Работа с одарёнными детьми.

Левина Зоя Федоровна

 "  Много из математики не остается в памяти, но когда поймешь ее, тогда легко при случае вспомнить забытое."
                                         М.В. Остроградский

Статья для выступления на конференции «Одаренность. Проблемы и перспективы развития»

Подготовила: Штромбергер Вера Николаевна, учитель математики МКОУ «Тополинская ООШ» Хабарского района

Работа с одаренными детьми в малокомплектной школе.

                                                                       Дети - национальное достояние любой страны, а одаренные дети - ее интеллектуальный творческий потенциал.

     Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест.  Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий.  Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями.  И,  прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности.            Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения.  И именно высоко - одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

    Наблюдения, свидетельствующие о том, что умственные возможности людей неравны, старо, как мир. Также  давно было замечено, что различия их часто проявляются уже в детстве. Поэтому раннее выявление, развитие и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

    Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых,  в особом внимании и руководстве.  Но не следует забывать, что в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

У одаренных детей особенно проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, которая позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс самообучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, к достижениям в области искусства или  спорта, к активному умственному труду и самопознанию.

Вслед за исследователями одаренности школьников, выделяю три группы таких обучающихся в своих классах.

  1. Школьники с очень высоким общим уровнем развития интеллектуальных способностей. У этих детей сильно развитое чувство справедливости и очень широкие личные системы ценностей. К сожалению, в малокомплектной школе с численностью менее 100 человек, таких детей очень мало.
  2. Школьники с признаками специальной умственной одаренности в определенной области знаний.
  3. Школьники, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, креативностью, продуктивностью мышления, способностью к лидерству.

В школе должно быть создано такое образовательное пространство, которое способно обеспечить развитие внутреннего деятельностного потенциала ученика; способностей, необходимых для стандартных учебных действий, обеспечивающих успех в учебе; способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни; умения ставить цели и искать пути их достижения, а также создание условий для максимально возможного использования обучающимися своих способностей; ограждения от негативного влияния на ребенка с признаками одаренности «обычных» реакций детей; постоянного стимулирования позитивного проявления способностей.

Однако нередко в современной школе одаренные дети испытывают дискомфорт из-за отсутствия отмеченных выше условий и, особенно дифференцированного обучения, из-за ориентации школы на среднего ученика, из-за излишней унификации программ, в которых плохо предусмотрены или совсем не учитываются индивидуальные возможности усвоения знаний, проявления интересов и потребностей в применении знаний на практике.

     Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности.  Проявления умственной одаренности у ребенка связаны с чрезвычайными возможностями детских лет жизни.  Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет в становление интеллекта. Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного.  Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению - это внутреннее условие умственного роста.  Окажется  ли оно устойчивой, особенностью на последующих возрастных этапах, не известно.

   Творческие устремления ребенка,  продуцирование им новых ходов мысли также могут быть отнесены к предвестникам одаренности, но это еще не факт, что они получат дальнейшее развитие. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренной личности.

   Одаренные дети,  демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей: талантливый человек талантлив во всем.

За 9 лет работы в школе, мне посчастливилось  работать с одаренными детьми.  На самом деле эти дети одаренны во всем. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников.  Как правило,  их отличает высокая любознательность и исследовательская активность.  Хочу подробнее остановится на интеллектуальной  и социальной одаренности детей , так как в течении  всех лет работы в школе являюсь классным руководителем. Дети с одаренностью интеллектуального вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию.  Высоко -  развитые  способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.  

В моих классах есть ученики, которые участвуют во многих  олимпиадах  районного, зонального и всероссийского уровня. Хочу привести результаты участия этих ребят за последний учебный год.

2012-2013 учебный год

№п.п.

Название конкурса или олимпиады

Ф.И. учащегося

Класс

Результат

  1.  

Всероссийский математический конкурс «Устный счет»

Пучнин Д.

9

2 место

  1.  

Всероссийский Математическо – геометрический кроссворд для 9 классов

Пучнин Д.

9

1 место

  1.  

Всероссийская олимпиада по математике 5-11 классы, сайт МИНОБР.ОРГ

Пучнин Д.

9

1 место

  1.  

Математическая игра «Судоку»

Пучнин Д.

9

1 место

  1.  

Всероссийская олимпиада по математике 5-11 кл., сайт Продленка

 

 

Пучнин Д.

Гончарова Ю.

Вальтер В.

Кузнецова К.

