Литература 6 класс

Приходько Ольга Николаевна

Предварительный просмотр:

А.А.Фет «Учись у них – у дуба, у берёзы…». Природа как мерило человеческой нравственности, мир истины и красоты.

Цели урока. Обучающиеся должны:

- Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.;

-понимать мысль поэта в произведении, стремление Фета остановить мгновение и запечатлеть его в слове, понимать, какие чувства испытывает лирический герой стихотворения при восприятии картин природы;

- уметь: строить небольшое монологическое высказывание, определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в стихотворении, выразительно читать стихотворения, передавая гамму чувств поэта.

1. Проверка домашнего задания (5-7 минут)

2. Формулировка темы и задач урока

Прочтите название ещё одного стихотворения А.А.Фета «Учись у них – у дуба, у берёзы…». Что пришло вам в голову? (Чему и как можно учиться у деревьев?)  Предположите, чему же можно учиться?

Давайте подумаем, что мы будем обсуждать на уроке.  (смысл стихотворения и как Фет его передал). Сформулируем тему  «Основная мысль стихотворения А.А.Фета «Учись у них – у дуба, у берёзы…»

С чего стоит начать? Конечно, с чтения стихотворения.

3.Чтение стихотворения

Аудиозапись на диске для 6 класса.

4. Обсуждение

1) Какие чувства вызвало у вас прослушанное стихотворение?

На какие части можно поделить стихотворение? Какова его композиция? (две части: первая – о зиме, а вторая – о весне, причём вторая часть противопоставлена первой и начинается с союза НО. Такое изобразительное средство, как мы помним называется антитезой.)

 Работа с вопросами по группам.  (3-5 минут) во время работы групп – портрет Фета

1 группа – найдите эпитеты в 1 и 2 части стихотворения, сравните их.

2 группа – найдите олицетворения в 1 и 2 части стихотворения, сравните их.

3 группа – как понять слова «Её промчится гений, опять теплом и жизнию дыша»

2) Как же теперь ответить на вопрос  нашего урока?  

Обратимся к вступительной статье перед стихотворением. Проверим наши предположения, соответствуют ли они мнению авторов учебника. Найдите ответ на вопрос там.  Прочтите.

3) Как вы понимаете выражение «в параллель»? Давайте попробуем доказать, что жизнь природы параллельна жизни человека: в них много похожего, но они не пересекаются. Нарисуем 2 параллельные прямые. Выпишем то, что приходится испытывать деревьям.

А теперь попробуем найти в жизни человека похожие ситуации.

Жизнь природы

Жизнь человека

Бури

Грозы

Метели

Холода

Ссоры

Измена

Предательство

Сплетня

Одиночество

Развод

Болезнь

Треснула кора

Застыли слёзы

Болит душа

Холод в сердце

Слёзы

Переживания

Душевная боль

Обида

Болит сердце

Разочарование

Злость

Гнев

4) В стихотворении от такой жизни «Треснула, сжимаяся,  кора». А что в жизни человека от таких жизненных бурь бывает?

5) Что мы доказали с помощью нашей таблицы? (жизнь природы похожа на жизнь человека, поэтому у неё можно учиться.)

 Но чему учит поэт?  В какой строке даёт Фет ответ на этот вопрос? «Они молчат; молчи и ты!»

6) Проведите параллель с жизнью человека. ( не плачь, не расстраивайся, не жалуйся, скрепи своё сердце, мужественно и стойко вынеси все страдания. И тогда придёт избавление от жизненных бурь и невзгод, придёт весна, станет тепло в природе и тепло на душе. Все невзгоды когда-либо заканчиваются, и в душе наступает облегчение)

5. Работа с другими видами искусств

- Это стихотворение  Фет написал 31 декабря 1883 года. Ни о чём не говорит вам эта дата? (Новый год)

Я вам расскажу немного о жизни этого поэта, а вы мне попробуете ответить на вопрос, почему Фет написал такое стихотворение?

Родился в октябре или ноябре в селе Новоселки Орловской губернии. Его отцом был богатый помещик А. Шеншин, мать — Каролина Шарлотта Фёт, приехавшая из Германии. Родители не состояли в браке. Мальчик был записан сыном Шеншина, но когда ему было 14 лет, обнаружилась юридическая незаконность этой записи, что лишало его привилегий, дававшихся потомственным дворянам. Отныне он должен был носить фамилию Фет, богатый наследник внезапно превратился в "человека без имени", сына безвестного иностранца сомнительного происхождения. Фет принял это как позор. Вернуть утраченное положение стало навязчивой идеей, определившей весь его жизненный путь.

 Надеясь получить дворянскую грамоту, в 1845 Фет записался в военный полк, расквартированный в Херсонской губернии, в чине унтер-офицера, уже через год он получил звание офицера, однако незадолго до этого стало известно, что отныне дворянство дает только чин майора. В годы херсонской службы в жизни Фета разразилась личная трагедия, наложившая отпечаток на последующее творчество поэта. Возлюбленная Фета, дочь отставного генерала Мария Лазич, скончалась от полученных ожогов — ее платье вспыхнуло от по неосторожности или нарочно уроненной спички.

    В 1859 поэт получил долгожданный чин майора, однако мечте вернуть дворянство не суждено было тогда исполниться — с 1856 этот титул присуждался только полковникам. Фет вышел в отставку и после продолжительной поездки за границу обосновался в Москве.

И только в 1873 сбылась, наконец, его мечта, получена дворянская грамота и фамилия отца.

Почему же Фет написал такое стихотворение? (сам испытал в жизни много трудностей, но смог выстоять, этому учит и читателя)

5. Рефлексия

- Ответили ли мы на вопрос, поставленный в начале урока? (чему можно учиться у деревьев?)

- В каких ситуациях вы бы посоветовали своему другу прочитать это стихотворение?

- Как бы вы прочитали его, чтобы поддержать своего друга?

6. Домашнее задание

Выучите стихотворение и прочтите его так, как бы вы прочитали его другу, попавшему в трудную жизненную ситуацию.