закон Менделя – независимое расщепление признаков

при скрещивании двух гомозиготных особей, отличающихся друг от друга по двум и более парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всех возможных сочетаниях.

IV Закрепление знаний

Выполнение теста

1. Чистой линией называется:

а/ потомство,  не дающее разнообразие по изучаемому признаку

б/ разнообразное потомство, полученное от скрещивания разных особей

в/ пара родителей, отличающихся друг от друга одним признаком

г/ особи одного вида.

2.Сколько типов гамет образует организм, гетерозиготный по трем признакам?

а/ 2

б/ 4                  

в/ 8            

г/ 16

3. Какие гаметы образует организм с генотипом ВВСс

а/ гаметы В, С и с

б/ гаметы ВВ и Сс

в/ гаметы ВС и Вс

г/ гаметы ВВС и ВВс

4.Суть третьего закона Г. Менделя заключается в том, что:

а/ гены каждой пары наследуются независимо друг от друга

б/ гены не оказывают никакого влияния друг на друга

в/ гены каждой пары наследуются вместе

г/ один ген определяет развитие одного признака.

5.Определить процент получившихся растений:

В потомстве, полученном от скрещивания двух красноцветковых  гетерозиготных растений были растения красной, белой и розовой окраски. Каков процент розовых растений?

а/ 50%

б/ 75%

в/ 25%

г/100%

V Домашнее задание

Изучить § 3.7, с. 110- вопросы, задачи в тетради, терминология

VI    Итог урока 

  • Оценки за урок.
  • Насколько полезным для Вас был сегодняшний урок?

Задача 1

Желтая морская свинка при скрещивании с белой  дает кремовых потомков. Скрещивание кремовых свинок между собой дало 13 желтых, 11 белых и 25 кремовых. Почему? Определите генотипы всех особей.

Задача 2

От черной крольчихи получены 22 черных крольчонка и 21 белый.  Определить генотип крольчат. Каков был самец по генотипу и фенотипу, если черный цвет доминирует?

Задача 3

При скрещивании красноплодной земляники между собой всегда получаются красные ягоды, при скрещивании белой – белые ягоды. В результате скрещивания обоих сортов между собой получаются розовые ягоды. Какое потомство получится при опылении красноплодной земляники с пыльцой земляники с розовыми ягодами?

Задача 1

Желтая морская свинка при скрещивании с белой  дает кремовых потомков. Скрещивание кремовых свинок между собой дало 13 желтых, 11 белых и 25 кремовых. Почему? Определите генотипы всех особей.

Задача 2

От черной крольчихи получены 22 черных крольчонка и 21 белый.  Определить генотип крольчат. Каков был самец по генотипу и фенотипу, если черный цвет доминирует?

Задача 3

При скрещивании красноплодной земляники между собой всегда получаются красные ягоды, при скрещивании белой – белые ягоды. В результате скрещивания обоих сортов между собой получаются розовые ягоды. Какое потомство получится при опылении красноплодной земляники с пыльцой земляники с розовыми ягодами

Задача 1

Желтая морская свинка при скрещивании с белой  дает кремовых потомков. Скрещивание кремовых свинок между собой дало 13 желтых, 11 белых и 25 кремовых. Почему? Определите генотипы всех особей.

Задача 2

От черной крольчихи получены 22 черных крольчонка и 21 белый.  Определить генотип крольчат. Каков был самец по генотипу и фенотипу, если черный цвет доминирует?

Задача 3

При скрещивании красноплодной земляники между собой всегда получаются красные ягоды, при скрещивании белой – белые ягоды. В результате скрещивания обоих сортов между собой получаются розовые ягоды. Какое потомство получится при опылении красноплодной земляники с пыльцой земляники с розовыми ягодами

Задача 1

Желтая морская свинка при скрещивании с белой  дает кремовых потомков. Скрещивание кремовых свинок между собой дало 13 желтых, 11 белых и 25 кремовых. Почему? Определите генотипы всех особей.

Задача 2

От черной крольчихи получены 22 черных крольчонка и 21 белый.  Определить генотип крольчат. Каков был самец по генотипу и фенотипу, если черный цвет доминирует?

