Открытые уроки в 6ом и 8ом классах по теме "Население"

Открытый урок в 6ом классе по теме "Биосфера".

Открытый урок в 8ом классе по теме "Население России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_6kl_naselenie_rossii.pptx1.7 МБ
Файл urok_v_6om_klasse.docx1.32 МБ
Файл urok_v_8om_klasse.docx32.2 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок в 6 классе по теме : “ Биосфера ” “ экологические пробле-мы в биосфере ” школа 633 Калининского района г. Санкт –Петербурга учитель географии Потапова Людмила Анатольевна

Слайд 2

Биосфера – самая ранимая оболочка земли. Человек может ее легко разрушить, но может сохранить , и даже улучшить .

Слайд 3

Никола́й Никола́евич Миклу́хо-Макла́й Родился : 17 июля 1846 г., Новгородская область Умер : 24 апреля 1888 Г., Санкт-Петербург — русский этнограф, антрополог, биолог и путешественник, изучав-ший коренное население Юго-Восточной Азии, Австра-лии и Океании, в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи, назы-ваемого Берегом ...

Слайд 8

Чтобы изучить новый материал, необходимо повторить некоторые вопросы : Назовите прародину человечества и дельнейшее его расселение ; О чем говорят вам эти цифры ( начало нашей эры – 230 млн человек ; 1000 лет – 280 млн человек ; 1987 год – 5 млрд человек ; 2015 год - ?; вторая половина 21 века – 10-12 млрд человек) ; Как узнается численность населения ; Первая перепись населения в России ; Сколько было переписей населения всего ; Назовите государства с высокой численностью населения.

Слайд 9

Причины возникновения экологичес-ких проблем в биосфере : Что необходимо человеку для его полноценной жизни ? Чем стал заниматься человек чтобы полноценно существовать ? Какие формы расселения стали появляться, чтобы жизнь человека стала комфортной ?

Слайд 10

КРАСНАЯ КНИГА 1919 год – “ О сроках охоты и праве на охотничье оружие ” . 1948 год – Международный союз охраны природы (МСОП). 1963 год – 1-ая Красная Книга в 2х томах. 1966 год – 1971 год – 2-ая Красная Книга в 3х томах : а) находящиеся под угрозой исчезновения (на красной бумаге) ; б) сокращающиеся – численность которых неуклонно сокращается (желтая бумага) ; в) редкие – под угрозой вымирания (белая бумага) ; г) неопределенные – малоизвестные (серая бумага).

Слайд 11

Лиственница ольгинская ( Larix olgensis ) Раздел: Голосеменные Семейство: Сосновые Pinaceae Род: Larix Автор: A. Henry Статус: 2 (V). Уязвимый вид. Внесен в Красную книгу СССР Распространение: В РФ встречается только в Приморском крае. Основная часть ареала в Ольгинском , Лазовском, Кавалеровском и Дальнегорском районах (1-6); наиболее типичные экземпляры с опушенными годичными по- бегами характерны для окрестностей нос. Ольги (7). Вне РФ встречается в Китае и на п-ове Корея. Экология: Растет от уровня моря до высоты 500-600 м, иногда 1000-1100 м над ур . моря. Литофит, но встречается и на заболоченных участках. Светолюбив, ветро - устойчив, отличается быстрым ростом. Естественное возобнов - ление под пологом леса идет неудовлетворительно Лимитирующие факторы: Светолюбивость, ограничивающая внедрение лиственницы в сомкнутые сообщества; низкая всхожесть семян; рубка леса и пожары. В зоне контакта вытесняется лиственницей Комарова (5). Охрана: Встречается в Сихотэ-Алинском (8) и Лазов- ском (9) заповедниках. Необходимы организация заказников и контроль за состоянием популяций. Выращивается во многих ботанических садах страны; за- рекомендовал себя как зимостойкий и засухоустойчивый нид (10), для которого характерен быстрый рост (3).