Алганчукова Т.

Фомченкова К.

Овечкина Ж.

9

6

9

9

9

7

7

2 место

2 место

3 место

3 место

3 место

3 место

3 место

  1.  

Всероссийская дистанционная олимпиада по математике проекта InfoUrok.ru.

Кузнецова К

Вальтер В.

9

9

1 место

3 место

  1.  

Конкурс «Мультитетст 2012»

 

Пучнин Д.

Коваленко Р.

9

6

Лауреат

лауреат

  1.  

Молодежный математический чемпионат 2012-2013 г.

Пучнин Д.

9

лауреат

    Большое значение в развитии одаренного ребенка играет система внеурочной деятельности. Вот уже 2 года в нашей школе ведется курс «Математика и конструирование» для учащихся 2-3 классов, в результате которого у младших школьников выросли результаты олимпиад математической направленности. В этом году введен курс «Занимательная математика» для учащихся 1- 4 классов. 

   Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему.  Широкое распространение получили всевозможные тесты, направленные на выявление одаренности.

  В настоящее время в психологической литературе представлены два основных взгляда на процесс установления одаренности.  Один из них основан на системе единой оценки. Например, ребенок считается одаренным, если он набрал количество баллов по шкале Станфорд-Бине, превышающее некоторое пороговое значение.  В разных источниках указываются различные значения этого порогового показателя для отнесения ребенка к группе одаренных.  Другой подход основан на комплексной оценке, включающей множество оценочных процедур (тестирование, опрос учителей и родителей и т.д.).  Однако  и комплексный подход не избавляет полностью от ошибок.  Печальна судьба тех детей, которые были отнесены по результатам обследования к числу одаренных, но затем никак не подтвердили этой оценки.

Однако даже при весьма квалифицированном использовании и лучшие тесты не застраховывают от ошибок. Кроме того, необходимо учитывать, что ни один из существующих тестов не охватывает всех видов одаренности.

Одним из хороших  методов является наблюдение. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить о его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему. То есть, нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений.

Преимущество наблюдения и в том, что оно может происходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей. Существует естественный эксперимент, когда, например, на уроке или на занятиях кружка организуется нужная для исследования обстановка, которая является для ребенка совершенно привычной и когда он может и не знать, что за ним специально наблюдают.  Применяют и так называемое включенное наблюдение, когда сам наблюдатель является участником происходящего. Некоторые современные исследователи охотно разрабатывают такие формы эксперимента, в которых важная роль отводится наблюдениям.

Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии. Для их оценки требуется достаточно длительное прослеживание изменений, наступающих при переходе от одного возрастного периода к другому. Такое исследование называется лонгитюдным. Одаренность - «дело штучное», это всегда индивидуальность, и здесь каждый случай требует прежде всего индивидуального лонгитюда, то есть монографического описания и анализа. Имеется в виду систематическое наблюдение за испытуемым на протяжении ряда лет. Наблюдение может быть непрерывным, изо дня в день, а может, и с перерывами. Для эффективного применения этого метода я как учитель математики в основной школе, в этом году разработала курс «Занимательная математика » для младших школьников, который рассчитан на 4 года, обучение начинается с 1 класса.

    При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает проблема: чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию.  Программы для одаренных должны отличаться от обычных учебных программ.   Моя первоочередная задача, как учителя, при работе с одаренными детьми правильно составить индивидуальный план работы с каждым ребенком.  

       Занятия одаренного ребенка в обычном классе по стандартной учебной программе похожи на тот случай, когда нормального ребенка помещают в класс для детей с задержкой умственного развития.  Ребенок в таких условиях начинает приспосабливаться, он старается быть похожим на своих одноклассников, и спустя какое-то время его поведение будет похоже на поведение всех остальных детей в классе. Он  начнет подстраивать  выполнение заданий по качеству и количеству под соответствующие ожидания учителя. У невнимательного, неподготовленного педагога такой ребенок может надолго задержаться в развитии. Существуют разные стратегии обучения одаренных детей, которые могут быть воплощены в разные формы. Для этого разрабатываются специальные учебные программы. К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом относят ускорение и обогащение.

     Считается, что ускорение  - наилучшая стратегия обучения детей с математическими способностями. Существуют некоторые формы ускорения, например, раннее поступление в школу.  С одной стороны, ранний прием выявляет наиболее благоприятные стороны ускорения, с другой - есть возможности отрицательных последствий, прежде всего в отношениях с окружающими и эмоциональном развитии детей. Ранний прием в школу должен проводиться тщательно, на основе комплекса показателей,  когда интеллектуальной готовности соответствует и личностная зрелость ребенка.