Задача 3

При скрещивании красноплодной земляники между собой всегда получаются красные ягоды, при скрещивании белой – белые ягоды. В результате скрещивания обоих сортов между собой получаются розовые ягоды. Какое потомство получится при опылении красноплодной земляники с пыльцой земляники с розовыми ягодами



Предварительный просмотр:

10 класс

Тема урока: Формы размножения организмов. Бесполое размножение.

Задачи урока: охарактеризовать размножение как один из этапов индивидуального развития, подчеркнуть роль размножения для поддержания численности видов, развить понятие о формах и видах размножения,  показать биологическую роль бесполого размножения в природе, ознакомить учащихся с современным состоянием проблемы клонирования, продолжить работу над формированием у учащихся навыков частично – поисковой деятельности, умение применять полученные знания в собственной жизни.

Методы, используемые на уроке: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, проблемный, практический

Ход урока:

I. Актуализация знаний о митотическом делении клетки .

1.Выберите верные утверждения.

А1.Промежуток времени от начала деления клетки до его окончания- жизненный цикл клетки.

А2.Митотический цикл-совокупность последовательных, взаимосвязанных процессов с периода подготовки к делению до окончания митоза.

А3.S-фаза митотического цикла- это синтез ДНК.

А4.После S-фазы митотического цикла начинается деление клетки- митоз.

А5.В результате митоза клетка получает одинарный набор хромосом

2.Восстановите последовательность митотического цикла

А.метафаза Б.профаза В.телофаза Г.интерфаза Д.анафаза

3.Подберите к левой  части верные  ответы

Хромосомы

А.Спирализованы                                1.профаза            3.анафаза

Б.Деспирализованы                            2.метафаза           4.телофаза

II вариант.

1.Выберите верные утверждения.

А1.В профазе  спирализация хромосом достигает максимума

А2.Способ деления клеток, заключающийся в точном распределении генетического материала между дочерними клетками-  митоз.

А3. После S-фазы митотического цикла в клетке образуются РНК и белки.

А4.Значение митоза состоит в образовании четырех  дочерних клеток из одной материнской.

А5.Самая короткая стадия в митотическом цикле- .митоз.

2.Восстановите последовательность митотического цикла

А.метафаза Б телофаза. В. профаза Г анафаза. Д. интерфаза

3.Подберите  к  левой  части верные  ответы

А. Пресинтетический период  G1                  1.Синтез ДНК

Б.Синтетический период         S                   2.Синтез энергии, удвоение центриолей

В. Постсинтетический период   G2                3. Синтез РНК, удвоение органоидов клетки

4.Рефлексия. Самоанализ знаний по итогам выполненной работы (Сравнение полученных результатов; определение наиболее трудных вопросов)

II.Определение темы и цели урока.

 (На доске записан проблемный вопрос.

Любой организм рано или поздно умирает. Почему не исчезает вид с лица Земли?)

Результатом обсуждения вопроса является вывод темы урока.

Определение целей урока. (Показ слайда с различными формами размножения).Слайд №1

III. Определение наличия знаний по теме.

Учащимся предложены  оценочные листы знаний, которые они заполнят до изучения темы и в конце урока

вопрос

До изучения темы

В конце урока

До изучения темы

В конце урока

До изучения темы

В конце урока

Знаю, могу рассказать

Знаю, рассказать не могу

Вспомню, если прочитаю

Что такое размножение

Каковы типы размножения

Каковы основные формы бесполого размножения

Сколько особей участвует в  бесполом размножении

В результате какого процесса возникают клетки, дающие начало дочерним организмам

Почему особи генетически однородны

IV. Изучение нового материала.

Одним из свойств живого является размножение.  Все ли организмы размножаются  сходными способами?

Назовите известные типы размножения. Чем отличается половое размножение от бесполого

Вывод: Бесполое размножение характеризуется тем, что новая особь развивается из неполовых (соматических клеток), в процессе размножения участвует одна особь, при половом размножении новая особь развивается в результате слияния специализированных клеток- гамет, в процессе размножения участвуют,  как правило, две особи.