Слайд 12

Сосна густоцветковая ( Pinus densiflora ) Раздел: Голосеменные Семейство: Сосновые Pinaceae Род: Pinus Автор: Siebold et Zucc . Статус: 2 (V). Уязвимый вид. Внесен в Красную книгу СССР Распространение: В РФ встречается только в Приморском крае. Собственно Р. Аепв Шога распространен только на юге Хасанского р-на (1, 2), гибридная форма сос - ны - Р. funebris Коm .- встречается в Хасанском , Октябрь- ском , Пограничном, Ханкайском , Хорольском , Черниговском, Спасском, Кировском, Уссурийском, Михайловском и Шкотов- ском районах Приморского края, единично - в окрестностях Владивостока (3-10). Вне РФ растет на п-ове Корея (основная часть ареала), в Китае и Японии. Экология: Светолюбивое дерево высотой до 30 м и диаметром 70-80 см, однако особей таких размеров почти не осталось. Растет на сухих каменистых склонах (чаще в их верхней части), на скалах, реже на песчаных наносах. Встре - чается небольшими группами или рощами, иногда единично. Хорошо возобновляется естественным путем. Вид полимор - фен; в Приморье выделено 6 популяционных комплексов (9). Лимитирующие факторы: Частые лесные пожары; в прош - лом - рубки дерева. Охрана: Не назначается в рубку (11). Встречается в Уссурийском заповеднике (12), а также в Дальневосточном морском заповеднике, где на о. Де-Ливрона имеется одно де- рево , а на острове Фуругельма - два (13). Необходимо объя - вить заказниками наиболее крупные участки насаждений сос - ны густоцветковой в Ханкайском , Хасанском и других рай- онах. Выращивается во многих ботанических садах страны.

Слайд 13

Тис остроконечный ( Taxus cuspidata ) Раздел: Голосеменные Семейство: Тисовые Тахасеае Род: Taxus Автор: Siebold et Zucc . ex Endl . Статус: 3 (R). Редкий вид. В РФ - северная граница ареала. Внесен в Красную книгу СССР Распространение: В РФ встречается только на юго-востоке Хабаровского края, в Приморском крае и на юге Сахалинской обл.; вне РФ - в Китае, на п-ове Корея и в Японии. Экология: Хвойное вечнозеленое двудомное дерево высотой до 20 м, на севере - кустарник, на островах залива Петра Великого-стланик (1). Одиночные экземпля - ры или небольшие группы растут в хвойно-широколиственных лесах до 900 м над ур . моря. На о. Петрова в Лазовском заповеднике и в окрестностях с. Матвеевка Чугуевского р-на Приморского края сохранились рощи. Размножается семенами и вегетативно. Лимитирующие факторы: Поедание семян птицами и добыча древесины (красное дерево), пожары. Предполагается, что больные гельминтозом животные поедают хвою и ветви (2). Охрана: Экспорт регулируется Конвенцией СИТЕС. Не назначается в рубку (3, 4). Решениями Приморского край- исполкома (1980) и Сахалинского облисполкома (1981) вне- сен в списки охраняемых растений края и области. Растет в Комсомольском заповеднике (5) и во всех заповедниках Приморского края (6-10). Рощу (площадь-2-3 га) в доли- не р. Таежной в Тернейском р-не Приморского края следует объявить памятником природы (11). Получен ряд садовых форм. Культивируется во многих бо - танических садах страны.

Слайд 14

Амурский тигр – один из самых редких хищников планеты, самый круп-ный тигр в мире, единственный представитель вида, живущий в снегах. Амурский тигр занесен в Международную Красную книгу, в России эти звери обитают только в Приморском и Хабаровском краях. По данным последней переписи, популяция редкого зверя в РФ насчитывает около 450 особей.

Слайд 15

Дальневосточный леопард – подвид леопардов класса млекопитающих, отряда хищных, семейства кошачьих. Это один из самых редких представителей семе-йства кошачьих в мире. Многие специалисты считают дальневосточного лео-парда самым красивым подвидом леопардов и часто сравнивают его со снеж-ным барсом. Юг Приморского края – единственный в России ареал обитания дальневосточного леопарда. По данным последней переписи, в настоящее время в Уссурийской тайге обитает около 50 особей леопарда. Ученые многих стран и WWF озабочены вопросом сохранения вымирающего вида.

Слайд 16

Манул – редкий хищник степей и полустепей Евразии – занесен в международную и российскую Красные книги. Этот дикий кот имеет статус, близкий к угрожаемому. По данным ученых, численность животного сокращается. Кроме того, ему угрожают браконьеры, существует угроза исчезновения подходящих мест обитания. В России находится самый северный ареал обитания этого животного, здесь манул встречается главным образом в горно-степных и пустынно-степных ландшафтах юго-востока республики Алтай, в республиках Тува, Бурятия, а также в юго-восточной части Забайкальского края.

Слайд 17

Cнежный барс (ирбис) – редкий, малочисленный вид. В Красной книге РФ ему присвоена первая категория – «вид, находящийся под угрозой исчез-новения на пределе ареала». Общая численность снежного барса в России, по оценкам экспертов WWF (Всемирного фонда дикой природы), составляет не более 80-100 особей.