В нашей школе ведется  большая работа по выявлению, развитию и воспитанию одаренных детей. Учителя привлекают их к участию в различных конкурсах, заочных и очных олимпиадах,  чемпионатах.  Многие одаренные дети нашей школы участвовали и стали призерами и победителями международного математического конкурса «Кенгуру»,  межрегионального  конкурса по русскому языку «Русский медвежонок», конкурса Мультитест и Олимпус, Молодежных предметных чемпионатов по биологии, русскому языку, математике, истории, обществознании, всероссийских дистанционных викторинах и олимпиадах сайта Продленка и Минобр.орг, международной эвристической олимпиады «Совенок», а также конференций научно-исследовательской напрвлености.  Конечно же за этими победами и наградами,  стоит огромный труд учителя, педагога, который не жалеет сил, времени и  энергии, и конечно же большая любовь к детям.

В  заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми  - это сложный и никогда не прекращающийся процесс.  Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.  К сожалению, еще очень мало сделано для детей, превосходящих свою возрастную норму в различных отношениях. Между тем, только высоко - одаренные  люди способны внести наибольший вклад в развитие общества, и  не развивать таланты является непозволительной ошибкой для развития любого государства.

                                                            Литература

  1. Давыдов В.  В. Теория развивающего обучения. М.,1996.
  2. Левашов В.К. Интеллектуальный потенциал общества: социологическое измерение и прогнозирование? // Психологическая наука и образование. 2009. № 4.
  3. Парето В. Компендиум по общей социологии. М., 2007.
  4. Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 2003.
  5. Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. М., 2002.
  6. Рубцов В.  В. Социально-генетическая психо логия развивающего образования: деятельност ный подход. М., 2008.
  7. Юркевич В.  С. Одаренные дети и интеллектуально-творческий потенциал общества // Пси хологическая наука и образование. 2009. № 4.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи» Б. Шоу МБОУ « Коротоякская СОШ» Признаки делимости

Слайд 2

Признаки делимости на 10, на 5, на 2 1. Если запись натурального числа оканчивается цифрой 0, то это число делится без остатка на 10. Если запись натурального числа оканчивается другой цифрой, то оно не делится без остатка на 10. 2.Если запись натурального числа оканчивается цифрой 0 или 5, то это число делится без остатка на 5. Если же запись натурального числа оканчивается иной цифрой, то число без остатка на 5 не делится . 3. Если запись натурального числа оканчивается чётной цифрой (0,2,4,6,8), то это число чётное( делится без остатка на 2), а если запись числа оканчивается нечётной цифрой (1,3,5,7,9), то это число нечётное. Формула чётного числа n=2k. Формула нечётного n=2k+1

Слайд 3

Признаки делимости на 9 и на 3 4. Если сумма цифр числа делится на 9, то и число делится на 9; если сумма цифр числа не делится на 9, то и число не делится на 9. 51 633, 5+1+6+3+3 = 18, 18:9 = 2 Значит 51 633 :9 = 5737 5. Если сумма цифр числа делится на 3, то и число делится на 3; если сумма цифр числа не делится на 3 , то и число не делится на 3. 75 432, 7+5+4+3+2 =21, 21: 3 = 7 Значит 75 432 : 3= 25144

Слайд 4

« Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность» Б. Шоу МБОУ « Коротоякская СОШ» Признаки делимости

Слайд 5

Признак делимости на 25 6. Если запись натурального числа оканчивается на два нуля, на 25, на 50 и на 75, то это число делится без остатка на 25. Если запись натурального числа оканчивается другой цифрой, то оно не делится без остатка на 25. Например: 487500, 325125, 37650, 89775.