Какие виды бесполого размножения вам известны?  (Размножение амебы обыкновенной, размножение прокариот, размножение инфузории- туфельки)

 Разновидности бесполого размножения многоклеточных организмов. Спорообразование, фрагментация. Почкование  (Почкование гидры, дрожжей). Вегетативное размножение. (Размножение при помощи корня, побега, листа). Клонирование. Презентация.( Индивидуальная работа ученика)

В чем преимущества бесполого размножения (очень быстро увеличивается численность особей, участвует одна особь, не нужно искать полового партнера).

Каковы недостатки бесполого размножения (особи идентичны материнскому организму, имеют одинаковый генотип, так как образуются в результате митоза).

Каково биологическое значение  бесполого размножения? (Быстрое увеличение количества особей)

IV. Рефлексивно-оценочный этап.

1.Учащимся предлагается вернуться к оценочным листам знаний и заполнить пункты «в конце урока».

2.Выполнение тестовой работы в парах. Выбери один верный ответ:

1) Что такое размножение?

а ) увеличение числа особей, б) деление клеток, в) воспроизведение себе  подобных организмов, г)образование  новых видов.

2) Какое  размножение  характерно  для  растений?

а) половое и бесполое, б ) только половое, в ) только  бесполое, г ) только делением клетки.

3) Типы  размножения организмов:

а ) половое и бесполое, б)  только половое  в) только бесполое, г )только делением клетки.

4)Воспроизведение и непрерывность жизни на Земле обеспечивается

а) видообразованием б) дрейфом генов в) энергетическим обменом г) размножением

5) какой из указанных процессов сопровождается обменом наследственной информации

а) фрагментация б) спорообразование  в) почкование г) оплодотворение

6.Соотнесите способы размножения и организмы

А.черенками                   1.Гидра                                       4. Смородина

Б.корневищем                2. дрожжи                                    5. осот

В.Почкованием              3.ива                                             6. пырей

  2.Оценка работы учителем

V.Домашнее задание.



Предварительный просмотр:

Урок -практикум по  биологии в профильном  классе

«Решение генетических задач»

(11 класс).

 Цель: обобщить знания о материальных основах наследственности и изменчивости, закрепить знания по решению   генетических задач разных типов, отработать символику и терминологию, необходимые для решения задач, продолжать учиться работать в группах.

Ход урока

1. Организационный момент.

             

   - Ребята, скажите мне пожалуйста, что изучает наука генетика?

- Ответы детей.

            -Совершенно верно! Путь генетики в нашей стране был сложным и тернистым. С середины  30-х до середины 60-х годов XXвека было репрессировано более 100 ученых-генетиков, в том числе Вавилов, Рапопорт и другие. Генетику называли лженаукой, фашистской наукой. Кто знает из курса истории с чьими именами связаны гонения на генетиков?

-Ответы детей (с именем академика Лысенко, с именами Сталина и Хрущева).

         -Верно, однако, генетика отстояла свое право на существование и сейчас динамично развивается как в нашей стране. так и во всем мире.

       А теперь послушайте меня внимательно и определите главную мысль высказывания: (слайд №2).

                        Наука важная – генетика,

                        В ней и наследственность, и этика.

                        И, изучая предков гены,

                        Здоровое рождаем поколение.

Как вы понимаете эти слова: «Изучая предков гены, здоровое рождаем поколение»  

            Для каждого человека ценностью номер один является его здоровье. В третье тысячелетие мы вступили с новейшими компьютерными технологиями, но все также неизлечимы СПИД, рак, сахарный диабет, увеличивается количество наследственных заболеваний.

           Статистика приводит печальные факты – сейчас в родильных домах практически исчезли абсолютно здоровые малыши, на каждую тысячу родившихся – 800-900 имеют какие-либо врожденные дефекты.

              Каким же будет поколение через 20-30 лет? Никого не надо убеждать – полноценного ребенка могут родить только абсолютно здоровые молодые люди.

               Это закон. Посейте незрелое семя в землю и посмотрите, какие всходы вы получите: нежизнеспособные  и больные.

Итак, чтобы появился на свет здоровый ребенок, необходима здоровая наследственность его родителей.

           Поэтому ребята и говорят (смотрим на эпиграф урока)  «Мы все стоим на плечах наших предков»              

           А какие  задачи стоят перед генетикой?     ( Ответы детей)

  2.Актуализация знаний.