Слайд 18

Серый кит занесен в Красную книгу Российской Федерации. Киты обитают в северной части Тихого океана, совершая регулярные сезонные миграции. Эти морские животные – рекордсмены по дальности передвижений: за год кит про-плывает в среднем 16 тысяч километров. При этом кит довольно тихоходен, его обычная скорость – 7-10 километров в час. По данным зоологов, максималь-ная зарегистрированная продолжительность жизни серого кита составил 67 лет.

Слайд 19

Домашнее задание : Назовите прародину человечества и дельнейшее его расселение ; О чем говорят вам эти цифры ( начало нашей эры – 230 млн человек ; 1000 лет – 280 млн человек ; 1987 год – 5 млрд человек ; 2015 год - ?; вторая половина 21 века – 10-12 млрд человек) ; Как узнается численность населения ; Первая перепись населения в России ; Сколько было переписей населения всего ; Назовите государства с высокой численностью населения.

Слайд 20

7. Назовите какие созданы особо охраняемые при- родные территории ; 8. Напишите о них рассказы ; 9. Если требуется помощь им, напишите, что вы можете сделать. УЛУЧШИТЬ, СОХРАНИТЬ, УМНОЖИТЬ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ И РАБОТУ!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок в 8ом классе

Тема: Население России. Причины снижения численности населения.

   Цели: 1. Умение определять численность населения. 2. Выявлять причины понижения и повышения численности населения. 3. На основе анализа причин, социальных факторов устанавливать закономерности снижения численности населения.                    4. Предложить перспективные направления для устранения снижения.

   Задачи: 1. Развивающие: а) развитие познавательных интересов у учащихся; б) умение организовать свою познавательную деятельность; в) вести поиск и отбор информации; в) умение применять эту информацию на практике.                                                                                       2. Обучающие: а) дать детям знание о науке демографии, что она изучает и использовать эти знания на практике; б) сформировать представления о понятиях: демография, геодемография, перепись населения, демографический кризис и взрыв; в) умение читать, пояснять, объяснять, делать выводы используя таблицы, графики, диаграммы (столбиковые и круговые).  3. Воспитывающие: a) понимание необходимости научно-географических познаний для перспективного развития страны (в целом и в отдельных регионах.

  Оборудование к уроку: интерактивная доска, настенные карты, презентации учителей и учеников, атласы, учебники, контурные карты, дополнительная литература.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания:

Иванов Григорий Петрович – ученый. Вернулся из отпуска в шумный город. Он вышел на работу и получил задание, провести научную конференцию по демографической проблеме России.

- Что изучает наука демография? 

- Геодемографическое положение России (положительные и отрицательные                                        черты)?

- Какой процесс определяет численность населения?

- В каком году была первая и последняя перепись населения России?

- Cколько всего было переписи населения?

Численность населения (Доля России)

Анализ таблицы

Год

1913

1950

2009

2050

(прогноз)

Численность населения, млн

80

105

140

?

% от мирового населения

4,4

4,0

2,1

1,1

Место

4

5

9

18

 

Анализ столбиковой диаграммы

Прирост и убыль населения

Объяснение нового материала

Иванов Григорий Петрович просит вас объяснить причины снижения численности населения и пути исправления этой ситуации:                                                 1. На снижение численности населения могут влиять факторы:                                                        - рождаемость и смертность                                                                                                         - войны                                                                                                                                            - экономические кризисы                                                                                                                     - миграции                                                                                                                                        - эпидемии                                                                                                                                     - стихийные природные бедствия                                                                                            2. Главный фактор – естественный прирост – это разность рождаемости и смертности     Е.п. = Р – С (рождаемость больше смертности Е.п. = +)                                             (рождаемость меньше смертности Е.п. = - )                                                                  (рождаемость ровна смертности Е.п. = 0)                                                                                  3. Повышение численности населения России:                                                                               - увеличение продолжительности жизни;                                                                                               - естественный прирост всегда в плюсе;                                                                                      - улучшение качества жизни;                                                                                                     - до 2025 года концепция демографической политики – численность населения России – 145 млн. человек;                                                                                                                         - привлечение эмигрантов.                                                                                                          4. Решение задач по теме: Население России из итоговой работы за 9 кл 2014 году                                            

                                                                                       

Домашнее задание

Иванов Григорий Петрович благодарит вас за помощь. Теперь вы сможете самостоятельно решить несколько вопросов по теме “численность населения”:

  1. Назови государство имеющее границы с Россией и с    численностью населения больше чем у нее.
  2. Разность между количеством родившихся и умерших за определенный период называется ……………………
  3. Перечислить периоды убыли населения России, которые были обусловлены мощными социально-экономическими потрясениями.
  4. Назови три субъекта России с наибольшей и наименьшей численностью населения.
  5. Высокий естественный прирост характерен для субъектов федерации…………………..

Спасибо за участие в работе на уроке!