Слайд 6

Признак делимости на 4 и на 6 7. Если в записи натурального числа последние две цифры делятся на 4, то это число делится без остатка на 4. 675 12 (12 :4 = 3), 67512:4 =16878 8. Если запись натурального числа делится и на 2 и на 3, то это число делится без остатка на 6. 21411 6 – чётное , то делится на 2 2+1+4+1+1+6=15, 15:3 =5 Значит 214116:6 = 35666

Слайд 7

Признак делимости на 12 9. Если запись натурального числа делится и на 4, и на 3, то это число делится без остатка на 12. 2141 16 – две последние цифры делятся на 4 и сумма цифр делится на 3. 16:4 = 4 2+1+4+1+1+6=15, 15:3 =5 Значит 214116:12 = 17843

Слайд 8

Признак делимости на 20 10. Если запись натурального числа оканчивается цифрой 0 и предпоследняя цифра чётная, то это число делится без остатка на 20. Например: 8303 4 0 : 20 = 41517

Слайд 9

Признак делимости на 8 11. Если в записи натурального числа три последние цифры делится без остатка на 8, то это число делится без остатка на 8 . Например: 4 653 056, 56 : 8 = 7, з начит 4 653 056 : 8 = 581 632

Слайд 10

Признак делимости на 7 12. Берём любое число , например , 7 259. Выписываем его без последний цифры 725. Из этого числа вычитаем удвоенные единицы ( 9*2 = 18, 725 – 18 =707, 707: 7 = 101 ), если полученная разность делится на 7, то и само число делится на 7 7 259 : 7 = 1037

Слайд 11

. Вопрос : Если нужно проверить, делится ли на 7 число из 20 цифр, то вычитание удвоенной последней даст число из 19 цифр, и делить его на 7 столбиком почти так же трудно, как и исходное число. Что же тогда делать?

Слайд 12

. Ответ: Нужно каждый раз из полученного числа вычитать также удвоенные единицы, число каждый раз будет уменьшаться на один разряд .

Слайд 13

Признак делимости на 7 (второй способ) Но есть еще способ проверить делимость числа на 7, он получается из этого же признака делимости, но проще. Если число большое, его нужно разбить на группы по 2 цифры, начиная справа . Первое число делим на 7, остаток от деления удваиваем и складываем со следующим числом, полученное число снова делим на 7, остаток также удваиваем и складываем со следующим числом и до тех пор, пока последнее полученное число разделится или не разделится на 7.

Слайд 14

Признак делимости на 7 (второй способ) Например : 71 008 090 440, 7.10.08.09.04.40 . 7:7=1. отстаток 0, 0*2+10=10. 10:7=1 (ост3), 3*2+08=14, 14:7=2 ( ост 0), 0*2+09=9, 9:7=1 ( ост 2 ), 2*2+04=8, 8:7=1 ( ост 1), 1*2+40=42, 42 делится на 7. Значит число 71 008 090 440 : 7 = 10 144 012 920

Слайд 15

. В нашей работе мы рассмотрели лишь часть признаков делимости чисел. Возможно, есть ещё , но мы не будем останавливаться на достигнутом и планируем в дальнейшем расширять нашу работу, пополняя её новыми знаниями по данной теме, надеясь, что наша работа стоит наших усилий! Выбор за вами «Попробуйте…»

Слайд 16

. Выбор за тобой «Это невозможно!» - сказала Причина. «Это безрассудство!» - заметил Опыт. «Это бесполезно!» - отрезала Гордость. «Попробуй…» - шепнула Мечта.

Слайд 17

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Название работы: Признаки делимости чисел 

 Тезисы работы:   «Признаки делимости чисел»

 

 Признаки делимости чисел  на 2,на3, на 5, на9, на 10, на 25   Я уже знаю!!  

 Признаки делимости  на 4

 Признак делимости на 6

 Признак делимости на 7

 Признак делимости на 8

 Признак делимости на 11

 Признак делимости на 12

 Признак делимости на 20  

ХОД     ВЫСТУПЛЕНИЯ

Слайд 1

« Если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи»
                                                    Б. Шоу

Слайд  2  Признаки делимости на 10, на 5, на 2

1. Если запись натурального числа оканчивается цифрой 0, то это число делится без остатка на 10. Если запись натурального числа оканчивается другой цифрой, то оно не делится без остатка на 10.

  2.Если запись натурального числа оканчивается цифрой 0 или 5, то это число делится без остатка на 5. Если же запись натурального числа оканчивается  иной цифрой, то число  без остатка на 5 не делится .

  3. Если запись натурального числа оканчивается чётной цифрой (0,2,4,6,8), то это число чётное( делится без остатка на 2), а если запись числа оканчивается нечётной цифрой (1,3,5,7,9), то это число нечётное.

Формула чётного числа  n=2k.    Формула нечётного  n=2k+1

 Слайд 3   Признаки делимости на 9 и на 3

4. Если сумма цифр числа  делится на 9, то и число делится на 9; если сумма цифр числа не делится на 9, то и число не делится на 9.