         Учитель: Человеку всегда хотелось чуда. Одним из этих чудес остаётся жизнь, важными свойствами которой являются наследственность и изменчивость. Почему у потомства иногда появляются признаки не свойственные их родителям? Данное занятие даёт нам еще раз возможность “приоткрыть дверь” научного познания процессов, происходящих в живых организмах при размножении. Чтобы понять их, вспомним, как сложны процессы мейоза, лежащие в основе полового размножения, какие генетические закономерности проявляются при различных скрещиваниях.

Основная наша цель – это, конечно, отработка навыков решения задач.

Учитель: Проведем небольшую разминку, которая поможет Вам в решении генетических задач.

Фронтальная работа с классом. Терминологическая разминка.

Ген – участок молекулы ДНК, отвечающий за структуру определенной молекулы белка и определяющей возможность развития отдельного элементарного признака.

Мутация – наследственные изменения генотипа, приводящие к появлению новых признаков организма, способные передаваться последующему поколению.

Мутаген -  химические и физические факторы, вызывающие наследственные изменения — мутации.

Рецессивный ген – генетическая информация, которая может подавляться воздействием доминантного.

Доминантный ген – один аллельный ген (доминантный) подавляет (маскирует) проявление другого (рецессивного).

Аутосома – у живых организмов с хромосомным определением пола называют парные хромосомы, одинаковые у мужских и женских организмов.

Половая хромосома- хромосомы раздельнополых организмов, в которых расположены гены, определяющие пол и сцепленные с полом признаки организма.

Наследственные заболевания, сцепленные с полом – гены несущие заболевания и находящиеся в половых хромосомах, называют сцепленными с полом.

Гетерозигота -клетка или особь, у которой два гена, определяющие какой-либо признак, различны.

Гомозигота – клетка или особь, у которой два гена, определяющие какой-либо определённый признак, одинаковы.

   Учитель:

       -немаловажное значение в снижении частоты наследственных заболеваний имеет широкое  распространение медико-генетических консультаций. Благодаря заранее проведенным консультациям удается избавить многие семьи от несчастья иметь нездоровых детей. Медико-генетические центры существуют давно в развитых странах. В России они открыты в областях, краевых центрах, в крупных городах.

     На сегодняшнем уроке мы вместе с вами  открываем свой «Медико-генетический центр». И в первый день даем бесплатные консультации людям, задавшим нам свои «наболевшие» вопросы, проблемы.

Сегодня, я – генеральный директор открывающегося медико-генетического центра. В центре должны работать высококвалифицированные врачи-генетики, и я приму на вакантные должности «врачей», которые покажут свое «мастерство», дав грамотную консультацию на поставленные вопросы.

Каждый из вас может получить должность врача-генетика, приняв участие в конкурсе на вакантные должности, пока они все свободны. Зачислены в штат врачей-генетиков будут те из вас, кто получит «5» за урок; получившие «4» - будут приняты на должность лаборантов; получившие «3» - в штат зачислены не будут, но могут повысить свой «профессиональный уровень» на других уроках.

 
Напутствие учителя:

          - Ребята, сейчас вы не просто ученики, а медико-генетические консультанты. Давайте посмотрим в глоссарии, что такое медико-генетическое консультирование. Вам предстоит работать с людьми, которые обращаются в центр  с целью предупреждения появления в семье больных детей. Ваша задача в каждом конкретном случае внимательно проанализировать риск появления больного потомства и отразить результат в своём заключении.

Это занятие хочется дальше продолжить  словами Б.Васильева 

«Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща.»

 Самостоятельная работа в группах:

Мы будем работать в группах. Для этого мы разделимся на 2 группы.

Напутственные слова на слайде.(слайд№4)

Вот тебе два дела, - сделай хоть одно из них,
Или то, что сам ты знаешь, передай другим, 
Или то, чего не знаешь, от других возьми. 

А. Анвари

 

3.Решение задач:

       Задача 1.  В медико-генетическую консультацию обратился мужчина. Он ждет пополнения своего семейства. Его тревожит мысль, может ли его будущий ребенок страдать сахарным диабетом? Он и его жена – здоровы, но в его роду сахарным диабетом болели – его отец и мать отца, т. е. его бабушка. Что вы можете сообщить этому мужчине?  

Учащиеся решают задачи, а дают ответы  претенденты на вакантные места

А – ген нормального состояния здоровья (доминантный признак)

а – ген вызывающий сахарный диабет (рецессивный признак)

1) Если в семье жены никто не страдал сахарным диабетом, то есть уверенность, что она гомозиготна по этому признаку  - АА и тогда все рожденные дети будут здоровы.

2) Если же мать, как и отец – гетерозиготна – Аа , то согласно первому закону Менделя может произойти расщепление 3:1, т. е. вероятность рождения здоровых детей – 75%, а 25% могут страдать сахарным диабетом.

              Задача  2.За консультацией обратилась семейная пара. У них вскоре должен родиться второй ребенок, первый умер в возрасте 4 лет от детской формы семейной идиотии, которая наследуется как рецессивный признак и заканчивается обычно смертельным исходом к 4-5 годам. Они хотели узнать, каков у них риск рождения второго больного ребенка.

Ответ  

1) Если первый ребенок умер,  то  его генотип – аа,  генотип же родителей – Аа, т. е. они гетерозиготны и здоровы.

2) Согласно первому закону Менделя у данных родителей вероятность рождения второго здорового ребенка равна 75%, но исключить рождение вновь больного ребенка нельзя, она равна 25%.

       Задача  3.За консультацией обратился юноша, с нормальной свертываемостью крови, взволнованный известием о том, что у брата его невесты родился мальчик гемофилик (он думает о здоровье своих будущих детей). В какой мере могли бы вы его успокоить?

 Ответ  

1) Необходимо составить родословную невесты.

2) Носителем гена гемофилии является только Х-хромосома, поэтому мальчик-гемофилик мог получить ген  гемофилии   только  от матери. Ведь от  отца он Х-хромосому вообще не получает. А мать мальчика получила ген гемофилии или от своей матери (бабушки мальчика) или от своего отца-гемофилика. Поэтому юноша может быть спокоен, его будущие дети не будут страдать гемофилией.  

       Задача 

У невесты мать страдает дистрофией, а отец здоров. Жених болен мышечной дистрофией. Проанализировать потомство в данной семье.

Ответ

Решение:

Невеста – носительница, XАXа   (так как мать – XаXа   , отец - XАY)

Жених – болен, XаY.

F1 :  XАXа   - девочка, здорова, носительница (25%),

        XаXа – девочка, больна, (25%),

       XАY - мальчик, здоров, 25%,

       XаY  -  мальчик, болен, 25%.

       Задача  Кто может дать консультацию двум родителям? В семье, оба родителя хорошо слышат. У них родился один глухой ребенок, а другой хорошо слышит. Родители хотят знать причину глухоты одного из своих детей.

Ответ

А – ген нормального слуха (доминантный признак)

а – ген глухоты (рецессивный признак)

1) Если у хорошо слышавших родителей родился глухой ребенок, то они оба  гетерозиготны  по этому признаку, их генотип – Аа.

2) Причина глухоты одного ребенка в том, что он оказался гомозиготным по этому признаку и его генотип – аа.

3) Второй ребенок хорошо слышит потому, что его генотип – Аа или АА.

       Задача  К нам вновь обратилась супружеская пара. Они хотят знать какова вероятность у них рождения второго ребенка без аномалии. Дело в том, что у отца – шестипалая рука, а у матери – пятипалая. Первый ребенок родился с нормальной, пятипалой рукой. Дайте им квалифицированный ответ.

Ответ п

Шесть пальцев – это полидактилия, она доминантный признак, значит:

А – ген шестипалой руки

а – ген пятипалой руки

 Так как генотип отца – Аа, а генотип матери – аа, то соответственно генотипы их детей могут быть – Аа или аа, следовательно, вероятность рождения второго ребенка с нормальной  пятипалой рукой составляет – 50%.