51 633, 5+1+6+3+3 = 18, 18:9 = 2

Значит  51 633 :9 = 5737

5. Если сумма цифр числа  делится на 3, то и число делится на 3; если сумма цифр числа не делится на 3 , то и число не делится на 3.

75 432, 7+5+4+3+2 =21, 21: 3 = 7

Значит 75 432 : 3= 25144

      Слайд 4    « Единственный путь, ведущий
                          к знанию - это деятельность»
                                       Б. Шоу

  Слайд 5     Признак делимости на 25

6. Если запись натурального числа  оканчивается на  два нуля, на 25, на  50 и на 75, то это число делится без остатка на 25. Если запись натурального числа оканчивается другой цифрой, то оно не делится без остатка на 25.

  Например:    487500, 325125, 37650, 89775.

   Слайд 6            Признак делимости на 4 и на 6

       7.  Если  в  записи натурального числа  последние две  цифры делятся на 4, то это число делится без остатка на 4.

67512   (12 :4 = 3),         67512:4 =16878

        8. Если запись натурального числа  делится и на 2 и на 3, то это число делится без остатка на 6.

214116 – чётное , то делится на 2

2+1+4+1+1+6=15,  15:3 =5       Значит  214116:6 = 35666

Слайд  7     Признак делимости на 12

  9. Если запись натурального числа  делится и на 4,

  и на 3, то это число делится без остатка на 12.

214116 – две последние цифры делятся на 4 и сумма цифр делится на 3.     16:4 = 4

2+1+4+1+1+6=15,  15:3 =5    Значит  214116:12 = 17843

 Слайд  8  Признак делимости на 20

10. Если запись натурального числа оканчивается цифрой 0 и предпоследняя цифра чётная, то это число делится без остатка на 20.

 Например: 830340 : 20 = 41517

Слайд     9  Признак делимости на 8

11. Если в записи натурального числа три  последние цифры делится без остатка на 8, то это число делится без остатка на 8 .

 Например: 4 653 056,  56 : 8 = 7,

значит  4 653 056 : 8 = 581 632

  Слайд    10       Признак делимости на  7

12.  Берём любое число , например , 7 259.

Выписываем его без последний цифры    725.

Из этого числа вычитаем удвоенные единицы

( 9*2 = 18,   725 – 18 =707, 707: 7 = 101), если полученная разность делится на 7, то и само число делится на 7

7 259 : 7 = 1037

 Слайд   11      Вопрос:   Если нужно проверить, делится ли на 7 число из 20 цифр, то вычитание удвоенной последней даст число из 19 цифр, и делить его на 7 столбиком почти так же трудно, как и исходное число. Что же тогда делать?

Слайд   12

Ответ: Нужно каждый раз из полученного числа вычитать также удвоенные единицы, число каждый раз будет уменьшаться на один разряд.

  Слайд   13  

               Второй способ    «Признак делимости на  7»

Но есть еще способ проверить делимость числа на 7, он получается из этого же признака делимости, но проще.  Если число большое, его нужно разбить на группы по 2 цифры, начиная справа.  Первое число делим на 7, остаток от деления удваиваем и складываем со следующим числом, полученное число снова делим на 7,  остаток также удваиваем и складываем со следующим числом и до тех пор, пока последнее полученное число разделится или не разделится на 7.

  Слайд  14  

Например:  71 008 090 440,    7.10.08.09.04.40.

 7:7=1. отстаток 0,  0*2+10=10. 10:7=1 (ост3),  3*2+08=14, 14:7=2 (ост 0),

 0*2+09=9, 9:7=1 (ост 2),

 2*2+04=8, 8:7=1 (ост 1),

  1*2+40=42, 42 делится на 7.

Значит число 71 008 090 440 : 7 = 10 144 012 920

Слайд    15

  Заключение:  

В нашей работе мы рассмотрели лишь часть  признаков делимости чисел.  Возможно,  есть ещё , но мы не будем останавливаться на достигнутом и планируем в дальнейшем расширять нашу работу, пополняя её новыми знаниями по данной теме, надеясь, что наша работа стоит наших усилий! 

Выбор за вами

«Попробуйте…»

 Слайд 16      Бывает так .

            Выбор за тобой

«Это невозможно!» - сказала Причина.

«Это безрассудство!» - заметил Опыт.

«Это бесполезно!» - отрезала Гордость.

«Попробуй…» - шепнула Мечта.

 Слайд 17  Спасибо за внимание!