       Задача  В  медико-генетический центр обратились взволнованные молодые родители (две пары). Они подозревают, что в родильном доме перепутали их сыновей. Лабораторный анализ показал, что у одной пары родителей 1 и 4 группы крови, у другой пары – 1 и 3 группы крови. У одного мальчика 1 группа, у второго 2 группа.  Сможете ли  определить, кто чей сын?

Ответ

Да! Я смогу им помочь, следуя законам генетики.

                                      Первая пара родителей.           Вторая пара

Их группы крови                     1                        4                         1                    3

Их генотипы                          ОО                     АВ                      ОО                ВО

Их гаметы                             О                      А    В                    О                  В     О

Генотипы детей                       АО      ВО                                        ОО     ВО  

Группы крови детей                   2          3                                        3          1                                                                                                        

Следовательно, у родителей с 1 и 4 группами крови ребенок тот, у которого 2 группа крови, а  у родителей с 1 и 3 группами крови  – ребенок имеет 1 группу крови.

       Задача  Задача  1 группе. Алкогольная зависимость определяется доминантным аутосомным геном (А), а потребность в курении табака – сцепленным с полом рецессивным геном (b). Курящий и пьющий мужчина женится на женщине, которая не курит и не пьет. Мужчина гетерозиготен по гену алкоголизма, а женщина гетерозиготна по гену табакокурения.

А. С какой вероятностью в этой семье могут родиться дети со склонностью к алкоголизму?

Б. С какой вероятностью могут родиться дети со склонностью к курению?

В. С какой вероятностью могут родиться дети со склонностью к курению и алкоголизму одновременно?

Г. С какой вероятностью эти дети будут мальчиками?

       Задача  Задача 2 группе .

Синдром дефекта ногтей и коленной чашечки определяется полностью доминантным аутосомным геном. На расстоянии 30 морганид от него находится локус крови по системе АВО. Один из супругов имеет 2 группу крови, другой – третью. Тот, у которого вторая группа крови, страдает дефектом ногтей и коленной чашечки. Известно, что его отец был с первой группой крови и не имел аномалий, а мать с четвертой группой крови имела оба дефекта. Супруг, имеющий третью группу крови, нормален в отношении гена дефекта ногтей и коленной чашечки и гомозиготен по обеим парам анализируемых генов. Определите вероятность рождения в этой семье детей, страдающих дефектом ногтей и коленной чашечки, и возможные группы их крови.

             4. Закрепление.

 Является ли наследственность приговором? Наука доказала, что возможна профилактика наследственных заболеваний. Каковы же меры профилактики?

         -Откройте листы с памятками  по профилактике наследственных заболеваний.

            Называем эти меры.

 Меры профилактики наследственных заболеваний (сообщение обучающегося)

1. Запреты на близкородственные браки.

         -1.Как вы можете объяснить данное положение?

      -2. Ребята, отражен ли этот запрет в законодательстве? (Да, в Российской Федерации запрещаются браки между кровными родственниками).

     -3.А как к этому относился этикет адыгэ хабзэ? (Такие браки категорически запрещались и осуждались).

   Как правило, мутации в генах носят рецессивный характер, поэтому в гетерозиготе они не проявляются. У 2-х родственников, имеющих одинаковые мутации больше вероятность проявления рецессивного гена в гомозиготе.

    -Мы здесь видим с вами наразрывную связь всех общественных процессов: обычаев, законов, науки.

2. Запрет на употребление алкоголя и наркотических веществ.

   Их употребление ведет к нарушению процесса коньюгации хромосом в мейозе, т. к. алкоголь яд для любой клетки, в том числе и для половой. В результате в некоторых половых клетках могут возникнуть изменения структуры и числа хромосом, что может привести к тяжелым уродствам или умственной отсталости.

-(Мнения детей).

3. Борьба за чистоту окружающей среды.

4. Медико – генетическое консультирование.

Люди, вступающие в брак и имеющие близких родственников, у которых известны случаи рождения детей с наследственными заболеваниями, или семьи, где уже имеется один больной ребенок, в первую очередь должны обратиться в медико - генетическую консультацию. Врачи – генетики помогут определить вероятность рождения больного или здорового ребенка и смогут обеспечить контроль за внутриутробным развитием плода.

5. Дородовая диагностика наследственных заболеваний, которая предусматривает их своевременное выявление.

Так обязательное ультразвуковое исследование (УЗИ) всех беременных женщин на 30% снизило рождение детей с тяжелыми пороками.

-Вы должны понимать насколько важно соблюдение этих мер для вашего здоровья и здоровья ваших потомков.

 5 . Итоги урока. Рефлексия.

Во время медико-генетического консультирования все убедились, как важно знать законы наследственности, что они применимы не только для растений и животных, но и для человека. Борьба с наследственными болезнями возможна лишь при высокой генетической образованности населения. Основы генетической грамотности мы получаем в школе.

Мы видим, что огромные шаги по защите наследственности человека или ее «улучшению» уже сделаны. Но генетики продолжают работать. И современные медицинские генетики дают в руки не только медицине, но и всему обществу оружие для избавления от накопленной в предыдущих поколениях наследственной патологии и предотвращения наследственной угрозы от факторов окружающей среды.

Слайд №14

6.Домашнее задание: карточки с задачами на наследование сцепленное с полом.

Тема: «НАСЛЕДОВАНИЕ, СЦЕПЛЕННОЕ С ПОЛОМ»

Задача 1. У мухи дрозофилы ген нормального цвета глаз (красный) доминирует над геном белоглазия, ген ненормального строения брюшка - над геном его нормального строения. Эти пары генов расположены в Х-хромосоме на расстоянии трех морганид. Определите вероятность различных гено- и фенотипов в потомстве от скрещивания гетерозиготной по обоим признакам самки с самцом, имеющим нормальный цвет глаз и нормальное строение брюшка.

Задача 2. Ген окраски глаз у мухи дрозофилы находится в Х-хромосоме. Красные (нормальные) глаза (В) доминируют над белоглазием (в). Определите фенотип и генотип у потомства F1, если скрестить белоглазую самку с красноглазым самцом?

Задача 3. Ген Н детерминирует у человека нормальную свертываемость крови, а н - гемофилию. Женщина, гетерозиготная по гену гемофилии, вышла замуж за мужчину с нормальной свертываемостью крови:

а) определите фенотип и генотип детей, которые могут родиться от такого брака;

б) по какому типу происходит наследование признака?

Задача 4. Классическая гемофилия наследуется как рецессивный признак. Ген гемофилии располагается в Х-хромосоме. Y-хромосома не содержит гена, контролирующего свертываемость крови. Девушка, отец которой страдает гемофилией, а мать здорова и происходит из благополучной по гемофилии семьи, выходит замуж за здорового мужчину. Определите вероятные фенотипы детей от этого брака.

Задача 5. Ген цветовой слепоты (дальтонизм) расположен в Х-хромосоме. Определите вероятность рождения детей с дальтонизмом в семье, где жена имеет нормальное зрение, но ее отец страдал цветовой слепотой. В семье мужа дальтонизма нет.

Задача 6. Женщина, страдающая дальтонизмом, вышла замуж за мужчину с нормальным зрением. Какова вероятность рождения детей с нормальным зрением и дальтонизмом?

.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Тест №1

Основные пути эволюции растительного мира

Проставьте против каждого пункта буквенное обозначение соответствующего направления эволюции:

А – ароморфоз;

И – идиоадаптация;

Д – дегенерация.

Приспособительные изменения, возникающие в ходе эволюции.

  1. Возникновение хлорофилла.
  2. Возникновение фотосинтеза.
  3. Дифференциация слоевища (тела растения) на лист, стебель, корень.
  4. Возникновение ползучего стебля у земляники.
  5. Возникновение полового процесса.
  6. Появление проводящей ткани.
  7. Появление цветка у покрытосемянных.
  8. Утрата листьев и превращение их в колючки (у кактуса).
  9. Появление плода у покрытосемянных.
  10.  Появление семян у голосемянных.
  11. Появление лазящего стебля у винограда и плюща.
  12. Появление крылышек и волосков на плодах клена и одуванчика.
  13. Появление зацепок на плодах лопуха и череды.
  14. Появление сочной мякоти в плодах рябины и малины.
  15. Утрата листьев развитой корневой и сосудистой систем и околоцветника у ряски.
  16. Утрата корней хлорофилла и листьев у повилики.
  17. Утрата тычинок и пестика в краевых цветках соцветия подсолнечника.
  18. Появление клубней у дикого картофеля.

     


Приложение 2

Тест №2

Основные пути животного мира

Проставьте против каждого пункта буквенное обозначение соответствующего направления эволюции:

А – ароморфоз;

И – идиоадаптация;

Д – дегенерация.

Приспособительные изменения, возникающие в ходе эволюции.

  1. Возникновение многоклеточности.
  2. Возникновение хорды.
  3. Образование позвоночника.
  4. Образование пятипалых конечностей.
  5. Образование ластов.
  6. Образование цепкого хвоста. (у обезьян)
  7. Образование у земноводных трехкамерного сердца.
  8. Образование у земноводных двух кругов кровообращения.
  9. Возникновение теплокровности.
  10. Ускорение проведения по нервам возбуждения у позвоночных.
  11. Усложнение головного мозга.
  12. Увеличение массы головного мозга.
  13. Переход к внутреннему оплодотворению у позвоночных.
  14. Утрата четырех пальцев из пяти (у лошадей).
  15. Утрата конечностей (у китов).
  16. Утрата густого шерстного покрова (у слонов).
  17. Утрата органов кровообращения и пищеварения (у цепня).
  18. Образование хобота у слона.
  19. Удлинение шеи у жирафа.

 


Приложение 3

Основные закономерности эволюции

Перечисляем ряд органов животных:

1 - рука шимпанзе                                    15 – жабры рыбы

2 – передние лапы кошки                               16 – чешуйки на коже ящерицы

3 – хобот слона                                            17 – панцирь черепахи

4 – крыло птицы                                          18 – перья на теле птицы

5 – крыло летуче мыши                               19 – чешуйки на ногах курицы

6 – «пятак» свиньи                                      20 – иголки на теле ежа

7 – ласт пингвина                                        21 – волоски на теле бабочки

8 – клешня рака                                          22 – щупальца осьминога

9 – клешня скорпиона                                23 – волоски на теле тарантула

10 – легкие лягушки                                   24 – иголки ехидны

11 – легкие голубя                                      25 – верхняя губа и нос лошади

12 – трахеи плавунца                                 26 – ласты кита

13 – жабры рака                                         27 – передние ноги лошади

14 – жабры беззубки                                         28 – щупальца гидры

а) Какие из этих органов являются гомологами руки человека?

б)Какие из них являются аналогами руки шимпанзе?

в) Какие гомологи губы и носа кошки?

г) Какие гомологи легких кошки?

д) Какие аналоги легких кошки?

е) Какие гомологи волос кошки?

ж) Какие аналоги волос кошки?

з) Какие гомологи панциря речного рака?


Приложение 4

Сравнение макроэволюции и микроэволюции.

№ п.п

Признаки

Микроэволюция

Макроэволюция

Сходство

1

При участии каких факторов эволюции, по Дарвину, происходит?

Изменчивость (мутационная, комбинативная наследственность. Борьба за существование, волны жизни, изоляция)

2

Что является главной движущей (направляющей, творческой) силой эволюции?

Естественный отбор

3

Каков результат этой движущей силы в данной череде поколений?

Многообразие видов, усложнение (прогресс) организмов, относительная приспособленность организмов

Различия

4

Какай это процесс по отношению к виду – внутривидовой или надвидовой?

Внутривидовой

Надвидовой

5

В приделах каких систематических групп (категорий) они происходят?

В пределах вида

В пределах рода и выше

6

Возникновение какой новой группы особей является началом этого процесса?

Популяций

Группы видов одного рода

7

Возникновение какой новой систематической группы (категории) организмов завершается этот процесс?

Вида

Класса, типа

8

Что из них чему предшествует?

Микроэволюция предшествует макроэволюции

9

Каковы масштабы эволюционных процесса (событий) по числу вовлеченных поколений во времени, в пространстве?

Малые масштабы в пределах ареала

Грандиозные масштабы (сотни миллионов лет, на целых материках, миллионы поколений)

10

Доступна ли человеку для непосредственного наблюдения?

Да

Нет